Кафедра
7.2
7.2
1982, драма
СССР, 2 ч 14 мин
18+

В ролях: Юрий Вутто, Елена Романова, Виктор Штернберг, Николай Николаев-Никольский, Виктор Сергачев
и другие
Профессор Завалишин, известный ученый, заведующий кафедрой института, однажды начинает понимать, что в преклонном возрасте уже ничего нового привнести в науку не может. Он все более отходит от научной работы. Личные переживания, связанные с кончиной любимой жены, заставляют его оставить и преподавательскую работу. После смерти Завалишина на его место назначается профессор Флягин. Новый заведующий искренне хочет улучшить работу кафедры. Однако, он лишен дара руководить людьми. Осознав это, Флягин отказывается от занимаемой должности. Против Флягина и «дельцов от науки» активно выступает доцент Нина Игнатьевна Осташева, прекрасный специалист своего дела и к тому же мать троих детей. После смерти своего учителя профессора Завалишина Нина Игнатьевна возглавляет комиссию по изучению и сохранению его творческого наследия, но обнаруживает, что в последние годы ничего нового он не создал. Тогда она, чтобы поддержать достойное имя Завалишина в научных кругах, включает в его посмертный сборник свою собственную работу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Кафедра

год: 1982
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператоры: Игорь Черных, Вадим Василевский
композитор:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 июля 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 14 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Кафедра», 1982

На кафедре и вне её, или Последние из могикан

Телеканал «Культура» снова преподнёс мне праздник – вечер встречи с фильмом «Кафедра», в котором советское кино пытается раскрыть вопросы бытия работников (технического) ВУЗа

***

Картина в прямом и переносном смысле слова удручает с самого начала.

На заседании кафедры доценты, кандидаты и доктора наук перед проблемой – они не выполняют план по успеваемости студентов. (А я никогда и не думал, что есть проблема и такая. В школах и училищах – ещё куда ни шло. Но даже в ВУЗах!!!)

Людей, которые «на ты» с математической логикой (наукой, в общем, архисложной!), логика их работы в очередной раз заводит в безвыходный тупик!!!

Признаюсь, я был тоже на распутье. Я не понимал, что происходит. Эта женщина, которая ставила «ребром» вопрос, – это так неожиданно изменившаяся Ирина Купченко? Или это совершенно другая актриса, которую она так органично озвучивает? Или уже «тихо шифером шурша…». (Оказалось, второе – играет Светлана Кузьмина. Но уточнил я это только после окончательного просмотра.)

А дальше эта главная героиня становится центром всех развивающихся на «Кафедре» «чеховских» коллизий. (А картина, на мой взгляд, действительно, какая-то чеховская и по сюжету и по постановке. Уберите из кадра все современные атрибуты – и перед вами новая постановка по произведению Антона Павловича.)

И эта женщина, только с первого взгляда сильная, весь фильм пытается своим «пластмассовым ножом» вскрыть металлическую консервную банку жизни.

Ей надо успеть так много сделать!!!

1) Главное – случайно «не задеть» своего учителя и заведующего кафедрой в одном лице (в гениальном исполнении Андрея Попова). А потом не дать угаснуть его имени даже после смерти.

2) «Не разойтись» с любимым человеком, неплохо устроившимся на две семьи (в исполнении Александра Кайдановского) (а с мужем, как я понял, она давно в разводе).

3) Тактично «отвязаться» от поклонника-коллеги (в исполнении Игоря Ясуловича – здесь просто аплодирую: «Браво, Мастер!!!»).

4) Помочь по просьбе своего коллеги (в нетипичном исполнении для своего привычного амплуа Леонида Ярмольника – педантичного поливателя зелёного куста) сотруднику ВУЗа, обкраденному возникающими «дельцами от науки».

5) «Прогнуть» нового заведующего кафедрой (или только претендента, я до конца не понял) (в блистательном исполнении Ростислава Янковского – старшего брата Олега Янковского).

Получится ли всё это у неё?

С учётом того факта, что дома трое ребятишек. Правда, один из них уже давно подрос, окреп и не по-детски так помогает маме (я искренно завидую талантам жизни парня).

Смотрите и делайте выводы сами.

***

Конечно, не стоит забывать, что учитель главной героини, профессор, такой же центральный персонаж картины (а может даже больше – кому что ближе).

Но здесь без скрипа сердца и жалости не взглянешь…

Человек, вполне возможно сделавший прорыв в науке (эту тему в фильме не конкретизировали, как, к сожалению, и многие другие), живёт как на отшибе мира и все им помыкают, кто во что горазд.

Помыкает домоуправительница (в «хмуром» исполнении Галины Макаровой). Но особенно «постаралась» в этом молодая красавица-пройдоха (в исполнении Елены Степановой – такое попадание в «десятку», что просто «Оскар» выдавай!!!)

Да, профессор стар, беспомощен, бредит «снами детства» и воспоминаниями об умершей жене. А когда он наконец-то обратился с вопросом к девочке – я даже прослезился (видимо, старею тоже).

Но и в этом непростом положении не всё так безнадёжно – к профессору проявляет вполне нормальный интерес пожилая секретарша кафедры (в исполнении Людмилы Арининой, от которой лично я в восторге в каждой роли, даже в эпизодах).

Но всё уже предопределено судьбою человека…

P.S. Главное достоинство «Кафедры» – душевность.

Но есть и недочёт – схематичные «неживые» диалоги. (На мой взгляд, синтезировать «живой» диалог – вершина мастерства писателя и сценариста.)

Нет, с диалогами вне кафедры героя Игоря Ясуловича и влюблённой в него студентки (в достойнейшем исполнении Елены Антоненко – ей, как Станиславский, верю) всё понятно – там сумбур, заложенный с рождения в обоих. А вот другие как-то не совсем.

Но я скажу больше – главный минус «Кафедры» – большая несовместимость с реалиями жизни и истинной природы человека.

Обобщая и конкретизируя мои личные разговоры с пожилыми (советскими) преподавателями ВУЗов, могу экстраполировать такой вот монолог.

- Насмешили! У них проблема – неуспеваемость студентов!

Вопрос жилищный – вот проблема из проблем!!!

Жилья рядовому сотруднику ВУЗа никто и никогда не даст!!! А на кооперативную квартиру ему не заработать за всю жизнь. Даже если он начнёт работать без отдыха и сна. Что сможет он на ставку голимую свою (без всяких премий и тринадцатых зарплат!), которая отражается таким числом рублей, что даже не смешно!?

Хорошо, на фоне детства 1940-х и юности 1950-х лично я смогу прожить и в конуре собачьей (и на подножном корме)! А куда вести (и чем кормить и содержать) семью – жену, детей!?

Да и какая у него может быть семья! Так, курам на смех, да и только!

Да и кому я вру – в здравом уме за него никто и не пойдёт!

А этот новый претендент на кафедру. Такой же доктор наук, как я – дядя английской королевы! С характером своим он у секретарши в деканате порога лишний раз не переступит!

И как с этими «беззубыми вегетарианцами», «дельцами от науки», упростили! Встретились бы вы вживую с ними. Они б сожрали вас со всеми потрохами!!!

Вот я фильм про кафедру снял бы, так уж фильм! С куперовским названием – «Последние из могикан». Правда, с одним гигантским недостатком! После его просмотра никому бы не хотелось жить!!!

А это наша жизнь, дружок!!!

Так что, ладно! Любуйся душевной «Кафедрой» своей!

P.P.S. В эпизоде немного не везёт студенту (в исполнении молодого Евгения Дворжецкого – именно через его фильмографию я впервые вышел на «Кафедру»).

Не раскисай, мой друг, и собирайся с силой! Для меня преобразования Лапласа и Фурье (и уравнения в частных производных) вообще остались за гранью понимания.

И всем учащимся студентам успехов и удачи!!!

Сам был на вашем месте (сегодня ровно четверть века как окончил ВУЗ!!!) и знаю, что это такое – учиться (и не абы как!) ежедневно до полвторого ночи, а в шесть утра уже вставать.

И тем, кто на кафедрах сегодня (да и меня учил когда-то!), и не свернул с дороги честной, поклон до самой матушки-Земли, здоровья, счастья в личной жизни, и денежки достойной за работу, звания, труды!!!

10 из 10

9 июля 2024

Слабая экранизация отличной книги

Роман И. Грековой 'Кафедра' - одна из жемчужин позднесоветской литературы. Яркие, живые характеры, прекрасно прописанные детали, отличный язык, парадоксальным образом сочетающий математическую точность и художественную образность... И то, что этот роман решили экранизировать - вполне закономерно.

Но экранизировали, увы, не слишком удачно. Исходная книга И. Грековой содержит несколько переплетающихся сюжетных линий, историй из жизни сотрудников и студентов кафедры - и в фильме попытались хоть краешком, хоть парой минут экранного времени отразить все из них (разве что линия Аси Уманской полностью осталась за кадром). А экранное время ограничено - и в результате сюжетные линии пришлось безжалостно урезать, оставлять в фильме следствия, вынося за скобки причины... Каждая отдельная сцена, отдельный эпизод очень хороши. Прекрасная актерская игра, отличная сценография, великолепно подобранные детали. Но вместе они не сходятся, распадаясь на ворох видеоиллюстраций к книге.

В результате потенциал книги, труда актеров и съемочной группы, реализован в лучшем случае наполовину. Человек, не читавший книгу, оценит в лучшем случае половину проработанных задумок режиссера. А человек, читавший книгу, напротив, будет спотыкаться на слишком большом количестве пустот, мотивов и событий, тесно примыкающих к сценам, продемонстрированным на экране, но вынесенных за скобки экранизации. Обидно...

10 октября 2021

Иногда кажется, что новые хорошие имена в советском кино никогда не закончатся. И вот опять открытия — режиссёр Иван Киасашвили снимает в 1982 году на Беларусьфильме картину «Кафедра» по одноименному роману И. Грековой (совместный сценарий с Павлом и Семеном Лунгиными). И. Грекова — это псевдоним (от игрека) профессора математики и писательницы Елены Сергеевны Вентцель. Надо найти роман, так как материал для фильма великолепный, чеховский.

И малоизвестные нам актёры в очередной раз показывают уровень нашей актёрской школы. Главную роль играет народный артист СССР Андрей Попов. А я его впервые вижу. Он играл в театрах дядю Ваню, Епиходова, Сорина. Потом читаю, что Ростислав Плятт отзывался о нём: «Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и чеховским человеком». Это же и про его роль в «Кафедре». А потом нашёл: он играл Захара в фильме Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» — когда он там переиграл и Табакова, и Михалкова-режиссёра.

В фильме нет ни одной проходной актёрской работы. Я не знал про Светлану Кузьмину, Ростислава Янковского. Замечательные роли у Виктора Сергачёва, Игоря Ясуловича, Людмилы Арининой…

Это только про имена. Сюжет и смысл — отдельный материал. Когда посмотрю второй раз. Там всё так неоднозначно, спорно с героями и антигероями. Режиссёр ни на минуту не оставляет зрителя в покое. И фильм — как хороший спектакль — не оставляет.

4 августа 2015

Драма Кафедра появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Иван Киасашвили. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Юрий Вутто, Елена Романова, Виктор Штернберг, Николай Николаев-Никольский, Виктор Сергачев, Евгений Дворжецкий, Светлана Кузьмина, Игорь Ясулович, Людмила Аринина, Александр Вокач, Владимир Земляникин, Галина Макарова, Елена Степанова, Лия Ахеджакова, Игорь Рогачев.

Страна производства - СССР. Кафедра — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.