Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Васса |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Глеб Панфилов |
сценаристы: | Глеб Панфилов, Максим Горький |
продюсер: | Виктор Мосенков |
видеооператор: | Леонид Калашников |
композитор: | Вадим Биберган |
художники: | Николай Двигубский, Наталья Иванова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 сентября 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
В мировой литературе множество прославленных произведений посвящено отношениям человека с материальными богатствами. 'Васса Железнова' Максима Горького - одно из самых прославленных российских произведений на эту тему. И его особая ценность заключается в том, что оно основано на реальной истории владелицы пароходов Марии Кашиной.
'Васса' 1982 г. - прославленная экранизация этого произведения, снятая Глебом Панфиловым с Инной Чуриковой в главной роли.
На дворе 1913-й год. До революции еще несколько лет, но уже сейчас революционные движения набирают силу и устрашают аристократов своими лозунгами.
Васса Железнова тем временем не обращает особого внимания на политические лозунги. Она человек дела, а дел у нее много. Она руководит судами, управляет домом и всеми финансами. Ее супруг попался на растлении малолетних и многочисленные взятки не помогли - его будут судить, а это значит позор для всей семьи. Брат проводит дни распивая алкогольные напитки и развратничая. А от детей нет никакого толку.
Лента 'Васса' предлагает взглянуть на несколько дней из жизни этого семейства. Перед зрителями предстает нелицеприятная картина - главной ценностью главной героини являются деньги. А остальные члены семьи еще хуже - они развращены своей вольготной жизнью и не ценят никого и ничего.
Инна Чурикова тут великолепно воплощает образ многогранной сложной и сильной женщины, стоически перенесшей многочисленные трудности и трагедии личной жизни и превратившейся в искусного решительного бизнесмена.
Однако великолепная игра исполнительницы главной роли не способна подавить идеологическую основу произведения 'Васса'. В отличие от многих фильмов и книг, рассказывающих о разложении высшего класса и бессмысленности накопления материальных благ, тут критикуется не образ жизни и не излишняя любовь к деньгам, а деньги вообще как феномен.
В 'Васса' деньги и частная собственность представлены как злодей, который способен лишь уничтожать людей, приводить к преступлениям и порабощать своего владельца. Помните, как в 'Гараж' секретарь правления в ответ на высказанное желание обладать собственным гаражом, возмущенно восклицает 'Частный собственник!'? По большому счету 'Васса' - это тоже вот какой вот возмущенный возглас против частной собственности и всего, что можно назвать 'мое', а не 'наше'.
Критика богатства и всего материального была и продолжает быть частью российской идеологии. Поэтому не удивительно, что его рейтинг в Кинопоиске - 7,9 баллов. Но даже если вам не интересно кино с таким идеологическим посылом, 'Васса' без сомнения достойна просмотра - в этом произведении есть юмор, есть хлесткие фразы, есть частичка истории страны и есть многогранные интересные характеры.
19 ноября 2023
В восьмидесятые годы советские режиссеры с каким-то почти болезненным интересом обращаются к русской предреволюционной классике, к Чехову, к Горькому. Это вполне объяснимо. И там, и там системный кризис и конец эпохи. Параллели во многом надуманные, но те режиссеры их видели и находили. Этим и объясняется столь необычная внешняя трактовка образа Вассы в этом фильме.
Васса Чуриковой совсем не похожа на горьковскую купчиху. Слишком тонка она для нее и интеллигентна. Это наша, то есть панфиловская, современница, сильная женщина конца двадцатого века. Поэтому так не идет ей блюдце, из которого она вечером пьет чай. Кустодиевско-островские купчихи так пили, горьковская Васса так чаевничала, но здесь это блюдце кажется каким-то нелепым.
А в остальном, пожалуй, Вассу из второго варианта пьесы передать удалось. Удалось воссоздать вот эту сложную и неодназначную фигуру, которую и страшно, и жалко, которую можно не любить, считать врагом, но не отдать дань уважения которой нельзя. И дело не только в бережном перенесении на экран ключевых горьковских реплик. Это заслуга именно Инны Чуриковой. Ее мимика, ее интонации, ее взгляд — это практически образец актерской игры, тонкой, нюансной, построенной на полутонах, без малейшего переигрывания. На ее фоне все остальные просто теряются, что в общем-то и нужно по сюжету. В целом фильм не шедевр, но игра Чуриковой заслуживает того, чтобы смотреть этот фильм.
14 июля 2020
Уйдя в спасительную от цензуры классику, Панфилов, как мы видели на примере «Валентины», смог все же выразить свое мнение о современности. Столь же выдающимся и закамуфлированным обвинением мещанскому благополучию «застоя» стала «Васса» — вроде бы тщательная экранизация пьесы Горького. Однако, созданная в эпоху торжества неоконсерватизма на Западе, эру Тэтчер и Рейгана, картина Панфилова необычно трактует центральный образ этого произведения Горького и вообще весь контекст буржуазного разложения. В прежних экранизациях «Вассы Железновой» образ героини трактовали как метафору купчихи-хабалки и в целом буржуазной России, которой, якобы, к счастью, давно уже нет.
Панфилов и Чурикова изобразили Вассу противоречивым персонажем: да это очень жесткий человек, делец, но все, что она делает — для блага семьи и ее интересов. Умножая и блюдя капитал, она скаредна и скупа, в доме ее царствует разврат, разложение, пьянство и карты, и она противится всему этому как может в одиночку, одной своей волей, двигая вперед дело семьи. Такая трактовка образа чем-то напоминает дона Вито Карлеоне из «Крестного отца» — фильма, который Панфилов не мог не видеть. И как у Копполы герой противоречив и ничего не хочет лично для себя, так и Васса в исполнении Чуриковой. Возможно, главная причина, по которой режиссер взялся за пьесу Горького — желание дать еще раз раскрыться актерскому гению своей жены, но и другие исполнители (особенно Скоробогатов в обаятельно-отталкивающей роли брата Вассы), в том числе и очень молодые, сыграли именно кино, а не театральные роли.
То, что перед нами — прежде всего кино, а не заснятый театр говорит уникальная в плане дизайна и висконтиевской дотошности работа художника-постановщика Николая Двигубского, потому Жак Лурселль не прав, когда пишет, что длинные планы и долгие реплики актеров вызывают впечатление театра. Визуально «Васса» и сейчас является образцом невероятного художественного вкуса, незаметной и деликатной операторской работы при избыточной изысканности интерьеров. Ритмически, монтажно фильм также выверен до милисекунды (единственное выпадение из ритма — пролог), смотреть его тем увлекательнее, если не читал саму пьесу и не знаешь сюжета.
Что касается содержания, в особенности реплик Рашель, невестки Вассы, то Горький — в своем репертуаре, он не мог обойтись без прямолинейного обличения буржуазии, добавляя перца и в без того острое блюдо. Парадокс большинства левых, антибуржуазных произведений (как литературы, так и кино) — в том, что, когда они критикует, особенно косвенно, исподволь, получается эффектно и ярко, когда же выдвигают так называемую «положительную программу» — выходит плоско и нелепо. Конечно, спасибо Панфилову, что на роль Рашели он пригласил Валентину Якунину — красавицу, разрушающую суфражистские и революционные клише «синих чулок» в пенсне, которым наплевать на свой внешний вид, но концептуально это самый слабый образ в пьесе.
«Васса» Панфилова сильна именно очеловечиванием центрального образа, героини, борющейся с разложением своего окружения и собственного дома волевым усилием и напряжением всех сил души, пусть и жесткой, пусть и меркантильной, но такой почти героической в исполнении Чуриковой, что сочувствуешь ей, а не «матери-кукушке» Рашели. Снимая по сути дела фильм о тэтчеризме как явлении в отдельно взятой дореволюционной российской семье (прощу прощения за анахронизм), Панфилов сближает разные временные пласты, сравнивая их между собой. При всей своей волчьей хватке Васса Железнова, как и Маргарет Тэтчер, со всем своим социальным ницшеанством, всецело альтруистична.
Как это не парадоксально, но страшный мир буржуазных. звериных законов становится у Панфилова гимном волевым качествам человека в эпоху социальной безынициативности и депрессии «застоя». Ни в чем не обеляя буржуазность, не выкинув из пьесы Горького почти ни одного слова, Панфилов смело возвышает голос против своего времени, узаконившего разгильдяйство и безответственность. Безусловно, надо было грянуть 90-м, чтобы неконсервативные, либертарианские мечты эры Тэтчер и Рейгана, пришедшие в политику из книг Айн Рэнд, показали свою несостоятельность и беспощадность к слабым, но тогда, из 1982 года все представлялось именно так: дайте дельцам-сверхлюдям экономическую свободу, и благосостояние — не за горами. В какой-то степени (не всецело, конечно), но «Васса» Панфилова получилась картиной именно об этом, и режиссеру не стоит винить в мировоззренческой близорукости, ибо, как мы уже неоднократно видели, Глеб Панфилов менялся вместе со временем, и его творчество претерпевало метаморфозы вместе с ним.
8 июня 2020
Экранизация пьесы Максима Горького про помещицу Вассу Железнову, владелицу крупной судоходной компании на Волге. Железная леди, «бизнес-вумен», как назвали бы ее сегодня, сумела создать высокодоходное предприятие, но в личной жизни была, увы, глубоко несчастлива. Да и личные качества помещицы нельзя было назвать приятными. Но обо всем по порядку.
Исполнительница главной роли Инна Чурикова придала своей Вассе черты интеллигентности и утонченности. Ведь Васса Горького — крупная, громкоголосая женщина, не отягощенная образованием. Примерно в таком ключе сыграла ее Вера Пашенная в экранизации 1953 года.
Но мне очень нравится образ, предложенный Инной Чуриковой. Хрупкая женщина со стальным характером. Где-то виновница своих несчастий, где-то жертва обстоятельств. Ее Вассе сочувствуешь, иногда даже восхищаешься.
А бед у нее хватает. По вине пьяного матроса дотла сгорает новый пароход «Петр Железнов», мужа обвиняют в растлении малолетних, что без сомнения обрушит страшный позор на всю семью, вечно пьяный брат вместо опоры становится обузой. Не радуют и дети — старшая дочь Наталья эгоистичная и равнодушная девица, ничего не желающая в жизни, никогда не прочь досадить матери, младшая — Людочка — застряла в 8-летнем возрасте. Сын Федор умирает от туберкулеза в далекой Швейцарии, его жена Рашель — ярая революционерка, мечтающая взорвать в лоскуты весь мир Вассы. Единственная отрада и надежда внук Коленька. Но и его мать хочет вырвать из лап семейства Железновых.
Есть у Вассы и верные помощники, под стать помещице. Хитрая и беспринципная секретарша Анна и шофер Пятеркин. Именно они поспособствуют окончательному распаду купеческой семьи Железновых.
Крушение происходит на фоне первых отголосков русской революции. И произошедшее с семьей характеризует гибель старого строя, старых условий. Как символ этого — пароход «Николай Железнов», построенный на деньги Вассы. В последних кадрах фильма он зовется «Красный богатырь» и бодро бежит по Волге.
Жизнь продолжается.
10 из 10
15 мая 2017
Очень удачная экранизация. Атмосферное, неспешное, вдумчивое и красивое кино. Хорошая картина. Соглашусь, что данная картина по уровню несопоставимо выше экранизации 1953 года. Лучше странная и многоуровневая Чурикова, чем предсказуемая и толстокожая Пашенная. В данном случае, лучше.
Хотя лично у меня и Чурикова не вяжется с образом Вассы Железновой. Но если учитывать тот факт, что первоначальное название этой пьесы Горького звучало, как пьеса «Мать», со всеми вытекающими, а не «Васса», то Инна Чурикова в своей игре куда больше та самая мать, нежели Вера Пашенная. Это помимо несомненной «железной леди» в характере.
Что же никак не увязывается с образом Вассы лично для меня, и в кино, и в литературе (в оригинальной пьесе Горького)? Может быть, я слишком далек от начала прошлого века, но мне сложно понять и представить, как столь умная, деловая, безумно любящая своих детей женщина способна вот так «рубить сплеча», потакая общественным предрассудкам и жертвуя жизнью своего мужа? Мне кажется, что всё-таки это просчет Горького. Проще говоря, выдача своей неправдоподобной фантазии за действительное, нежели моя плохая осведомленность в психотипах людей. Слишком Васса для такого поведения умная, она просто не может не предвидеть и не понимать последствий.
Еще один просчет Горького — это революционерка Рашель, которая явно проигрывает главной героине во всём: и в трезвости ума, и в своей легкомысленности, и в своем отношении к жизни, и в заботе о детях. Такая революционерка страны не построит. Но был ли это просчет? Может статься, что Горький специально представил главную революционерку пьесы недалекой дурочкой.
В остальном же всё прекрасно. Игра Чуриковой на высоте, идеальные телодвижения, идеальные интонации, очень тонко схваченный образ русского дворянства того времени.
9 из 10
16 марта 2016
«ВАССА».
Драма по пьесе М. Горького « Васса Железнова ».
Режиссер: Г. Панфилов. « Мосфильм». 1984г.
В ролях: Инна Чурикова,
Яна Поплавская,
Валентина Теличкина,
Ваня Панфилов.
История последних дней известной русской купчихи — миллионерши начала XX века, Вассы Борисовны Железновой. Все было у нее: богатство, положение, хватка, но не было главного — будущего! До самого смертного часа, сильная и волевая женщина, забыв о себе, о личном женском счастье, надеясь, отчаянно пыталась склеить давно разбитую чашку, свою семью от позора, дочерей от монастыря, мужа от каторги. Но планам Вассы не суждено было осуществиться! Не деньги, не воля, не хватка и связи, не помогли Вассе, исправить то, что собрать невозможно! Муж распутник, братец греховодник, который проматывает состояние своей сестры, и дочери полоумная Людмила и развязная Наталья.
Это все самое дорогое, что осталось у Вассы, что держало ее, на что она надеялась!!!
И лишь в смертный час, эта сильная, женщина, которая одна долгие годы несла на себе заботу о семье, о деле, которому посветила всю жизнь, была поистине самой счастливой…
12 мая 2009
Честно скажу-предпочту этот фильм телеэкранизации с Верой Пашенной. Чурикова удивительно передала своей игрой фразу Людочки о том, что Васса-человеческая женщина. Чурикова-Васса не давит, практически не приказывает, не разговаривает с пафосом-но что-то заставляет ее слушаться. То ли ее уверенность в своей правоте, то ли еще что. Ей вроде и жаль Рашель, ведь по натуре она незлая-но уж очень велико стремление сделать Колю хозяином. А как замечательно рассказывает она о своей жизни, где было мало светлых дней!Очень хорошо подобрали Натлью-О. Машную. Она дерзка, решается спорить с Вассой-наслаждение вообще наблюдать за диалогами в этом фильме!Единственное замечание-двери в стиле модерн. Мне кажется, что даже при богатстве Железновых их уклад жизни более консервативен и современный интерьер не совсем подходит. Но зато это красиво смотрится.
10 мая 2009