Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Колыбельная для брата |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Волков |
сценаристы: | Владислав Крапивин, Станислав Фурин |
видеооператор: | Андрей Кириллов |
композитор: | Сергей Томин |
художник: | Ольга Кравченя |
монтаж: | Ида Дорофеева |
жанры: | драма, приключения, детский |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Для меня стало уже нормой стабильно раз в год перечитывать самые любимые произведения Крапивина, особенно серии («Паруса Эспады», «Острова и капитаны»). Это может показаться странным — детские книги для большинства остаются «хорошими книжками, на которых мы росли», но их редко перечитывают (разве что своим детям). Возможно, всё дело в том, что «крапивинские мальчишки» проживают жизни не менее серьёзные, важные и подчас сложные, чем взрослые люди. И каждый раз, читая, я чувствую их беды, их тайны, их дружбу — как свои.
К сожалению, передать этот дух — дух непокорства, свободы, чести, человеческого достоинства — удаётся не всегда. Большая часть экранизаций вызывает у почитателей Командора гнев и желание развести многостраничную дискуссию. Может быть, это потому, что книги очень неоднозначные. Снять фильм не просто про мальчиков, а именно про «крапивинских мальчиков» возможно, только проникнувшись этим духом, встав «на сторону мальчишки, против несправедливых взрослых», а это взрослым не всегда удаётся, и вообще это непедагогично, ну вы понимаете… Вот и получается либо строго по тексту (а надо сказать, что по тексту эти дети разговаривают так, как настоящие дети никогда не разговаривают), либо какая-то несерьёзная муть «по мотивам».
Так что «Колыбельная для брата» стала для меня настоящим сюрпризом.
Хотя этот фильм — самостоятельный шедевр, не являющийся калькой с книги, я всё равно почувствовала это родное, «крапивинское». Как будто вернулась домой. Фильм врывается в душу сразу, с набыченного, упрямого Векшина, с его обострённым чувством справедливости и готовностью стоять прямо против кого угодно, если уверен в своей правоте. И ещё раньше, с песней. Полностью она звучит только в самом конце, в титрах, очень рекомендую дослушать. Практически все песни Крапивина (которые из книг часто перекочёвывали в отрядную жизнь его «Каравеллы») вызывают мурашки, комок в горле и всё такое.
Напоследок надо отметить, что сейчас считается, будто бы дети уже не те. Всё изменилось, понятия о дружбе и предательстве, о смелости и трусости потеряли былое значение. Пионеров больше нет, так что и все вопросы формальности/подлинности этого понятия больше неактуальны. Честно говоря, боюсь судить об этом, ведь я и сама принадлежу к этому «новому», постсоветскому поколению. Но как-то сложно поверить, что это так, когда смотришь «Колыбельную». Мне кажется, любой школьник, посмотревший её, сказал бы: «Да, у нас всё точно так же». «Точно так же» было у Эриха Кестнера в его «Летающем классе» 30-х гг. XX века, а его Мартин Талер и сейчас поражает воображение.
Идеалы этих мальчишек не кажутся чем-то устаревшим и несерьёзным, а значит — они живы. Этот фильм ещё будет возникать на повестке дня, раз за разом, с приходом каждого нового поколения, я в этом не сомневаюсь. Он не «продаваемый» (так как проект не коммерческий, это вообще относительно новое явление в кино), но в него невозможно не поверить. Ведь сами актёры верят, верят изо всех сил.
11 января 2014
Наше объединение носит формальный характер. Пока на нас орут, мы делаем то, что велят, а без няньки и кнута ни на что не способны. (Олег Райский)
Посмотрел этот фильм только сейчас, по совету подруги. Снят он по одноименной повести Владислава Крапивина, и речь идёт в нём о простых, всем знакомых вещах: дружбе, чести, товариществе. К сожалению, это очень жизненное кино. По крайней мере, для меня — в школе у нас было именно формальное объединение.
Легко быть в толпе. Намного сложнее идти против течения, отстаивая то, во что веришь. Но если ты уверен в том, что прав? Если ты не можешь безразлично наблюдать за тем, как одни обижают слабых, а другим до этого нет никакого дела? Кирилл чувствует в себе силы изменить сложившуюся ситуацию. Просто закрыть глаза ему не позволяет совесть…
Наивный фильм. Но мне бы хотелось, чтобы рядом со мной были такие, как Кирилл. Чтобы рядом с растущим поколением были такие, как Дед. Чтобы побольше родителей старались понимать своих детей. Очень ярко прописаны характеры: каждого героя видишь как на ладони. Образы Райского (с шахматами) и Эльки (которая думает о письмах и без понятия, где Чирок живёт) — 5 баллов.
P.S. Да, чуть не забыл. Очень трогает, как парень обращается со своим младшим братом. Если и были какие-то сомнения, а не он ли украл кошелёк, то после колыбельной от них не осталось и следа.
Раскатилось и грохнуло
Над лесами горящими,
Только это, товарищи,
Не стрельба и не гром…
10 из 10
7 февраля 2009