Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Конфликт |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Гарри Бардин |
сценарий: | Гарри Бардин |
продюсер: | Григорий Хмара |
видеооператор: | Сергей Хлебников |
композитор: | Сергей Анашкин |
художник: | Николай Титов |
монтаж: | Надежда Трещёва |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 февраля 1996 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 7 мин |
Очень необычный и очень правильный мультфильм, пропагандирующий пацифизм в его самой громкой форме. Фантазии уносят нас в самые необозримые дали, и существует немало мультфильмов о животных, растениях, грибах и предметах обихода, но чтобы главными героями становились спички – такое я могу припомнить только здесь.
Синие против зелёных. Головки разного цвета, но во всём остальном никаких различий. Проецируя живые спички на людей, конечно, вспоминаешь о таких мелочах как разные цвета кожи или умственные заблуждения. Самые ужасные войны в истории порой провоцировались из-за пустяков, и хотя мультфильм изо всех сил пытается выглядеть смешным, суть-то ужасна, это мы понимаем. Начиная от намёков на вооружение XIX века, далее сюжет, развиваясь, переносит нас в эпоху Первой мировой войны, а потом доходит и до ядерной бомбы – самого страшного орудия в истории человечества, которое в случае использования не пощадит никого – ни своих, ни чужих. «Конфликт» – едва ли не единственный советский мультфильм, который показывает нам настоящий апокалипсис и постапокалипсис. Разбавленные юморком, но всё равно вызывающие слёзы.
Но позволю себе всё-таки отойти от печальной темы. Поражает то. С каким старанием режиссёр анимирует спички. В мультфильме используется не рисованная анимация, а покадровая, так что спички на экране настоящие. Они присутствуют в огромном количестве, и двигать приходилось их все. Передвигая хрупкие предметы и заставляя их сталкиваться и резать друг друга, режиссёр проделал колоссальный труд, и получилось отлично. Спички передвигаются, будто в самом деле живые.
Поскольку тема войн слишком надоевшая и наболевшая, то ставить высшую оценку даже такому мультфильму очень тяжело. Но он хорош, это так же необходимо признать как факт анахронизма любых войн.
7 из 10
8 апреля 2023
Что такого было в советских интеллектуальных кругах поздней поры, что музы часть деятелей вдохновили на шедевры, а основной состав союзов всевозможных творческих профессий творил тонны макулатуры и доводил зрителей до неукротимой зевоты? Загадка…
Этот мультфильм считали пацифистским и тормозили его выход к зрителю начальники, но публика живо откликалась. Можно заключать пари, что часть нынешних старичков, увидев только начало «Конфликта» или «Брэк!»
(пластилиновый), или даже «Дорожную сказку», что-то такое вспомнит. Показывали по ТВ редко, но запоминали надолго. Вряд ли вспомнят автора, но кадры врезались накрепко.
А мультик почти хоррорный, если не забывать, что за прошедшие 37 лет СССР распался на части, а часть этих частей умудрилась ещё и затеять с бывшими сёстрами-республиками и драки, и войны, и этнические чистки, разделившись в самих себе, и часть бывших братьев по «единой социальной общности» (так называли советский народ на партийных съездах КПСС) лишить паспортов, то есть назначить в категорию Untermensch…
Дело в мультфильме почти житейское: из коробки высыпались спички двух цветов, попрезирали друг друга, поделились, провели границу, поцапались из-за недоразумения и началась война. По сути гражданская, а на вид… Вообще-то, они из одной коробки высыпались!
Пожар войны спалил всех. Сценарий оказался не драмой, а трагедией. Прощальные кадры под грустную музыку: на чёрном поле остались торчать погорелые кривульки, продолжать мир или драку некому.
Если появится рубрика «мультипликационные пророчества», этому фильму там будет место в главном списке.
7 из 10
15 мая 2020
Мизантропия Шванкмаейра проистекает из неверия в существование души, из-за маниакальной сосредоточенности на проблемах телесности, ее манипулируемости, распаде, модификациях. Мизантропия же Бардина проистекает из дефицита человечности в человеке: он не любит людей за то, что они — недостаточно люди. В шедевральной в своей лаконичной выразительности ленте «Конфликт» Бардин, обращаясь к теме «холодной войны», находит удивительно емкую метафору милитаризма как редукции человека к боевой единице, визуальным выражением которой становится образ спички.
Легко воспламеняясь, когда что-то идет не так, как нам хочется, мы, отказываемся понимать Другого, уничтожая и его, и себя. «Конфликт» — фильм не столько о милитаризме, сколько о нашей неготовности вести диалог, устранив собственные эгоистические и корыстные интересы. Коробок — общий и мир — общий, так зачем его делить на зоны противостояния, зачем превращать жизнь друг друга в истеричную гонку вооружений? «Конфликт» можно воспринимать и как метафору войны, разгорающейся в каждой человеческой душе: разве страсти, раздирающие нас на части, не превращают наше внутреннее пространство в сегментированную милитаризованную зону, где неистовствуют противоборствующие силы?! «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иак. 4:1).
8 января 2016
«Конфликт» — один из самых страшных и в то же время правдивых мультфильмов Советского Союза. Режиссер Гарри Бардин провел воистину удивительная параллель — спички и люди. Действительно — мы можем «вспыхнуть» и устроить настоящую войну из-за любого пустяка вместо того, чтобы разумно разрешить спор и и избежать ненужных жертв. И какими бы разными мы ни были, как бы мы ни различались по мировоззрению, вероисповеданию и даже расовой принадлежности, свой конец в результате подобного бессмысленно жестокого конфликта мы встретим все одинаково, причем по собственной же вине.
Последние кадры вкупе с печальной музыкой Марчелло никого не смогут оставить равнодушным. Вот он, плач по погибшему маленькому мирку и бессловесный укор небольшой «верхушке» правителей, своими «мудрыми» действиями подписавших смертный приговор всем сразу! И кто бы мог подумать, что причина этого кошмара — обыкновенный кирпичик, лежавший на границе двух «государств»! А ведь этого будущего можно было избежать…
10 из 10
PS: Не знаю, что хотел сказать автор, показав в числе синих спичек одну с большим «носом», но лично у меня почему-то возникла ассоциация с Гитлером. Еще одна мрачная аллюзия…
27 марта 2014
Совершенно случайно случилось мне посмотреть серию короткометражек Бардина. После просмотра «Конфликта» у меня буквально перекрыло дыхание. Настолько великолепная интерпретация существования социума!
Излишне отписывать и без того очевидное каждому смотревшему эту историю. Скажу просто и без раздумий:
10 из 10
4 января 2011
Еще раз убеждаешься после просмотра этого короткометражного кукольного мультфильма в талантливости Гарри Яковлевича Бардина, в гениальности и простоте создаваемого им мира!
Весь мультфильм — это набор метафор и олицетворений, где главные действующие персонажи: спички — люди. Конфликт двух народов из-за занятой территории выливается в войну, которая унесет множество жизней. Меньше, чем за 7 минут, вся территория превратится в выгоревшее поле с могилами…
Мультфильм показывает истинные человеческие пороки: коварство, жадность, эгоизм, ненависть, злорадство. А главное он учит: всегда можно избежать конфликта, если разумно подойти к анализу сложившейся ситуации.
P.S. Плохой мир лучше хорошей войны!
19 ноября 2010
Очередная проекция на человеческую сущность. Как и многие другие картины короткометражной анимации, сюжет носит метафоризованный характер с высокой степенью оригинальности. Коробок спичек — это социум, до которого добралась идея «разделения на».
Если быть более точным, — это разделение носит религиозный или видовой (расовый) характер. То есть, имеется очень резкий контраст. Как и людям, этим спичкам было важно найти в себе различия, но не сходства. Только вот спички горят одинаково, и не важно, какого цвета у них зажигательная головка.
30 сентября 2010
Вот только посмотрел этот мультфильм и сразу решил написать о нём, что я думаю. Мне понравилось. Даже больше скажу, я в восторге от увиденного. Как мы все знаем, всё гениальное — просто. И я не могу иного сказать об этой короткометражке.
Весь мульт — метафора на человека. Спички — люди, которые никак не пришли к соглашению. И мне грустно и, одновременно, смешно было наблюдать за их действиями. Грустно, потому что столько зря потеряных жизней. Смешно, потому что в развязке со стороны всё выглядело воистину глупо и вообще-то всего этого можно было избежать.
Сюжет разоблачает человеческую сущность. В природе своей, мы все, в основном, эгоистичные, жадные, беспринципные, не желающие консенсуса личности, готовые считаться только с самим собой, и, если надо, готовые погубить чужие судьбы, лишь бы добиться своей правоты.
26 августа 2010