Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зловещий договор |
английское название: |
Evilspeak |
год: | 1981 |
страна: |
США
|
слоган: | «Data incomplete... Human blood required. Thus spake the computer.» |
режиссер: | Эрик Уэстон |
сценаристы: | Эрик Уэстон, Джозеф Гарофало |
продюсеры: | Эрик Уэстон, H Hal Harris, Джералд Хопман, Сильвио Табет |
видеооператор: | Ирв Гуднофф |
композитор: | Роджер Келлауэй |
художники: | Дена Рот, Мария Ребман Казо, Джордж Костильо |
монтаж: | Чарльз Тетони |
жанры: | ужасы, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 900000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 августа 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Один из самых талантливых голливудских режиссёров, оскароносец Рон Ховард, помимо всего прочего, известен тем, что у него есть младший брат по имени Клинт. Как это часто бывает среди творческих семей, кто-то один рано или поздно неизменно уступает место под солнцем другому, более талантливому или просто более везучему. В данном случае, леди Фортуна повернулась тем, что у неё спереди, к старшему. Что, в целом, неудивительно, учитывая довольно существенные различия между ними, в первую очередь, во внешности. Так или иначе, но не имея в запасе ничего, кроме, мягко говоря, невзрачной наружности, Ховард-младший не рискнул пойти по стопам брата и податься в режиссёры, тем самым обрёк себя на малоувлекательное странствие по тернистым аллеям американского малобюджетного кино, изредка «засвечиваясь» в лентах, снятых Ховардом-старшим, но далеко не в главных ролях, что кому-то может показаться весьма несправедливым, учитывая их кровное родство…
Клинт Ховард снимался в разных жанрах. В основном, это были второстепенные роли в среднеуровневых фильмах, иногда, весьма запоминающиеся (кто не вспомнит обмотанного пружиной дурачка в камере из фильма «Танго и Кэш»?). К подобным примерам можно отнести и фильм «Зловещий договор», в котором он сыграл на заре своей карьеры.
Действие разворачивается в городке Западный Эндовер штата Массачусетс. Территория военной академии, где царят строгие порядки и дисциплина. Здесь нет даже намёка на какую-либо праздность и разгул, характерные для обычных американских школ. Однако, здесь есть свои лидеры, пусть и негласные, и свои «белые вороны». К последним относится сирота Стэнли Куперсмит, объект постоянных издевательств со стороны других кадетов, во главе которых стоит парень по прозвищу Бубба. Помимо постоянных побоев и обзывательств (например, «Cooperdick»), они устраивают несчастному всякие зловещие шутки. Руководство академии, как это водится, смотрит на всё сквозь пальцы, при случае отчитывая самого Стэнли. Так продолжалось бы ещё, наверно, долго, если бы в дело не вмешалась мистика. Дело в том, что здание академии покоилось на проклятом участке земли, где прежде жили отлучённые от церкви испанские монахи, практикующие чёрную магию и бежавшие из Европы в XVI веке во главе с их предводителем, отцом Эстебаном. Обнаружив случайно в подвале секретную комнату, полную книг, черепов, оружия, свечей и других древних реликвий, главный герой с помощью своего компьютера пытается перевести текст одной из книг с серебряной пентаграммой на обложке, написанный на латинском языке. Постепенно, он погружается с головой в её изучение, что, как уже очевидно, не предвещает ничего хорошего.
Большую часть картины зрителям предстоит наблюдать именно за этими ритуальными действиями отвергаемого обществом юноши, движимого не только (и не столько) любопытством, сколько желанием отомстить своим обидчикам, став тем, кто действительно СПОСОБЕН их наказать. Сцена за сценой, тихими, неторопливыми шажками режиссёр подводит всех к финалу, где, по идее, припрятано нечто необычное. В этом смысле фильм развивается по типично европейским лекалам, характерным прежде всего для классической итальянской школы хоррора, где сюжетное повествование вплоть до заключительных сцен развивается довольно равномерно, после чего следует взрыв и эффектная кульминация. Однако, несмотря на некоторую затянутость, во многих сценах чувствуется скрытая динамика и психологическое напряжение.
По части спецэффектов фильм, учитывая его более чем тридцатилетнюю историю, может считаться вполне сносным. Особого внимания, конечно же, заслуживают графическая анимация, изображающая появление потусторонних сил на экране компьютера. Чувствуется, что техническом отношении это — максимум, на что был способен тогдашний Atari, однако фильм от этого лишь приобрёл, нежели потерял.
Сцены убийств сняты роскошно, но им уделено всего 10 % хронометража, о чём лишь можно пожалеть. Задумка сделать оружием возмездия свирепых кабанов отнюдь не проста — здесь скрыт глубокий религиозный мотив, понятный тем, кто читал святого Марка. И первой их жертвой мог стать сам Стэнли, который, с лёгкой руки администрации академии, вынужден был убираться в хлеву среди этих животных. Сцена убийства в ванной заслуживает отдельного восхищения — здесь Вам и эротика, и кровь, и ужас.
Не лишён фильм и социальной окраски, здесь демонстрируются разные представители общества — в рамках одной организации. Идея такова, что большая часть из них ведут себя недостойно, хотя тщательно демонстрируют внешнее уважение христианских и общественных традиций. В конечном итоге, все они получают то, что заслужили.
Для любителей старых фильмов ужасов «Зловещий договор» наверняка станет интересным открытием. Несмотря на явную трешовую направленность, этот фильм всё-таки сохранил себя в рамках низкобюджетного, но добротного американского хоррор-кино начала 80-х.
25 января 2014