Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Натуральная оспа |
английское название: |
Variola vera |
год: | 1982 |
страна: |
Югославия
|
режиссер: | Горан Маркович |
сценаристы: | Горан Маркович, Милан Николич |
продюсер: | Александр Стоянович |
видеооператор: | Радослав Владич |
композитор: | Зоран Симянович |
художники: | Ясна Драгович, Стево Скорич, Надежда Перович, Миленко Йеремич |
монтаж: | Вукшан Луковач |
жанры: | ужасы, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июля 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Среди жанров этого фильма почти везде фигурирует хоррор. Скорее фильм-катастрофа на мой взгляд. Социальная направленность творчества режиссера достигает здесь апогея желания следовать реальности и пика депрессивности. После вскрытия болезней образовательной системы Югославии он берётся за здравоохранение. Опять действие происходит в одном месте — белградской больнице. Туда доставлен больной из периферии, который после возвращения из хаджа сильно заболел. Симптомы загадочны… Аллергия, отравление, еще что-то? Персонал больницы озабочен несколько другим, нежели диагностикой заболевания. Мужчины — потенциальным сексом с женской половиной, женщины — потенциальными отношениями с мужской половиной. Ну а больной… он истекает кровью и умирает. Родные-мусульмане против вскрытия, но о симптомах доложено. Тайком производится эксгумация. Становится понятно — в Европе снова черная оспа — вариола вера. Больница немедленно закрывается на карантин на неопределенный срок. 150 человек. И мы наблюдаем состояние страха и безысходности, постепенные смерти заболевших, мы наблюдаем безразличие к судьбе и истерики. Плеяда актеров-мужчин на высоком уровне. Раде Шербеджия — легкомысленный ловелас, но бесстрашный и самоотверженный. Эрланд Йозефсон — воплощение принятия фатума и печальная интеллектуальность, как обычно. Богдан Диклич — романтический лузер, готовый на все ради любви. Раде Маркович (отец режиссера) — скользкий мерзавец и трус, как обычно. Женщины играют проще. Увы, многовато штампов. Многовато театрального героизма а-ля «Матросов на амбразуру». Всё грустно, очень грустно.
Хронология распространения эпидемии в ограниченном пространстве показана очень подробно и правдоподобно в основном, как анамнез. Про характеры я сказал уже — плюсы и минусы налицо. У меня был знакомый — профессор-эпидемолог, который реально боролся с холерой в Средней Азии, с черт-те-знает чем в Африке… И он дословно говорил, как герой этого фильма, об отсутствии логики появления и исчезновения эпидемии. Мне кажется вот это и есть хоррор. И еще хоррор и катастрофа — это слова одного из врачей: «Наша профессия — смесь недоговаривания и невежества». Очень, очень грустный фильм. Автор стремится к реализму, но допускает ошибки с пафосом и позами героев. Ведь можно было снять этот фильм и проще. Почему? Больше следовать реальным событиям, как наверняка и задумывалось. 1972 год, Белград. В больницу доставлен мужчина, вернувшийся из хаджа. Он болел оспой. Несколько десятков человек умерло, несколько сотен заболело. Последний случай вариолы веры в Европе. Последний случай соприкосновения с этой стороной средневековья — это реальность. И любовь или не любовь, герой или не герой — дело второстепенное.
6,5 из 10
11 апреля 2019
Вариола вера или натуральная оспа — мучительная, страшная внешне и смертельная болезнь. Болезнь, побежденная поголовной вакцинацией. В наше время почти не встречается. Но, когда внезапно больницы наполняются людьми с симптомами черной оспы, то в фильме-эпидемии это значит, что где-то по городу бродит нулевой пациент-путешественник, вернувшийся из экзотической страны, где назло здравому смыслу пил сырую воду, ел немытые фрукты или, например, как в этом кино, купил дудочку у покрытого язвами бомжа. И пока СЭС ищет источник заразы, тот мечется по городу и кашляет вирусом на друзей и родственников.
«Variola vera» снял в 1982 г. режиссер и сценарист Горан Маркович по мотивам реального события — вспышки натуральной оспы в Югославии в 1972 г.
Зимой 72-го 35-летний крестьянин из косовского села Ибрагим Хати (в фильме Халил Реджепи) отправился в паломничество по святым местам совершить хадж. Для поездки на Ближний восток, где как раз фиксировали спорадические случаи заражения черной оспой, туристам делали прививки, но Хати по каким-то своим причинам избежал вакцинации и из путешествия вернулся инфицированным.
Через одиннадцать дней после поездки в местную больницу попал близкий друг Ибрагима — учитель Латиф Мумджич с температурой и ломотой в теле. Врачам не пришло в голову заподозрить оспу, Мумджича положили в общей палате и лечили антибиотиками, а язвы сочли токсической аллергией. Прежде чем Мумджич умер в страшных муках от внутреннего кровотечения, его полечили в нескольких местах, включая больницу Белграда, чем немало поспособствовали распространению эпидемии.
После того, как люди, связанные с Хати стали массово заболевать с похожими симптомами — высокая температура, ломота в теле и жуткие язвы, врачи все-таки заподозрили оспу. Карантин, как водится, объявили не сразу — несколько дней власти ждали, что эпидемия рассосется.
Кино с реальной историей имеет только схематическое сходство — легкомысленный паломник играет проходную роль первоисточника заразы. «Натуральная оспа» это не классический фильм-эпидемия, а хроника больницы в момент тяжелого испытания — карантина по смертельно опасному заболеванию, осложненного бюрократическим отрицанием реальности. Без жизненно необходимых медикаментов. Когда вместо специалистов и лекарств, власти заколачивают больницу в центре Белграда, предоставляя запертым людям обходиться тем, что есть.
Кино серьезное. Честное. Эпидемия (катастрофа) с элементами драмы. Обычно подобные фильмы портят три вещи: фальшивые зомби, мораль и План спасения. «Variola vera» счастливо избежала банальностей: зомби как настоящие, зло не наказано, а добродетель не торжествует, растерянные люди не знают, что делать и куда бежать — все как в жизни.
8 из 10
1 ноября 2016