Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Маленькое одолжение |
год: | 1984 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Конунов |
сценарий: | Виктория Токарева |
видеооператоры: | Олег Диорденко, Дмитрий Моторный |
композитор: | Максим Дунаевский |
художник: | Станислав Булгаков |
монтаж: | Елена Япринцева |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
Эту песню мне не забыть до конца дней. Я отчётливо помню, как слушал её на излёте детства в каком-то фильме. Мои руки аккуратно расставляли на паласе каре и эскадроны солдатиков для очередного Бородинского сражения, а откуда-то сверху на меня «падал» кленовый лист…
А совсем недавно, ранним субботним утром, на телеканале «Культура», пропустив первые минуты, я смотрел фильм детства уже обладателем «вечного» паспорта. С экрана со сцены ещё молодой 40-летний, но уже такой талантливый, Николай Караченцов снова «осыпал» меня рыжим кленовым листом.
Вроде бы банальный музыкальный фильм! Ан, нет!!!
Персонаж Караченцова, такой популярный и маститый советский эстрадный певец начала 1980-х, буквально сходя с подмостков, становится таким простым и нормальным человеком, готовым ради исполнения маленького одолжения перечеркнуть даже свои рабочие планы. (Вы можете себе такое представить!? Лично я – нет. Впрочем, может, действительно, тогда люди были из другого теста.)
Но оказывается, что процесс доставки неказистых солдатиков (даже я, большой любитель военной миниатюры, на таких никогда бы не польстился!) в громадном деревянном футляре может привести к таким фундаментальным последствиям в жизни героя.
Всего три штриха, три встречи, три истории планомерно и целенаправленно выводят заплутавшегося в жизни «счастливчика» на настоящую твёрдую дорогу «к себе».
Вроде бы, упавшая на голову ваза в квартире зашуганной спекулянтки и хук в челюсть от жениха на разрушенной помолвке готовят нас к ещё более тяжёлому продолжению…
Но вот третий, конечный адресат, в исполнении обворожительной Натальи Сайко, проницательностью сердца, теплотой души и слова переворачивает всё «с головы на ноги» – никакие комфорт, удобства и выгоды ничего не стоят, если они получены в результате предательства самых близких и родных тебе людей.
P.S. Чуть не забыл! Героиню Лии Ахеджаковой, не находящей себе места в прямом и переносном смысле слова, безусловно, безмерно жаль. Ведь многие из нас волею судьбы могли и могут оказаться на её месте.
P.P.S. Странная штука – человеческая память. Я, порой, начисто забываю, что было на прошлой неделе, а вот особую, не передаваемую словами, атмосферу просмотренного затылком лет 35 тому назад фильма «Маленькое одолжение» прекрасно помню. И все эти диалоги, в которых в каждом втором предложении невероятная по глубине мысль Виктории Токаревой. И мудрые стихи Леонида Дербенёва с изумительной по простоте и мировосприятию музыкой Максима Дунаевского останутся со мной навсегда:
Кленовый лист, кленовый лист,
Ты мне среди зимы приснись…
10 из 10
9 апреля 2024
Да, этот фильм из разряда драмы, следовало бы перенести в ненаучную фантастику. Почему? Да потому, что в реальности события фильма фантастичны. Чтобы известный артист, сам по себе, в день выступления с концертом, свободно разгуливал по городу в поисках трёх однофамилиц, само по себе фантастично. Чтобы получать по голове то ли статуэткой, то ли кулаком без последствий - тоже. Но под покрывалом фантастики, в фильме огромное количество правды, обыкновенной жизненной правды, даже истины. И этим фильм подкупает. Через 10 - 15 минут просмотра уже забываешь о нереальности событий, и видишь пред собой один за одним, те самые сюжеты, которые мы сами часто проживаем и переживаем. И этим фильм подкупает и остаётся в памяти. И дело не в песнях, которые имеются в фильме, а именно в этом.
24 декабря 2022
Как это принято в нашей стране, во время празднования юбилея любимого артиста основные телеканалы соревнуются в том кто больше покажет фильмов с его участием. Правда показывают только проверенные, пользующиеся успехом у зрителей картины. А вот фильмы выпадающие из «общего ряда» — оставляют для так называемых «нишевых» каналов.
Вот и в эти дни, когда страна отмечала 70 летие Николая Караченцова, я и посмотрел на одном из таких каналов «Маленькое одолжение» (показ проводился как и положено нашему ТВ, в ночное время), посмотрел — и был приятно поражён.
Снятый на «Молдова фильм» — а это в советском кинематографе была киностудия даже не второго, а скорее третьего ряда, фильм поразил уже забытой советской наивностью (в хорошем смысле слова), чистотой (даже поцелуи не настоящие — а лишь обозначены), и лёгкостью восприятия. И это притом что затронутая тема рано или поздно встаёт перед каждым из нас.
Во многом это заслуга сценария написанного Викторией Токаревой. Сценарий вроде бы прост — перед нами два дня гастролей известного артиста в маленьком провинциальном городе. И случайная просьба передать маленькую посылку. И именно эта посылка является тем самым ключом — которым Валентин Озерников откроет заржавевший замок которым он 12 лет назад закрыл свою душу.
На мой взгляд режиссёр намеренно сделал поезд одним из героев своего повествования. Ведь именно в вагонном купе мы часто выкладываем самое сокровенное, что нас тяготит и тревожит своим случайным попутчикам (странно, но ни в самолётах, ни в автобусах такого не происходит — там скорее хочется чтобы никто не мешал, и не тревожил).
Довершает картину душевная опустошённость Валентина, ему до чёртиков опостылели эти бесконечные поездки, провинциальные гостиницы (кстати режиссёр показал их антураж почти без прикрас — чего стоит кипятильник для варки супа!), и разлад с женой в семье, который он тщательно скрывает. И поиски таинственной Галины Митрофановой становятся лишь поводом соскочить с наезженной колеи.
Соскочить чтобы вновь стать самим собой, а не быть лишь картинкой на календаре.
И хочется верить что ему это удастся, и однажды он постучит в скромный домик, где в саду живёт слепой старый ворон. Кстати сцена объяснения в любви одна из лучших в фильме. Всего-то прикосновение рук, пара фраз, и взгляд Натальи Сайко, никакой эротики — но всё понятно без слов.
Жалко только что планы по нахождению самого себя возможны только в кино, в настоящей жизни нам некогда, мы заняты, и даже звонки родителей для нас часто лишь помеха (отрывают время!), и поэтому большинство привычно бубнят «Вот наступит понедельник, новый месяц, год…» Бег на месте продолжается. Се ля ви.
9 из 10
31 октября 2014
Советскую классику нельзя ориентировать по возрастным категориям. Она во все времена для всех, ведь подлинные человеческие истории касаются каждого в любом возрасте.
Этот фильм прекрасен в своей простоте. Простая житейская ситуация, которая могла произойти с любым человеком, вплоть до сегодняшнего дня, и близкие каждому ситуации — разлука, расставания, одиночество, переживания, но самое главное это большие сердца, которыми наделены все герои этой истории. Потрясающая актерская игра, настоящие оценки, хоть и драма, а смеялась до слез. Потому что все узнаваемо, все жизненно, и поэтому столь интересно. Как меняется главный герой. Вот это целый путь, который мы можем пройти вместе с ним, сопереживать и учиться вместе с ним.
Я в восторге от этого фильма, конечно, рекомендую каждому, сделайте себе маленькое одолжение — посмотрите это замечательное советское кино.
10 из 10
29 октября 2014
Совсем недооцененный посетителями сайта «Кинопоиска» фильм, и судя по количеству поставленных оценок наврядли искушенный современным киноискусством зритель заставит себя посмотреть картину 1984 года производства СССР. Но, может быть, прочитав мою рецензию, кто-нибудь все же решится.
Перед нами картина с глубоким смыслом про обычных людей в обычном городе, куда главный герой известный эстрадный артист (Николай Караченцов) приезжает с очередными гастролями, будучи уже уставшим от бесконечной славы. Дабы хоть как-то поменять свое мировоззрение он решает самостоятельно выполнить то самое «маленькое одолжение», о котором попросил его незнакомец в поезде по дороге на гастроли. Стоить отметить и год выпуска фильма — 1984 г., перестроечная угнетающая атмосфера тут присутствует, и это видно во всем — как одеты люди, как они друг на друга смотрят да и дело происходит все осенью. Унылая пора…
Ключевой успех этой картины — это Николай Караченцов, его голос, музыка Максима Дунаевского и тексты песен Леонида Дербенева. Я слышал очень известную песню «Кленовый лист» в исполнении Николая Караченцова, но вот то, что эта песня из этого фильма узнал, только при его просмотре.
Я не стал бы советовать смотреть фильм молодому поколению, не совсем им будет понятен тот смысл, что заложил туда режиссер картины и великолепные актеры, ведь помимо Николая Караченцова в нем играют Лия Ахеджакова и Татьяна Догилева. Может я и ошибаюсь, но «Маленькое одолжение» — картина для моей возрастной категории (28—35), когда есть еще время подумать и начать все заново.
9 из 10
15 сентября 2013