Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Единственный мужчина |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Всеволод Плоткин |
сценарий: | Леонид Лиходеев |
видеооператор: | Борис Олифер |
композитор: | Анатолий Балчев |
художник: | Владимир Гавриков |
монтаж: | Елена Сватко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 10 мин |
Какой в нем Игорь Васильев, какой Михай Волонтир, какой неожиданный Виктор Проскурин!
Фильм о том, как женщина становится женщиной. Как постепенно учится быть мудрой, мягкой, ведомой. Учится доверять мужчине.
И все это - на фоне деревенского лета, уютных глухих лесных дорог. А еще - жизнь тогдашней научной интеллигенции с их сплавами на плотах, ночевками в палатках, 'интеллигентными' разговорами. Согласна с предыдущей рецензией, что это произведение - образец самого высокого стандарта. Но не повезло фильму - затерялся, потерялся, не прозвучал.
От просмотра получаешь огромное удовольствие, и эстетическое, и эмоциональное, и интеллектуальное - хочется еще раз осмыслить, еще раз прочувствовать.
И еще раз пересмотреть.
10 из 10
23 февраля 2024
Неделя просмотра фильмов Михая Волонтира. Фильм 7-й (завершающий).
Последний фильм нашей тематической недели (так то у меня их ещё 9 фильмов осталось, которые я никогда раньше не видела, но в нашу неделю они уже не входят, сама буду их потихоньку отсматривать).
Фильм «Единственный мужчина» относится к разряду малоизвестных. Уж не знаю почему, может быть фамилия режиссёра не самая известная, может ещё какая причина. Те небольшие аннотации к фильму, что можно найти в Интернете, даже не располагают к просмотру. А ведь фильм снят не на коленке, вполне серьёзное кино. А участие в съёмках таких звёзд советского кино как Михай Волонтир, Наталья Варлей, Виктор Проскурин, делает данное кино вполне достойным просмотра.
Сценарий написан на основе произведения Леонида Лиходеева «Четыре главы из жизни Марии Николаевны». В центре повествования стоит сильная женщина, являющаяся директором крупного научного объединения. Отпуск людей среднего возраста. Как его провести? Сплав на плоту - самое то. И вот она гармония с природой - умные мужчины и женщины, множество тем для разговоров, некоторое рыцарство по отношению к прекрасному полу, палаточный лагерь, летние ночи. Этакая советская натура со всеми её особенностями.
Каждый персонаж имеет индивидуальность. Вот, к примеру, героиня Натальи Варлей - этакая женщина-колокольчик, которая заливается смехом, как бы привлекая внимание к своей женственности.
Хороший фильм, именно благодаря игре Михая Волонтира, рядом с ним и героиня раскрылась как женщина, её сыграла Альбина Матвеева, играла хорошо, но я в других фильмах её и не помню. А Михай Волонтир обладал всё-таки настоящим мужским обаянием, внутренней силой и именно с этой стороны его герой на Марию Николаевну и повлиял.
Возраст актёров соответствовал возрасту исполняемых ими ролей. Главной героине Марии Николаевне 42, столько же лет было актрисе Альбине Матвеевой, такое же соотношение было у Корецкого в исполнении Игоря Васильева - слегка постарше. Михаилу Михаиловичу (Михай Волонтир) примерно 48.
Мне было интересно смотреть данный фильм - послание из давних лет. Наблюдать за жизнью женщины, которая потихоньку превратилась в трудоголика, поведением и отношением всё более напоминающая мужчину. Я всё ждала, изменит ли путешествие Марию Николаевну, её отношение к жизненным ценностям. В фильме не всё так однозначно, в нём много интересных эпизодов, деловых, лирических сцен. Для себя сделала открытия: увидела в роли милиционера Михаила Муромова, которого воспринимала только как певца. Помните: «Странная женщина, странная...».
Меня фильм заинтересовал сразу. Во-первых, как женщине всегда интересны вопросы других женщин, особенно соответствующих мне по возрасту. А во-вторых, я сама очень люблю походы. Периодически летом выбираемся семьёй с палатками. Но меня хватает дня на 2-3. Потом страдаю без душа, туалета, чистой постели и так далее. И мне интересно смотреть со стороны на людей, которые находят наслаждение в такой вот жизни без удобств.
Главная героиня выезжает из города с набором вещей без единой юбки. А потом ей шьют юбку. Переодевают в «женскую» одежду. Я так понимаю, это символизм. Будто ей предоставляют выбор: быть женщиной или не быть. Авторы фильма очень активно продвигают идею, что, либо женщина сидит дома при муже, в юбке и доит корову, - тогда это женское счастье. Либо красивая в костюме сидит в кабинете среди коллег, но она одинокая, унылая, несчастная.
Понятно стало, что для неё единственный мужчина - Михаил Михайлович. Она это поняла, но нелегко себя менять. Не исключено, что Мария таки решится на перемены... «Товарищи, этот вопрос нужно решать не на ходу». Но счастлива она была точно в той поездке...
В чём смысл фильма? Наверное, в обретении себя. Фильм про настоящие человеческие отношения, где даже не поймёшь кто из «прекрасных рыцарей» более достоин награды. И женщина - которая действительно умеет решать и выбирать. Наверное, из-за этого получилась не совсем ожидаемая концовка. Этакое кино со взрослым сюжетом, когда уже далеко не молодёжь также пытается решить свои насущные потребности, но с большой основой на жизненный опыт.
Мне фильм понравился. Есть в нём наивная чистота советского чудачества, определённая утопия в радужных тонах, реальность перемешанная с псевдореальностью.
Роман Лиходеева мне читать не приходилось, но «привкус» у истории приятный. С появлением в кадре Михая Волонтира, у фильма появился иной окрас, потому что у этого актёра отрицательных ролей не было. Финал хотелось бы иной, но на то она и драма. Светлая память самому человечному из всех цыган…
Думаю, что главным препятствием на пути к счастью героев фильма является расстояние. Марья Николаевна никогда не бросит свою работу, а Михаил Михайлович никогда не уедет из своего леспромхоза. Михай Волонтир играет просто, естественно... Какой взгляд, глубокий, смотрящий прямо в душу. «Я полюбил вас, Марья Николавна». Как сказал! Так и хочется перефразировать героя Михалкова из «Вокзала для двоих» - глупая ты женщина, Марья Николавна... А с другой стороны, можно и её понять... Слишком разные они люди, их жизнь, окружение.
Фильм о том, что нельзя забывать, что ты и умная и красивая и преуспевающая, но всё же женщина. А вокруг так много хорошего. Душой я была на стороне Михая Волонтира, а вот разум. Бедный, трезвый разум молча наблюдал. Самая мудрая в этом фильме оказалась мать (Стефания Станюта). Великая она всё-таки актриса.
Посмотрела и с грустью подумала, что тема по-прежнему актуальна - сколько и сейчас таких дам-руководителей с такой женской судьбой и даже побольше, чем в то время!
Хорошо, что финал открытый для всяких разных вариантов продолжения истории, встречи этих людей. С одной стороны, разный образ жизни ведут, с другой,.. с другой Родную душу ничем не заменить. Все эти должности высокие, комфортная городская жизнь на данный момент могут казаться более значимым, а вот ближе к концу жизни, многие, сделавшие выбор в их пользу, горько сожалеют...
Прекрасный фильм. Отдых для души, приятно смотреть. Лёгкая, позитивная музыка, неподражаемая игра великолепных актёров, потрясающий Михай Волонтир (как же всё-таки ему идут такие роли, немолодых уже мужчин, но мудрых, испытавших многое в жизни, переживших предательство, но сохранивших любовь, нежность в сердце, умеющих не смотря на возраст любить по-настоящему, без оглядки). Постановка, закадровое озвучивание, тонкий юмор почти в каждой сцене. И я думаю, что смыл фильма таков: «Единственный мужчина - не тот, кто красивый, яркий, да прыткий, а тот кто деревенский, простодушный и добрый ко всему миру».
Шикарнейшей образчик советского кинематографа. Малознакомый широкой аудитории, недооценённый, пронафталиненый. Кто-то уже и «не с нами», в ином мире. А здесь, живёт, улыбается, светится... Не откладывайте встречу с прекрасным. Трогательный фильм. И добрый.
10 из 10
16 апреля 2023
Когда бы на себя мы походили, встречаясь — мы б себя не узнавали
Дмитрий Тимофеев «Единственный мужчина, 1981г.»
Крайне скупая аннотация к фильму, совсем не располагает к желанию просмотра. Неудивительно, что снятая в далёком 1981году картина не имеет ни одной рецензии. Ни одной! Пожалуй, зритель сочтёт эту ленту обыденным отголоском скуки на тему производственного процесса советской эпохи — трудовые будни, лозунги брежневской поры на красном кумаче, шаблонные персонажи без эмоций и души…
Неужели правда? ОТНЮДЬ.
Да, действительно, что-то такое здесь есть. И если не визуально, то … отголоском, что ли, присутствует, ощущается, подразумевается — нафталиновая одежонка из пыльного бабушкиного сундука социализма-коммунизма. Однако сейчас это воспринимается как некий вывих того времени. Он совершенно не довлеет над зрителем, органичен и вполне съедобен, употребим. К тому же, всему «этому» режиссер-хитрец уделил не более 10—15 минут экранного времени в самом начале, ещё меньше — в самом конце, как будто бы знал, что его детищу предстоит пройти утверждение художественным советом, цепными церберами-цензорами и попросту обыграл бюрократическую свору вкрапленным соцреализмом. Предположу, что правка и купюры оскопления были минимальными. Может быть, их не было вовсе — подавили зевоту первых минут при просмотре, махнули рукой- «всё понятно без слов» и наложили резолюцию «ОДОБРЕНО», не опасно, соответствует духу времени, выпускай в широкий прокат….
Итак, перед нами, КИНОПОВЕСТЬ САМОГО ВЫСОКОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНДАРТА. Не вру. Всё правда.
Отпуск. Как его провести? Романтический сплав по реке на плоту. Мужчины и женщины 30—40 лет, с опытом и багажом прожитого за плечами. Отдых и созерцание, интеллект нараспашку и вольница тем для бесед, рыцарские подвиги и слабость прекрасного пола в своём очаровании. А ещё — речитатив декламации и дым костра, котелок с ухой и палаточный ночлег, летняя дикая природа с вживлёнными в неё городскими людьми. Робинзонада. Отвязанность. Беззаботность. Беспечность. КРА-СО-ТА. Как Вам такое? Всё это «Единственный мужчина». Во всей красе. Исполнители ролей — блистают, живут образами. Колокольчиком заливается Наталья Варлей, в уступке Михаю Волонтиру и Виктору Проскурину, второстепенным, два главных персонажа- Марья Николаевна и Карецкий, сплачивающие сюжетную канву. Тонкий юмор и стихотворные рифмы для услаждения пересыпка-переплетение судеб изгибов.
-… а мы копаемся во ржи, а мы купаемся во лжи…
-…так плыть нельзя, как я плыву, ни в тайне и не наяву…. -
и застывшие взгляды молодых стройотрядовцев черпающих живительные капли в свои души. Вот он, застывший миг, когда люди собирают багаж в свои хранилища-закрома, учась и обогащаясь откровением бытия. Поэтический «вечер» под стук поездных колёс. Прекрасно. Удивительно по-доброму.
- Куда Вы, товарищ, командир ещё не объявлял посадку.
- Спокойно, девочки всё будет хорошо, кто сегодня ведёт машину?
- Это Тимофеев….
Короткая, но такая милая в своей простоте сцена. Без хамства. Без бахвальства. Шутливо органичная, как сам Митя-изюбр. Так его окрестил лесной бог Михал Михалыч. А вот уже и ему от дамы — …откуда Вы знаете?
-Да оттуда, откуда и все. Из энци-кло-пе-диии,- иронично растягивая в улыбке, произносит он. Настоящая изюминка минимализма. И сцен таких, россыпь — «самбо-карате»(деревенский бугай), «одна, совсем одна»(услада одиночеством), « в чём смысл жизни?- так должно быть… в физзарядке»(дважды полемизирует насмешливая мудрость), «каков этот мерзавец я знаю, а каким будет следующий, нет»(забава из чужих уст)….
Если Вы гурман. Если способны ощутить. Приобщайтесь скорее. Не пожалеете.
А Карецкий? Кто он? Карьерист? Реалист? Как воспринимать его в свете тех лет? А ныне? В совершенно иное время, в другой формации-плоскости? Разве не забавно? У каждого будет своё мнение.
О чём этот фильм?
Об отрешённости. Отрешённости от суетности мира. И погружение в него. В мир. Этот. Суетный.
Фильм об остановленном беге жизни. И размышление о беге. Естество человеческое и обретённость себя вновь. Основа и Опыт. Желание мира душе и рвущее удила — время. Человеческий выбор своего пути.
8 из 10
15 июля 2018