Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дело за тобой! |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Николай Александрович |
сценаристы: | Юрий Чулюкин, Альберт Иванов |
видеооператор: | Лев Бунин |
композитор: | Владимир Шаинский |
художник: | Валентина Брусина |
жанры: | семейный, музыка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
«Дело за тобой!» — это музыкальный и, по большому счёту, детский фильм режиссёра Николая Александровича. За ключевую, музыкальную составляющую этого фильма тут отвечает дуэт композитора Владимира Шаинского и поэта Михаила Танича. И это говорит о многом. Именно этот дуэт являетя создателем шедевра «Если с другом вышел в путь», песни, ставшей настоящим гимном дружбе и вере в её силу. В аналогичном стиле выполнен и, как это теперь называют, саундтрек фильма «Дело за тобой!». Собственно, фраза «дело за тобой» это окончание строчки «чтоб Земля была счастливой — дело за тобой». И фильм пронизан именно этим — верой в силу Дружбы, веру в силу Труда, веру в силу Культуры и в силу Любви. А главное, в то, что человек живёт не напрасно, что своей деятельностью при жизни он может помочь этому миру стать лучше, и что это важнее фантазий о жизни после смерти.
Фильм весьма социалистический по духу. Причём ни малейшего лакейства в нём нет, а есть именно Вера в идеалы. Хотя, конечно, были у некоторых его создателей и фразочки вроде «меня посадили на 6 лет при Сталине за какую-то ерунду и правильно сделали», но это всё забудется, будет понято, а вот огромный культурный пласт останется. Год выхода фильма 1983-й. С телеэкранов уже объявляется, что Советский Союз санкции переживёт, а вот по союзникам Вашингтона они бьют куда сильнее… Совсем скоро будет дано понять, что снимать можно всё, что угодно, а на деле это будет означать, что вот такие фильмы снимать будет нельзя. Хотеться будет снимать именно такие, а вот фигушки. Не покажешь больше улыбающееся лицо ветеринарши, которая слушает лёгкие свинье. А уж отряд детей, несущих лопаты и поющих песню и вовсе будет восприниматься как нечто запредельно совковое. И конечно же, никто не будет снимать про человека, который едет в какой-то далёкий провинциальный посёлок, где пустует Дом Культуры, где нет пруда, где могли бы дети искупаться, и искренне старается — не денег заработать, а старается жителей этого посёлка сделать людьми культурно образованными. Где обычно назначают человека в Дом Культуры, а он только кино крутит, чтобы самому не трудиться. Только в Москву из гнилой провинции едем сейчас в телевизионных фильмах, всё. А главное, лакейщина никуда не делась, только стала приторней и наблюдать её более противно, зная, что можно же вроде и без неё.
Кто играет этого замечательного человека? Играет его Валерий Сторожик, ныне ставший голосом Харви Дента, Люциуса Малфоя, Эльронда в «Братстве кольца» и Гримы в «Двух крепостях». Здесь его голос звучит ещё очень молодо, но довольно узнаваемо. Здесь он не только говорит, но и поёт, и поёт очень красиво. Между прочим, и мимика у него весьма хороша. Мне очень нравится кадр, где он идёт со скрипкой, ведя население посёлка с песней помогать детям строить пруд.
В общем, мало чего перешло в наши современные телевизионные фильмы из таких. Хотя, например, образ девочки Нины из этого фильма действительно хорошо узнаваем в современных российских телевизионных фильмах и не шибко узнаваем в фильмах советских. Есть у нас такие героини-завистницы, которые зачастую почему-то ещё и более других женских персонажей проявляют нонконформизм. Это уж нам точно не Запад навязал, это мы сами у себя где-то почерпнули, такое ощущение что в каких-то методичках, создаваемых людьми, далёкими от культуры. В данном фильме, спасибо создателям, это не развилось в откровенное очернение, и цельный её образ получился весьма симпатичным. Между Ниной, этой девочкой, принципиально носящей штаны, по которым её узнают, несмотря на прямо обозначенные потуги со стороны некоторых навязать ей ношение платьиц, и Верой Локтевой, этой милой веснушчатой рыжей девочкой, обожающей цирк, приехавшей изначально просто для отдыха, а в итоге опять же для службы Обществу, не развивается вражды. Это такое семя, которое на этой почве не растёт, даже несмотря на то, что посажено. И кажется, что в гипотетическом сиквеле могла бы развиться и дружба, и даже очень близкая дружба. В принципе, на то он и хороший фильм, чтобы сознание само рисовало красивое интересное продолжение. В особенности сознание детское. И как раз таким фильмам реальное продолжение не нужно, оно остаётся в сердце зрителя.
17 сентября 2017