Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кафедра |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Киасашвили |
сценаристы: | Семён Лунгин, Ирина Грекова, Марк Розовский |
видеооператоры: | Игорь Черных, Вадим Василевский |
композитор: | Софья Губайдулина |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 июля 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Телеканал «Культура» снова преподнёс мне праздник – вечер встречи с фильмом «Кафедра», в котором советское кино пытается раскрыть вопросы бытия работников (технического) ВУЗа
***
Картина в прямом и переносном смысле слова удручает с самого начала.
На заседании кафедры доценты, кандидаты и доктора наук перед проблемой – они не выполняют план по успеваемости студентов. (А я никогда и не думал, что есть проблема и такая. В школах и училищах – ещё куда ни шло. Но даже в ВУЗах!!!)
Людей, которые «на ты» с математической логикой (наукой, в общем, архисложной!), логика их работы в очередной раз заводит в безвыходный тупик!!!
Признаюсь, я был тоже на распутье. Я не понимал, что происходит. Эта женщина, которая ставила «ребром» вопрос, – это так неожиданно изменившаяся Ирина Купченко? Или это совершенно другая актриса, которую она так органично озвучивает? Или уже «тихо шифером шурша…». (Оказалось, второе – играет Светлана Кузьмина. Но уточнил я это только после окончательного просмотра.)
А дальше эта главная героиня становится центром всех развивающихся на «Кафедре» «чеховских» коллизий. (А картина, на мой взгляд, действительно, какая-то чеховская и по сюжету и по постановке. Уберите из кадра все современные атрибуты – и перед вами новая постановка по произведению Антона Павловича.)
И эта женщина, только с первого взгляда сильная, весь фильм пытается своим «пластмассовым ножом» вскрыть металлическую консервную банку жизни.
Ей надо успеть так много сделать!!!
1) Главное – случайно «не задеть» своего учителя и заведующего кафедрой в одном лице (в гениальном исполнении Андрея Попова). А потом не дать угаснуть его имени даже после смерти.
2) «Не разойтись» с любимым человеком, неплохо устроившимся на две семьи (в исполнении Александра Кайдановского) (а с мужем, как я понял, она давно в разводе).
3) Тактично «отвязаться» от поклонника-коллеги (в исполнении Игоря Ясуловича – здесь просто аплодирую: «Браво, Мастер!!!»).
4) Помочь по просьбе своего коллеги (в нетипичном исполнении для своего привычного амплуа Леонида Ярмольника – педантичного поливателя зелёного куста) сотруднику ВУЗа, обкраденному возникающими «дельцами от науки».
5) «Прогнуть» нового заведующего кафедрой (или только претендента, я до конца не понял) (в блистательном исполнении Ростислава Янковского – старшего брата Олега Янковского).
Получится ли всё это у неё?
С учётом того факта, что дома трое ребятишек. Правда, один из них уже давно подрос, окреп и не по-детски так помогает маме (я искренно завидую талантам жизни парня).
Смотрите и делайте выводы сами.
***
Конечно, не стоит забывать, что учитель главной героини, профессор, такой же центральный персонаж картины (а может даже больше – кому что ближе).
Но здесь без скрипа сердца и жалости не взглянешь…
Человек, вполне возможно сделавший прорыв в науке (эту тему в фильме не конкретизировали, как, к сожалению, и многие другие), живёт как на отшибе мира и все им помыкают, кто во что горазд.
Помыкает домоуправительница (в «хмуром» исполнении Галины Макаровой). Но особенно «постаралась» в этом молодая красавица-пройдоха (в исполнении Елены Степановой – такое попадание в «десятку», что просто «Оскар» выдавай!!!)
Да, профессор стар, беспомощен, бредит «снами детства» и воспоминаниями об умершей жене. А когда он наконец-то обратился с вопросом к девочке – я даже прослезился (видимо, старею тоже).
Но и в этом непростом положении не всё так безнадёжно – к профессору проявляет вполне нормальный интерес пожилая секретарша кафедры (в исполнении Людмилы Арининой, от которой лично я в восторге в каждой роли, даже в эпизодах).
Но всё уже предопределено судьбою человека…
P.S. Главное достоинство «Кафедры» – душевность.
Но есть и недочёт – схематичные «неживые» диалоги. (На мой взгляд, синтезировать «живой» диалог – вершина мастерства писателя и сценариста.)
Нет, с диалогами вне кафедры героя Игоря Ясуловича и влюблённой в него студентки (в достойнейшем исполнении Елены Антоненко – ей, как Станиславский, верю) всё понятно – там сумбур, заложенный с рождения в обоих. А вот другие как-то не совсем.
Но я скажу больше – главный минус «Кафедры» – большая несовместимость с реалиями жизни и истинной природы человека.
Обобщая и конкретизируя мои личные разговоры с пожилыми (советскими) преподавателями ВУЗов, могу экстраполировать такой вот монолог.
- Насмешили! У них проблема – неуспеваемость студентов!
Вопрос жилищный – вот проблема из проблем!!!
Жилья рядовому сотруднику ВУЗа никто и никогда не даст!!! А на кооперативную квартиру ему не заработать за всю жизнь. Даже если он начнёт работать без отдыха и сна. Что сможет он на ставку голимую свою (без всяких премий и тринадцатых зарплат!), которая отражается таким числом рублей, что даже не смешно!?
Хорошо, на фоне детства 1940-х и юности 1950-х лично я смогу прожить и в конуре собачьей (и на подножном корме)! А куда вести (и чем кормить и содержать) семью – жену, детей!?
Да и какая у него может быть семья! Так, курам на смех, да и только!
Да и кому я вру – в здравом уме за него никто и не пойдёт!
А этот новый претендент на кафедру. Такой же доктор наук, как я – дядя английской королевы! С характером своим он у секретарши в деканате порога лишний раз не переступит!
И как с этими «беззубыми вегетарианцами», «дельцами от науки», упростили! Встретились бы вы вживую с ними. Они б сожрали вас со всеми потрохами!!!
Вот я фильм про кафедру снял бы, так уж фильм! С куперовским названием – «Последние из могикан». Правда, с одним гигантским недостатком! После его просмотра никому бы не хотелось жить!!!
А это наша жизнь, дружок!!!
Так что, ладно! Любуйся душевной «Кафедрой» своей!
P.P.S. В эпизоде немного не везёт студенту (в исполнении молодого Евгения Дворжецкого – именно через его фильмографию я впервые вышел на «Кафедру»).
Не раскисай, мой друг, и собирайся с силой! Для меня преобразования Лапласа и Фурье (и уравнения в частных производных) вообще остались за гранью понимания.
И всем учащимся студентам успехов и удачи!!!
Сам был на вашем месте (сегодня ровно четверть века как окончил ВУЗ!!!) и знаю, что это такое – учиться (и не абы как!) ежедневно до полвторого ночи, а в шесть утра уже вставать.
И тем, кто на кафедрах сегодня (да и меня учил когда-то!), и не свернул с дороги честной, поклон до самой матушки-Земли, здоровья, счастья в личной жизни, и денежки достойной за работу, звания, труды!!!
10 из 10
9 июля 2024
Роман И. Грековой 'Кафедра' - одна из жемчужин позднесоветской литературы. Яркие, живые характеры, прекрасно прописанные детали, отличный язык, парадоксальным образом сочетающий математическую точность и художественную образность... И то, что этот роман решили экранизировать - вполне закономерно.
Но экранизировали, увы, не слишком удачно. Исходная книга И. Грековой содержит несколько переплетающихся сюжетных линий, историй из жизни сотрудников и студентов кафедры - и в фильме попытались хоть краешком, хоть парой минут экранного времени отразить все из них (разве что линия Аси Уманской полностью осталась за кадром). А экранное время ограничено - и в результате сюжетные линии пришлось безжалостно урезать, оставлять в фильме следствия, вынося за скобки причины... Каждая отдельная сцена, отдельный эпизод очень хороши. Прекрасная актерская игра, отличная сценография, великолепно подобранные детали. Но вместе они не сходятся, распадаясь на ворох видеоиллюстраций к книге.
В результате потенциал книги, труда актеров и съемочной группы, реализован в лучшем случае наполовину. Человек, не читавший книгу, оценит в лучшем случае половину проработанных задумок режиссера. А человек, читавший книгу, напротив, будет спотыкаться на слишком большом количестве пустот, мотивов и событий, тесно примыкающих к сценам, продемонстрированным на экране, но вынесенных за скобки экранизации. Обидно...
10 октября 2021
Иногда кажется, что новые хорошие имена в советском кино никогда не закончатся. И вот опять открытия — режиссёр Иван Киасашвили снимает в 1982 году на Беларусьфильме картину «Кафедра» по одноименному роману И. Грековой (совместный сценарий с Павлом и Семеном Лунгиными). И. Грекова — это псевдоним (от игрека) профессора математики и писательницы Елены Сергеевны Вентцель. Надо найти роман, так как материал для фильма великолепный, чеховский.
И малоизвестные нам актёры в очередной раз показывают уровень нашей актёрской школы. Главную роль играет народный артист СССР Андрей Попов. А я его впервые вижу. Он играл в театрах дядю Ваню, Епиходова, Сорина. Потом читаю, что Ростислав Плятт отзывался о нём: «Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и чеховским человеком». Это же и про его роль в «Кафедре». А потом нашёл: он играл Захара в фильме Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» — когда он там переиграл и Табакова, и Михалкова-режиссёра.
В фильме нет ни одной проходной актёрской работы. Я не знал про Светлану Кузьмину, Ростислава Янковского. Замечательные роли у Виктора Сергачёва, Игоря Ясуловича, Людмилы Арининой…
Это только про имена. Сюжет и смысл — отдельный материал. Когда посмотрю второй раз. Там всё так неоднозначно, спорно с героями и антигероями. Режиссёр ни на минуту не оставляет зрителя в покое. И фильм — как хороший спектакль — не оставляет.
4 августа 2015