Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Избранные |
год: | 1982 |
страны: |
СССР,
Колумбия
|
режиссер: | Сергей Соловьев |
сценаристы: | Альфонсо Лопес Микельсен, Сергей Соловьев |
продюсер: | Владимир Цейтлин |
видеооператор: | Павел Лебешев |
композиторы: | Георгий Свиридов, Борис Тищенко, Исаак Шварц |
художники: | Александр Самулекин, Александр Адабашьян |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 1983 г. |
на DVD: | 18 августа 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 20 мин |
– А как называется эта песня? - спросит барон.
– Акация, - ответит Ольга.
Воздушная Татьяна Друбич. Грустный Леонид Филатов. Камера Лебешева, словно помутневшее стекло. Совместное производство СССР и Колумбии. Фильм, который мог снять только Соловьёв.
Габриэль увидит море. Германия потерпит крушение в войне. Миллионы будут счастливы.
А Барон... придётся ли всё же платить за то, что однажды страх победил, стал сильнее тебя?.. В какой-то момент станет ясно, что плата эта - постепенное падение души...
Да, Барон, придётся.
– Я люблю тебя и смогу быть тебе верной всю жизнь, - скажет Ольга.
14 декабря 2021
Как интересно Сергей Соловьёв перекроил сценарий политического романа (даже заменив постоянный цвет костюма героя с чёрного на белый), но оставив 'две любовные истории, случившиеся с германским бароном БК...' Потому что по итогу политики оказалось меньше, чем решающих частных обстоятельств. Да, Соловьёв оставил ощущение страны социальных джунглей и попытку героя принять и полюбить приютившую его землю. Очень правильный белый костюм и шляпа на герое. Белый цвет мужского костюма даёт эффект беспечности. И ещё есть ощущение продувания будто холодным ветром, под ярким солнцем...При чтении романа выяснилось, что герой страдал от безвременья и от 'неуловимого холода, пронизывающего до костей'. Гениальному оператору Павлу Лебешеву удалось и это.
Ближе к конкретике фильма.
Избранные...для начала, это отринувший своё мужское предназначение потомок старинной немецкой аристократической фамилии. Господин Б. К. У аристократов всего мира мужская часть семей всегда состояла на военной службе. Это даёт неплохую физическую закалку и привычку быть готовым к поворотам судьбы. Это даёт возможность быть жёстче и независимей.
Кто знает, сколько имелось бы у него степеней свободы, если бы разнеженный фон-барон не изолировался своим поместьем, маргинально не позаботившись о воздвижении перед собой какой-нибудь социальной 'ширмы', вроде благотворительности. Ведь правда же, тоска у него началась по Родине, в прихожей, за три сек. до отъезда. А как он к географической карте Европы приник, сжимая фотографию матери?...Ольга, конечно, для него средоточие классической женской кротости и красоты. В его записях значилось:' чуть ли не северная красота, столь редкая для этих широт, светлые глаза и русые волосы...кожа удивительной белизны...'
Обратите внимание на его внутренние настройки: про свою женщину, подругу, которая была около него при навестившем его 'однокласснике из СС', что он про неё ответил? Что она ему никто. Вот в этом он весь. А так да, он деликатен. Изворотливый монстр вылезет из него позже.
Этот 'избранный' оказался выпущен, как животное с кольцом на ноге, в перевёрнутом ярком странно-бескислородном мире, с неправильным для истинного немца — тропическим светом, звуком и цветом...с наркодельцами и их серьёзной, отраслевой торговлей кофе со сталью...с их местными жёнами, большеротыми мстительными женщинами, с тёмными соска́ми... Акклиматизация жуткая вещь. Мерседес, атеистическая дичь с кожей цвета песка, намешанного в кофе, совсем не похожа на ту его благодарную за всё, смирную подругу в поместье.
Прим.1. Из странного беспокойства стала читать роман 'Избранные' за авторством колумбийского президента 1974-1978 гг. - Альфонсо Лопеса Микельсена. Роман читать оказалось суперлегко и суперпонятно после фильма Сергея Соловьёва. После нескольких фраз в самом начале романа, я поняла, почему Соловьёв хотел отдать эту роль Кайдановскому:
' Говорят, что кожа женщин хранит, как тавро, следы тех, кто ими владел ' - реплика Б. К. к общему гостевому диалогу в поместье Эль Пинар.
' Жить — значит бороться, терпеть поражения и побеждать, любить и ненавидеть...видеть молодые лица...тем более, полные загадочности лица женщин. Только они могли оживить в моём сердце желание расшифровать их загадки, что всегда обещает начало любви '.
Да, с Кайдановским фильм был бы другим.
Прим.2. Мне очень не понравилось литературное самоутверждение бывш. колумбийского президента А. Л. Микельсена, с его покушением на личные чужие старые тетради. Собачья попытка прыжка до недоступного микрокосма мозга одного несчастного человека, отъятого от сердцевины европейского мира. Это как разговоры брата Б. К., Фрица, о создании университета типа Гейдельбергского, Оксфордского, Кембриджского, Гарвардского...с попутным перечислением колхозно-торговых именований будущих факультетов).
Тем более, что далее к ним в Латинскую Америку из Третьего рейха понаехали такие 'кадры', что дальнейшая глубокая проработка таких социальных конструкций — оказалась под силу только некоторым советским разведчикам-нелегалам.
9 из 10
3 октября 2021
Довольно жёсткая картина о человеке с неоднозначным характером. Об обычном, соответственно, человеке. Главный герой — богатый немец Б. К., сыгранный любимейшим моим Леонидом Филатовым. Идет Вторая Мировая война, Б. К. искренне ненавидит нацизм и мечтает уничтожить эту «гниду», но ничего для этого не делает, кроме того, что соорудил муляж «нациста» из фанеры и тренируется на этом манекене в стрельбе.
Б. К. богат, и его деньгами интересуется верхушка власти, но мужчина давно перевел большую часть своих денег в Колумбию, где живет его двоюродный брат. Это нацистам не нравится, но у Б. К. «на верху» есть приятель, который смог ему помочь выехать в Колумбию, правда, Б. К. пришлось подписать бумаги о том, что он сотрудничает с нацистами. Знал бы он, как это ему потом аукнется! Но выбора у мужчины не было — либо тюрьма, либо побег вот такой ценой.
В Колумбии он вливается в верхушку общества — в стан «избранных», у которых нет ни морали, ни принципов, ни души. Он заводит роман с женой местного богача — Мерседес, которая вообще в принципе всегда и со всеми крутит интрижки. Проводит время в увеселительных мероприятиях, пока на его пути не встречается настоящая любовь — маникюрщица Ольга, сыгранная миленькой Татьяной Друбич. У Ольги есть 10-летний сын, они живут в бедном квартале, но у нее есть главное — молодость, красота и удивительная душа, которая, кажется, способна привести героя в чувство и подарить ему настоящую жизнь.
Филатов просто гениально, на мой предвзятый, естественно, взгляд сыграл человека, внутри которого идет борьба между любовью и инстинктом самосохранения. Что важнее: непорочность для него Ольги или жизнь, которая превратиться в ад, когда его вышлют из страны, как пособника нацизма? На самом деле, конечно, ты смотришь, и тебе жалко Ольгу, и вроде и не жалко, ну типа: ой, да чо такого, зато они сейчас вместе как заживут, ну все забудут… Перекладывая на себя эту историю, могу сказать, что на месте Ольги я бы поступила, как она, а на месте Б. К., как он. Я сыкло, я это прямо говорю. Но этого не мог понять десятилетний мальчик, который итак уже измучен побоями местной шпаны и тянущимся за матерью «шлейфом» проститутки. Конец шокирующий, сидишь еще несколько минут тупо уставившись в титры и не веря в то, что только что произошло.
Очень стоящая, очень глубокая, очень цепляющая картина, которую я ну очень рекомендую. В мою душу она прям вросла.
14 мая 2020
Время от времени в СССР, удивительным образом, удавалось снять вот такое несоветское кино. Ведь это великолепно снятый и прекрасно поставленный европейский арт-хаус, оказался на советских экранах в самый апогей застоя, но, видимо, важно было наладить советско-колумбийские отношения в то время. (то-то у нас потом Себастьян Аларкон прижился). Вообще фильм был снят довольно странным образом. Известно, что съёмки контролировались колумбийской мафией, но важно ещё и то, что не все актёры были профессионалами. Так Соловьёв в одном из интервью говорил, роль Мьюира сыграл фотограф.
Ясное дело, что Соловьёв, в то время, снимал Друбич в каждом фильме, но здесь она прекрасна: нежная, воздушная, просто неземная
И вот её героиня ответила взаимным чувством холёному немецкому аристократу, чьи поступки (чем дальше, чем хуже) показывают даже не пустоту, но гниль души этого человека. И если его поведение в начале фильма ещё можно попытаться понять, то ближе к концу фильма (сцена на приёме у Мьюира и в баре) говорят о полном разложении морали в человеке. И что важно, Б. К. свои низкие поступки совершает не осознавая последствий. И во время развязки он действительно не понимает, из-за чего это случилось. Ведь ему самому уже вполне неплохо.
Замечательно сыграл роль барона Леонид Филатов. И не только играл, но и рассказывал (достаточно большое количество времени его персонаж бездействует и здесь звучит голос Филатова).
Отдельное спасибо за дубляж одной из героинь Екатерине Васильевой. Никогда не мог подумать, что она умет озвучивать эротические сцены.
8 из 10
11 октября 2016
Хороший фильм. Сильный. Грустный, трагический и заставляющий задуматься, как многие качественные советские фильмы. Смотрел давно, в детстве. Потом не пересматривал, но две сцены не могу забыть до сих пор: сцена изнасилования, от которой меня долго трясло и с тех пор я не могу смотреть такие сцены и сцена разговора барона с давним другом, однокашником, высокопоставленным наци, в гараже загородного дама барона, подальше от прослушки.
Барон говорит, что ненавидит режим настолько, что его физиологически выворачивает.
- Я вас так ненавижу, что как только я вас вспоминаю — меня блевать тянет! — яростно кричит барон. Забегает в узкий проход между стеной гаража и машиной. Нагибается и слышно как его выворачивает на пол в темноте гаража.
Я не понимал тогда в детстве КАК можно так физиологически реагировать на власть. А теперь понимаю.
29 января 2014
Уединившись в домашнем тире, барон Б. К. расстреливает постылый силуэт фанерной мишени, с отвращением осыпая пулями отмеченные кругами сердце и лицо, презирая в стоящей фигуре отсутствующего человека, нисколько не узнавая в ней самого себя, беспринципного циника, рассчитывающего пересидеть разваливающийся рейх, чтобы с неизбежной победой союзников вернуться к свободе, как ни в чём ни бывало продолжая свою безбедную жизнь.
Нервный аристократ, не удержавшись в руках Леонида Филатова, срывается под испытующим генеральским взглядом разбитого Александра Пороховщикова, дружески предлагающего приятелю развилку, ведущую одной тропою вслед за словом в лагерную печь, а другой, скользким компромиссом с совестью, открывающей лазейку в заокеанский покой южноамериканской тиши, снимая с лица главного героя грим диссидентских откровений признанием слабости и бессилия мелкой души.
Перелетев из сумрака притихшей Германии под яркий свет солнечных колумбийских небес, герой в пьянящем угаре бросается за манящими соблазнами легких денег, ярких женщин и ценных знакомств, распаляясь от вспыхнувших желаний и многих надежд, с опасением узнавая в себе чувство, которое кажется, похоже на настоящую любовь.
Погружённое в музыкальную меланхолию с немыми сценами и медленным движением усталых тел, кино застывает в оптической мгле, теряясь меж тоскливо-безнадёжных интонациий слов и пейзажей, замирая в ступоре одинокой женщины, верящей, что нашла сыну хорошего отца.
Дряблая личность — опасный спутник, и беда, если узнаешь об этом на середине пути. Иначе Татьяне Друбич не пришлось барахтаться смятой бабочкой в лапах наглого воробья, а мальчику, расставаясь с иллюзиями, отягощать на душу неподъёмным грехом.
Хлипкая фигура трусливого интеллигента против крепко сбитого паренька с широкими ладонями сильных рук, растерянность против решимости, личность против безликости, пафосные речи взрослого против наивно-открытого детского письма — юный колумбиец отдаёт себя музыке, делая её выражением своего лица.
А фильм все также размеренно нетороплив, плавно течёт, застревая в панорамах и лицах, подчёркнуто выделяя волнующий момент, передерживая взгляды актёров, превращающихся из деятельных участников процесса в статистов, дополняющих улыбкой изысканный интерьер, иногда давая им волю наполнить встречи значением слов, прорываясь эмоциями к конфликтам и противоречиям криминальных дел.
Режиссёр, нацеленный на обобщение, причисляет к «избранным» разношёрстный латиноамериканский бомонд, околовоенных проходимцев и верных идее партийных солдат, стремясь старой хроникой масштабировать недостающий объём урезанных тем. Однако фильм всё равно оставляет впечатление сдавленного романа, приставшего к липкой полоске визуальных акцентов, убивающих и без того призрачный идеалистический смысл.
13 января 2011
Дымчатое, мерно шагающее кино, ставящее во главу угла содержательную коллизию, а не визуальный ряд. Хотя палитра из металлической фашистской хроники, затемненных ракурсов и скупых красок даже в эпизодах богемной жизни обволакивают атмосферой звенящей тоски от людской всеобщей глупости и слепоты. На вопросы о том, где найти правду и по каким канонам жить, ответы до сих пор не найдены.
22 марта 2010