Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
С вечера до полудня |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Константин Худяков |
сценарий: | Виктор Розов |
видеооператоры: | Эмиль Гулидов, Валентин Пиганов |
композитор: | Вячеслав Ганелин |
художники: | Алина Будникова, Борис Бланк |
монтаж: | Галина Патрикеева, Ирина Колотикова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 февраля 1982 г. |
на DVD: | 3 ноября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 18 мин |
Как хорошо порой критикам и как трудно порой зрителям. Первые могут смотреть фильм умом, а вот зритель оказывается с обнажёнными чувствами перед экраном и спрятать их за красивым словом не получается, потому что надрыв не схватишь…
А думать над ним не хочется, потому что боишься открывающейся перед тобой бездны.
Пьеса Розова, не смятая режиссура Худякова и актёры во главе… всё-таки с Филатовым задают вопросы: А можно ли любить наполовину? А нужно ли идти на компромиссы с жизнью? А любовь — это разве счастье? И она, как и осетрина, не может быть второй, в том числе и свежести?
И вся семья из тех, кто не покинул «сталинскую высотку», пытается держать оборону от беглецов и приспособленцев (всадники). В этом смысле Розов (без шуток) может показаться едва ли не сталинистом навроде Нины Андреевой — не могу поступиться принципами. Только вот Жарков-старший не опубликовался в Советской России… А мир вокруг стремительно бежит. Но прав ли тот, кто бежит? И как же тяжко, когда правы все — такой вот совсем неочевидный, особенно из сегодняшнего дня, моральный выбор.
12 сентября 2021
Это великолепное кино было снято по пьесе Виктора Розова («Летят журавли», «ШУмный день»)
Имеется семья:
Старший Жарков (которого играет Всеволод Санаев; молодежи он, наверное, больше известен как дедушка из книжки Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»:)) — писатель-графоман, случайно написавший когда-то хороший роман (советский аналог американца Кена Кизи), за что получил почет, уважение, деньги и огромную квартиру в одной из семи знаменитых московских высоток.
Средний Жарков, Ким (Леонид Филатов) — бывший спортсмен, сейчас тренер, от которого 7 с лишним лет назад ушла жена (уехала с новым мужем в Бразилию)
Второй ребенок Жаркова-старшего — Нина (Людмила Савельева). Ее 8 лет назад бросил любимый человек, после чего она совершила минимум 2 попытки суицида.
Все они глубоко несчастны, живут только прошлым, каждый своим, и единственное, что их по-настоящему держит в этой жизни, — это Жарков-младший, сын Кима.
Ему 16, он полиглот, изучающий 4 языка одновременно, и вообще — крайне положительный парень.
И вот в один прекрасный день (точнее, в два, с вечера до полудня) приезжают двое бывших любимых человека из прошлого — Лева Груздев (Эдуард Марцевич) и Алла (Наталья Фатеева).
И весь нерв, который, казалось бы, был глубоко запрятан в этой семье, прорывается наружу…
Это лучшая драма, из всех мною виденных, а смотрел и читал я их немало. Игра актеров гениальна, даже пацана (пожалуй, кроме одного крошечного эпизода в конце), есть масса едва уловимых нюансов, позволяющих, не боясь преувеличения, сказать — сейчас так не снимают. И, наверное, уже никогда не смогут.
Ночная сцена между Ниной и Левой совершенно потрясающа. Савельева здесь раскрылась, по-моему, как нигде. Ни Наташа Ростова, ни Серафима Корзухина, ни тем более Луиза Пойндекстер в ее исполнении не производили такого яркого впечатления и не вызывали во мне такого «щенячего восторга».
Жарков-старший спрашивает своего друга-критика:'… Ты мне скажи, что ты больше всего в художественной литературе уважаешь?»
Тот отвечает: «Чудо. То, что откуда-то с неба падает помимо воли и разума. Чего никогда не выдумаешь. От чего все — и главные мысли твои, и характер, да и само содержание даже — особым смыслом освещается.»
В этом фильме чудо, безусловно, присутствует.
И последнее, мне совершенно очевидно, почему этот фильм почти не показывали в советское время. Не понятно, как вообще его разрешили снять. Но почему его не показывают и сейчас — загадка.
10 из 10
21 мая 2015
Глядя на семью Жарковых нынешним циничным взором, понимаешь, что, как это не прискорбно, но дурдом по ним плачет. Герои, впрочем, колоритны и, что говорится, на все времена. Реплики вот только у них частенько прорываются бредовые, даже для 1981 года, хотя можно оправдать сей феномен более ранним написанием пьесы (начало семидесятых), но все равно вылетающие из уст шестнадцатилетнего Альберта тирады в духе комсомольцев 30-годов (а то и 20-х!) или непрерывная паранойя со «всадниками» наводят тоску. Беда в том, что патетически-нравоучительная составляющая розовской пьесы ничуть не менее архаична для 1981 года нежели злосчастное «позапрошлогоднее сено» Андрея Трофимовича Жаркова. Что поделать, современным быть опасно — можно выйти из моды, как заметил один несоветский писатель. Впрочем, это кажется, единственное слабое место.
Тем более удивления достойно, как из «социальной драмы» получился такой глубокий, психологически-тонкий, камерный, очень атмосферный фильм (спасибо режиссеру, оператору… ну и актерам!. Фильм, который поразил меня когда-то в детстве, и который не могу забыть до сих пор. И уже не важно, что говорят герои — важно как говорят, не разум, но чувство, не идея, но впечатление. А еще, сейчас, тридцать лет спустя все предстает в каком-то более глобальном и роковом свете, предчувствие скорого неминуемого вымирания этих людей как вида, как некоего атавизма невозможного вне того времени, того общественного строя, вымирания всего этого мира с милым добрым патриархальным укладом, интеллигентностью, ранимостью, порядочностью, с нарастающей опустошенностью и неспособностью противостоять жестокой реальности грядущего тысячелетия.
Образы созданные на экране достаточно многогранны, чтобы не быть просто масками, в каждом персонаже будто раскачивается собственный психологический маятник. Ким — то мужественный и надежный, и тут же — совершенно невменяемый когда дело касается отношений с бывшей женой, честный — но не смеющий признаться сам себе, что за его речами о «всадниках» и укрыванием сына от тлетворного влияния собственной матери кроется элементарное желание вернуть Аллу. Нина — разумная и чуткая, заботливая хозяйка, любящая сестра и тетка, но сходит с ума по бывшего жениху. А что же «бывшие»? Такие ли они неуязвимые и благополучные какими стараются казаться? Лев раздражает своей прагматичностью и непробиваемостью — но так ли легко ему дается это ежеминутное умерщвление чувств, и не похож ли он со своей бодрящейся улыбочкой, вкрадчивым голосом и блуждающим взглядом на безумца более, чем даже Нина, глотающая пачками снотворное и успокоительное. А Алла? Несмотря на заграничный лоск, по-моему — это единственный трезвый и по-своему честный человек в этом доме.
Нина и Лева Груздев. Это было вообще ни на что не похоже. Добрую половину фильма нам недвусмысленно намекают, что Лева этот — мутный тип, а именно — подлый и бессердечный (давным-давно бросил Нину), беззастенчивый и наглый (оказавшись без номера в гостинице, не моргнув глазом напросился на постой к той, о которой и думать забыл, цветочков даже не купил из экономии), «всадник» и карьерист («скачет» по трупам, деликатно поучает подрастающее поколение, в лице Альберта «переступить» — ради высокого идеала, само собой — через свое малахольное семейство и бежать куда-подальше пока не свихнулся, как истеричка-тетя, параноик-папа и тихий шизофреник-дедушка, к хищнице и «всаднице» Алле (которой Груздев явно симпатизирует) — родной матери Альки). Ко всем грехам в придачу гость еще и радостно приплясывает под бездуховную заграничную музычку, чем окончательно настраивает против себя правдолюбца Кима и тот порывается выкинуть Груздева в окошко. Вообще то Лева довольно быстро сообразил, что задерживаться в этом доме ему будет «себе дороже», но деваться некуда… И что же? Теперь уже Нина в слезах умоляет полусонного ночного гостя «переступить» через свою порядочность и подарить ей ребенка… Вот так… И хотя Леве-то и переступать не через что, но что-то ему подсказывает отмораживаться до последнего. И не зря, потому что Нина перейдя от истерических слез к истерической же серьезности заявляет, что чуть было его не убила. И в ее намерения веришь — человек однажды пытавшийся покончить с собой не остановится перед чужой смертью… Кто из них прав — неизвестно. То ли Нина, способная пойти на унижение ради своей «единственной любви», и не теряющая надежду заразить этой любовью и расколдовать ледяное сердце своего «прынца», как Герда в сказке Андерсена… То ли прав Лева, призывающий к буддистской непривязанности и освобождению от страданий.
Но безумная ночь проходит. Финал неотвратим. Роман, который Андрей Трофимович писал долгие годы — собственноручно сожжен. Ким находит в себе силы отпустить сына. Казалось бы — вот оно освобождение от привязанностей и страстей. Но вместе с Альбертом будто жизнь покидает дом Жарковых, воцаряется тишина и запустение, все словно погружаются в летаргический сон. Впрочем, один человек все же заплакал. Это был Лева…
18 февраля 2011