Навсикая из долины ветров
Kaze no tani no Naushika
8.2
8
1984, фантастика, фэнтези, драма
Япония, 1 ч 57 мин
12+

В ролях: Суми Симамото, Махито Цудзимура, Хисако Кёда, Дзёдзи Янами, Минору Яда
и другие
Будущее. После ядерной войны Землю постигла ужасная экологическая катастрофа. Поверхность планеты почти целиком покрывают леса, испускающие в атмосферу ядовитые споры растений. Оставшиеся в живых люди живут в зонах, ещё не покрытых лесами, и периодически сталкиваются с чудовищными насекомообразными монстрами. Долина ветров — одно из царств, образовавшихся на руинах прежних государств. Им управляет отважная принцесса Навсикая. Но мирное существование Долины ветров нарушается, когда маленькая страна сталкивается с воинственными соседями, которые стремятся воссоздать опасное оружие, способное окончательно уничтожить планету.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Навсикая из долины ветров

английское название:

Kaze no tani no Naushika

год: 1984
страна:
Япония
слоган: «Miyazaki's epic masterpiece»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , ,
видеооператоры: Юкимото Сюдо, Ясухиро Симидзу, Кодзи Сирагами, Мамору Сугиура
композитор:
художник: Мицуки Накамура
монтаж: , ,
жанры: фантастика, фэнтези, драма, мультфильм, аниме
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1000000
Сборы в России: $72 900
Сборы в США: $495 770
Мировые сборы: $2 215 984
Дата выхода
Мировая премьера: 11 марта 1984 г.
на DVD: 11 февраля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 57 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, фэнтези, драма, мультфильм, аниме

Видео: трейлеры и тизеры к мультфильму «Навсикая из долины ветров», 1984

Видео: Трейлер (Навсикая из долины ветров, 1984) - вся информация о мультфильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Тизер (Навсикая из долины ветров, 1984) - вся информация о мультфильме на FilmNavi.ru
Тизер
Видео: Русский трейлер (Навсикая из долины ветров, 1984) - вся информация о мультфильме на FilmNavi.ru
Русский трейлер

Постеры мультфильма «Навсикая из долины ветров», 1984

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Навсикая из долины ветров», 1984

Милосердная

Этому фильму 40 лет — 40 лет назад так замечательно, качественно, душещипательно подняли тему жизни в гармонии с природой. Для меня этот фильм оказался милым, хотя я долго-долго откладывал его на потом, и не хотел смотреть несколько лет.

Главная героиня, Навсикая — само определение милосердия: она не отвечает злом на чужое зло. Ни животное, ни человеческое, ни насекомого.

Стиль аниме просто чудесный: в нём так и чувствуются 80-е. Когда я смотрел, иногда файл замирал и двигался покадрово — тогда особенно становилось заметно, какие персонажи плюшевые и игрушечные. Всё в мягких тонах, без резкости, даже выстрелы представляют собой нежно-розовые линии.

Омы как наполнение этого мира обладают собственной душой, они мудрые, неторопливые. Когда в начале Я увидел дыру в лесе от проползания ома, подумал о его роли в этой экосистеме — он большой и вот так запросто может разрушить кусок леса, но его любят, потому что он главный защитник леса, его хранитель. Ом может переживать о том, что он большой и неповоротливый, но он такой по природе своей и потому ему нет до этого никакого дела — для него главное это лес, частью которого он является.

Ещё эта песня: “ла-ла, ла, ла-ла-ла ла ла | ла-ла, ла, ла-ла-ла, ла”. Душевная, непосредственная, навевает ностальгию и миролюбивое состояние.

1 февраля 2024

Княжна и мир

Вот оно! То самое аниме, которое стало переломным не только в карьере замечательного аниматора Хаяо Миядзаки, но и для всего кинематографа!

Фильм. Картина. Эпоха. 'Навсикая из долины ветров'!.. (имя принцессы на японский лад звучит как Наусика).

В 1982 году, на тот момент ещё относительно молодой (40 лет) Миядзаки поставил 'Люпен III: Замок Калиостро'. Тогда же он взялся за разработку манги о княжне Долины ветров. А два тома спустя режиссёр понял: 'Пора!'.

Однако фильм поставлен лишь по мотивам глав японских комиксов Хаяо. При просмотре возникает стойкое ощущение, что этот мир намного обширнее и авторы (кроме отца-основателя так-то были и прочие художники - Хидеаки Анно, например!) вынуждены ужиматься, дабы попасть в хронометраж. Притом что произведение воспринимается именно как длинное и долгоидущее...

Сейчас когда можно назвать десяток отличнейших фильмов Мэтра, озираясь назад, сравнивая мнения зрителей и критиков, легко рассуждать в принципе! Тогда же только всё рождалась!.. От энвайронментализма до фирменного почерка (такие 'фишки' как полёт на глайдере и прочее)... Здесь есть нечто такое, что возможно и двинуло и вознесло 'Навсикаю' и её главного автора-идеолога на Олимп!.. Творческая энергия!!!

Демонстрирует же нам лента последствия экологической катастрофы, известной как Семь Дней Огня - глобальной войны (и без объяснения понятно какой), отравившей леса и моря. Лес стал враждебен человеку: растения ядовиты, а гигантские Омы стали на страже этого леса. Моря же превратились в кислоту... На границе же леса расположилась Долина ветров, чьи ветряные мельницы не допускают ядовитую пыльцу в жилой район (хотя, признаться честно, моего умствования не хватило для правильного понимания работы мельниц - не знаю, может был невнимателен при просмотре, а может в книгах, коих после экранизации первых двух вышло ещё пять томов, об этом рассказано более детально)...

Прошла тысяча лет после гибели привычной нам планеты, в мире Навсикаи уже другие флора и фауна. Однако девушка посреди хаоса и междоусобиц стремится, так скажем, найти общий язык с Лесом. В её укромной каморке мы видим образцы в самодельной лаборатории, которые уже [назовём это так] не прочь 'идти на контакт' с человечеством... С другой стороны, Навсикая хоть и является опорой и оплотом для жителей Долины ветров, другие города и страны придерживаются иных взглядов на ситуацию с Лесом!.. Милитаризм и доминирование в природе приводит к захвату Долины и дальнейшим событиям... И ведь и понять можно мотивы! Кто-то хочет сосуществовать с лесом, а кто-то - его уничтожить!.. А что если другие пострадали от Леса больше, нежели долина ветров...

Да, здесь определённо есть пища к размышлению! Хаяо Миядзаки тогда впервые создал женский образ, к которому и дальше будет прибегать в своих работах! Конкретно же Навсикая получилась не то девушка-защитница, не то нечто больше!.. (и это не спойлер!)... В конце всё в совокупности пробирает на эмоции (но, признаться, в дальнейшем это будет ярче получаться!)...

Некоторые говорят о 'Навсикае' в контексте сумбурности. Я бы так не сказал. Мне лично единственное что показалось - что в 'Навсикае' больше действий, чем событий. Но это не в упрёк и не в укор.

10 из 10

30 октября 2023

На удивление не удивительно - опять женский персонаж во главе киношки японской анимешки. Хрупкая, но мощная баба... почти Сигурни Уивер своего времени. Будет тут и визуальная пародия на Принцессу Лею... или нет.

Наш мультик из эпохи первой экранизации Дюны и выхода Терминатора. До этого уже отгремели первые Звёздные войны, Чужой, какое-то переосмысление чего-то там было в советском Сталкере. Не обязательно, что наш мульт основан на вышеперечисленном - просто время такое было, многое было снято про апокалипсис и мрачное будущее, многое поменялось и в киношке: появились киноблокбастеры, которые много внимания отдавали кинокартинке как новому киноязыку, более реалистичному и звучному даже, чем сам сценарный язык. Картинка начала довлеть над сюжетом.

Страсть к чему-то новому и неизведанному открыл нам тогда космос, который только-только снял с себя, приоткрыл занавес. Бурная фантазия сценаристов не знала границ в комиксах, мангах и прочем. Перед нами мир после ядерного апокалипсиса, как кажется, что актуально для Японии, единственной страны в мире, пережившей ядерные удары военного назначения, соответственно, по городам, а не экспериментального характера по пустыням и водным гладям, как это было в СССР и США.

Футуризм нашей картины, как и её гигантские чудовища и просто милые создания, почти покемоны, напоминают об известных кинокартинах прошлого. Только мультик кажется более реалистичным - здесь можно показать абсолютно любые эффект - их нарисовать почти ничего не стоит, а вот большой киношке на тот момент реализм давался всё ещё со скрипом.

Вместе с будущим в картине много и прошлого. Какие-то машины, танки напоминают о Второй мировой, а средневековые одеяния, мечи и доспехи - о Средневековье.

Попутно, изучая мир постапокалиптического будущего, мы узнаём многое о его прошлом, сказания и легенды о былом, словно историю в школе изучаем.

Есть в мультике что-то и от Атаки Титанов.

_

В остальном, какой всё-таки прекрасный мир, адаптируется под нас, под нашу нечисть. Вспомнить хотя бы животных-выживальщиков из известной зоны отчуждения. Природа адаптируется, аннигилируется. Это человек умирает, а природа просто переходит от состояния жизни к состоянию смерти и в ней живёт и развивается, как в нашем мультике... смерть наступает, аннигилирует пространство вокруг себя, захватывая новые и новые территории, возможно, видя в человеке угрозу, которую лучше устранить... ведь именно эта угроза когда-то запустила процесс аннигиляции, истребляя всё живое ядерным угаром.

12 сентября 2023

окружающий мир

Даже великие режиссёры начинали с посредственных картин, которые мало кто помнит. Но с Миядзаки так не прокатило, и он сразу выдал шедевр на все времена.

А рецепт прост, его используют и поныне: берём успешную мангу, раскрашиваем и заставляем двигаться и говорить. А говорить здесь, поверьте, есть о чём.

«Навсикая» — это мультфильм-предупреждение. Всем нам. Видете ли, человечество однажды таки довело мать-природу до критической точки, и откатило себя в развитии на века назад. А миром теперь правит раздор и Море Разложение, ядовитыми парами пожирающее остатки цивилизаций.

Навсикая же — это принцесса Долины Ветров, искренне не понимающая, отчего этот народ такой жестокий. Она любит всё живое вокруг, и даже не страшится свирепых Омов, на самом деле преисполненными страхом.

Миядзаки мастерски и очень детально воплотил мир, который окружает Навсикаю. Суровый, средневековый и очень-очень яркий. Считаю, что для середины 80-х это абсолютно прорывной уровень анимации, поистине гениальный.

Историю в мультфильме не назовёшь простой, здесь грамотнейшим образом показан военный конфликт, поднимается множество вопросов помимо основной темы произведения — экологии. И при всём при этом «Навсикая из Долины Ветров» — это абсолютно универсальная вещь, которую, на самом деле, стоит показывать с детства. Трогательно, сильно, гениально.

29 июля 2021

Одно из самых значимых аниме за всю историю мультипликации в целом — это, безусловно, «Навсикая из долины ветров».

Данная анимационная картина основана на одноименной манге гения японской мультипликации Хаяо Миядзаки, ставшего и режиссером экранизации собственного произведения. Как человек, читавший мангу, считаю, что она была более удачной, чем фильм, но нельзя не учесть тот факт, что уместить и главное хорошо изобразить на экране все события комикса было бы весьма проблематично, и, даже учитывая это, «Навсикая» в виде аниме все равно поражает и будоражит не меньше, чем другие режиссерские работы Миядзаки.

Сюжет, как и абсолютно все другие работы мультипликатора, донельзя оригинален. Действие разворачивается в далеком постапокалиптическом мире, где мы и наблюдаем за жизнью одного из самых многогранных женских персонажей — юной Навсикаи. События картины так просто и не описать, это нужно видеть собственными глазами, но могу сказать лишь то, что они оставят впечатления на долгие недели (по крайней мере, именно это случилось со мной).

Сложно сказать, чем вдохновлялся автор при создании сложных образов (и в данном случае это не только люди, но и другие всевозможные создания из альтернативной реальности мультфильма), красивейших пейзажей и самой истории, но это точно была угроза ядерной войны, которая в значительной степени беспокоила Хаяо Миядзаки как очевидного пацифиста, к тому же живущего в Японии (тут сразу же на ум приходят бомбардировки Хиросимы и Нагасаки), также в принципе увеличивающаяся частота различных экологических кризисов, а еще (неожиданно!) увлечение режиссера ботаникой.

Главная героиня, несомненно, больше, чем какой-либо иной персонаж, связана с окружающим миром, а именно Лесом, который, хотя и выглядит для нас искалеченным прошлыми ошибками человечества, но является абсолютно точно единым живым организмом, возможно даже более совершенным, чем людской род. В этой связи и выражается одна из ключевых идей мультфильма, заключающаяся в необходимости именно мирного сосуществования человека с природой, а не пренебрежения к ней и уж тем более порабощения. Хотя и к людям девушка относится не с меньшей любовью, несколько раз рискуя жизнью ради жителей Долины (и не только).

Во многом это аниме можно связать и с религией (в основном это, конечно, Навсикая в роли мессии), но рассуждать на эту тему я не хочу, поскольку, на мой взгляд, религиозные сюжеты зачастую весьма клишированы и просто могут служить основой для развития других идей, хотя и не стоит отметать эту мысль полностью.

Что для меня показалось самым главным, так это идея примирения (пацифизма, если говорить с идеологической точки зрения), которое так редко можно встретить в наше время, но которое точно может принести больше счастья, чем последствия постоянных конфликтов людей как между собой, так и с окружающим нас миром.

15 июля 2021

Моя любимая работа Миядзаки

«Дети, подымите руки, кто хочет видеть нашу реальность, пылающую огнем?»…

Я хочу. Порой, очень хочу.

Когда я наткнулся на этот фильм в ранних 2000-х, один взгляд на обложку диска вызвал странные чувства и какие-то обрывки воспоминаний. Я начал смотреть и действительно — эти картины встали в моем мозгу явственно и воскресили в памяти детство — ранние 90-ые, походы в видеозал, просмотр фильмов мультиков с кассет (папка идет пить пивко в соседнюю равзливайку, а ты смотришь мультики в кинотеатре «Победа»). И казалось бы — должно быть страшно… но нет. Это теплые, добрые воспоминания того времени, когда жизнь была проще. А картины мира, содрогающегося под ногами Воинов Рока, мира, пылающего в их испепеляющем пламени, мира, корчащегося в агонии есть не более, чем исполнение откровений Иоана Богослова, о «родовых муках нового мира», в народе более известного как «Апокалипсис».

Уже пересматривая эту работу в моем более зрелом возрасте я понимаю, насколько это страшный фильм. Особенно страшны образы Воинов Рока, образы неотвратимой гибели, с которой ты ничего не сможешь сделать. Но для меня они несут и благую весть — они символы избавления. Они не мучили человечество — они просто сожгли его за доли секунды.

Я понимаю, отчего многие с содроганием вспоминают эту работу мэтра. Я понимаю, отчего мэтр сам «пошел другим путем». Не стал бы он настолько известен, если бы продолжил творить такую травмоопасную жесть. Тем не менее — это самый цельный, самый лучший, самый яркий пример его работы, как по мне. Он цельнее, насыщеннее и искреннее. Каждая черточка проникнута личной болью автора.

Вспомним, что это 1984 год, это все ручная работа, что делает ее еще более ценной.

Добавляет колорита и музыка. Ладно бы там Joe Hishaishi, который делал абсолютное большинство саундтреков на GIbli; но там еще и работы в стиле минимализма — я не помню имени композитора, уж простите. И посещение Ядовитого Леса под неземные звуки аналогово синтезатора производит поистине неизгладимое впечатление. и это в третий раз. В первый раз эта работа напрочь сжигает вам входные рецепторы.

Хочу отметить также детали — и внимание к деталям в этой работе просто чудовищно. Если вы не видели Воинов Рока — то и не обратите внимание, что у старухи в хижине на гобелене выткана именно история Последней Войны. Жуткая, но прекрасная деталь.

Насчет первоисточника. Я один раз сел читать эту мангу… и бросил. Я потратил целый час на 1 разворот! Там такая рисовка и обилие деталей, что однажды я просто закажу себе ее в бумаге и потрачу на нее пару месяцев, если будет надо.

Единственное, что в этой работе немного портит картину — это скомканный сценарий. Я полагаю, это следствие ограниченного (1М даже в 1984 года это очень немного) бюджета и попытка втиснуть тонну контента в 140-минутный хронометраж.

Тем не менее — это моя любимая работа мэтра.

9 из 10

4 марта 2021

Первый блин комом

Мне очень нравится творчество Хаяо Миядзаки. Однако, до одной из первых его работ руки у меня дошли только сейчас. И это, конечно, тоже сказывается на восприятии данного фильма. Сложно не заметить, как сильно он пересекается с более поздним «Мононоке», как по мне, лучшим творением данного режиссёра, которое во многом стало «работой над ошибками» после «Наусики». И всё же, давайте попробуем абстрагироваться от его более поздних работ и взглянуть на «долину ветров» непредвзятым взглядом.

Признаться, мне исключительно импонирует сама идея данного фильма. При просмотре больше всего ассоциаций у меня возникало с «Неукротимой планетой» Гарри Гаррисона. Как и там, природа отвечает агрессией на агрессию и пытается избавиться от раковой опухоли на теле планеты — от людей, которым лишь бы что-нибудь уничтожить. Как и там, многие люди считают, что уничтожение всего враждебного — единственный путь к выживанию. Как и там, есть более миролюбивые люди, которые нашли с природой общий язык. Даже концовка, в некотором роде, имеет схожести.

Однако, на мой взгляд, реализация этой идеи — подкачала. Ну, по порядку о том, что меня сильно коробило при просмотре и не давало проникнуться историей:

1. Сюжет картины получился очень сумбурным, кто-то с кем-то постоянно воюет, кто-то где-то летает, и там тоже воюет, но кто и зачем — не очень понятно. Действие происходит сразу в нескольких местах, но фильму не хватает структурной целостности.

2. Стороны чётко разделены на плохих и хороших. Люди — плохие, природа — хорошая. И всё тут. Я уже упоминал «Мононоке» от этого же режиссёра, так вот там этот момент показан намного лучше. У людей свои цели, у природы свои, и фильм предлагал найти компромисс, а не просто подчиниться естественному ходу вещей.

3. Сюжетная броня главной героини просто превосходит все рамки дозволенного. Что бы не происходило с ней: её расстреливали из пулемёта, топтали гигантские насекомые, роняли с огромной высоты на землю, травили ядовитым газом и т. д., и т. п. — она каждый раз бодро вскакивает на ноги и продолжает носиться между локациями, насаживая везде добро и справедливость.

Ну, а теперь о хорошем: аниме очень красиво нарисовано, даже по современным меркам. Интересный, и, по-своему, логичный постапокалиптический мир. Забавные персонажи второго плана. В общем и целом, можно посмотреть его и остаться довольным. Однако, я всё же посоветую лучше посмотреть «Мононоке», которая лишена всех перечисленных проблем «Наусики».

10 августа 2020

Перед глазами зрителя предстанет мир через столетие после глобальной семилетней войны. В этом мире уцелевшие остатки человечества живут в городах-государствах, они время от времени устраивают войны друг с другом за оставшиеся ресурсы, которые не успели поглотить мутировавшие и заражённые леса. Деревья в них поражены грибами огромного размера, распространяющими в атмосферу свои ядовитые споры. У самой границы лесов уцелела Долина ветров. Её жители поклоняются Ветру, который защищает их от ядовитых спор и помогает выживать, приводя в движение лопасти бесчисленных мельниц, вырабатывающих энергию и добывающих воду из глубины земли. До поры до времени жители долины живут в гармонии с природой и не участвуют в военных конфликтах соседей.

Середина восьмидесятых годов была пропитана оруэлловскими мотивами антиутопическими настроениями, которые оказали влияние не только на западный кинематограф, но оставили отпечаток и в сознании великого японского аниматора Хаяо Миядзаки.

В этой анимационной ленте постапокалиптический антураж и последствия техногенной катастрофы завораживают, несмотря на свой смертоносный вид, во многом благодаря тому, что Миядзаки отводит им значительно большую роль, нежели просто среде, в которой находятся персонажи и развиваются события. Он часто показывает негативное влияние человека на среду своего обитания, при этом он вовсе не противник технического прогресса. Любовь к природе гармонично сочетается с любовью к технике, особенно авиации, а также с уважением к конструкторам, инженерам и изобретателям. Знатокам и горячим поклонникам творчества Хаяо Миядзаки хорошо известна эта черта талантливого аниматора, а тем, кто мало знаком с его работами, определённо будет интересно понаблюдать за ней.

26 апреля 2020

Удивительное место

Очень красивый мульт, с прекрасной музыкой, хотя и несколько мрачный, пронизанный печалью.

Хоть для Хаяо Миядзаки это первый самостоятельный полнометражный фильм, но на мой взгляд, «Навсикая из долины ветров» — лучшее творение мастера, которое, тем не менее, по непонятным для меня причинам, популярно значительно меньше других творений великого японца. Конечно возможно, что это всего лишь дело вкуса — кому-то нравятся более сказочные истории, кому-то более фэнтезийные, а кому-то более фантастические… Но, все-таки, я склоняюсь к мнению, что «Навсикая» — это самый сильный мультфильм Миядзаки, и обделен вниманием он незаслуженно.

Почему я оцениваю его настолько высоко? Все просто — он богат своим нутром. В целом глубоко продуманный мир — действительно интересный и оригинальный, понятный и живой. Не считая несколько смазанного финала, очень хороша сама история — она захватывающая и глубокая. В сюжете поднимаются вопросы важные для всего человечества, и при том, в нем наличествуют интересные персонажи, которым приходится проявлять силу духа и принимать тяжелые решения. Ну и конечно, ценно то, как это все реализовано — высококлассный авторский стиль Миядзаки в анимации, дополненный сопровождением великолепной атмосферной музыки.

Не менее важно, что темы, затронутые Хаяо в этом мульте, как мне кажется, действительно волновали его. А ведь это очень важно для автора — писать о чем-то значимом, тогда и результат получается сильный, проникновенный.

«Навсикая из долины ветров» — мультфильм, в котором зрелая мудрость повествователя сочетается с юношеским задором действа. Это фильм как про наше будущее, так и про наше настоящее. В целом же — лучший, из сказочных миров Миядзаки.

8 из 10

29 декабря 2019

Всё начинается с нас

Человечество на грани гибели, цивилизации давно пришёл конец. Эксплуатация природы человеком привела к катастрофе, ядовитый лес поглощает всё на своём пути. Всё больше и больше деревень исчезают под гнётом леса. Люди долины ветров единственные кто научился ухаживать за соседним лесом и жить с ним рядом в согласие. Юная княжна долины не боится, уважает и ладит с различными существами, а также отлично чувствует ветер. Она с детства с большой любовью относится ко всему живому. Однажды её планер падает глубоко под лес вместе с Асбером, князем физитов. Они делают невероятное открытие, которое может изменить мир, спасти и людей, и природу.

Менее популярный, но не менее интересный и трогательный фильм Хаяо Миядзаки. Мы не замечаем ничего, порой даже друг друга, что уж говорить о природе. Привыкли ко всем современным удобством и совсем не думаем о последствиях. В этой картине наглядно показано, что нас ждёт в будущем. Может нам следует остановиться на миг и оглядеться, может поищем способы как всё исправить и не довести до подобной катастрофы. Ведь наука не стоит на месте, уже есть шаги в этом направление. Давайте развивать это, хотя бы начнём с переработки многокилометровых мусорных куч, вместо которых может зародиться новая жизнь.

8 из 10

17 ноября 2019

Только несколько минут назад мне удалось посмотреть «Навсикаю из долины ветров». Теперь жалею о том, что не смотрел её раньше. Хаяю Миядзаки создал поистине шедевр. В мультфильме прекрасно всё. Прекрасная музыка Дзё Хисаиси — одна из жемчужин картины, которая трогает струны нашей души. Визуальное оформление для нас уже не ново, от того оно и прекрасно, потому что придаёт уникальность и пробуждает в нас чувство ностальгии. Именно великолепная музыка и завораживающие пейзажи — главное достоинство картины.

Что же история? Она проста. Весь сюжет — это обыкновенная сказка. Если вы ищите запутанные сюжеты, то для вас «Навсикая из долины ветров» станет приятным удивлением. Да, в ней вы не сыщите тайн или плеяды неожиданных поворотов, но найдёте глубину самой истории. Простота играет картине на пользу, делая историю глубокой, точно хорошая книга. Думаю, мне не стоит рассказывать, что хочет сказать Миядзаки, лучше него самого это никто не сделает.

«Навсикая из долины ветров» — это великолепный мультфильм, который говорит с зрителем о самом важном в этом мире, заставляя серьёзно задуматься над многими вопросами бытия.

9 из 10

19 апреля 2019

Я в полном восторге от этой работы Миядзаки

Это шикарный мультик-аниме, который пробуждает человека более внимательно относиться к окружающей природе. Окружающая природа и эти страшные леса извергающие ядовитые споры уничтожают всё окружающее. Лес поглощает людские империи: всё то, что сделано человеком разрушается перед вечностью леса. Существует древнее пророчество: «Новую жизнь людям даст человек в синих одеждах идущий по золотому полю». Как это связать с разгадкой тайны леса и любознательностью принцессы Навсикаи из долины Ветров? Тайна леса — это тайна природы. Никто не может понять окружающую природу уничтожая всё вокруг. Страны-производители — Япония, США — сделали межнациональный, глобальный мультик про чистоту окружающей природы.

Человеческая гордыня может быть сломлена только окружающей природой. «Мы пришли не сражаться — мы пришли говорить». Говорить, понимать, изучать, а не разрушать. Чистая вода — как давно люди забыли что это такое. Лесные травы не дают яда, так как питаются чистой водой. Чистая вода, ядовитые споры, жуки Омы — это наглядно показывает: «Какие глобальные темы загрязнения окружающей среды стоят перед человечеством?» Мультик 1984 года тогда человечество впервые задумалось о природе на планете. 1980-е сильно повлияли на представления об окружающей нас природы.

Человечество находится в тупике, что пытается обратится к древним тайнам. Земля отравлена, только Навсикая верит в природу, в силу чистоты леса. «Лес растёт, чтоб очистить мир» — шикарный месседж от режиссёра Хаяо Миядзаки. Музыка в мультике великолепная. Музыка передаёт настроение леса, амбиций людей, правителей леса Жуков Омов, чистоты Навсикаи.

Дубляж у мультика великолепный. Русские дублёры передали месседж фильма: «Лес очищает от отравы людей». Лес примиряет перед временем человеческие амбиции и природу. Это шикарный мультик из 1984 года, который сейчас, в 2019 году, показали в мультиплексе. Я в полном восторге от этой работы Хаяо Миядзаки.

10 из 10

15 марта 2019

Навсикая из Долины ветров.

Это великолепная история о девочке, которая живет в постапокалиптическом мире в маленькой долине, где морской ветер защищает её и других жителей от спор ядовитых грибов, о том, как она и вся долина оказываются втянуты в масштабный конфликт крупных держав, и о том, что она делает для спасения себя и человечества.

Хаяо Миадзаки — один из самых выдающихся экологических и феминистических активистов нашего времени. В своём фильме он провоцирует зрителя на размышления о важности аккуратного обращения с природой, растениями и другими живыми существами. Две его главных героини — обе девушки, одна, протагонистка, в течение фильма проходит «путь героя» и становится полноценной личностью с признанным окружающими статусом, а другая, антагонистка, личность уже сформированная, но, в результате событий фильма, она трансформируется и становится новым человеком. Они обе очень сильные, разные личности, но обеим зритель может сопереживать и понимать, что способствует проецирование персоналий фильма на зрителя, и сближает его с персонажами.

Другая важная составляющая фильма — это музыка к фильму. Только благодаря ей, смотрящий сохраняет полное внимание на фильме в течение почти двух часов. То бросает в дрожь, то хочется улыбаться, то плакать — без музыки Дзё Хисаиси, который позже станет постоянным композитором Хаяо Миадзаки, этот фильм не был бы столь чувственным и полным жизни.

В общем и целом, «Навсикая из Долины ветров» — очень важный и обязательный к просмотру фильм людям, которые хотят увидеть нечто прекрасное.

9 из 10

4 марта 2019

Навсикая из долины ветров

Японский режиссер — аниматор, художник и писатель Хаяо Миядзаки личность легендарная, именно он является главным представителем японского аниме за всю историю. Его работы снискали огромную популярность во всем мире, получили всеобщее одобрение зрителей всех возрастов и профессиональных критиков, а также были удостоены большого количества всевозможных наград и премий. Данная работа является по большей части его дебютом в мире большой мультипликации и началом успешного творческого пути.

Перед нами очень оригинальный аниме — фильм, в котором нетривиальным образом совмещены разные жанры и тематические направления. Это постапокалиптическая научная — фантастика, приключенческое фэнтези и жизненная драма, снятые с эпическим размахом и глубоким замыслом автора. Далекое будущее, тысячу лет назад Земля пострадала в результате глобальной войны. Остатки человеческой цивилизации живут в опасном мире, который покрывает ядовитый лес, огромные насекомые — мутанты и загрязнённый воздух. Оставшиеся в живых люди ведут борьбу за немногочисленные ресурсы. Именно на этом фоне развиваются основные события, где молодая девушка Навсикая пытается найти гармонию с дикой природой.

Несмотря на оригинальный мир мультфильма, в нём заметно влияние многих известных произведений мировой культуры, таких как, книжный цикл «Земноморье» писательницы Урсулы Ле Гуин и культовый «Властелин колец» Джона Р. Р. Толкина, но больше всего бросается в глаза сходство с «Дюной» Фрэнка Герберта. Автору удалось создать нетривиальный коктейль, совместив вроде бы простые компоненты в сложную сюжетную конструкцию.

В картине затронуты многие темы. Важное значение имеет экологическая тема, мотив противостояние человека и дикой природы занимает ключевое место в сюжете, при этом сам режиссер четко встаёт на сторону окружающей среды. Человек сам виноват в катастрофе и расплачивается за свои грехи. Антивоенный посыл также прослеживается с первых минут, человечество не учится на своих ошибках, продолжая совершать их вновь и вновь. Находит отражение и тема феминизма, главная героиня является главной надеждой для людей, своего рода мессией, а здесь присутствуют религиозные нотки и отсылки. Это глубокое философское измышление, помещённое в рамки эпического блокбастера.

Хаяо Миядзаки идеально проработал мир своего произведения, передал атмосферу с одной стороны безысходного положения остатков человеческой цивилизации, а с другой надежды на лучшее. Главная героиня живёт в гармонии с этим опасным миром, благодаря любви, доверия и своего миролюбия. Возможно слишком гиперболизированное представление добра, но ведь это же сказка, а потому и недостатки не слишком бросаются в глаза.

Навсикая из долины ветров — это оригинальный, авторский, атмосферный и эпичный мультфильм. Одно из главных произведений японской анимации. Картина затрагивает огромный пласт разноплановых тем и проблем разного характера, от глобальных мировых потрясений до личных драм. Перед нами глубокое и интересное произведение, оставляющее сильное впечатление и богатую пищу для размышлений.

8 из 10

4 марта 2019

Работа великого мастера

«Навсикая из долины ветров», как и любая работа Миядзаки, сделана скрупулезно, с глубочайшим смыслом, насыщена лучшими духовными посылами дальнего востока.

Техническая составляющая у Миядзаки никогда не вызывала нареканий, его работы до безумия прекрасны, в каждой работе можно найти множество кадров, достойных холста художника. Всегда звучит великолепная музыка.

Тема природы является важнейшей в этой работе, множество косвенных и прямых отсылок буквально взывают к людям: «Опомнитесь пока не поздно». Главная героиня Навсикая пытается докричаться до всех остальных и готова пожертвовать собой ради всего лишь попытки, безрассудной, но смелой.

Как и все героини Миядзаки Навсикая красивая, но и чистая, ее взаимоотношения с принцем повстанцев не показываются как нечто остренькое, намекающее взрослым о страсти, влечении, когда хочется переглянуться с соседом и хихикнуть. Как и в других работах, юная любовь показана как нечто светлое и молодое.

Я рад тому, что есть возможность увидеть этот шедевр снова, да еще и на большом экране. В прошлом году я посмотрел «Унесенных призраками» и получил огромное удовольствие и естественно пойду и на эту картину. ВСЕ В КИНО!!!

10 из 10

5 февраля 2019

Навсикая из долины ветров или просто княжна — является довольно колоритным персонажем. К примеру она может в один момент пускать слезы, а может иметь на всякий конец света свой план по предотвращении того самого конца. А еще героиня имеет характер ребенка в уже около зрелом возрасте. И на это все есть слово — ошеломительная. По ней не скажешь ничего однозначного, как например, с сегодняшними супергероями. Тут мало слов сказав: «ее беспокоит лес», да лес ее беспокоит, но в этом есть развитие. Но прежде перейти к главному поговорим о фундаменте — Навсикой и чем она ошеломляет. Вообще по бумажке эпизодника хочется сказать, что княжна по своим действиям переобулась семь раз на лету. К примеру, героиня на эмоциях режет и рвет все что движется, а потом рискует собой ради спасения тех, кого только что пыталась зарезать. А ответом, почему зритель хоть и бессознательно, но верит в происходящее можно привести в пример сцену, когда мастер Юпа заходит в скрытую комнату, где слово «скрытое» главное. И сцена была бы незаурядная, если бы княжна отреагировала по-человечески. Скажем так: когда в ваше уединенное и может даже в интимное место заходит посторонний и реакция будет соответствующей, Навсикая как минимум должна была удивиться что кто-то идет, но вместо этого полное раскаяние и открытость. И подобных моментов около во всем мультфильме. Дальше больше — княжна пасует свои действия, хоть и незначительному, но антигерою, к которому проявляет сочувствие, это придает ей человечности и образ богини. Другими словами княжна дает там, где другой-бы забрал, она своими действиями продает свое мировоззрение. В конечном же итоге после убеждения всех рядом стоящих, она продает эти убеждения себе же. И дело не в том, что она уникальна или сложна, дело в противоречиях, которые заключены в героине, исходя из которых рождается конфликт — внутренний. Такой конфликт я ценю больше всего т. к. он организует действия в зависимость напрямую к главному персонажу — в нашем случае это Навсикая. Подобный вид действий позволяет гораздо легче ассоциировать себя с идеальным зрителем. А тут уже и история получается не только о окружении, но и о нас самих. Как по мне самая соблазнительная форма в кино, которой и пользуется около половина, это акцент на общении зрителя через субъект (идеальный зритель). Такого акцента можно добиться если в объекте наблюдения присутствует как минимум две единицы, как правило — это протагонист и то, что ему противодействует, у нас это Навсикая и «отражение» Навсикой (условно бета). Упрощая, что происходит у зрителя и у наблюдаемого персонажа по большей мере напоминает симметрию.

Попытку перевернуть европейское мышление я наблюдал не раз в кино, но и не сказать, чтобы это было часто. Я говорю о попытке предать первым событиям первостепенную значимость, чем окончательным, это видимо в целом наследие восточного кинематографа. Для нас это кончено мало чем касается, но в целом фильм с таким акцентом приобретает статус проповедника. Этот образ еще и подчёркивается с пророчеством о синем спасителе в фильме. Ну так вот, в мультфильме имеются моменты похожие на сновидения, но в данном контексте это воспоминания, что фактически является одним и тем же. Сам сюжет сна клинический, основу нашей богини покрывает пятно психологической травмы. Условно — девочка не просто теряет условную игрушку, эту игрушку у нее отнимают. Вместе с тем героиня с начала мультфильма уже находиться не просто в поиске потери, она находиться в каком то повторении. Я про то, что княжна по первому впечатлению совершает ничего такого, чего-бы она никогда не делала. И по сути наверное так оно и есть, жертвуем в начале, жертвуем в конце, просто масштабы разные. К слову, хоть и показан момент с подпеванием самой героини, какой то жизнерадостной мелодии, от этого клип из воспоминаний легче не становиться, тут уже можно говорить об отрицании. Отрицание, наверное, является тут наибольшим давящим фактором на психику. Навсикая ловко умудряется контактировать со всеми кроме себя, настолько ловко, что перекладывает это общение на рядом стоящих. Героиня ни разу даже косвенно не кидает действия напрямую к себе, она постоянно это делает через другие объекты, особенно это касается символичного леса и его противоречий. И да, я все это время вел к этой мысли, что лес для Навсикой является той самой «бетой».

Если играть в мозаику и складывать действия героини, говоря о стремлении кино к простому, то княжна скорее стремиться объяснить, что и коллинируется с пророчеством. Вот у нас и получается образ неземного существа, которое отрицает свое «бета» (второе) существование и в целом стремиться искупить свой врожденный грех за все человечество, символизируя вместе с тем и нас зрителей. Пессимистичное отчасти трактование получается, но это объясняет отчасти зрительское восприятие как крайне достоверного наблюдения. При этом нужно четко понимать, что фильм не транслирует мысли как в «чужом». В фильме «чужой» стремление персонажа выжить сводиться к конечной мысли слабости человека и в целом, как мешающего идеальному существу процветать. Навсикая же предлагает менее кардинальные мысли о компромиссе и раскаянии виновного. Я не знаю, стоит ли говорить о еще более сложных темах как мир без войны и о первопричинах всех прегрешений человека, просто скажу, что тут это есть и все. Я целью своей типо рецензии — ставил показание глубинных и основательных причин действий главной героини, которые сложно вязать с тем к чему она стремиться.

Подводя к концу, когда меня спросят: «чем тебе нравиться Навсикая?». Мне совсем не обязательно говорить о какой-то богини, которая требует раскаяния за то кем она является, о выборе моего вкуса или объяснять, почему героиня и ее стремления так давят на меня. Тем более я буду молчать о специфических вещах как разговор с самим собой и в целом о кинематографе. Я могу смело, хоть и просто, ответить — «она ошеломительная». Тем самым описывая секунды — секундами, простое — простым.

23 сентября 2018

Девушка покорившая мое сердце

Навсикая из Долины Ветров. Это первая крупная работа Миядзаки и его коллег из TOP KRAFT. Что я могу сказать. Фильм действительно захватывает дух. С одной стороны, экологические проблемы. С другой, проблемы существования отдельных наций, которые пытаются жить в мире.

Подобные работы я видел не только у Миядзаки. Чего стоят мои любимые Полет Драконов и Последний Единорог. Те же самые проблемы, только здесь они показаны глубже.

Любопытно и то, что нам показывают не наше время и не средневековье. А мир будущего. Мутировавшие леса, грибы, растения и даже животные. Все это по вине людей. И вот, после многолетних войн между людьми и обитателями леса в одном из племен рождается избранная. Призванная защитить мир людей и мир лесных духов. Имя ей Ветер или та кто сжигает корабли (др. гр. ??? или ???).

Что меня поразило больше всего. Так это то, что Героиня Миядзаки не нуждается в том, чтобы ее представляли. Она нетипичная принцесса типа Жасмин или Русалочки. Она не мечтает о принце и о чудесных замках. Единственное, что она хочет это жить в гармонии с природой и изучать растения подобно экологу.

Сразу скажу, что Аниме чудесное во всех отношениях. Хотя, конечно, до манги она не дотягивает. Тем не менее, в нем есть много сильных персонажей. Начиная с людей и заканчивая Омами. Образ Навсикаи стал лучшим для меня. Это первая девушка, которая способна постоять сама за себя и показать врагам, что мир возможен и без войны.

10 сентября 2018

Земля, примерно 2984 год. На экране незабвенный постапокалипсис, в котором от людей осталась пара-тройка воюющих государств, а всё остальное — выжженная титанами земля (похоже, теми самыми из комикса «Атака титанов») и стремительно разросшийся грибо-споровый лес, где полчищами пасутся гигантские Омы (с виду мокрицы с кучей глаз, как у осьминогов из «Матрицы») и прочие непомерно большие насекомые. Никому из людских племён лесок с жуками не нравится — он ядовитый, и каждый считает своим долгом эту херню сжечь (был бы толк). А заодно и остальные племена-противники бы поработить и вообще будет красота.

Разве что княжне Навсикае из долины ветров поддувает куда-то не туда. Дочь пожилого правителя зелёной долины постоянно рискует здоровьем, мотаясь на дельтаплане в эти самые леса, каким-то телепатическим образом умеет находить контакт с жуками и путём собственных исследований приходит даже к выводу, что ядовит вовсе не лес, а отравлена сама почва (очевидно, плодами людской жизнедеятельности). Но разве кого вразумишь. Во всю идёт междоусобная борьба за остатки территорий и попутно готовится план по ликвидации охраняемой омами растительности. С каждой минутой сжигаются последние мосты обратимости. Близится очередной конец света.

Большое кол-во современных зрителей скорее всего знакомилось с Миядзаки через «Унесённых призраками» или «Принцессу Мононоке». А ведь последний идейно сильно схож с чуть ли не главным творением японского художника «Навсикая из долины ветров», всего лишь вторым проектом автора, но обладающим сверх-эпичным сюжетом с множеством персонажей и вечно актуальным антивоенно-экологическим посылом, переданным через уникальный футуристико-средневековый мир, где люди с трудом делят территорию с гигантскими насекомыми и разрастающимся лесом.

Касательно поведения рода человеческого Миядзаки и не нужно выдумывать что-то. Людская глупость безгранична и что только не всходит на её почве. Сначала они создают титанов (очевидно водородная бомба) и от испытаний оных мрут, а потом на пепелище пытаются противостоять природной каре — токсичному лесу, который растёт строго пропорционально набегам варваров на него. При этом ещё находят время по-прежнему воевать друг с другом. Миядзаки лишь мастерски сводит все эти нити абсурда воедино, нагнетая такого ада, которому уже не видно ни конца, ни края. Да и задачу себе усложняет. Его способы заставить зрителя любить каждую букашку и мать-природу довольно своеобразны. То гниющие изнутри помешанные кабанчики стоят на её страже, то вот теперь полчища насекомых-мутантов, как из фильмов Роджера Кормана. На защите же кроненберговских «мушек» и «мокричек» стоит архиправильная девочка, рассекающая с голым задом на дельтаплане. Такие вот курьёзы, к которым, впрочем, привыкаешь.

Посложнее привыкнуть к навороченности сценария, от множественных сюжетных поворотов которого с первого раза съезжает чердак и остаётся ощущение, что Миядзаки сокращал свою же изначальную мангу в угоду эмоциям, а финал при этом вообще оставляет ощущение поставленного троеточия. Конечно, и с парой выпавших винтиков машина сможет работать, если её не пинать. Тем более что и без проставленной точки можно догадаться о конце этой очень мощной для 80-х истории.

8 из 10

15 июня 2018

Когда «Дюну» показывают на японском Discovery

Тема природы и человека поднимается намного реже, чем кажется. Даже там, где поднимается, заставляет скорее задуматься. Навсикая позволяет не думать, а чувствовать. Этот фильм именно такой, каким должен быть настоящий фильм.

Все пропитано духом вопроса о месте человека в природе, но это лишь дух, а вопросов поднято множество и перечислять их, описывать и обсуждать, никакой рецензии на это не хватит. Будте уверены, что для любого, кто смотрел или посмотрит этот фильм, найдется близкая идея.

Отдельно хочется сказать о том, что испытываешь неподдельное восхищение, когда двухмерная нарисованная девочка играет лучше, чем большинство современных акстрис.

Вы найдете множество кино для развлечения, множество для вашего ума, но Навсикая из долины ветров — это для Вашей души. Коснитесь живого дерева или цветка сразу после просмотра — и природа больше не будет для Вас чужой.

17 марта 2018

Человек не ценит то, что имеет

Самобытная и цельная картина. Где нет четких «плохих», которых нужно просто остановить и все сразу станет хорошо. Где нет чрезмерных расжевываний и упрощений (несмотря на мнение мэтра по поводу финала, что ж ему видней), избитых диалогов и длинных пафосных речей. Где люди похожи на людей, во всех смыслах этого слова.

Одно из главных украшений — это главная героиня, Навсикая или Наусика.

Яркая, честная, храбрая, любознательная, альтруистичная. Казалось бы, типичный характер, для Миядзакиевской девушки, но в каждую из них он привносит что-то свое. Их ни с кем не перепутаешь. Наусика помимо прочего еще и очень сильная, не только морально, но и физически. Упрямая, идущая вслед за своей интуицией, но при этом способна изменить свои действия из-за окружающих. И очаровательный Белколис, всюду находящийся рядом с ней, как отражение ее доброты и открытости.

Нигде больше не встречала, чтобы так нестандартно поднимали тему экологии. Причинах — антропоморфное влияние, последствиях — ни много, ни мало апокалиптических, и эффектах. Ведь зачастую, как и часть персонажей фильма, не разобравшись в вопросе, просто решаются избавится от того, чего раньше не было. И все сразу станет как раньше. Во имя общего блага. И этим общим благом оправдывают насилие, интриги, убийства, все как обычно. Ничего не напоминает? При этом не отрицается, что изменения нужны, но только методы — такая же важная часть, как и цель. Вот на такие серьезные размышления наводит это аниме. При этом там нет ни капли морализаторства.

10 из 10

6 июня 2017

«Навсикая из долины ветров» или урок для живущих на пороге

Когда-то мой друг захотел увидеть на календаре дату 11111.11.11. Видели бы вы: месяц за месяцем, год за годом — он стирал палец о экран, приближаясь к заветному 11 ноября одиннадцати тысяч ста одиннадцатого года, когда, сидя рядом со мной, вдруг спросил, не поднимая глаз:

— Как думаешь, что будет с людьми тогда? — он продолжал листать.

— Думаю, что человечество к тому моменту вымрет.

Не поднимая глаз, он ухмыльнулся.

— Уверен?

— Поверь, для нас прожить ещё, хотя бы тысячу лет — было бы подарком. — Мы тогда сидели на уроке, поэтому при приближении к нам учителя он заложил планшет тетрадью и, заново усмехнувшись, посмотрел на меня. В его, наконец, поднятых глаз читалось, что он считает иначе. Женский силуэт промелькнул мимо нашей парты, и мой друг, достав планшет из укрытия, провёл пальцем по его плоскости.

Раз. Затем ещё один, и ещё, приближаясь к идущим в ряд девяти единицам.

К заветной дате.

Но это всего лишь цифры. Правда же остаётся в том, что человечество само щедро вкладывает в свою погибель. Не буду рассказывать как — вы и сами это отлично знаете. Однако в отличие от Навсикаи из Долины Ветров — возможно, последнего отчищенного временем, не изуродованного человеческой алчностью клочка земли — нам посчастливилось оказаться всего лишь на пороге вымирания вместо того, чтобы пожинать его плоды в реальности постапокалиптического мира. Мира, в котором, несмотря на гибель великой цивилизации, нёсшей своё стремительное существование не без суицидальных наклонностей, бессмысленное кровопролитие, кажется, не окончится никогда.

«Навсикая из долины ветров» — пронизывающая до самых глубин история от признанного мастера анимации Хаяо Миядзаки, после знакомства с которой невольно обеспокаиваешься о событиях дня сегодняшнего. Второе в фильмографии самого Миядзаки и первое произведённое на студии «Гилби» — аниме «Навсикая из долины ветров» пленяет зрителя своим цельным, хорошо проработанным сюжетом, в котором каждая линия расцветает буйным цветом, при этом не забывая оставлять пищу для ума, и, конечно же, глубокой философией свойственной любому творению автора и преподнесённой в виде качественных аллегорий.

Отдельное слово хотелось бы сказать о визуальной составляющей картины. Меня всегда поражало то чувство красок, которым одарён Миядзаки, и это буквально во всём! И в солнечных лучах пробивающихся сквозь густые кроны тенистых деревьев, и в закате, и в рассвете, и в бликах на воде.

Действие же в аниме идёт непрерывным, не оставляющим возможности заскучать чередом. В «Навсикая…» нет ни надуманных, пафосных реплик и шаблонных наложений на западную картинку. Как и любое другое, пускай, на мой взгляд, и в меньшей степени, произведение Миядзаки, «Навсикая» изобилует любовью к деталям и тонкой, не гнетущей самобытностью, которая позволяет любить героев за их поступки, а не за то, под каким флагом они родились.

Тематически в «Навсикая…» подняты такие вопросы, как взаимоотношения человека с природой, о которых Миядзаки ещё напомнит в аниме 1997-го года — «Принцесса Мононоке», и с самим собой.

В заключении хотелось бы сказать, что Хаяо Миядзаки, будучи не только режиссёром своих картин, но также и автором самих сюжетов, всегда поражал меня своей фантазией, которая, кажется, уносит его и нас вслед за ним куда-то в неизвестность, без направления, где кажется сами пространство и время смещаются, образуя плотную, непреодолимую обыденностью фантасмагорию, при этом, ко всеобщему удивлению, не теряющую связи с действительностью. И даже не смотря на то, что «Навсикая из долины ветров» относится к раннему творчеству Миядзаки, на мой взгляд, это аниме воистину один из лучших примеров фантасмагории в стиле великого рассказчика!

9 из 10

4 декабря 2016

Одна за всех

Навсикая — княгиня некой Долины Ветров, девушка крайне добрая и отзывчивая. Она легко ладит с любыми животными, даже с омами — огромными пугающими чудовищами в панцирях, с крабовыми ногами спереди и огромным количеством полусфер по всему телу. Большая часть мира Навсикаи охвачена лесом, из которого летят ядовитые споры, и оставшихся в живых людей не так уж много.

Поначалу фильм крайне грамотно вводит нас в свой мир. Вот Навсикая бродит по пустыне, попадает в огромное тёмное помещение в поисках чего-нибудь полезного, как спустя 32 года это будет делать Рей в «Пробуждении силы». Нам дают время познакомиться с миролюбивой долиной, а потом уже начинается основной сюжет — когда корабль соседнего королевства Тольмекии падает, охваченный адским пламенем, и впоследствии солдаты этого государства вторгаются в долину.

И тут мы можем лицезреть, на что Навсикая способна в бою — видя смерть отца, она в ярости выносит чем-то подозрительно похожим на клюшку для гольфа нескольких солдат в полной экипировке. Но к войне между долиной и Тольмекией это не приводит. Тут начинаются сложные перипетии сюжета, к которым потом подключится ещё одно государство, и в итоге уследить за происходящим станет не так уж просто. Вообще с сюжетом ситуация у фильма крайне интересная: в своей второй полнометражной работе Хаяо Миядзаки не просто экранизирует собственную мангу, он экранизирует незаконченную мангу, и потому при написании сценария он опирался лишь на первые два тома.

Но даже если понять, что проделывают местные военачальники, у вас не получается, это не так уж страшно. В любом случае всё упирается в путешествие Навсикаи, её познании истинной силы леса и остановлении бессмысленной бойни между силами людей и природы.

Впрочем, и без главной героини хватает интересных персонажей. Больше всех запоминается военачальница тольмекийцев Ксяна. Было бы легко сделать её однозначным антагонистом этой истории, но ей всё же приписали неоднозначные мотивы. Благодаря им, героиню легко прочувствовать как реального человека, а не просто несущего определённую функцию персонажа. Даже её приспешника, который кажется уж больно простым и карикатурным, под конец хоть и не делают умней или полезней, но понять его наивную искренность становится проще.

Большей убедительности этой истории придаёт детальность сеттинга. Скажем, в начале появляется маленький милый зверёк по имени Тэто, с которым Навсикая заводит дружбу, несмотря на то что он кусает её за палец при первой встрече. Позже Тэто никак на сюжет не влияет, но всегда находится рядом с хозяйкой, служит ей моральной поддержкой и одним лишь присутствием придаёт кадру насыщенности, он словно служит проводником между главной героиней и зрителем.

Летающее устройство Навсикаи выглядит необычно, но при этом практично. А то, что она с ним вытворяет, заслуживает отдельной похвалы, как и все сцены погонь и битв в воздухе, в которых масштабы задействованных устройств варьируются от маленького летательного приспособления до воздушного корабля огромных размеров. Сейчас в трёхмерной анимации есть программы, способные рассчитать сопротивляемость ветра по отношению к объекту, и тем удивительней наблюдать, как с подобной проблемой справлялись аниматоры тогда, делая картинку как надо и без подобных наворотов.

Также хочется отдельно отметить музыку. Дзё Хисаиси написал очень интересные композиции, в которых особенно удачно вставлено детское пение. Если в плане музыки и есть на что пожаловаться, так на несколько резковатую её вставку — то она внезапно появляется, то вмиг исчезает, чувствуется нехватка плавных переходов.

И в плане звуковых эффектов всё не так уж ровно. Особенно обидно за битвы на мечах — они звучат в плохом смысле мультяшно, выбиваясь из общей картины. Да и когда в конце появляется огромная толпа омов и пугающе реалистично разлагающееся исполинское чудовище, ты видишь их мощь, но не слышишь того, как на самом деле звучал бы топот многотысячных крабоподобных ног или разваливающийся на куски гигант. А то, что на подобное мало обращаешь внимание, только подчёркивает по-настоящему достойную работу аниматоров, одними рисунками заставляющих поверить в происходящее. Вот бы ещё в отдельных сценах не бросалось в глаза наложение кадров, при котором одиночные омы впечатляют размерами, но при этом выглядят плоскими и малореалистичными.

Впечатляя визуально, «Навсикая из долины ветров» как достойное эпическое полотно смотрится и сейчас, хотя в первую очередь это всё же история одной крайне стойкой девушки с сильным и не раздражающим экологическим посылом.

8 из 10

15 октября 2016

Красота-то какая…

Мультфильм повествует зрителям историю про один из возможных вариантов развития будущего — самоочищение природы. Люди на грани вымирания, землю захватил лес из ядовитых грибов. И в данном сеттинге рассказывается история княжны Долины Ветров. Никаких изысков — типичный постапокалиптический сюжет.

По сути, сюжет не является сильной частью данного аниме: он прост даже по меркам мультипликации, но в отдельных сценах кроется что-то странное. Мультфильм очаровывает! Очаровывают характеры персонажей, их поступки, какой-то абсолютно нереалистичный альтруизм и доброта, которым до конца не веришь, но так хочется, чтобы все это было правдой!

Отличительной особенностью мультфильма является показанная жестокость, циничность и глупость людей. Он не старается быть добрым в каждой мелочи, но при этом способен быть невообразимо красивым и трогающим до глубины души.

Как мне кажется, абсолютно гениальный ход в качестве того самого «животного мира» будущего показать жуков-мутантов. Ведь так легко полюбить милых щенят и котят, а чтобы проникнуться пониманием и добротой к мерзко выглядящим жукам, надо быть как минимум Навсикаей.

В итоге, один из самых серьезных мультфильмов Миядзаки. Сюжет не дотягивает до уровня гениального произведения, но темы взросления, межчеловеческих отношений и защиты природы раскрывает в полной мере. Возможно, не хватает более жестокой концовки, но это уже на любителя.

8 из 10

10 августа 2016

Секрет ностальгии.

Ностальгия. Прекрасное чувство, сочетающее в себе казалось бы несовместимые эмоции — радость и грусть. Оно возвращает нас в прошлое, в детство. Воспоминания, какими бы они ни были, окрашиваются светлыми красками. И неважно сколько тебе лет, раньше было лучше, таков взгляд любого человека в прошлое.

Многие творцы тщетно пытаются вызвать это чувство, представляя миру свои творения, и лишь единицам это удается. Они очень пытаются, произнося вроде бы ностальгические слова: «черепашки-ниндзя», «жвачка Турбо», «качели», и к счастью, у них ничего не выходит. Ведь если разгадать секрет этого чувства, то оно перестанет быть для нас важным. Хаяо Миядзаки явно что-то знает, и спасибо ему за это. А может и нет никакого секрета, а он гений и избранник богов. Так думать намного удобнее, пожалуй пусть так и остаётся.

Миядзаки — гений. Он может заглянуть в мою душу и показать мне в ней самое хорошее. В каждой своей работе он говорит со мной, учит жизни и делает меня лучше. Нет злых и добрых людей, человек не властелин этой планеты, каждый может и должен изменяться, нет ничего невозможного. Спасибо, учитель.

Что же до самого фильма, то он чудесен. Конечно, есть минусы, но о них не хочется говорить. Когда ты погружаешься в этот чудный мир, тебе не хочется возвращаться в реальный. Ты жалеешь, что через час все закончится и какой бы финал не случился у этой картины, ты уже ее любишь. Ровно как всех создателей этого творения.

31 июля 2016

На момент создания этого аниме Хаяо Миядзаки был уже мастером своего дела. С одной стороны, это был первый самостоятельный художественный проект Хаяо Миядзаки — теперь он мог снимать то, что было интересно ему, а не его спонсорам. Но, с другой стороны, это был и его первый самостоятельный коммерческий проект. От успеха или неудачи фильма зависело многое. Очень важно было «не промахнуться». И все эти моменты прекрасно чувствуются при просмотре аниме.

В этот фильм Миядзаки вложил все свои опасения за судьбу мира. Судите сами — он создал 2 фильма подряд на тему погибших цивилизаций: «Навсикая из Долины Ветров» и «Небесный замок Лапута», и это были его первые авторские работы.

Действительно, нет никаких гарантий, что наша планета не превратится в мир, подобный миру Навсикаи. Гигантский мутировавший лес, в котором не то что жить — даже дышать опасно. Мутанты всевозможных размеров. Огромные пустыни, кислотные моря. Разбросанные повсюду осколки былого величия. Прогнившие космические корабли, гигантские заброшенные здания. Люди, деградировавшие до феодализма, но сохранившие при этом некоторые высокотехнологичные машины. Мне больше всего понравились странные холмы в пустыне, четырёхгранные, и с усечёнными вершинами. Сначала удивляешься: что это такое? А потом понимаешь — это не холмы, это расплавленные небоскрёбы… Впрочем, не будем о грустном.

Видно, как Хаяо Миядзаки из кожи вон лез, чтобы «зацепить» зрителя. Столько впечатляющих моментов! Чего стоят только поединки. Например, между Навсикаей и тальмеками. Картинка продумана и прорисована до фанатизма: изображены даже кусочки древесины, отлетающие от молотка Навсикаи, заметные только в режиме стоп-кадра. Не менее интересен поединок между фехтовальщиком Юпа и теми же тальмеками. Чтобы сделать эпизод по эффектнее, и не жёстким, Миядзаки применяет интересный художественный приём. Когда тальмеки окружают Юпу, и он собирается отбиваться, экран становится тёмным, за доли секунды мелькают какие-то проблески; темнота исчезает, и видны разлетающиеся тальмеки. Только при покадровом просмотре понимаешь, что проблески — это удары клинков Юпы, и их столкновения с другими клинками.

В аниме есть и более впечатляющие художественные приёмы. Например, общение Навсикаи с омами, как прямой контакт двух сознаний. Получилось красиво, убедительно, и довольно глубоко. Все эти дикие животные, несмотря на устрашающий вид и агрессивное поведение, в глубине души — дети. Просто жестокие реалии мира сделали их такими. (Это же можно сказать и про многих людей.) Меня всегда поражало то, как Хаяо Миядзаки умеет незаметно ввернуть глубокие мысли и философию в структуру аниме. А момент воздушного сражения, когда Навсикая отклоняет атаку Азбера на тальмекский транспорт? Это стоит увидеть. Поведение персонажей в некоторых моментах очень убедительно. Просто поражает, насколько безупречно Хаяо Миядзаки разбирается в психологии людей.

Вот что сразу бросается в глаза — так это созданная режиссёром атмосфера, сильная и своеобразная. Такую зашкаливающую атмосферность, от начала и до конца фильма, как в картинах Хаяо Миядзаки, я встречал очень редко. В данном аниме она появляется практически сразу. Сначала режиссёр шокирует зрителя реалиями мира Навсикаи, а потом начинается вступление. Музыка здесь идеально соответствует цветам картинки, но немного расходится с её смыслом. На примере миядзаковских аниме убеждаюсь, что каждая хорошая мелодия гармонирует только со строго определённым набором цветов. Музыка во вступлении, кстати, передаёт состояние человека после глобальной катастрофы.

Немало красивых эпизодов. Например, панорама местности около Долины Ветров. Вечер, пустыня до горизонта, неподвижное море, и на фоне звёздного неба — руины огромного космического корабля… А эпизод в пещере?… И все это — под лёгкую, почти незаметную, и очень красивую музыку Джо Хисаиси.

А как ловко режиссёр играет с цветами одежды и обманывает зрителя в ответе на вопрос — кто же тот человек, про которого говорит пророчество? Долго не понимаешь, когда же успело перекраситься платье Навсикаи, и, самое главное, почему? Тут нет никакой магии, просто нужно всё внимательно пересмотреть!

Кстати, керамические лезвия действительно существуют. Любопытно, что их промышленный выпуск начался в Японии через год после выхода этого аниме на экран…

В общем, аниме получилось очень атмосферным, впечатляющим, красивым, но сумрачным и не слишком приятным. Да к тому же пророческим — через 2 года после его выхода на экраны произошла чернобыльская катастрофа. Юмор в фильме практически отсутствует. Миядзаки понял, что снял нечто, близкое к «чернухе», и в дальнейшем старался так не делать. Потому, что следующий фильм Хаяо Миядзаки, «Небесный замок Лапута», также снятый на тему погибшей цивилизации, не менее атмосферный и серьёзный, воспринимается гораздо легче. Надеюсь, что я ещё об этом напишу…

10 из 10

19 апреля 2016

«Здесь прошёл Ом» Навсикая

Хаяо Миядзаки — гений. Это бесспорно и ясно, думаю, если не всем, то большинству людей, хоть раз в жизни да знакомивших себя с творчеством данного человека.

Я обожаю его мультфильмы, однако отчего-то «Навсикая из долины ветров» посмотреть впредь не удосужился. Но ведь никогда не поздно, так ведь?

Что же хочу сказать… Конечно же мультфильм прекрасен. Он чувственен, наполнен неповторимой атмосферой и персонажами, кажущимися столь живыми, что, думаю, каким бы ни было графическое оформление, я всё равно лицезрел бы в них людей. К слову о рисунке — он непременно хорош. Антураж неповторимого, такого интересного, красивого, величественного и в то же время опасного постапокалипсиса, придуманного Миядзаки, передан в такой стилистике отлично. В некоторых моментах, особенно когда широкий план брался, аж сердце замирало да по коже мурашки бежали…

Душевность — вот чем качественно отличается данный продукт тридцатилетней давности от множества современных картин. Нет, конечно и сейчас во многих творениях видится истинная рука мастера да не дюжая толика его же души, вложенной в произведение. Но здесь… Здесь, по-моему, кто бы ни «прикасался» к созданию этой картины, все оставляли добрую, самую светлую частичку себя, дабы потом весь каскад эмоций, источаемых в основном главной героиней, да выражающих чистейшую наивность и чистоту, «выныривал» из-за экрана на зрителя… Не знаю, как у вас, однако где-то там, внутри, мне от просмотра данной ленты стало гораздо лучше и легче.

Ввиду чего, собственно, и хочу порекомендовать всем, кто всё ещё не удосужился посмотреть, это творение гения анимации. И хочу сказать, в очередной раз, спасибо Хаяо Миядзаки, большое Спасибо.

P.S. Появление Титана, несмотря на свою скоропостижность, было более чем эпичным. Спасибо за внимание.

12 апреля 2015

Постапокалиптика от Миядзаки

Имя Хаяо Миядзаки не нуждается в дополнительной рекламе. его работы известны по всему миру. Неважно, нравится Вам аниме или нет, парочку его произведений Вы обязательно смотрели. Вполне возможно, Вы этого даже и не знали, но буквально каждый хотя бы одним глазком да зацепил Унесённые призраками, Ходячий замок или Принцессу Мононоке. Я в этом абсолютно уверен.

Взглянем на дату выпуска — 1984 год. Но почему же удивительный мир Долины ветров и всеохватывающего Леса так знаком? Непроходимые и опасные джунгли, конфликт с природой. Ничего не напоминает? Да взять хотя бы отгремевший не так давно Аватар. Ну разве не похоже? И пусть Джеймс Кэмерон будет ссылаться на фантастические книги (например, на Хаггарда), но мне сложно не увидеть взаимосвязи между миядзаковским творением и первым по-настоящему успешным 3D-блокбастером.

В мире всё очень и очень плохо. Человечество почти полностью погибло, его немногочисленные остатки образовали несколько независимых царств. Но даже в такой непростой обстановке между махонькими государствами нет согласия. Войны продолжаются. Тем временем большую часть поверхности Земли захватил Лес с его обитателями, которые не церемонятся с чуждыми элементами — грубыми двуногими приматами. И только одна-единственная девушка (Навсикая) хочет наладить контакт с представителями новой флоры и фауны.

Здесь легко угадывается гипотеза Геи. Её суть: Земля — живой суперорганизм, которому далеко не всегда нравится, что происходит на его «коже». А там какие-то противные микробы всё время пытаются подорвать здоровье старушки Земли. А чтобы избавиться от этих назойливых «букашек», планета периодически проводит небольшие встряски — землетрясения, наводнения и т. д. А когда настанет предел терпения — быть глобальной очистке…

Навсикая из долины ветров — мультфильм, заставляющий включить свой котелок. В то же время он будет интересен и совсем молодому поколению, ведь здесь всегда в кадре что-нибудь да происходит. Да и жестокости как таковой совсем немного — в общем, будто доктор прописал.

8,5 из 10

4 апреля 2015

Классика жанра

Навсикаю из долины ветров принято считать одним из столпов постапокалиптики в аниме, и далеко не напрасно. Действительно фильм здесь стал пионером, как впрочем и в поднятии экологических тем.

Сама история просто завораживает своей серьёзностью и как ни странно наивностью. Несмотря на весь ужас произошедший в мире персонажи по прежнему продолжают верить в лучшее. Выживание в мире полном опасных насекомых и вездесущих грибных спор обыграно по полной программе.

В целом визуальный ряд картины поражает сочетанием казалось бы не сочетаемых вещей. Только здесь рыцари могут разъезжать на танках, а средневековые на вид крестьяне пропалывать посевы огнемётом, так что бы это не вызывало отторжения. Хотя итак смотрится всё это довольно эклектично, особенно если добавить сюда же лес из грибов и огромных мокриц, зовущихся жуками.

Персонажи получились яркими и выразительными, вот только как всегда у Хаяо Миядзаки женские персонажи прописаны значительно глубже и подробнее. Ну и конечно же белколис не несущий абсолютно никакой сюжетной нагрузки, но заряжающий позитивом.

В итоге мультфильм мне сильно понравился, но всё же есть в нём какая то незаконченность и странность.

8 из 10

25 марта 2015

«Человек природе динго»

Сложно назвать это творение детским, да и рейтинг 12+ стоит не случайно. Много крови, жесткости, возможно, жестокости. Эта глупая, порой, беспричинная агрессия выбивает из колеи надолго. Анимационный фильм как раз об этом — чего нам стоит бояться — планеты или людей?

Ошибочные идеалы, навеянные войной, ошибочное мировоззрение, которое не дает понять всю ситуацию незамыленным ложью глазом.

Кто же такие, эти люди, что не дают спокойно жить? Сначала разрушившие планету, благодаря чему чуть не наступил конец света. А почему же не наступил? Он пришел, забрал старый свет и произвел новый — с новыми проблемами: споры, воинствующие соседи, странные животные — Ому. А теперь жизнь снова закручивается по спирали — принцесса нашла Титана…

Навсикая, если честно, порой меня раздражала, ибо со стороны как поглядеть — Мэри Сью. Вот типичная: все ее любят, мини-юбка, «мир во всем мире», идеальная(по анимационным меркам) внешность. И то ли рычать от злости, то ли тоже любить и воспевать. Конечно, это более ранняя работа Хаяо, так как в «Унесенных призраками» Тихиро уж никак не Сьюха, так что по большому счету это можно простить. Давайте полюбим эту милую девочку…

Хаяо Миядзаки меняет приоритеты в фильме, рассказывает о том, что не всегда то, что преподносится в красивой обертке, таковым и есть. Конечно, возможно, сейчас это довольно открытая истина, однако тогда, в 1984 году, истина предстала в другом свете — неожиданности. Мы привыкли покупать то, что красиво, и люди по своей природе эстеты, которым важней очарование и внешность, а начинка уж отходит на второй план.

«Человек природе динго» — подтекст? Мир изменился, постапокалипсис должен поменять отношение к природе, к уродливым, но мудрым Ому, к самому человечеству в частности. Правда, одни живут в согласии — Навсикая и ее запуганный народ — и королева-принцесса, мечтающая то ли о господстве, то ли следует праведным целям избавления мира от «напасти» в виде жуков и спор.

Однако можно ли отвечать Злу Злом? Противостояние природы и кучки человечества, каждый думает о своем, каждый защищается, не желая выслушать. А зачем?

Правда, это своеобразное воспевание, ода, гимн пацифизму, рассказ о том, что стоит выслушать, понять… простить? Во всяком случае обойтись без глупых жертвоприношений в виде войны между созданиями Божьими.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы переосмыслить свои поступки, жизнь. Он не навязывает своих идеалов, принципов, нет, просто дает возможность подумать. Подумать над тем, кто же ты такой — Человек, и что ты делаешь на этой земле? Куда ее ведешь?

9 из 10

13 января 2015

Есть люди, за которых не жалко умереть (не смотрите трейлер, читайте отзывы!!)

Есть люди, за которых не жалко умереть, а есть люди, которые готовы отдать жизнь за вечное. Науська (а не Навсикая!) совмещает в себе оба аспекта.

Единственный мультик про настоящую любовь к жизнь и ко всем ее созданиям. Про желание понять, простить и принять, про желание увидеть большее, чем мерзкая плесень и насекомые — единственный способ природы защититься и выжить, очиститься от ядов, которые привнес человек в воду, воздух и землю!

Всегда есть те, кто готовы убивать «за правое дело», использовать в этой войне самое страшное оружие, наносящее неизмеримые потери, уже уничтожившее цивилизацию.. но нет же, «в этот раз все будет иначе! мы боремся за мир во всем мире! наши цели благие! этот Лес портит нам жизнь, давайте же уничтожим его!». Только правое дело может внезапно оказаться вовсе не правым, а реальность может противоречить нашим ожиданиям. Уничтожать всегда проще, чем создавать.

Красивые виды, красивые голоса, невероятные саундтреки (! впервые увидела этот мультик, когда мне было 8.. уже больше 15 лет напеваю эти мелодии, когда грустно), живая культура, вечные ценности, трогательные персонажи, искренние чувства..

Этот мультик про экологическую катастрофу, про жестокость людей, про веру в природу и жизнь. Лучший мультик о вечном. Всем советую.

10 из 10

P.S. Трейлер просто ужасный! Ужасная наложенная мелодия и бессмысленная картинка! Русский дубляж тоже многого не передает, поэтому лучше смотреть в оригинале с субтитрами (никогда не была поклонницей анимэ, но Миядзаки — нечто другое, так прикоснитесь же к иной культуре, а не к стереотипам).

5 марта 2014

Фантастика Навсикая из долины ветров появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Хаяо Миядзаки. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Суми Симамото, Махито Цудзимура, Хисако Кёда, Дзёдзи Янами, Минору Яда, Риоко Ёсида, Масако Сугая, Такако Сасуга, Тика Сакамото, Тарако, Ёдзи Мацуда, Мина Томинага, Мугихито, Акико Цубои, Ёсико Сакакибара.

На фильм потрачено свыше 1000000.В то время как во всем мире собрано 2,215,984 доллара. Страна производства - Япония. Навсикая из долины ветров — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.