Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Четыре американских композитора |
английское название: |
Four American Composers |
год: | 1983 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Питер Гринуэй |
сценарий: | Питер Гринуэй |
продюсер: | Ревель Гест |
видеооператор: | Кертис Кларк |
композиторы: | Роберт Эшли, Филип Гласс, Мередит Монк |
монтаж: | Джон Уилсон |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 40 мин |
В те времена, когда термин «культурная архивация» еще не был в моде, Питер Гринуэй уже сделал большое дело, сняв данный фильм. То есть мы получаем замечательную возможность увидеть в «деле» четырех композиторов, отдавших дань экспериментальной классике в разных ее проявлениях. Это и вечный выдумщик Кейдж, и монументально тавтологичный в своем минимализме Гласс, и упражняющаяся в платических вокализах Монк, и концептуально коллажный Эшли. Что и говорить, каждая часть выполнена в своей манере, с учетом и личности композитора, и его творений.
Учтите, что термин классика не должен расхолаживать и настраивать на привычный лад. Никто из протагонистов фильма на условного классика никак не похож. Представление о contemporary classics начинается с автора, а не предшествует ему. В этом смысле представляется наиболее важной серия о Кейдже и не потому, что он самый знаменитый в этом фильме, а потому, что каждое его произведение, пересматривающее и рефлексивный взгляд, и рецептивный акт, является продолжением принципиального спора с категорией читательского ожидания, поэтому мы вынуждены пересобирать свои установки и приходить к новой версии транскрипции происходящего. Кейдж — Протей, ускользающий от нас и скользящий что в нескольких минутах полной тишины, что в полной децентрализованной какофонии конкретной музыке.
Можно сказать, что при всем несходстве авторов, фильм обнаруживает в них наследственную черту авангарда, его полимедийность. Поэтому бессмысленно называть его фильм фильмом-концертом, как во многих аннотациях. Это фильм-представление, фильм-перформанс, обговаривающий условия представления, но и сам являющийся таковым. Как бы ни бросались в глаза постмодерновые признаки музыкальной фактуры, сами основные контуры полимедийности вопиют в начало века, показывают достигнутые сияющие вершины, благодаря более развитым технологиям.
Отсюда и ключевой аспект фильма. Мы наблюдаем не только музыкальные факты, нам доступна автореференция, авторский комментарий. Но и это не все. Было бы штампом говорить о значении музыки в фильмах Гринуэя, и так ясно, что это один из самых мыслящих музыку режиссеров, если можно так выразиться. Так что его фильм параболичен по отношению к внутренней форме киновысказывания, средствами музыки он комментирует то искусство, которому Гринуэй предан не менее беззаветно и страстно, как и композиторы, преданные своему искусству, в его фильме.
8 из 10
5 октября 2017