Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Правда лейтенанта Климова |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Олег Дашкевич |
сценарий: | Леонид Крейн |
видеооператор: | Борис Тимковский |
композитор: | Владлен Чистяков |
художники: | Владимир Гасилов, Юлия Колотко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 мая 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Пожалуй, это лучший советский фильм о специфике морской службы. Навскидку, вот так вот сразу и не назовёшь другие достойные работы на эту тему, близкие, как говорится уму и сердцу. Где то флот показан больше, где то только вскользь, фоном, вторым планом. Что приходит на память? «Ответный ход» как продолжение «В зоне особого внимания», «Случай в квадрате 36—80», «Полоса препятствий», «Перехват». Всё это достаточно остросюжетные, приключенческие ленты, бодрящие и зовущие юношество к подражанию. И, конечно же, не безынтересные для взрослого зрителя. Морская романтика, сильные духом люди, запоминающиеся образы.
Ряд фильмов пятидесятых-шестидесятых годов опускаю. Сознательно. Жизнь поменялась, страна не стояла на месте. Иные приоритеты, иные лица в воплощении. Например «Увольнение на берег» со Львом Прыгуновым. Лента и сейчас воспринимается как образчик этического совершенства. Доступна. Проста Не беру во внимание и тематику Великой отечественной войны. Героизм подвига «Командир счастливой Щуки», «Юнга Северного флота», «Секретный фарватер» и т. д.
Конечно, если хорошенько покопаться в архивах памяти можно отыскать и ещё «добрую дюжину» -
По морям, по волнам —
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям.
Эх! Нынче здесь, а завтра там.
«Правда лейтенанта Климова» приоткрывает завесу буден моряков несущих службу на «снежном панцире» страны. Где то не далеко от Мурманска-Североморска, акватория Баренцева моря. Подводный флот страны. Дизельные торпедные лодки. Именно сюда, переводом, с понижением в звании прибывает персонаж Андрея Ростоцкого. Он штурман от Бога. Третий в семейной династии моряков. После офицерского суда чести ему предстоит вновь доказывать свою состоятельность на «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ».
Автор уверенно рисует быт и будни защитников Отечества: комната в общежитии, соседство с семьёй мичмана, тренажёрные тренировки личного состава, учебные выходы в море, плаванье с выполнением поставленных командованием задач. Органичное сочетание человечности увязанной со служебным долгом. Слова, реплики, диалоги натуральны. Проявление чувств, эмоций красочно, не избито. Второстепенные персонажи дополняют главных. Солируют две скрипки — Юрий Каморный и Андрей Ростоцкий. Кто из них здесь более значим сказать сложно. Оба ведут свои партии идеально приближенно к совершенству — нерв, характер, харизма на высоте. Для первого, 1981 год, год выхода фильма на экраны страны стал последним в жизни. Ему было 37 лет и трагична смерть от пули милицейского нагана. Когда знаешь, что человеку предстоит, что ему выпало в жизни, а между тем «сегодня, сейчас» он перед твоим взором, в морском кителе командует экипажем с беззаботностью увлечённого своим делом человека, воспринимаешь себя едва ли не за пророка, ясновидца. Срок его определён. Изменить ничего нельзя. До смертной черты, считанные месяцы.
Не менее драматична «развязка» Андрея Ростоцкого. Водопад «Девичьи слёзы». Ему 45 лет. Подъём на ножах в горную кручу. Падение с высоты. Мгновенная смерть…
…А здесь два глянцевых портрета советской эпохи раскручивают перед зрителем перипетии солёных буден. И они завораживают. Два лица как два лика. Молоды, прекрасны. Убедительны.
8 из 10
27 сентября 2018
Начало меня захватило. Поступок главного героя, его принципиальность, готовность идти до конца… Лучше и не придумаешь. Неужели еще один «потерянный шедевр», подумалось даже. Увы, нет. Очень скоро энтузиазму поубавилось, интерес начал гаснуть, а отношение к главному герою — портиться.
Да и фильм в целом показался сырым и недоработанным. Если поначалу всё было четко и ясно: вот человек, который не желает идти на компромиссы, вот штабные крысы, олицетворяющие собой всё самое «деревянное», что есть в армии, если на минутку предположить, что там вообще есть что-то другое. Ждешь напряженного противостояния, возможно, трагического финала, и, казалось бы, всё идет по плану: бронелобый начальник штаба, никчемный завистливый бывший сокурсник (до чего роскошный, показательный эпизод с его «Мне не нравится это твое «старик» — мы же не курсанты!», а чуть позже и еще один — с выяснением отношений — уже на подлодке) и пр. Но… обязательно находится власть имущий покровитель, и… справедливость торжествует. Вот только никто особо не радуется, понимая, что победа достигнута при помощи административного ресурса, а это не в счет.
Сам герой на поверку оказывается самым обыкновенным карьеристом, которого волнуют вовсе не принципы, а исключительно карьера. Адмиралом, видите ли, мечтает стать. Династия у них. Тьфу ты. А я-то думал…
По женской линии вообще всё плохо. Совершенно невнятный, необоснованно теплый и душевный разговор с женой, заканчивающийся «выстрелом в упор», — словно что-то мешало расставить все точки над «ё» много раньше. Полная неопределенность с соседями (в особенности — с их дочерью) по новой — холостяцкой — квартире: с какой целью вообще вводили в сюжет этих персонажей — загадка. Ну, и т. д. Словно целый кусок сценария вырезали.
В общем, для фильма с таким претенциозным названием можно было постараться и получше, я считаю. Всем без исключения. Ибо то, что получилось, оценить можно от силы на
6 из 10
24 марта 2011