Прощание
7.8
7.5
1981, драма
СССР, 2 ч 8 мин
12+

В ролях: Стефания Станюта, Лев Дуров, Леонид Крюк, Вадим Яковенко, Юрий Катин-Ярцев
и другие
Для строительства ГЭС островная деревня Матёра должна быть затоплена. Немногочисленные её обитатели готовятся к переселению и, каждый по-своему, прощаются с родными местами.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Прощание

год: 1981
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: , , ,
видеооператоры: Юрий Схиртладзе, Сергей Тараскин, Алексей Родионов
композитор:
художник: Виктор Петров
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 февраля 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Прощание», 1981

Видео: Фильм (серия 2) (Прощание, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм (серия 2)
Видео: Фильм (серия 1) (Прощание, 1981) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм (серия 1)

Постеры фильма «Прощание», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Прощание», 1981

Правда в памяти

Фильм снят по мотивам повести В.Распутина “Прощание с Матёрой”. Он поражает своей масштабностью, нервом с надрывом. Он о земле и её мучениках. Матера равно мать. Не зря в финале фильма, когда в тумане ищут Матёру, Павел кричит “Матёра” и этот крик переходит в “мама”. Они ищут остров и ищут матерей. Матёра – это их родная земля, вскормившая и вырастившая их. Показана близкая связь жителей с землёй. Сильны языческие мотивы и традиции. Бабушка Дарья молится природе, боясь прихода новых времён. “Настало время ответ держать,” – говорит она. Каждое поколение подходит к точке, когда оно принимает на себя ответственность за произошедшее. Ответ перед предками, своими родителями, за то, что случилось с их деревней. Как из сказочного зелёного острова в начале фильма, острова цветущего, немного мифического, она превратилась в пепелище. Небольшая кучка стариков остаются и гибнут вместе с родной землёй, останками своих предков. В этот момент они похожи на святых с икон. Они становятся теми мучениками, праведниками, на которых земля русская всегда держалась. Они погибают за свою землю с её традициями и памятью. И символом их незыблемой веры становится дерево – его ни пилой, ни трактором, ни огнём не смогли истребить. Рубят вековые устои.

Сильны фольклорные мотивы: песни, девушки в венках (лесавки), дед-лесовичок – его даже называют “домовой”, и он, как домовой, остаётся охранять свой дом с ружьём на тонущем острове. Он же звучит для Павла как голос совести, говоря, что тот позволяет сжечь свой дом. Частушками, шутками, плясками они пытаются заглушить боль. Хоровод объединяет все поколения. Это как пляска смерти.

Жители покидают дома с тяжёлым сердцем. Около одного дома рассыпается поленница, полена падают одно за другим. Так же рушится их соборная жизнь. “Не терзать себя памятью,” – такой наказ даёт председатель. Красота, любование народными корнями идёт вразрез с практично-прогрессивным взглядом на жизнь. Постоянно возникает тема памяти. “Правда в памяти, - говорит Дарья. - У кого памяти нет, нет и жизни.” Начинать новую жизнь, перечеркнув прошлое (рубят кресты), - лишать себя памяти и первоистоков.

И образ воды возникает здесь как враг, беда. С воды приходят поджигатели, вода должна затопить остров, ГЭС, вода из самовара капает, как последние капли жизни.

Интересна сцена, когда за столом в ряд сидят представители трёх поколений. Павел Пинигин – принимающий правила новой жизни, хоть и мучимый совестью. Ведь на нём останется слава человека, сжёгшего Матёру. На его примере возникает вопрос – жить ли сердцем, храня прошлое, или, сломав, затопив старое, строить новую жизнь, идти к прогрессу ради будущих поколений.

Бабка Дарья – оплот старого мира. “Щас всё бегом…никуды времени нет…ребятёнка и того бегом рожают”. И в подтверждение её слов – мальчик Немтырь – ни матери, ни отца не помнит. Нет памяти, нет голоса.

Внук Андрей – уже оторванный от деревни. Неистово он бросается на вековое дерево на тракторе, в крови, к этот момент он похож на дьявола. Он готов разорвать узы, порвать с прошлым. Для него – человек - царь-природы. Он предательски сбегает из деревни. Так же легко воспринимают отъезд ученики, оставляя лишь фото на память. Забывают учебный скелет, как на потопление могилы (кости родных). Молодое поколение, продолжатели жизни, уезжают, значит у Матёры нет будущего.

В конце фильма герои блуждают в тумане, как заблудились в себе, в своём пути. Это и намёк на предпоследний год застоя, когда страна, общество, зашло в тупик (в туман).

7 декабря 2022

Галзами стариков

Фильм ведет свое повествование глазами матери председателя колхоза. Матери уже давно за пенсионный возраст.

Хоть фильм и называется 'Прощание' по духу это скорбь, слезы, плач и крик срывающиеся в непробиваемый вопль - 'Матера'. Фильм похож на бесконечно текущую слезу - ни облегчения, ни принятия, ни надежды!

За два часа история в фильме ни как не развивается! Фильм начался с прощания с селом так и закончился. После просмотра остается бесконечная гифка ожидания начала конца.

В фильме есть крепкие диалоги про веру и про ритуалы. Но чувства прощания нет, есть вместо него чувство скорби. В начале есть диалог про жалость - очень точно передает дух фильма - 'жалко'.

Операторский взгляд идет от самого села и как бы с селом разговаривает главная героиня. По сути три главных героя - камер, толпа, власть и где-то затерялась эмоциональная часть в лице алкоголика.

Каким пришел таким и ушел после просмотра фильма.

3 из 10

1 февраля 2022

После прославившего её «Восхождения» (1976 г) Лариса Шепитько хотела снимать «Село Степанчиково», но её муж — Элем Климов — уговорил её обратить внимание на «Прощание с Матёрой» Распутина. И Шепитько задумала снять «Матёру». Написала сценарий. Собрала группу. Уехала на Селигер и сняла главную сцену, ставшую для неё единственной — сожжение векового древа, которое местные жители почитали священным (как в будущем священное Древо-дом на’ви в «Аватаре» у Кэмерона).

А 2-го июля 1979-го Шепитько с пятью другими членами съёмочной группы погибла во время аварии, когда они ехали «на натуру».

В память о жене Климов решил доснять фильм. Так «Матёра» превратилась в «Прощание» — для режиссёра это звучало вдвойне символично.

Но поздний Климов по стилю совсем другой режиссёр, чем Шепитько. Вряд ли кто-нибудь сможет забыть его «Иди и смотри». Он мощный, как танк, бронебойный. Поэтому сценарий «Прощания» по ходу работы переписывался наново. Также были подобраны несколько других исполнителей ролей.

У Климова получился поразительный фильм — наполненный нежностью и любовью и в то же время суровый. То, что в кадре, красиво; но за кадром спрессовано так много всего и так плотно, что его можно считать даже притчей. По-моему, Климов столько в него вложил, сколько сам Распутин не вкладывал в книгу (хотя я давно читала, в юности, деревенская проза меня тогда не привлекала, может быть, я чего не поняла).

Сюжет незамысловат. Островная деревня Матёра доживает последние дни — на её месте собираются устроить водохранилище для ГЭС. Людям в городах нужно электричество, и это прогресс. Местных переселят в город — и им там будет хорошо, комфортно.

Но люди воспринимают вынужденное переселение как страшную и горькую беду, которая выглядит на экране как трагедия народа, который теряет всё самое прекрасное и главное в своей жизни: связь с предками, с природой, народные обычаи, веру, красоту отношений. А деятели прогресса выглядят как чужаки (см. тот же «Аватар», который духовно схож с «Прощанием»), которые, не ведая, что творят, разрушают целостность связи человека и окружающего его мира.

Христианство, язычество — всё здесь понамешано. И то ли молитвы напоминают заговоры, то ли заговоры — молитвы. Шепитько, как и вся советская интеллигенция 70-х, жила духовным поиском и дышала живым религиозным чувством в мистическом ощущении чуда. И это в картине очень даже присутствует. Одна из самых сильных сцен у Климова — когда отчаявшиеся люди вдруг начинают плясать в безумном веселии, а затем несутся скопом к реке, напоминает эпизод из «Андрея Рублёва» Тарковского — когда монахи в тумане оказываются посреди языческого празднества.

В картине много скрытых символов, которые можно легко проглядеть. Например, Петренко играет главного и самого идейного из тех, кто стоит за разрушением Матёры, и при этом он очень напоминает в этом образе Ленина. И трагедия одной деревни начинает выглядеть как трагедия всей страны, где правители убивают граждан, а новые, сознательные граждане — родину.

Визуально «Прощание» прекрасно и страшно. И оторваться от него невозможно. А после просмотра хочется увидеть ещё раз.

Гениальное кино.

24 марта 2021

Хоррор СССР

Драма, которая отпугивает зрителя своими мелодиями, кадрами, непонятными звуками, действиями.

Сам сюжет для меня является отрицательным. Это просто их жилища, которые можно спокойно заменить на новые. Но они же считают их, священными местами, будто «Где родился, там и пригодился». О них достаточно и сказать того, что жители Матёрой хотели могилы забрать вместе с собой…

В начале много кадров, которые пугают меня. Бабушка сидит в лесу, говорит что-то невнятное, также совершает что-то непонятное, а на фоне в это время играет музыка из хоррора. И в итоге предстает картина, на столько противная, что хочется выключить, а не продолжать дальше. Если считать это за переживания гражданки, проживающей в этой деревне, тогда это всё равно выглядит не естественно и ужасно.

Могу похвалить за одно, сам народ передан отлично, что смотрится лаконично — потрясно. Их шутки, частушки, говор, поведение. Выглядят максимально интересно, и хочется в это верить.

24 июля 2018

Все, что живет на свете, имеет один смысл — смысл службы. И всякая служба имеет конец… (с)

Для постройки ГЭС на реке Ангаре должна быть затоплена островная деревня Матёра. Всех жителей постепенно перевозят на берег, в новый поселок. Рабочие рубят кресты на могилах, спиливают деревья, сжигают опустевшие дома. И если молодежь с радостью покидает тихую уединенную деревушку, то для стариков прощание с родными местами равносильно смерти. Главная героиня картины Дарья Пинигина, чей сын Павел руководит переездом, тяжело переживает наступившие перемены и с ужасом понимает, что она не сможет выжить в новом месте, вдали от могилы своих предков.

Эта пронзительная экранизация замечательной повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» была задумана и даже начата режиссером Ларисой Шепитько, но ее трагическая гибель в автокатастрофе оборвала текущую работу. В итоге картину завершил ее муж Элем Климов, и именно ему пришла в голову мысль сократить название фильма до «Прощания». Это неслучайное сокращение придало фильму более общий, драматичный и глубокий смысл, к тому же режиссера больше волновал именно посыл, а не буквальная экранизация романа. Авторы картины не рассказывают историю расставания с родными местами через подробную личную драму каждого из многочисленных персонажей, сосредоточившись лишь на нескольких, чтобы поднять сюжет до высот большой трагедии. В самом деле, у Климова получается сильная, эмоциональная и местами даже жуткая притча о болезненном разрыве связи поколений, когда рушатся старые устои, родители перестают быть нужными своим детям, а природная гармония и единение человека с Праматерью-Землей гибнут под натиском закономерно развивающегося, но все же бездушного и неумолимого технического прогресса. Выбранная на главную роль белорусская актриса Стефания Станюта — настоящая находка: ее мудрые глаза на испещренном морщинами лице это эталонный портрет Родины-матери, но не плакатной энергичной женщины, готовой грудью постоять за своих детей, а усталой, испуганной старухи, чью землю коверкают и уродуют, оскверняют память и могилы предков, без всякой трудности теряя связь с корнями. В этой картине Климов развивает свой беспристрастный и бескомпромиссный киноязык, продолженный в шедевре «Иди и смотри», наполняя весь фильм предчувствием чего-то неотвратимого и страшного — чего стоят такие мощные сцены, как посещение Дарьей могилы матери, сжигание домов и последняя уборка избы, и, особенно, финал, где беззвучный крик героя Льва Дурова, беспрестанно повторяющего «Матёра!» сменяется душераздирающим «Мама».

10 из 10

16 апреля 2017

Правда в памяти.

Какой все-таки удивительный русский народ. Какой культурой он обладает, какой душой, каким сердцем и мужеством. Какой еще народ, какой страны, умеет так веровать, умеет так помнить, умеет так радоваться и скорбеть, ежели не мы? Сколько наш народ выдержал, сколько он вынес на своих плечах, своими мозолистыми руками, и остался самым человечным и самым любящим и преданным своей родине народом на всем белом свете. Характер русского человека закаливался особенностями географического положения страны, которая всегда менялась: то увеличивалась, то уменьшалась, но всегда оставалась подверженной нашествию из вне. К чему я это все пишу? Этот фильм — настоящий, честный рассказ о русской душе, о ее сущности и о ее ценности в этом мире, в качестве самого ее существования бок о бок с движущейся историей и новшествами истории.

Духовность человека, его нравственная наполненность может проявляться через материальные атрибуты, даже не может, а должна, и проявляется. Подобно тому, как люди верующие в Бога, читают Библию, хотя книга — это материальный объект, но она олицетворяет истину, слово Божье, люди видят в ней святость и высокую духовность. Подобно тому, как художник описывает свой внутренний мир через субъекты материи, такие как краски и холст, подобно этому, люди, делая целый обряд Прощания с родной землей, делают не потому что они меркантильны, или потому что не хотят смотреть вперед, в прогрессивное будущее. Они делают это, потому что только так они могут выразить переполнявшее из сердце уважение, любовь и память. Вдумайтесь, какая сила убеждения, какая высокая нравственность у людей, которые готовы убить тех, кто оскверняет могилы их родителей, детей, внуков. Какая сила слова и взгляда преследует смотрящего этот фильм, не дает покоя, заставляет задуматься, вникнуть, попытаться понять. Ведь именно в деревнях вся квинтэссенция настоящих людей, не уступающих своим принципам, не придававших своих родных, не продающих свою Родину. Ведь все эти люди — основа нашей страны, они — ее тонкая сущность, ее сердце, ее душа. Руки, ноги, глаза России — это все, живущие в городах, потребляющие, не верящие, или слабо верящие люди, — все эти люди маленькие части России, но части. Но самая главная и неотъемлемая часть, которую нельзя ни оторвать, ни пришить — деревенская часть населения.

Все современные люди, в особенности молодежь свысока относятся к простым людям с периферий, и с деревень и с поселков, но, как известно в истории, множество великих и гениальных людей были выходцами из таких вот глухих деревушек. Потому что только там сохранился великий, настоящий русских дух, настоящее настроение, настоящие чувства и атмосфера настоящей жизни. Не такой комфортной, как в городах, но зато такой уютной, такой народной.

Гениальный Климов показал нам настоящих людей, их силу, как они идут и сжигают свои дома, потому что так надо. «Ты скажи надо. Просто надо. Я пойду и сделаю. Выпью, пойду и сделаю. Надо.» он показал нам тех людей, про существование которых мы забыли, показал нам ту сторону русской жизни, о которой многие даже не знают. Эта уникальная особенность нашего народа веселиться, танцевать и петь задушевные народные песни, косить сено и петь, сжигать дома и петь, умирать и до последнего верить в Бога, в справедливость и петь. Насколько мудр наш народ, показал нам Элем, насколько он чувствителен, все чувства, все, что переживают эти уже знакомые на протяжение фильма люди — выражается в глазах одного молчаливого мальчика, в его умных и таких чистых глазах. Выражается в голосе баб, которые полушепотом рассуждают и думают о том «Кому на Руси жить хорошо»?

Весь фильм — долгая история о том, как русский народ прощается со своей землей, с тем, что ему дорого, с тем, что составляет неотъемлемую часть души его. Какой крик, какой отчаянный крик русской души мы видим в конце, когда ты смотришь, когда ты чувствуешь то, что переживают эти люди, твое сердце сжимается, и хочется кричать о своей любви к Родине на весь мир. Конечно, безусловно, просто, актеры гениальные, но с другой стороны, а как иначе, русского человека, поставленного в такую ситуацию, мог сыграть только русский человек, который понимает все с полу слова, просто потому что он русский, просто потому что иначе он не может, это сидит в нем с рождения.

В конце концов, кто мы без этих деревенских мужиков и баб? Кто мы без народных песен, гармони и частушек. Кто мы, черт возьми, без этих могучих и величественных фильмов, которые заставляют вспомнить нас о том кто мы, к какой богатой культуре и морали мы принадлежим. О неизбежности судьбы нашей. В чем заключена эта неизбежность? — Умереть, но остаться на родной земле, рядом с теми, кого нужно помнить, кого нужно любить и уважать.

«Каждого мы видим и с каждого спросим. Вы как на выставке пред нами. Мы глядим во все глаза, кто че делает, кто че думает, кто че помнит. Правда в памяти. У кого не памяти — у того нет и жизни.»

10 из 10

6 января 2015

В качестве прелюдия: на мой субъективный вкус, популярность свою писатель Валентин Распутин заработал скорее в социальной плоскости, чем в культурологической. Он писал о гибели русского села, что действительно имело место, и у города существует на сей счет некий комплекс вины. Вот и культивируют распутинскую прозу, тем самым вроде бы отдавая дань социальному слою, с которым в свое время расправились довольно лихо. Литературные же достоинства этой прозы, мягко говоря, относительны.

Яркий пример тому — повесть «Прощание с Матерой», ценители которой больше упирают на то, ЧТО в ней описано, а не КАК. Выбирая для просмотра фильм «Прощание», я уповал на то, что съемочная группа преобразит исходный сюжет, благо в титрах значится заветное «по мотивам», да и отсутствие «Матеры» в заглавии обязывает к широкомасштабным обобщениям.

Но нет, вселенской трагедией a la Софокл или Шекспир тут не пахнет. В трагедии напряжение планомерно нарастает к финалу, а здесь, напротив, основное действо заканчивается минуте на 80-й, а последнюю треть фильма стоило бы покосить раз в 5 (последние 15 минут — вообще издевательство над зрителем). Что же до первых двух третей, то в них наблюдается суровый распутинский реализм без каких-либо ухищрений. Более того, ощутимо не хватает харизматичных образов — кроме колоритных бабки Дарьи да гармониста Петра и вспомнить-то некого. Большинство сцен многолюдны: показан так называемый деревенский «мир». И показан плохо: возникает сумятица на грани с пародией, а о логике поступков и говорить не приходится. Запевают частушки — карнавальный сумбур. Жалятся на судьбу — истеричное месиво. Единственная достойная драматическая сцена промелькнет по истечении часа — внук Дарьи попытается протаранить на экскаваторе могучий Дуб.

Не спасает даже хорошая съемка. К ней вопросов никаких: кажется, что лента не 1981 года, а 2001-го. Пленка, цвета, умное построение кадра, игры с фокусом — одним словом, респект. Если постараться, можно еще наскрести позитива: бережно реконструирован деревенский быт, интересны сцены-мистерии с языческо-мифологическим подтекстом. Да и классические старческие рассуждения о конце времен («Все бегут. На работу бегут, за стол бегут, времени ни у кого нету» и т. п.) можно послушать. Но, к сожалению, единичные толковые мысли тонут в общем потоке бабьих слез, а он порядком уныл. В общем, если тема гибели деревни не интересует Вас в прикладном смысле, то от рекомендаций воздержусь.

П. С. Кончина Дарьи со товарищи в темной хате определенно отсылает к историям о том, как монголо-татары поджигали защитников древнерусских городов, запершихся в соборе. Еще интересно, читал ли Распутин «451 по Фаренгейту» Бредбери? А то в образах пожарников в обоих произведениях тоже немало общего.

4 из 10

3 ноября 2011

Фильм-притча. Трактовки вроде «прощание с родными могилами — тяжело для пожилых» — в корне неверны. Я, честно говоря, очень давно читал рассказ Распутина, по мотивам которого фильм снят, но насколько помню, он именно плоско-реалистический и таким же вероятно получился бы фильм (я не говорю, что это было бы плохо), если бы его успела снять сама Лариса Шепитько. Но она погибла, фильм снял её муж и получилась притча, универсальная история о прощании. Прощании людей с прошлым, с любимым, с привычным, со старым, а ещё: с памятью, с отеческими гробами, о прощании детей с отцами, о прощании с совестью… с духовностью, и о прощании духовности с миром, при котором рождается только смерть.

В фильме нет авторитарной морали, нам показано только Прощание. А мораль рождается в сердце зрителя. Наверное только такими и могут быть притчи в 21 веке: человек не верит готовым ценностям, нормам, идеям. Они должны вырасти в его сердце.

7 из 10

28 января 2011

Матёра! Матёра! Матёра!…

Для человека от земли является тяжелейшим испытанием обрывание связей с прошлым, особенно в конце своей жизни. Что молодым? Они живут будущим, строят планы, жизнь впереди, всё лучшее ещё ждёт.

А как старикам, чувствующим свою связь с предками, природой? У них уже сложилась своя непоколебимая философия истины, ценностей, и они как монахи упорно стремятся её сохранить, это чётко прослеживается в фильме — все старики группируются вокруг «настоятельницы» (матери бригадира). Юродивые безумный старик и молчащий мальчик усиливают впечатление от всего происходящего.

Пугающе выглядит ритуал уборки обреченного дома, и нагнетает страх протяжные крики «Матёра! Матёра! Матёра!…» в таких моментах и проявляется весь трагизм действий.

3 апреля 2010

И истекало кровью древо…

Посмотрев «Прощание» я испытала эмоциональный шок. За 2 часа в голове пронеслось огромное количество мыслей, в душе — чувств, по телу — мурашек. Как завороженная я смотрела на экран. Я не то, что сопереживала героям — я чувствовала вместе с ними.

Вот она — Русь — не православная, а языческая, ведающая… Русь-Мать, Мать-Земля… Здесь во всем душа, всё живет. Дуб, который не спиливают — нет! — его УБИВАЮТ!!! Дом, который не покидают, а хоронят… Солнце — не звезда, а отец.

Русский народ, корнями приросший к своей земле. В этой земле их предки — в этой земле и им лежать… Предки ведали, Византия сгубила, но душа помнит… И не сломить человека, близкого к корням, слитого в единое целое с Природой.

То, что я ощутила, смотря фильм, передать нельзя. Да и не каждый поймет. Нужно уметь чувствовать — каждой клеткой, каждой фиброй… Тотальное единение с Праматерью. Всё слова…

7 ноября 2009

Драма Прощание появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссерами являются Элем Климов, Лариса Шепитько. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Стефания Станюта, Лев Дуров, Леонид Крюк, Вадим Яковенко, Юрий Катин-Ярцев, Денис Луппов, Майя Булгакова, Найдан Гендунова, Галина Дёмина, Анна Кустова, Любовь Малиновская, Надежда Погоришная, Людмила Полякова, Игорь Безяев, Павел Кормунин.

Страна производства - СССР. Прощание — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.