Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Агата, или Бесконечное чтение |
английское название: |
Agatha et les lectures illimitées |
год: | 1981 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Маргерит Дюрас |
сценарий: | Маргерит Дюрас |
видеооператоры: | Доминик Ле Риголёр, Жан-Поль Мерисс |
монтаж: | Франсуаза Бельвиль |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 октября 1981 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Писательница Маргерит Дюрас может быть наиболее известна русскоязычному зрителю по сценарию великого французского фильма «Хиросима, моя любовь» Алена Рене, нежели по своим режиссерским работам.
Ее «Агата, или бесконечное чтение» — кино, которое лишено традиционного развития сюжета в кадре, здесь пейзажи и интерьеры сменяют друг друга под закадровые голоса двоих. Она появляется на миг в пространстве кадра, чтобы вновь исчезнуть. Он появляется на миг в пространстве кадра, чтобы вновь исчезнуть. Они встретятся обязательно на тот же миг в финале фильма, чтобы затем снова раствориться для зрителя. Два героя. Мужчина и женщина. Они, пытающиеся обмануть друг друга, что можно «разлюбить, забыть, заменить кем-то другим, бросить и потерять». Брат и сестра, чья любовь преступна, антиобщественна и порицаемая, но «чем невыносимее, тем больше». На протяжении всего фильма они будут обнажать чувства друг к другу, рассказывая о своих детских воспоминаниях, избегая невольно третьих лиц (они для них существуют где-то параллельно, но никогда рядом), рассказывая о своих встречах, приездах и отъездах, попытках сбежать, чтобы вернуться.
В киноленте Дюрас кадры безлюдных интерьеров с обязательным присутствием в них больших окон и дверей чередуются с кадрами бескрайнего моря и песка. Обстановка виллы, места постоянных встреч героев, с ее меблировкой и вертикальными и горизонтальными линиями как будто противопоставлена обнаженному пространству вокруг с редкими вкраплениями причалов, скамеек, фонарей или лестниц, ведущих к воде. И вот внезапно заиграет вальс Брамса (хотя местами органичнее был бы «минорный» Шуман), который одухотворяет и наполняет жизнью холодные пейзажи и пустые комнаты, и вот уже невозможная тоска героев сменяется любовными откровениями. Это красивое и необычное кино о невозможности.
8 из 10
1 октября 2017
- Ты уезжаешь, чтобы любить вечно?
- Я уезжаю, чтобы вечно любить и вечно страдать…наслаждаясь.
Одна из немногих работ в качестве режиссера Маргерит Дюрас, которую можно отыскать в свободном доступе и которая продолжает существовать (увы, не жить) в просторах современности — «Агата и бесконечное чтение» — лента особенная. Дюрас снимала много десятилетий, но лишь немногим ее картинам удалось дожить до сегодняшнего дня; один из фильмов перед вами, и если вы посмотрели сию работу, будьте уверены — это одна из самых необычных историй о любви.
В начале фильма зрителям представляют едва ли не выдержку из сценария — на экране наглядное словесное описание интерьера, действующих лиц и, собственно, действий героев, совершаемых ими до «нашего с вами» появления. Затемнение.
«Агата и бесконечное чтение», как говорилось выше, — не самая обычная кинолента о форме, которую может принимать любовь. Мужчина и женщина. Он и она. Они — брат и сестра. Есть он. Есть она. Есть третьи, но о них стоит умолчать — говорить же будут герои, и лишь друг о друге. Но вы их практически не видите; зато есть море. В фильме есть ветер — соленый влажный пассат. Или Бриз. Но не сирокко — кино слишком холодно для него.
Эта любовь будет длиться всегда,
Сохраняя возможность разлюбить вас,
Делая все возможное, чтобы разлюбить вас,
Забыть, заменить кем-то другим,
Бросить и потерять.
Есть у немцев отличное словосочетание, которое как нельзя лучше соответствует данной истории — «einsam gemeinsam» — одинокие вдвоем, герои фильма никогда не будут вместе, но в отличие от извечных героев Вернера Шретера, Агата и ее спутник были счастливы, и эти воспоминания не дают покоя их губам — они говорят, говорят, говорят…Но фильм похож на работы Шретера — сходства не столько в визуальном ряде, как в едва уловимом ощущении от увиденного — это надо прочувствовать.
Маргарет Дюрас. Бюль Ожье или Ян Андреа? Их имена забыты, их голоса никем не помнимы. А фильм «Агата и бесконечное чтение» томится под слоем многолетней пыли где-нибудь на полке в хранилище под многочисловым номером.
Фильм-палиндром. Промотайте его в голове с конечных событий до начала — и наоборот — вы не почувствуете разницу. Зачем нужны палиндромы? Абсолютный вакуум, который фильм в себе несет, под воздействием только вашего мозга являет только вашим глазам однотонную до безумия, пустую и страшно ветреную картинку, что в итоге выливается,…догадываетесь во что?
P.S. Кто предпочтёт делам слова… но вы и сами знаете, что будет дальше.
20 сентября 2013