Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Через Гоби и Хинган |
год: | 1981 |
страны: |
СССР,
Монголия,
Германия (ГДР)
|
режиссеры: | Василий Ордынский, Бадрахын Сумху |
сценаристы: | Василий Ордынский, Вадим Трунин, Лодонгийн Тудева |
видеооператоры: | Жамбалин Асалбай, Николай Васильков |
композиторы: | Юрий Буцко, Билэгийн Дамдинсурэн |
художники: | Юрий Кладиенко, Очирин Миагмар |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 октября 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 47 мин |
Так уж повелось, что практически все фильмы посвященные Великой Отечественной, что были сняты в СССР, повествовали о нелегких буднях бойцов красной армии, что денно и нощно сражались с немецко-фашистскими захватчиками, при этом игнорируя японцев, которые также были не лыком шиты и вступив в союз с Гитлером. «Самураи» также хотели получить свой кусок пирога. Да, действительно, в основном с ними сражались американцы, да китайцы. Но если первые завязли по самые уши на Иводзиме и Окинаве, то вторые находились в крайне плачевном положение и своими силами не могли дать отпор японским оккупантам. И исходя из этого факта можно сделать вывод, который подтвержден как документально, так и благодаря рассказам наших дедов и прадедов, что русским солдатам довелось бить японцев, вот только фильмов об этом практически не было. Почему? Хороший вопрос. Возможно все дело в политической подоплеке, а возможно все дело в том, что нацисты тогда, да и сейчас, ассоциировались с чудовищами в людском обличие, которые творили страшные вещи, убивая женщин, детей и стариков, потому что могли, так что преступления милитаристичной Японии выглядели не настолько ужасно. Вот только так ли это? Ответ на данный вопрос попытается дать наш сегодняшний гость. Итак, это — «Через Гоби и Хинган».
Фильм начинается со знакового для любого мирного человека события, с победы. Немецкое правительство капитулировало, а русские солдаты жмут друг другу руки, смеются и рассказывают о том, чем они будут заниматься на гражданке. Кто-то продолжит учебу, кто-то вернётся к жене и ребятишкам, а кто-то решает связать свою дальнейшую жизнь с армией. В общем сколько человек столько и мнений, да вот только есть одна вещь, что омрачает сей радостный миг. До русского командования стали доходить слухи, что в оккупированном японцами Китае ставятся бесчеловечные опыты на людях и все идет к тому, что потомки самураев тестирует бактериологическое оружие, которое они непременно пустят в ход, если и не как оружие устрашения, то как жест отчаянья, ведь американцы наседают со всех сторон, а еще и ядерной бомбой грозятся запульнуть. Ну а раз эти слухи ходят столь упорно, то надо их непременно проверить и если они окажутся правдой, то стоит готовить массированный удар по японцам, попутно освобождая китайских союзников. Японцы же, зная о том, что русское правительство собирается им помешать пытаются всячески дискредитировать «Иванов» в глазах китайского народа, посылая отряды из русских перебежчиков, дабы те убивали мирных крестьян. Нда, не зря в одном хорошем фильме было сказано следующее: «Война ведь — это не то кто кого перестреляет, война — это кто кого передумает». И данный фильм является ярким тому примеру.
Звучит интригующе, особенно в свете того, что кинокартин о противостояние с японцами почитай и нет, так почему же данный фильм мало кому известен, да и рейтинг у него, что называется «не фонтан»? Все дело в человеческом факторе, а вернее в его отсутствие. Кинокартина не акцентирует свое внимание на людях, их взаимоотношениях, характерах, стремлениях и тревогах. Режиссер сделал ставку на историческую составляющую желая показать, как все на самом деле было. Как Сталин оказался в непростой ситуации, ведь война вроде как закончена, а бывшие союзники демонстрируют хищный оскал, то и дело поминая ядерное оружие и то что они готовы пустить его в ход по необходимости, а тут еще японцы с биологическим оружием и если им удастся его создать, то мир, ради которого сражались люди унаследуют тараканы да крысы. Как разработчик бактериологического оружия, генерал-лейтенант Исио Сиро с пеной у рта пытается доказать, что их дело правое, дескать американцы бомбят их города, а следовательно надо дать сдачи. Ну и что с того, что тысячи китайцев расстанутся с жизнью перед этим? Все ради великой цели. Как разведчик Дмитрий Соколов пытается выяснить местонахождения японских ученых и ради этой цели он готов расстаться с жизнью. Все это есть. Но это показано как бы походя, отчего герои не вызывают в душе какой бы то ни было отдачи, глазу банально не за что зацепиться.
Второй проблемой кинокартины является скука. Не подумайте, я люблю фильмы про шпионов, где во главе угла стоит противостояние умов, но даже это было показано в картине вскользь, абы как. Вот есть умные русские, вот есть коварные японцы, наслаждайтесь. Да, фильм снимался по историческим хроникам, но перед нами никак не документальное кино. Перед нами предстает именно что художественный фильм, а задача подобных произведений заинтриговать зрителя, ну а в случае военных фильмов — вызвать интерес к собственной истории и желание прочитать книги на данную тематику. Увы, этого не происходит.
Да, конечно же, у фильма есть плюсы: Качественно поставленные экшен-сцены, которых раз-два и обчелся, но они есть. Достойное музыкальное сопровождение. Талантливые актеры на главных ролях и если бы им дали возможность развернуться и уделили внимание их характерам и взаимоотношениям, то ребята и девчата смогли бы вытянуть фильм. Все это есть, но положение это в общем-то не спасает. Интересная идея сталкивается с неудачной реализацией, отчего кинокартина вынуждена прозябать в небытие, а жаль.
5 из 10
3 мая 2016
Фильмов о завершающем этапе Второй мировой войны — разгроме империалистической Японии, снято совсем немного:«Приказ: Огонь не открывать» (1981), «Через Гоби и Хинган» (1981), «Приказ: Перейти границу» (1982), «Утомленное солнце» (1988). Наверное, есть ещё, вот только мне они пока не встретились. Поэтому особенно приятно, что в самом начале 90-х годов совместными усилиями 3-х стран была снята захватывающая двухсерийная картина, в которой режиссёры Василий Ордынский и Бадрахын Сумху показали не только боевые действия, но и поведали зрителю о секретном отряде 731.
Справка: «Отряд 731» («Отряд Камо», «Отряд Того») — специальный отряд японских вооружённых сил, занимавшийся исследованиями в области биологического оружия. Опыты производились на живых людях (военнопленных, похищенных). Также проводились опыты с целью установления количества времени, которое человек может прожить под воздействием разных факторов (кипяток, высушивание, лишение пищи, лишение воды, обмораживание, электроток, вивисекция людей и др.). Создан в 1932 году, имел в составе три тысячи человек и дислоцировался на оккупированной территории Китая в районе посёлка Пинфан.
Одной из главных тем картины является история врача-эпидемиолога Дмитрия Соколова (Александр Овчинников), которому предстоит проникнуть в тайны японской лаборатории, разрабатывающей бактериологическое оружие. Но его история — всего лишь одна из многих в фильме — при таком обилии персонажей по-иному и быть не может. Батальная часть снята с большим размахом. В этом — несомненная заслуга операторов с советской и с монгольской стороны, снявших грандиозные панорамы передвижения войск по пустыне.
Нашлось место в картине и романтической истории, правда, выглядит она несколько «куцо». С одной стороны — совершенно ничего не показано о взаимоотношениях Дмитрия и Любы (Людмила Петрова), а с другой — «нахрапистый» майор Матвеев (Владимир Ивашов), откровенно бравирующий своим геройством. Честно говоря, для такой эпической картины подобная мелодраматичная лини «жидковата» и теряется на фоне эпичности всего происходящего.
Артисты с монгольской и «японской» стороны сыграли отлично. Выделить кого-либо одного трудно, но молодой Юмжагийн Цеденбал (Ц. Тимурбатор) и Болот Бейшеналиев в роли Исии запоминаются сразу. Разумеется, как любое художественное произведение, фильм не может на все 100% соответствовать действительности как формой солдат и офицеров, так и техникой; либо прочими деталями, которые заметят лишь знатоки-специалисты. Для остальных же «Через Гоби и Хинган» — прекрасный образец советского кино.
Если кому-то захочется «поглубже» окунуться в тот исторический пласт, он может прочитать книгу А. А. Александрова «Великая победа на Дальнем Востоке. Август 1945 года: от Забайкалья до Кореи».
P.S. Награды фильма: 1982 год — ВКФ (Особый приз «за создание фильма, посвящённого совместной борьбе советского и монгольского народов против сил империализма») 1982 год — Приз министерства обороны СССР. 1982 год — Государственная премия МНР. 1982 год — МКФ стран Азии и Африки в Ташкенте (Приз Советского комитета солидарности стран Азии и Африки).
17 января 2016
Что мы вообще знаем об этом событии лета сорок пятого года, когда эшелоны солдат, казалось, возвращавшихся из Германии домой, шли, на самом деле, через Москву в далёкий Северный Китай сражаться с недобитым союзником нацистской Германии — милитаристической Японией, оккупировавшей всю Азию за исключением той её части, что входила в состав Союза Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республики? Почти ничего. А, между тем, это — одна из самых нераскрытых тем (на пару с Зимней войной), с умалчиванием о которой мы теряем часть страниц истории доблести советского оружия, когда, ведомые чувством союзного интернационального долга, полки Красной и Монгольской Народной Армий шли на подмогу Народно-Освободительной Армии Китая против элитного подразделения Японской Императорской Армии — миллионной Квантунской группировки. Между прочим, именно это наше вмешательство приблизило завершение Второй Мировой войны, именно после вторжения РККА в Маньчжурию император Хирохито провёл заседание о прекращении огня со стороны Японии и подписании акта о безоговорочной капитуляции. Но, как водится, по вполне понятным причинам о войне на Тихом Океане мы знаем только со слов тех, кто провёл свою, островную кампанию — то бишь, со слов американских солдат. Этот период, бесспорно, обладает своей исторической и героической привлекательностью, однако даже их короткое вмешательство в войну с нацистской Германией отчего-то известно больше, чем наше — в войну с японскими милитаристами.
Но хватит лирики, перейдём к фильму.
В первую очередь, хочется отметить отличную режиссёрскую работу. В лучших традициях советского кинематографа перед нами встают всё те же уставшие от войны, но готовые идти до конца солдаты, плюс всё это приправлено очень выделяющимся на фоне первых кадров фильма азиатским колоритом (не только японским). В отличие от, скажем, «Слушайте, на той стороне!» японцы (да и вообще все представленные народы) говорят на своём языке, более того, этому уделены целые крупные эпизоды, что лишний раз показывает, что война между СССР и Японией было делом не только двух народов, а, практически, всего человечества или, по крайней мере, всей Евразии. Не подкачала и историческая база: действительно существовали «мёртвые перевалы», хорошо укреплённые на случай атаки с запада (то бишь, с нашей стороны, ибо не только мы Дальневосточный фронт держали), показаны и, что немаловажно в контексте интернациональности добра и зла, добровольческие батальоны белоэмигрантов в Квантунской армии. Этакие эсэсовцы с японским окрасом. Показана и широкая деятельность фактического бича тех мест — отряда 731, чьи разработки (а кому-то — и учёные) после войны достались странам-победителям. Не меньше внимания уделяется и назревавшим уже тогда первым настроениям Холодной войны. И — что интересно — Ордынскому и Сумху удалось показать бесчеловечных, жестоких японских эскулапов из того самого зловещего отряда… простыми людьми, имеющими свои страхи и предрассудки. У них тоже есть своя страна, за которую они воюют, есть враг, жестокий и беспощадный по отношению к ним самим, их жёнам и детям, ибо, пока они работают в Северном Китае, над Японией уже вовсю летают американские бомбардировщики и штурмовики. Во такой лёгкий антивоенный подтекст проскальзывает в, казалось бы, самом, что ни на есть, насыщенном боевыми действиями фильме.
Единственное, что не совсем понятно: оружие. В каких-то кадрах японцы идут в атаку с русскими трёхлинейками, русские же коллаборационисты используют американские автоматические винтовки BAR, японский офицер стреляет из «люгера». Конечно, понятно, что к тому времени Квантунская армия почти не имела оружия, и у них было мало автоматов и танков, но откуда столько американских и немецких трофеев? И это, что характерно — единственный такой минус.
Фильм воистину шедеврален. Во-первых, уникален, во-вторых, снят ещё в то время, когда снимать плохо не имели права, в-третьих, почти скрупулёзная достоверность никак не противоречит пронизывающий каждый сантиметр киноплёнки драме.
Очень рекомендую к просмотру.
10 из 10
14 ноября 2014