Допрос
Przesluchanie
7.6
8
1982, триллер, драма, криминал
Польша, 1 ч 58 мин
В ролях: Кристина Янда, Адам Ференцы, Януш Гайос, Агнешка Холланд, Анна Романтовска
и другие
С похмелья Тония просыпается в тюрьме, не имея понятия, как она там оказалась. Ее начинают допрашивать о преступлении, о котором она ничего не знает.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Допрос

английское название:

Przesluchanie

год: 1982
страна:
Польша
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Яцек Петрицкий
композитор:
художники: Януш Сосновский, Йоланта Яцковска, Jolanta Gerneralczyk
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 13 декабря 1989 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 58 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал

Постеры фильма «Допрос», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Допрос», 1982

Польша. 1951 год. Певица кабаре Тоня после нелепой ссоры с мужем и попойки с двумя незнакомцами просыпается в тюрьме, не понимая, как она там оказалась. Тоне не разрешают позвонить мужу и держат в неведении, пока, наконец, она не оказывается на допросе у следователя. Тоне предъявляют тяжелое обвинение в шпионаже и требуют подписать признание, изобличающее ее любовника и друга, теперь обвиняемого в госизмене. В течение нескольких лет женщину заставляют признаться в преступлениях, которых она не совершала, прибегая к изощренным пыткам и издевательствам. Но Тоня проявляет неожиданное для себя упорство.

«Допрос», позже названный «самым антикоммунистическим фильмом в истории Польской Народной Республики», был запрещен к показу и пролежал «на полке» целых семь лет, увидев свет только в 1989 году после распада Восточного блока. История певицы Антонины (Тони) Дывиш стала наглядным примером мужества, выживания и человеческого достоинства в ужасающих условиях репрессивного политического аппарата, знакомого каждой стране, когда-либо имевшей дело с авторитарным режимом правления. Несмотря на почти осязаемую атмосферу ужаса, на которую указывали некоторые зрители во время показа «Допроса» в Каннах, и убежденность уже молодых поляков в том, что все события в фильме вымышленные, картина основана на реальной истории, о чем свидетельствуют режиссер фильма Рышард Бугайский и актриса Кристина Янда, сыгравшая тут главную роль. Одна из наиболее талантливых польских актрис Кристина Янда, известная киноработами в фильмах Анджея Вайды, Кшиштофа Кесьлёвского и Иштвана Сабо, демонстрирует здесь высший класс искусства перевоплощения.

8 из 10

21 мая 2023

В жерновах Системы

Потасканную жизнью кабацкую певицу Антонину Дживиш или просто Тонию спецслужбы Польской Народной Республики арестовывают в подозрении в шпионской деятельности. Признания во всех смертных грехах от нее добиться надо в любом случае, а потому Тония попадает в самый настоящий Ад застенок закрытой тюрьмы, заполненных до основания политзаключенными.

Фильм «Допрос» польского режиссера Рышарда Бугайского, снятый в 1982 году, но вышедший лишь семь лет спустя после своего запрета, и в год своего выхода, и сейчас остается одной из самых реалистичных и мощных картин антитоталитарной направленности. Жесткий реализм картины в показе методов воздействия коммунистических спецслужб обнажает всю аморальность Системы и людей, в ней занятых и с каждой новой сценой, накатывающейся на зрителя, становится ясно, что выхода из этого Ада, кроме как покорение воли режиму, для Тонии не остается. При всей своей кажущейся камерности и явном отсутствии масштаба, «Допрос» является монументальным памфлетом, в котором обличается и сталинизм во всех его отвратных проявлениях, и тоталитаризм вообще, уродующий людей и превращающий их лишь в нечто человекоподобное и даже становится не суть важно, что фильм обрисовывает исключительно и сугубо польские реалии; универсальность картины отменить невозможно, ибо «Допрос» — это предупреждение режиссера об опасности тоталитаризма, убивающего личность и свободу воли.

Кристина Янда просто великолепно вжилась в образ Тонии, блестяще и убедительно исполнив постепенную метаморфозу своей героини. Отлично справились со своими непростыми ролями в картине также Адам Ференцы, Януш Гайос и Агнешка Холланд.

Операторская работа Яцека Петрицкого насыщенна в своем драматическом и реалистическом накале, делая ленту чрезвычайно напряженной.

Саундтрек от композитора Дануты Занковской идеально подошел к фильму, звуча в нем невероятно тревожными трелями.

Всем поклонникам авторского кино я настоятельно рекомендую эту сильную, жесткую и актуальную картину.

10 из 10

17 мая 2013

Мученица

Содержит спойлеры.

Этот фильм, ввиду существенной драматической составляющей, оказался в некоторой мере переоценён. Впрочем, время и место съёмок сыграли ещё большую роль. Удивительно же, что столь контр-революционное кино было снято и, кстати, нелегально распространялось ещё в 1982-ом. Ведь Польша хотя официально и не входила в состав СССР, но коммунистической державой определённо являлась.

Сюжет предполагает камерное повествование, но насыщенность событиями приводит к наличию и несколько сцен во вполне открытых пространствах. Польская народная республика, 1952, судя по всему, Варшава. Разгульную блондинку-певичку Тонию арестовывают по подозрению в шпионаже в пользу капиталистических империй зла. Берут под стражу достаточно оригинальным образом, прежде того изрядно напоив и прочими способами увеселив в соответствующем заведении. И вот очнувшуюся, в жутких условиях перенаселённого женского блока, посреди грызунов и отходов, героиню разными методами принуждают подписывать всяческие признания, содержащие фантастические заявления. Особенно интересным оказался подход с постановкой убийства, точнее казни, где подсадного узника как-будто застрелили в душе, за прикрытой дверью, и тем же, наставив дуло, пригрозили допрашиваемой. С этой стороны экрана то сразу заметно, что кровь размазана по голове, и конечно на ходу списывается как неумелая погрешность, а тут вдруг оказывается, что и правда вполне умышленно живой актёр в актёре. Кстати, любопытно, что действительно жестоко, судя по доносящимся крикам, пытают именно мужчин из соседнего блока. Тонию однажды пинают, другой раз тянут за волосы и неоднократно изнуряют поливкой водой из шланга и без, но в течении долгого времени, однако в большинстве случае подвергают вполне спокойным беседам в простеньком совковом кабинете. Постоянные потери сознания главной героиней тут можно списать на слабую психику. Вполне любознательным решением могли оказаться периодические видения, но возникают они как-то резко и, не считая предшествующие затемнения, неотделимы от реальности, а смотрятся в итоге как своеобразный сюр. То певица душит охранницу и переодевшись тут же добирается до своей квартиры, то злой следователь неожиданно испаряется, а через некоторое время входит тот, что подобрее. Кстати, дополнительным давлением оказывается, что помимо единственной надзирательницы, весь остальной персонал, включая досматривающих и омывающих, представлен мужчинами. Сама техника обработки неоднократно разыгрывалась в американских фильмах: «хороший и плохой полицейский».

Потому как обвиняемую несколько раз переводят из камеры в камеру, мы знакомимся с различными обитателями невесёлого заведения. Не то чтобы персонажи действительно раскрываются, но палитра взглядов и типажей отражена во всей красе. Среди прочих в темнице оказываются всё ещё даже ярые коммунисты. Для пущего интереса однажды обозвав нацистом более идеологичного, но и благосклонного дознавателя, Тоня узнаёт, что тот напротив побывал во время второй мировой в Освенциме. В связи с затронувшим вдруг оскорблением он проникается симпатией к «заключённой Д», попутно разочаровываясь в коммунистической идее.

Однозначно сильной стороной ленты оказываются грим и характерная ситуации планомерная трансформация характера резвой и ветреной артистки в меланхоличную одновозрастную деву. Тут то и начинаешь сопереживать до того скорее неприятной пропитой курильщице. Правда, при всём этом, причёски и кожа сокамерниц ничуть не отличаются своим блеском и лоском от голливудских звёзд. И это притом, что некоторые девицы сидят там уже не первый год, а другие и вовсе землепашцы с рождения. Ближе к концовке скомкано около двух лет отсидки. Тут и не понимающий серьёзности ситуации обиженный муж, и лесбийская линия, и предательство, и даже суицидальность. Единственным способом спасения оказывается неожиданная беременность. Впрочем, вскоре после смерти Сталина в «53ем наступает оттепель и её бы и так отпустили, хоть и позднее. Да, поразительно, что государство может вытворять такое с неповинными гражданами, однако уровней ни упомянутого Ауштерлица, ни Гулага мы тут не увидим. А несломавшаяся возмущённая потерпевшая как бы и сама намекает рассказами про войну на допросах, что тоже и не такое видывала. В общем то, вряд ли современного восточного европейца что-то способно тут поразить. Показанные послевоенные ужасы были уже общеизвестны ещё тогда, когда «Допрос» только выходил. А ведь поколение 60-ых всё равно оказалось мало того, что не исковерканным, а скорее закалённым и впоследствии превозносящимся как последние великие строители светлого будущего. Дополнительной ложкой дёгтя выделю, что хотя наблюдать за тем как меняются герои и интересно, но уже к середине становиться понятно, что тут все, кроме нежданного любовника, дознаватели — однозначные двуликие садисты и последние скоты. Собственно, сквозной темой проходит, что каждый готов на подлость, если загнать в угол. С другой стороны, истинных подвижников народного движения автор, кажется, наоборот поддерживает.

Очевидно, что заключённая невиновна, как собственно и прочие политически-преследуемые, но в заключении героине не остаётся ничего другого как притвориться будто бы ничего и не произошло. Общество продолжает слепо и бойко идти к светлому будущему, и никому нет никакого дела до «нескольких» мол случайным образом разрушенных судеб. Они же являются необходимым фундаментом и жертвой грядущему поколению. Недаром, невинные младенцы, ради которых всё и строилось, силком отрываются от детей и помещаются в многочисленные наскоро обустроенные приюты.

С моей точки зрения, остросоциальная картина с задатками, порою возможно даже берущая заживо, но всё равно вполне не реализовавшаяся. Непонятно, как Бугайскому дали снять такое в далёком 1982-ом, но малоизвестный режиссёр настолько увлечён темой гнета при социализме, что продолжает снимать похожие кинофильмы и по сей день. Основной проблемой конкретно громкого «Допроса» кажется, видимо, вынуждено ускоренная вторая часть, где заместо фактического и последовательного повествования в ход идут больше допущения и игра глазами в духе другой мученицы: «Жанны д`Арк» Дрейера.

5,5 из 10

25 октября 2012

Триллер Допрос появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Рышард Бугайский. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Кристина Янда, Адам Ференцы, Януш Гайос, Агнешка Холланд, Анна Романтовска, Божена Дыкель, Ольгерд Лукашевич, Томаш Дедек, Ян Юревич, Zofia Balucka, Аркадиуш Базак, Кшиштоф Гоштыла, Антонина Гирыч, О. Ясиньска, Томаш Ленгрен.

Страна производства - Польша. Допрос — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.