Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Помнить или забыть |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Янис Стрейч |
сценарий: | Олег Руднев |
продюсер: | Марк Цирельсон |
видеооператор: | Харийс Кукелс |
художники: | Василий Масс, Иева Кундзиня |
монтаж: | Маргарита Сурдеко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 июля 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Почему персонаж Чурсиной так поступила? Что послужило причиной поступка идущему вразрез с, казалось, незыблемым, идущим от пращуров - материнским инстинктом? Откуда взялся этот стереотип поведения - сродни домострою, в стране пропагандирующей самые прогрессивные идеи, в том числе и общественные, в том числе и на социальную роль женщины?
Как оказалось - декларировать идеи одно, а бороться за их воплощение в жизнь - совсем другое. Руководство страны отошло, года с 1956, от внедрения в общество, прогрессивных социальных идей при помощи произведений культуры. Оставив эту работу на самодеятельное понимание деятелей культуры. Некомпетентных в научном понимании социальных процессов, но замечательно рефлексирующих окружающее состояние социума. И случилась спираль рефлексии - когда эссенциально выделенный авторами, паттерн социального общения - яркий и харизматичный, как и всё искусстве, накладывался у зрителя-читателя на ощущаемое в собственном окружении и становясь уже оправданным руководством к действию - до получения ещё более яркого и харизматичного высказывания творцов. И новый виток, по развитию определённых реакций и действий в ситуациях. Без альтернативных образов и героев.
Хорошей иллюстрацией к высказанному является смещение акцентов роли женщины в обществе произошедшей на упомянутом рубеже смены прогрессивных смыслов в кинематографе - на рефлексии и как следствие, их спиралевидный регресс.
Так, на изломе, исчезает женщина/девушка активно строящая свою жизненную позицию, без оглядки на физиологические реакции и патриархальную роль в обществе. Противостоя, по сюжету, как своим однополым протагонистам, так и мужским персонажам, чья роль в обществе не устраивает женщину - творца, друга и созидателя нового общества. На ум приходят героини из 'Разные судьбы', 'Испытание верности',.
Зато появляется персонаж женщина чувственная, эмоционально зависимая от мужчины. Первой ласточкой, считаю персонаж Арепиной из 'Под стук колёс'. А углубила и расширила, калёным железом выплакала 'женские' поведенческие реакции в фильмах - Доронина. В многочисленных своих персонажах 60х годов.
Персонаж Чурсиной, в этом фильме является прямым развитием персонажей, в упомянутом контексте, ранних фильмов и отправной точкой для фильмов более поздних. Её эмоциональные метания, между социальной ролью, навязанной обществом - эмоционально зависящей от мужчины - и ролью матери, ещё имеют трагическую интерпретацию случайности и непреднамеренности, вскоре на экранах и в жизни сменившиеся осознанным потаканием самому плохому и регрессивному в обществе - от уголовщины до стяжательства.
Тщательно оформленная кинематографическая рефлексия авторов оставляет не только отпечаток времени, показанного в сюжете, но и помогает построить векторную прямую смыслов культуры по времени, как назад от даты выхода на экран, так и вперёд, проэкстраполировать изменения идей на экране, вплоть до современности. Жаль что это лишь рефлексии, без использования авторами возможности по изменению негативного в социуме - ими отрефлексированного. Без создания противоположного полюса в сюжете - как прототипа действий в жизни.
6 из 10
8 июля 2024
Совершенно неизвестный до сего момента фильм Яниса Стрейча заставляет задавать вопросы:
«а что, если?», «а как бы поступили вы?» и т. д. Словом, выносит на суд зрителя такую тяжелую житейскую драму, преодолеть которую не каждой семье окажется под силу…
Благоустроенная квартира, иномарка (судя по всему-редкое явление даже в советской Прибалтике), важная и ответственная работа, поездки за границу, сытая и обеспеченная жизнь- все это стало ценным подарком для красивой, статной и холеной Нины. И, случись что- так тяжело со всем этим расстаться и все потерять…Вот так рождается идея- родить ребенка для «закрепления статуса» …Родить вопреки всему, вопреки собственному здоровью и рекомендации врачей…Кто же знал, что бестолковость молоденькой медсестры повлечет целую цепь из звеньев обмана…Единожды солгав, во имя сохранения душевного покоя любимого мужа, скрыв тайну усыновления несчастного брошенного малыша, героиня попадает в страшный капкан врачебной ошибки: известие о благополучном спасении собственного-как обухом по голове…А что в дальнейшем? Годы терзаний и мук, выплаканных слез и невысказанных слов, и все ради «лжи во спасение» …Из-за боязни напугать и расстроить любимого супруга…Урок, понесенный героиней, страшен. Лишь слабенький росток надежды, что все же чьи-то маленькие жизни спасены, что оба ребенка в любящих объятиях, не даст окончательно погибнуть душам прошедших через такое испытание супругов.
Людмила Чурсина здесь на высоте- яркая, харизматичная актриса, и роль Нины Янссон для нее стала очередной жемчужиной в ее блестящем списке сыгранных ролей.
24 апреля 2020
С древних времен есть у женщины два главных предназначения- жена и мать. Это сейчас современный мир подкорректировал эти роли, и они уже для многих не так важны. Для многих, но не для всех. Для большинства же женщин быть женой и матерью-важнейшая часть жизни. Но иногда случается так, что женщине надо сделать выбор между двумя этими ролями. Вот об этом как раз фильм «Помнить или забыть».
У главной героини вроде бы все есть, заботливый муж, хорошо обставленная квартира, эффектная внешность. Ну просто идеальный мир. Не хватает только одного паззла — ребенка, о котором мечтают оба супруга. И ради этого она готова пойти на риск самой родить, хотя врачи ее отговаривают, но в ее правильной жизни должны быть только правильные поступки. Но вот и в идеальной жизни случается беда — ей сообщают о смерти ее ребенка. Как дальше жить? И тут героиня предчувствует, что вместе с неслучившейся ролью матери она может потерять и роль жены. И решается без ведома мужа забрать из роддома чужого ребенка, отказника.. а через несколько дней узнает об ошибке в роддоме и о том, что ее родной ребенок жив… вот тут и навсегда обрушивается идеальная жизнь.. и превращается в настоящий кошмар для главной героини.
Фильм действительно держит в напряжении. Людмила Чурсина отлично справилась с ролью, это отчаяние на грани сумасшествия чувствовалось на протяжении всего фильма.
Кино заставляет задуматься. Что важнее, идеальная, но ненастоящая, картинная жизнь.. или правдивая, со своими трудностями судьба. Да, с настоящими бедами. Но и радости в ней настоящие.
8 из 10
31 января 2017
На этот фильм я наткнулась случайно и не смогла оторваться.
В общем-то в нём нет ничего особенного, но тем не менее какая-то притягательность, которая не может отпустить до последних минут, всё-таки присутсвует.
Благополучная семья, «почти идеальная». Муж — инженер, у которого всё по графику, любящая жена, для которой муж на первом месте, «проблемы», которых можно избежать, родив, вопреки всему, своего ребёнка и… замкнутый круг, в котором оказывается, не по своей воле, любящая женщина. Разорвав этот круг, можно лишиться всего, что так привычно и «ценно». Как найти выход? И есть ли он?
Старые прибалтийские фильмы хороши тем, что за сдержанностью таится буря, которую ничто не предвещает, но она обязательно будет, причём такая изысканная и консервативная, что даже не верится, что всё это сделано в СССР.
И главное фильм проповедует старые истины, «не та мать, что родила, а та, что вырастила».
Может стоит задуматься?
8 из 10
11 декабря 2010