Страсть
Passion
6.1
6.2
1982, комедия, драма
Франция, Швейцария, 1 ч 28 мин
16+

В ролях: Изабель Юппер, Ханна Шигулла, Мишель Пикколи, Ежи Радзивилович, Жан-Франсуа Стевенен
и другие
Польский режиссер снимает для французского телевидения. Он вылез за рамки бюджета и потерял вдохновение. Выйти из состояния застоя ему помогают две женщины - Ханна, хозяйка гостиницы, где остановилась съемочная группа, и уборщица Изабель, недавно уволенная с работы мужем Ханны.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Страсть

английское название:

Passion

год: 1982
страны:
Франция, Швейцария
слоган: «Godard mixes up politics, love and the workers plight, with the struggles of filmmaking, in his cheeky brand of art.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Рауль Кутар
художники: Жан Бауэр, Серж Марзольфф, Кристиан Гаск, Розали Варда
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 мая 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Страсть», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Страсть», 1982

Кинопроизводство как буржуазная деятельность

«Страсть» является самокритикой и спором Годара с самим собой, прежде всего со своей лентой «Презрение», снятой за двадцать лет до этого. Впоследствии постоянный продюсер Годара Ален Сард, во многом инспирировавший его возвращение к постановочному кино, продвигая картины мастера на мировой кинорынок, понимал, что они стали более традиционными, потому могут принести хоть какой-то доход. Все картины Годара 80-х достаточно нарративны, хотя, конечно, повествование в них осколочное, сегментированное, но оно все равно поставлено в главу угла (исключение составляют, наверное, только «Король Лир» и частично «Тренируй правую»).

По причине нарративности, слабости экспериментального начала, отсутствии резкого монтажа, общей статичной изобразительности «Страсть» очень скучно смотреть. Конечно, в 80-е Годар, безусловно, стал спокойнее, смятение его мысли, пульсацию которой мы ощущали постоянно, начиная уже с первых его полнометражный работ, сменилось саркастическим взглядом на мир извне, здесь еще нет космического покоя и мистицизма фильмов Годара последних тридцати лет, но и желания наброситься на мир, чтобы заставить его измениться, тоже нет.

Тем не менее несмотря на свои уступки повествовательному кино и частичный отход от годаровской стилистики, «Страсть» — концептуально очень целостный текст, ибо строится по принципу ассоциации, соответствия между работой на фабрике и в кино. В картине два сюжета, переплетающихся и рифмующихся по ходу действия: бунт работниц на фабрике и разлад на кинопроизводстве. Будучи увлечен изобразительностью, герой фильма (польский режиссер в исполнении Ежи Радзивиловича, звезды диссидентской дилогии Вайды «Человек из мрамора» — «Человек из железа») не замечает реальную жизнь, классовую борьбу и проблемы окружающих, он герметично заперт в своих исканиях, терроризируя актеров, статистов и киноработников, погружен в визуализацию картин великих художников.

В то же время актеры, а вместе с ними и образы семиотической реальности, периодически выходят из-под контроля его воли, заставляя увидеть их поэтический потенциал, желание быть услышанными. Точно также и работницы фабрики протестуют против хозяина, желая заявить о себе и своих правах. Эти эпизоды рифмуются Годаром настолько очевидно, что в пору заподозрить его в обличении тиранического характера кинорежиссуры, как вида буржуазной деятельности. Что не говори, а период кинолистовок и работы с Гореном и Мьевиль не прошел для Годара бесследно.

Если в «Презрении» он сделал акцент на ослаблении коммуникации, герменевтической слепоте участников кинопроцесса, который легко берет в свои руки голливудский делец-мафиози именно потому, что они не в состоянии ему противостоять, то в «Страсти» Годар показал уже глубоко обуржуазившийся кинопроцесс. Во многом полемически заостряя ленту против благостной «Американской ночи» Трюффо, где сами съемки выглядят интереснее фильма, Годар, возможно, намеренно делает «Страсть» скучной, чтобы все эти дрязги, любовные проблемы героев выглядели неприятно и даже отвратительно, невыносимо по-мещански.

«Страсть» — во многом политический, по крайней мере социально острый фильм, критикующий законы кинопроизводства, в котором как раз и нет страсти, потому фильм и не получается, что герой-режиссер не хочет слышать актеров, их требования и просьбы, они для него — только статисты (здесь Годар драматически критикует собственный взгляд на актеров, близкий брессоновскому), потому и хозяин фабрики глух к требованиям работниц. И то, и другое — позиция буржуазного мира, который кажется себе незыблемым. Однако, выход по Годару есть, и он состоит отнюдь не в немедленной политической революции, а в эмансипации маргинализированных властью означающих, тех самых знаков, тех образов, которые сами по себе прекрасны и не нуждаются ни в каком добавочном смысле.

Мы, конечно, здесь повторяемся, ибо уже писали об этом в анализе других картин Годара, но поскольку это для него важно во все периоды его кинобиографии, можно и продублировать: лишь революция в языке — подлинная революция, ибо она совершается не из корысти, а во имя чистой поэзии. Освобожденные знаки в «Страсти» — это репродукции картин, визуализированные в так и не снятом фильме. Годар максимально возможно обнажает здесь свою цель и метод и несмотря на то, что утяжеляет этот фильм желанием рассказать связную историю, что у него, конечно, как всегда не получается, «Страсть» при всей персептивной скуке зрителя — это не художественный провал, как «Детектив», а все-таки удача.

4 июня 2019

Есть ли у фильмов законы?

Что может быть щекотливее, когда режиссер снимает дорогостоящее кино, выходит за рамки бюджета и теряет вдохновение, не успев снять фильм целиком? Ситуация очень непростая, и режиссер не знает, что ему делать. Режиссер из Польши, а снимает он для Франции. Из замешательства и душевного застоя герою помогают выйти и продолжать дело две совершенно разные женщины: обольстительная хозяйка гостиницы, в которой и живет режиссер со съемочной группой, а вторая молодая уборщица, которую недавно уволил муж хозяйки гостиницы по ее просьбе…

Мы видим треугольник главных героев, хитросплетение чувств и рассуждения о кино в целом. Есть ли у фильмов законы? Безгранично ли кино как искусство? Можно ли творить в нем все, что хочешь, или надо следовать некой схеме, чтобы заманить зрителя. Ведь кино и снимается для зрителя. Эти вопросы и были в голове у героя режиссера.

Этот европейский фильм получился своеобразный, и он будет по вкусу далеко не всем. Более того его поймет и досмотрит до конца ни каждый. Данная трагикомедия получилось сложной и на первый взгляд муторной, но она чисто европейская, снятая в этом стиле и атмосфере.

Мишель Пикколи играет главную роль режиссера. Он талантливый, французский актер, и в свое время сыграл много разных и интересных ролей. Его муз в этой истории сыграли актрисы противоречий и порочных ролей француженка Изабель Юппер и немка Ханна Шигулла. Они вместе в 1982 году сыграли в двух громких, скандальных фильмах. Один из них «История Пьеры» — кино, которое шокирует любого, ведь там тема инцеста между матерью и дочерью. Второй фильм этот. Здесь их героини также своеобразны и непросты.

«Страсть» — швейцарка-французская трагикомедия 1982 года режиссера и сценариста Жана-Люка Годара. Кино очень необычное и нестандартное. Оно не для всех. Для тех, кто любит жанр «другое кино». Здесь идет суть про отношения и мнение к кинематографу в целом, и это ни сразу понимаешь.

Фильм не для всех.

24 марта 2015

Просто Годар.

Очень обидно, что «Страсть» нельзя посмотреть в кинотеатре. Возможно на большом экране потрясала бы меня. Но нет! Годара в кино днем с огнем не сыщешь!

Все это лирика. Перейдем к сути.

Если вы любите Линча, то «Страсть» — это для вас. Понимание того, что происходит на экране приходит где-то в середине фильма. Понять сюжет очень сложно не только из-за нестандартного монтажа, но и по причине собственно его не важности. Годар рассказывает историю не про персонажей на экране, а как мне кажется про свои отношения с искусством кинематографа.

Здесь с одной стороны бьется за режиссера тяга к «чистому» искусству (Юппер), а с другой прагматичное начало (Шигулла). И альтер-эго Годара мечется между ними пытаясь снять фильм. Конечно, тут сразу вспоминается «8 1» Феллини. Тоже проблемы авторского поиска, создания произведения и т. д. Но все же у Годара эта тема лишь одна из нескольких, в то время как у итальянца она — главная.

В «Страсти» основной вопрос в том, возможно ли вообще сегодня (в смысле в 1982) снимать кино?

«Как можно писать стихи после Холокоста?» — сказал классик. Естественно Годар ставит этот же вопрос не в лоб и не в такой жесткой форме. Его вопрос звучит иначе. Возможно ли работать после разрушения всех иллюзий, когда над тобой довлеет искусство предыдущих гениев? Ответ вынесен в название. Только если страсть струиться по венам. Только если не можешь не снимать.

8 из 10

11 января 2010

Комедия Страсть появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Жан-Люк Годар. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Изабель Юппер, Ханна Шигулла, Мишель Пикколи, Ежи Радзивилович, Жан-Франсуа Стевенен, Патрик Боннель, Барбара Тиссье, Агнеш Банфальви, Ласло Сабо, Софи Лукашевски, Магали Кампос, Мирием Руссель, Serge Desarnaulds, Эцио Амброзетти, Мануэлль Балтазар.

Производство стран Франция и Швейцария. Страсть — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.