Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Белый шаман |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Анатолий Ниточкин |
сценарий: | Николай Шундик |
видеооператор: | Тимур Зельма |
композитор: | Эдуард Артемьев |
художник: | Иван Тартынский |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 апреля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
«Белый шаман» (1979) — роман Николая Шундика: У этого романа богатая предыстория. Его автор в 1939 году окончил Хабаровское педагогическое училище, и по комсомольской путёвке уехал на Чукотку, где несколько лет работал учителем. Именно там будущий писатель накопил запас наблюдений и сведений о языке, быте и нравах чукотского народа. После учительства стал работать в редакции журнала «Дальний Восток». Первый рассказ «Гибель каменного дьявола» опубликовал в 1949 году в журнале «Смена». В 1952 году, закончив Хабаровский пединститут, остался преподавать в одной из хабаровских школ. Тогда же выпустил первое крупное произведение — повесть «На Севере Дальнем», за которую получил первую премию на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую детскую книгу. Спустя год Шундик выпустил роман «Быстроногий олень», который получил популярность у читателей и был впоследствии переиздан в 27 странах.
Тематика этих произведений посвящена жизни в условиях Крайнего Севера — традиционному быту оленеводов и охотников и становлению Советской власти на Чукотке. К этой же теме Шундик обратился и в романе «Белый шаман», за которую был награждён Государственной премией РСФСР имени М. Горького (1979). Книга имела заметный успех у читателей, а вот некоторые критики считали иначе: «Произведения Шундика тяжеловесны и лишены образности. Его повествование переполнено длиннотами, насыщено патетикой и псевдофольклорными элементами» (В. Казак) Быть может так оно и есть, вот только рядовой читатель, лишённый груза «специальных знаний» воспринимает книгу не через узкоспециальный фильтр, а на слух — через мелодичность и поэтику авторского слога. И через полное доверие к писателю, который за учительскую деятельность на Чукотке был награждён орденом «Знак Почета».
«Белый шаман» (1982) — фильм Анатолия Ниточкина: Советский и российский кинорежиссёр, сценарист и кинооператор Анатолий Дмитриевич Ниточкин не был уроженцем Севера, зато любил его всем сердцем. Уже первой своей режиссёрской работой «Друг Тыманчи» (1970) Ниточкин доказал, что может донести до зрителя самое сокровенное в древней самобытной культуре. В 1981 году году режиссёр снимает картину «Куда уходят киты» по произведению знаменитого чукотского писателя Юрия Сергеевича Рытхэу. А на следующий год приступает к съёмкам трёх серийного фильма «Белый шаман». Сценарий для картины написал Николай Шундик, уже имевший опыт в драматургии. По целому ряду причин писатель не мог вместить весьма объёмное повествование даже в рамки трёх серий. Шундик по-новому подошёл к своему произведению, в результате чего зритель увидел киновоплощение яркого, интересного и глубоко философского романа.
Возможно, те зрители, которые недавно читали роман, не во всём согласятся с подобной кинотрактовкой. Что ж, это их право. Как и право писателя изменить некоотрые акценты в своём романе, сделать одних персонажей ярче, а других — бледнее, внеся новую трактовку в события, отстоящие от нас на 80 лет. За сценарий телевизионного трёх серийного фильма «Белый шаман» на Пражском международном фестивале Н. Шундик получил диплом «Злата Прага». Фильмов о той поре совсем немного, поэтому к ним нужно относиться с определённым снисхождением. Впрочем, работа Ниточкина ни в каком снисхождении не нуждается. Прекрасный актёрский коллектив и высокопрофессиональная съёмочная команда создали запоминающееся кинополотно. И оператор Тимур Зельма, и композитор Эдуард Артемьев, и художник Иван Тартыский сделали всё возможное, чтобы зритель сталь не просто наблюдателем, а соучастников захватывающей истории, охватывающей десятилетия.
Особая благодарность актёрскому коллективу, порадовавшему целой галереей ярких, сочных, запоминающихся персонажей. На первом месте, безусловно, находится Пойгин (Копьё) (Джамбул Худайбергенов). Это цельный образ охотника, живущего по законам своих предков, но, при этом, не желающего мириться с традициями, которые тянут его народ назад, во мглу невежества. Спутницей жизни и вдохновительницей на добрые дела для Пойгина является Кайти. Если Пойгин — стержневой персонаж, то Кайти — эмоциональная сердцевина картина. Светлана Хилтухина (Хинганская) сыграла поистине безупречно! Образ Кайти — это проза жизни и поэзия любви, это — дыхание самой природы. Если бы Мать Моржиха могла принимать человеческий облик, то она непременно явилась бы людям в облике Кайти. Первой ролью Светланой Хилтухиной была роль юной анкилонки в «Земле Санникова» (1973). Наверное именно оттуда она принесла чуство сопричастности с вечностью, и всёпобеждающую любовь к солнцу, выразив их — как солистка всемирно известного корякского национального ансамбля танца «Мэнго» — пластикой своего тела.
Красивый и мудрый фильм.
12 марта 2018