Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Небылицы |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Прийт Пярн |
сценарий: | Прийт Пярн |
видеооператор: | Янно Пылдмаа |
композитор: | Олав Эхала |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 октября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 9 мин |
В Интернете довольно большой интерес проявляют к советской психоделической анимации. Такие мультфильмы, как «Его жена курица», «В синем море, в белой пене», «Потец», «Слева направо» – завсегдатаи всевозможных рейтингов безумных мультфильмов. Очень удивляет тот факт, что мультфильм, который явно не менее, а то и более безумный, проходит мимо внимания блоггеров, составляющих эти рейтинги. А ведь именно здесь происходит самый отборный абсурд. Именно здесь пилят затвердевшие морские волны, чтобы можно было ходить по ним босиком. Именно здесь статуя начинает скакать на скакалке. Именно здесь курица высиживает очки, из которых вылупляются глаза. Подобных сюрреалистических сюжетных ходов тут много, и каждый из них составляет лишь небольшую часть показанной истории. В сочетании с отсутствием интереса к данному мультфильму у блоггеров, найти его по описанию отдельных моментов не так-то просто.
При этом весь этот богатейший набор визуальных каламбуров под весёлую расслабляющую музыку обрамлён бытовыми сценами, придающими безудержным фантазиям аниматоров некий общий смысл. Это всё происходит не просто так, а показывает некую историю искупления. Само оригинальное эстонское название мультфильма можно перевести как «передышка». Вспоминаются слова из песни: пока мы смотрим на стрелки часов, наше время уходит. Мы можем сбежать от довления рутинной реальности в мир весёлых фантазий, но лишь на время. Пока мы живы, реальность рано или поздно достанет нас. И все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в реальности, мы носим с собой, внутри себя. Поэтому после приключений в безвременьи главный герой остаётся прежним и с прежними проблемами. Он может почувствовать себя демиургом и вершителем справедливости, но не навсегда. Быстрая смена различных образов подчёркивает скоротечность бытия и всего, что с нами происходит.
Ещё данный мультфильм вызвал у меня ассоциации с докладом нейрофизиолога, пережившего инсульт. Когда нарушаются некоторые функции мозга, исчезают фундаментальные понятия, которые нам кажутся независимыми от нашего сознания. То, что я – это я, я внешний мир дан мне в ощущениях, кажется непреложной истиной. Но в момент инсульта ощущение себя как чего-то обособленного от мира исчезает. Так и тут, избавившись от чувства времени, как чего-то неприятного и довлеющего, формы внутреннего чувства по Канту, главный герой обретает ощущение свободы и единения с миром. Но как человек, переживающий инсульт, беспомощен и нуждается в срочной помощи, чтобы выжить, так и пребывание в состоянии свободы, вызванной отказом от чувства времени, не является нормальным состоянием. Мы можем отказаться от чувства времени на время, чтобы отдохнуть от рутинной реальности. И именно этим мы можем заняться вместе с главным героем мультфильма.
9 из 10
27 января 2024
В 'Небылицах' Пярна наглядно явлена практика, ведущая к идиотизму, или (если повезёт) шизофрении, именуемая сегодня 'мультизадачностью'.
Проснувшись, некий близорукий кот собирается выполнить перечень бытовых процедур и постоянно поглядывает на часы. Пытаясь успеть всё и сразу, он терпит закономерное фиаско. В определённый момент персонаж оказывается в безвременье (часы ломаются и рука демиурга-аниматора буквально извлекает их из кадра). Герой теряет контроль над ассоциациями: вещи вокруг него утрачивают практическое значение и превращаются в нагромождение визуальных каламбуров, предметы буквально меняют свои свойства и функции каждую секунду, обретая ложные корреляции.
Нечто, похожее на крепкий союз парейдолии с инсультом. Очень талантливо.
16 апреля 2022