Помнить или забыть
6.3
6.6
1981, драма
СССР, 1 ч 29 мин
12+

В ролях: Дзидра Ритенберга, Майа Сержане, Анда Зайце, Эдуард Павулс, Эвальд Валтерс
и другие
В доме Нины и Николая Янсонов царят комфорт и уют. Не хватает только детей, о которых так мечтает Николай. И Нина рожает вопреки запретам врачей. Однако на третий день после родов молодой женщине сообщают, что ее ребенок умер в больнице во время операции. Не в силах сказать об этом мужу, Нина решает тайно усыновить оставленного в роддоме мальчика и выдать его за своего сына. Две недели счастливой жизни. И тут Нина узнает об ошеломляющей ошибке, происшедшей в роддоме...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Помнить или забыть

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Харийс Кукелс
художники: Василий Масс, Иева Кундзиня
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 июля 1982 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Помнить или забыть», 1981

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Помнить или забыть», 1981

Общественно-социальная подоплёка сюжета.

Почему персонаж Чурсиной так поступила? Что послужило причиной поступка идущему вразрез с, казалось, незыблемым, идущим от пращуров - материнским инстинктом? Откуда взялся этот стереотип поведения - сродни домострою, в стране пропагандирующей самые прогрессивные идеи, в том числе и общественные, в том числе и на социальную роль женщины?

Как оказалось - декларировать идеи одно, а бороться за их воплощение в жизнь - совсем другое. Руководство страны отошло, года с 1956, от внедрения в общество, прогрессивных социальных идей при помощи произведений культуры. Оставив эту работу на самодеятельное понимание деятелей культуры. Некомпетентных в научном понимании социальных процессов, но замечательно рефлексирующих окружающее состояние социума. И случилась спираль рефлексии - когда эссенциально выделенный авторами, паттерн социального общения - яркий и харизматичный, как и всё искусстве, накладывался у зрителя-читателя на ощущаемое в собственном окружении и становясь уже оправданным руководством к действию - до получения ещё более яркого и харизматичного высказывания творцов. И новый виток, по развитию определённых реакций и действий в ситуациях. Без альтернативных образов и героев.

Хорошей иллюстрацией к высказанному является смещение акцентов роли женщины в обществе произошедшей на упомянутом рубеже смены прогрессивных смыслов в кинематографе - на рефлексии и как следствие, их спиралевидный регресс.

Так, на изломе, исчезает женщина/девушка активно строящая свою жизненную позицию, без оглядки на физиологические реакции и патриархальную роль в обществе. Противостоя, по сюжету, как своим однополым протагонистам, так и мужским персонажам, чья роль в обществе не устраивает женщину - творца, друга и созидателя нового общества. На ум приходят героини из 'Разные судьбы', 'Испытание верности',.

Зато появляется персонаж женщина чувственная, эмоционально зависимая от мужчины. Первой ласточкой, считаю персонаж Арепиной из 'Под стук колёс'. А углубила и расширила, калёным железом выплакала 'женские' поведенческие реакции в фильмах - Доронина. В многочисленных своих персонажах 60х годов.

Персонаж Чурсиной, в этом фильме является прямым развитием персонажей, в упомянутом контексте, ранних фильмов и отправной точкой для фильмов более поздних. Её эмоциональные метания, между социальной ролью, навязанной обществом - эмоционально зависящей от мужчины - и ролью матери, ещё имеют трагическую интерпретацию случайности и непреднамеренности, вскоре на экранах и в жизни сменившиеся осознанным потаканием самому плохому и регрессивному в обществе - от уголовщины до стяжательства.

Тщательно оформленная кинематографическая рефлексия авторов оставляет не только отпечаток времени, показанного в сюжете, но и помогает построить векторную прямую смыслов культуры по времени, как назад от даты выхода на экран, так и вперёд, проэкстраполировать изменения идей на экране, вплоть до современности. Жаль что это лишь рефлексии, без использования авторами возможности по изменению негативного в социуме - ими отрефлексированного. Без создания противоположного полюса в сюжете - как прототипа действий в жизни.

6 из 10

8 июля 2024

Единожды солгав…

Совершенно неизвестный до сего момента фильм Яниса Стрейча заставляет задавать вопросы:

«а что, если?», «а как бы поступили вы?» и т. д. Словом, выносит на суд зрителя такую тяжелую житейскую драму, преодолеть которую не каждой семье окажется под силу…

Благоустроенная квартира, иномарка (судя по всему-редкое явление даже в советской Прибалтике), важная и ответственная работа, поездки за границу, сытая и обеспеченная жизнь- все это стало ценным подарком для красивой, статной и холеной Нины. И, случись что- так тяжело со всем этим расстаться и все потерять…Вот так рождается идея- родить ребенка для «закрепления статуса» …Родить вопреки всему, вопреки собственному здоровью и рекомендации врачей…Кто же знал, что бестолковость молоденькой медсестры повлечет целую цепь из звеньев обмана…Единожды солгав, во имя сохранения душевного покоя любимого мужа, скрыв тайну усыновления несчастного брошенного малыша, героиня попадает в страшный капкан врачебной ошибки: известие о благополучном спасении собственного-как обухом по голове…А что в дальнейшем? Годы терзаний и мук, выплаканных слез и невысказанных слов, и все ради «лжи во спасение» …Из-за боязни напугать и расстроить любимого супруга…Урок, понесенный героиней, страшен. Лишь слабенький росток надежды, что все же чьи-то маленькие жизни спасены, что оба ребенка в любящих объятиях, не даст окончательно погибнуть душам прошедших через такое испытание супругов.

Людмила Чурсина здесь на высоте- яркая, харизматичная актриса, и роль Нины Янссон для нее стала очередной жемчужиной в ее блестящем списке сыгранных ролей.

24 апреля 2020

Выбор женщины

С древних времен есть у женщины два главных предназначения- жена и мать. Это сейчас современный мир подкорректировал эти роли, и они уже для многих не так важны. Для многих, но не для всех. Для большинства же женщин быть женой и матерью-важнейшая часть жизни. Но иногда случается так, что женщине надо сделать выбор между двумя этими ролями. Вот об этом как раз фильм «Помнить или забыть».

У главной героини вроде бы все есть, заботливый муж, хорошо обставленная квартира, эффектная внешность. Ну просто идеальный мир. Не хватает только одного паззла — ребенка, о котором мечтают оба супруга. И ради этого она готова пойти на риск самой родить, хотя врачи ее отговаривают, но в ее правильной жизни должны быть только правильные поступки. Но вот и в идеальной жизни случается беда — ей сообщают о смерти ее ребенка. Как дальше жить? И тут героиня предчувствует, что вместе с неслучившейся ролью матери она может потерять и роль жены. И решается без ведома мужа забрать из роддома чужого ребенка, отказника.. а через несколько дней узнает об ошибке в роддоме и о том, что ее родной ребенок жив… вот тут и навсегда обрушивается идеальная жизнь.. и превращается в настоящий кошмар для главной героини.

Фильм действительно держит в напряжении. Людмила Чурсина отлично справилась с ролью, это отчаяние на грани сумасшествия чувствовалось на протяжении всего фильма.

Кино заставляет задуматься. Что важнее, идеальная, но ненастоящая, картинная жизнь.. или правдивая, со своими трудностями судьба. Да, с настоящими бедами. Но и радости в ней настоящие.

8 из 10

31 января 2017

На этот фильм я наткнулась случайно и не смогла оторваться.

В общем-то в нём нет ничего особенного, но тем не менее какая-то притягательность, которая не может отпустить до последних минут, всё-таки присутсвует.

Благополучная семья, «почти идеальная». Муж — инженер, у которого всё по графику, любящая жена, для которой муж на первом месте, «проблемы», которых можно избежать, родив, вопреки всему, своего ребёнка и… замкнутый круг, в котором оказывается, не по своей воле, любящая женщина. Разорвав этот круг, можно лишиться всего, что так привычно и «ценно». Как найти выход? И есть ли он?

Старые прибалтийские фильмы хороши тем, что за сдержанностью таится буря, которую ничто не предвещает, но она обязательно будет, причём такая изысканная и консервативная, что даже не верится, что всё это сделано в СССР.

И главное фильм проповедует старые истины, «не та мать, что родила, а та, что вырастила».

Может стоит задуматься?

8 из 10

11 декабря 2010

Драма Помнить или забыть появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Янис Стрейч. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дзидра Ритенберга, Майа Сержане, Анда Зайце, Эдуард Павулс, Эвальд Валтерс, Таливалдис Аболиньш, Марк Лебедев, Мэлвин Линде, Астрида Вецвагаре, Майя Кирсе, Татьяна Поппе, Ивар Калныньш, Валдис Лиепиньш, Илга Витола, Регина Разума.

Страна производства - СССР. Помнить или забыть — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.