Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Северные светлячки |
английское название: |
Kita no hotaru |
год: | 1984 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Хидэо Гося |
сценарий: | Кодзи Такада |
продюсеры: | Масаюки Сато, Тан Такаива, Ю Аку, Кадзуюки Сато, Mineo Zushi, Такэси Эндо |
видеооператор: | Фудзио Морита |
композитор: | Масару Сато |
художники: | Ёсинобу Нисиока, Кэндзи Ямасита, Кэидзо Фукуи, Масао Сато, Хисаси Ябэ, Takashi Matsuda |
монтаж: | Исаму Итида |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 5 мин |
Дюжина лет спустя после Реставрации Мэйдзи. Все оппоненты практически побеждены, Япония уверенно вступила на путь заимствования западных ценностей. Государство осознает необходимость военной и экономической экспансии. Одной из внутренних задач является освоение Хоккайдо, пустынного острова без инфраструктуры, еще недавно населенного разве что отсталыми с точки зрения японцев айнами. Однако на Хоккайдо уже есть тюрьма. Сюда свозят политических заключенных, то есть тех, кто некогда выступал за сохранение власти сегуната. Силами этих заключенных планируется построить первые ключевые дороги на острове. Условия строительства, когда царит метель, ужасающи. Заключенным не могут даже выдать одежды и обуви. Начальник тюрьмы, маститый коррупционер, любящий проводить время в обществе девушек местного борделя, тем не менее намерен построить дорогу в срок, не понимая, что заключенные готовятся поднять бунт.
В этом фильме замечательно передана психология новых государственных деятелей периода Мэйдзи. Для новых чиновников вполне характерен карьеризм, однако есть и четкое сознание необходимости развития страны. Это сознание у начальника тюрьмы настолько сильно, что он отказывается уступить свою должность присланному из столицы человеку. Немыслимое поведение для Японии с ее культом иерархии и подчинения вышестоящему. Начальник тюрьмы все объясняет просто — только он будет в состоянии построить дорогу. Правда, строительство это будет проводиться без оглядки на человеческий материал, который оказывается расходным. Современная мощь Япония основана на реальных человеческих жертвах прошлого, впрочем, как и во всех сверхдержавах.
Но Хидео Гося в этом фильме рассказал не столько экономическую, сколько человеческую историю. Ему удалось передать тоску заключения и заснеженных пространств, чудовищную несправедливость и желание мести, живущее в сердцах заключенных. А женщины, приезжающие повидать своих возлюбленных и проходящие ради этого через унижение, напоминают о женах русских декабристов. Начальник тюрьмы выглядит полубезумным деспотом, помешанным на своих сверхзадачах, однако оказывается способным на танец и песни. «Северные светлячки» — печальный фильм о прошлом Японии, о трагедии простых людей на фоне снежной пустыни и коррупции. Он о том, что переусердствование в исполнении долга может приводить не к успеху, а к катастрофе.
8 из 10
3 декабря 2015