| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.9 |
IMDb
|
7.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мужчина с заснеженной реки |
| английское название: |
The Man from Snowy River |
| год: | 1982 |
| страна: |
Австралия
|
| слоган: | «The story of a boy suddenly alone in the world. The men who challenge him. And the girl who helps him become a man.» |
| режиссер: | Джордж Миллер |
| сценаристы: | А.Б. ’Банжо’ Патерсон, Джон Диксон, Cul Cullen |
| продюсеры: | Майкл Эджли, Джофф Барроус, Саймон Уинсер |
| видеооператор: | Кит Вагстафф |
| композитор: | Брюс Роулэнд |
| художники: | Лесли Биннс, Робин Холл |
| монтаж: | Адриан Карр |
| жанры: | мелодрама, драма, приключения, семейный, вестерн |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
3500000 |
Сборы в США:
|
$20 659 423 |
Мировые сборы:
|
$20 659 423 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
25 марта 1982 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 42 мин |
Забавно, но в истории австралийского кино было целых два Джорджа Миллера. Первый — признанный новатор мирового кинематографа, способный воссоздать мрачное постапокалиптическое будущее (серия фильмов о Максе Ротокански), снять сильную драму, основанную на реальных событиях («Масло Лоренцо»), рассказать историю с элементами магического реализма («Три тысячи лет желаний») и даже поставить анимационный мюзикл о пингвинах (диалогия «Счастливые ноги»). Второй, Джордж Трамбулл Миллер, известный прежде всего как автор посредственных семейных комедий, но также создавший один из важнейших фильмов австралийского кинематографа, которому посвящен данный текст.
«Мужчина с Снежной реки» (1982) — это знаковый фильм австралийского кинематографа 70–80-х годов, который по праву считается культовым. В его основе лежит одноимённая поэма австралийского поэта Эндрю Бартона «Банджо» Петерсена. В центре сюжета — молодой горец-скотовод Джим Крейг, который, пережив трагическую гибель отца, устраивается на работу к жестокому землевладельцу, англичанину Харрисону. Его цель — вернуть утраченную семейную ферму и, одновременно, стать настоящим мужчиной. Работая на ранчо, Джим сталкивается с множеством испытаний и трудностей: тяжёлая работа с лошадьми, недружелюбные коллеги, невольное участие в семейном конфликте своего работодателя. В это же время он завязывает романтические отношения с дочерью Харрисона, Джессикой, которая становится его верным спутником на пути к достижению заветной цели.
При всех имеющихся фактах, данный фильм органично вписывается в традиции австралийского маскулинного кино, которое было особенно популярно в период с 60-х по начало 80-х годов. Это кинематографическое направление фокусировалось на образах суровых и стереотипных мужчин, способных преодолевать любые трудности, будь то дикая природа, социальные препятствия или внутренние сомнения.
Однако «Мужчина с Снежной реки» отличается от других фильмов этого направления своей глубокой аркой становления личности. Джим Крейг не преодолевает трудности с «суровым мужицким лицом», а проходит через процесс взросления, осознавая свою ответственность и обретая моральный кодекс. Эмоциональная глубина фильма проявляется не только через главного героя, но и через образ Джессики Харрисон. Она не просто возлюбленная, а полноправный участник сюжета, влияющий на становление Джима как личности и олицетворяющий женственность в мире, где доминируют мужские законы. Фильм прославляет силу, но также подчеркивает ценность гармонии, чувствительности и внутреннего роста, что делает его уникальным явлением в австралийском кинематографе.
Режиссёр Джордж Т. Миллер полномерно передаёт национальный колорит Старой Австралии через её пейзажи, антураж и символику. Он стремился показать гармонию человека и природы, отражая традиционные австралийские ценности: стоицизм, независимость и уважение к дикой среде.
Кит Вагстафф, оператор фильма, показывает великолепие австралийских высокогорий, делая их полноправными участниками истории. Игра света и тени подчёркивает контраст между суровостью и красотой пейзажа. А саундтрек Брюса Роулэнда наполняет фильм эмоциональностью и культурной идентичностью. Музыка сочетает лирическую мелодичность и эпический размах, создавая ощущение приключения и связи с природой.
Важно отметить, что в фильме лошади являются не просто живым средством передвижения, а ключевым символом австралийской идентичности, олицетворяя свободу, силу и связь с природой. Они подчеркивают образ австралийского скотовода как мужественного и независимого человека.
Исторически достоверный быт конца XIX века отражает аутентичность жизни австралийских скотоводов. Костюмы, декорации и детали подчёркивают социальные различия и реалии времени, помогая погрузиться в атмосферу эпохи.
Актёрская игра в фильме оживляет характеры и наполняет их эмоциональной глубиной. Персонажи раскрывают ключевые социальные и культурные аспекты Австралии XIX века, включая главного героя — молодого скотовода Джима, которого играет Том Бёрлинсон, и Джессику Харрисон, воплощённую Сигрид Торнтон. Джим — не грубый герой типичного маскулинного кино, а чувствительный и принципиальный молодой человек. Джессика же представляет собой полноценного персонажа, который противостоит консервативным устоям общества. Химия между героями Бёрлинсона и Торнтон придаёт истории глубину, представляя их любовь как важный катализатор развития личностей их персонажей.
Великий Кирк Дуглас в двойственной роли братьев-близнецов Харрисона и Спура раскрывает социальный конфликт эпохи, воплощая две противоборствующие силы австралийского общества: Харрисон — влиятельный землевладелец, а Спур — одноногий золотоискатель-неудачник. Дуглас мастерски создаёт контрастные, но психологически достоверные образы. Джек Томпсон в роли заклинателя лошадей Клэнси, другого яркого и важного второпланового персонажа — квинтэссенция классического австралийского мужчины: независимый, опытный и свободолюбивый. Его персонаж — мост между поколениями, символ духа первопроходцев и пример для Джима Крейга.
Актёрский ансамбль создаёт богатую и многослойную драму, где каждый герой отражает важные социальные, культурные и моральные темы.
«Мужчина с Снежной реки» — это удивительный пример того, как национальное кино Австралии заслужило всемирное признание. Фильм имел огромный кассовый успех в США и Европе, а в 1983 году был номинирован на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм».
Лента отразила дух австралийского мужества, но при этом вышла за его рамки, предложив глубокие характеры, тонкий психологизм и уникальный визуальный язык.
Однако, режиссёр так и не смог повторить его успех, сосредоточившись на семейных фильмах и отказавшись от режиссуры других амбициозных проектов.
В 1986 году выход «Крокодила Данди» стал символом конца эпохи классического австралийского маскулинного кино, высмеивая стереотипные образы этого направления. «Мужчина с Снежной реки» избежал этой участи, сохранив свою уникальность и историческую значимость. Эта приключенческая драма о взрослении и поиске себя, передаёт в полной мере австралийскую идентичность. Своего рода, ода австралийскому мужеству и классическому образу белого австралийца.
Любопытная деталь: в 1997 году Джордж Миллер (который не Трамбулл) выпустил документальный фильм «40 000 лет сновидений», посвящённый истории и наследию австралийского кинематографа. Среди множества великих лент он упомянул и фильм своего тёзки — своего рода признание значимости и заслуг одним Джорджем Миллером другого. Что довольно иронично, на самом деле!
16 февраля 2025
Кино Австралии всегда отличалось местным колоритом, природными ландшафтами и отношениями людей. Будь то фермы, пастбища, загоны либо земные угодья, на них кипела жизнь и проявлялись любые, человеческие слабости. И даже вестерн у них идёт как истерн, а качественная жизнь Дикого Запада идёт с налётом мелодрамы.
К слову о Диком Западе. Снимая кино с красивыми пейзажами, автор показывает историю, об отношениях между родственниками. Это были родные братья, которые были в давнишней ссоре из-за страсти, которая переплелась и аукнулась с прошлого в будущее. Стечением обстоятельств, давая понять жизненный удел, дружбу человека и конечно любовь.
Режиссёр и сценарист Джордж Миллер, снявший такие хиты как, «Безумный Макс», «Бэйб: Четвероногий малыш» или «Делай ноги», делает старое доброе кино о бескрайних просторах, табунах лошадей, и приключениях в седле. На сей раз, выбрав экранизацию произведения, словно часть «Поющие в терновнике».
Настоящей музой этого фильма, является Сигрид Торнтон воплощение женственности и красоты, одна из ведущих и любимых актрис Австралии. Именно она, а не Николь Кидман, впервые снималась на американском телевидении. В этом фильме, она в рассвете своих лет играет главную героиню, дочь богатого землевладельца, с любовью передавая на экран все чувства и эмоции.
Одну из главных ролей исполняет Кирк Дуглас, он становится перевоплощением одного до неузнаваемости обросшего брата, великолепно играя сразу две роли. Желание и мастерство в процессе съёмки, говорит в лучшую сторону, от этого рвения работа только выигрывает.
Операторская работа была проделана на славу. Кроме жизненного сюжета о любви, камера обхватила высокогорные хребты и снежные равнины, перенося ход действия с большим размахом. Подкрепляя это чарующей лирикой музыкального ряда, так приятно дополняющего своей ненавязчивостью действие.
И всё же это приключенческий вестерн, и по своей узкой направленности можно не требовать от фильма серьёзности классики. Хотя фильм был представлен и на «Золотой Глобус», как «Лучший зарубежный фильм», не говоря о других, местных наградах, о фильме уже мало кто говорит, в виду не англо-американского проекта, а производства Австралии.
В 1988 году в свет вышло продолжение, «Возвращение на Снежную реку», и рассматривалось уже, как местное событие.
Отдыхающий фильм, интересен для кинопознания, и конечно на любителя жанра.
8 из 10
20 февраля 2014