Вам и не снилось... (1980)

Страна производитель СССР
Рейтинг фильма
Кинопоиск 8.2
IMDb 7.9
Описание фильма
оригинальное название:

Вам и не снилось...

год: 1980
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Гасан Тутунов
композитор:
художники: Александр Дихтяр, Виктор Власков, Марина Томашевская
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Дата выхода
Мировая премьера: 23 марта 1981 г.
на DVD: 19 ноября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: Array
Длительность: 1 ч. 26 мин.
Отзывы о фильме Вам и не снилось...

Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви...

Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Отзывы критиков о фильме «Вам и не снилось...», 1980

Первая любовь

Общее впечатление: Трогательная и нежная история о любви, в которую постоянно вмешиваются взрослые и не взирая на высокие чувства 2-х подростков, всячески пытаются им помешать любить друг друга. Как часто бывает, что родители в силу своего возраста, считают что важно и значимо для своего дитя? Довольно часто! Ну какая мать не желает счастья своему ребенка? Да вот только смотрят всегда родители с высоты своего полета, увы, часто решают они как учиться, на кого учиться, какую одежду выбирать, как себя вести. По сути человек рождается без выбора, за него решают, а уж потом знания плавно переходят к ребенку и уже сформированная личность (порою искаженная, воспитание дело нелегкое). В жизни случается так, что мы влюбляемся, и сердцу не прикажешь, однако, бывает и такое, что наседают родственники, которые говорят все что угодно от банального она тебе не пара до ужасных слов.

Так случилось со школьниками Романом и Катей, они тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви.

Как сказал князь Гремин «В любви все возрасты покорны». Не каждому в жизни дано понять что такое любовь, для кого-то это просто набор букв, есть вещи поважнее, как считают они: карьера, место в обществе и т. д. Именно такие люди и окружили влюбленных героев картины. Так вышло что отец Романа, когда-то был влюблен в Катину маму, и это, конечно, узнает его жена Вера. Вот отсюда и начинается все, не важно как выглядит Катя, что она любит, чем занимается, ее уже всем сердцем ненавидит мать Романа. Девочка и не виновата ни в чем, однако Вера уверенна что вся семья безобидной Кати порочна! Вера придумывает свой план, но можно ли разрушить настоящую любовь?

«Вам и не снилось» — очень трогательное, порою печальное кино о любви в целом. Здесь не только лучи первой любви, но есть и линия безответной (история матери Кати и отца Романа), история эгоистичной, в какой-то степени удобной любви (учительница), любви безоговорочной материнской. Весь этот набор раскрывает перед зрителем душещипательный рассказ, который затрагивает глубины души, и заставляет как улыбаться, так и плакать. Весь спектр эмоций, ведь в фильме столько прекрасного, несправедливого, удивительного и милого, что невозможно остаться равнодушным.

10 из 10

5 ноября 2020

Фильм, конечно, сильный и запоминающийся — и в отношении режиссерской работы, визуального ряда, и игры актёров. Музыкальная тема и вовсе стала классикой (когда я впервые смотрела фильм, песню уже знала наизусть). Фильм про детей, которые ведут себя как взрослые, и про взрослых, которые во многом проявляют детскую инфантильность. Происходящее на экране занимает, юным влюбленным сильно сочувствуешь, однако…

… однако шедевром этот фильм, в отличие от «Школьного вальса», назвать не получается. И вот почему, видимо. Весь фильм меня не покидало ощущение, что режиссер не оставляет зрителю выбора в отношении того, чтобы решить для себя — на чьей стороне быть, кому сопереживать. И я вовсе не про разлучниц маму и бабушку Ромы. Действительно, это две (далее нецензурное слово, которое Роман так и не смог подобрать в финале фильма). Там ситуация однозначная, мать волнует только бывшая пассия супруга и собственная ревность к ней, а отнюдь не будущее сына, а бабушке, похоже, просто «в кайф» полновластно вмешиваться в чужие судьбы и ломать внуку жизнь, а заодно оказаться в центре внимания и забот. Но вот с главными героями не все так однозначно. Создатель фильма говорит нам: вот, посмотрите, это и есть Настоящая Любовь На Всю Жизнь. Нет, нет, не сомневайтесь, говорю же — это Она. В 17 лет в такое можно поверить, но взрослые зрители часто смотрят данную картину со скепсисом. Чувство Ромы зародилось на основании юношеского порыва. Мы не видим в фильме никаких предпосылок к серьезным отношениям, которые обязательно показывают в случае более зрелых людей. Понятно, что их и не может быть у двух школьников. Главные герои ещё не прошли всего того, что должны пройти в скором времени, мы не знаем, как будет развиваться ситуация. Если бы режиссер просто сказал нам «посмотрите, какое светлое, наивное чувство, лишённое всяческих рациональных расчетов, оглядок на будущее» впечатление от фильма было бы сильнее. Но именно замашки на Вечную Любовь без каких-либо доказательств и делают картину несколько нереалистичной. Фильм получился не совсем про жизнь, хотя настоящая любовь в жизни, безусловно, случается.

Расстроила и сюжетная линия с учительницей. Я так и не поняла, чего же она хотела от героя Филатова. Вероятно, тот тоже этого так и не понял. На выходе все остались разочарованы. Если задумка была рассказать про женщин, для которых любимая работа важнее мужчин, то почему у Татьяны постоянно глаза на мокром месте? Или это про отношения без любви, возникающие потому что «уже пора по возрасту и мама настаивает», и их единственный логичный исход?

Несмотря на некоторые моменты, этот фильм стоит увидеть. Ради того, чтобы родители ещё раз задумались, к чему приводит чрезмерное вмешательство в личную жизнь их детей. И ещё ради того, чтобы понимающе улыбнуться над эпизодом, когда больной и немощный мужчина мгновенно исцеляется и перепрыгивает через гору вещей, едва завидев вдали свою первую (единственную) любовь.

25 октября 2020

Картина бередит душу не сколько этой понятной любовью, родительскими переживаниями, а пустынными, романтически-настроенными мегаполисами, в первую очередь Москва и мельком Питер. Нет бешеной сутолоки, гонки, жажды наживы, люди смело очеловечены, настолько, что позволяют себе такую роскошь, как жить, а не выживать. Конечно, и им было трудно, но все эти бытовые перипетии, плюс современная абсолютная испорченность, ещё не смогли притупить тягу к искреннему и светлому, ведь человеческое, такое простое, счастье, ещё не было дискредитировано общими пороками.

История проста, но в тоже время болезненно-знакома. Через каток первой любви проходит каждый, этакое сомнительное счастье, которое точно подпортит кровь. Переживания взрослых понятны, слегка неадекватны, но здесь мерилом служит родительская любовь, поэтому критику в сторону. Но как показывает время, даже личный опыт, любовь всё равно права и бороться с ней бесполезно и очень опасно. Моя первая любовь — моя супруга. Да, так иногда случается и это «иногда» большое счастье.

Подкупает фильм не только подростковой романтикой, но и зрелыми трудностями, где чувства переходят уже в другие стадии. Также понравилась учительница, романтическая натура, ранимая, но в тоже время принципиальная до ужаса, способная любить, но не побороть свои принципы. Удивительно, как и закономерно, её избранник такой же горе-человек, придающий огромное значение словам.

Советские картины о подростках всегда отличаются сказочной сознательностью, искренностью и завидным словарным запасом. Но это прекрасно, ведь после просмотра хочется стать лучше, чище.

Фильм буду рекомендовать к просмотру, это добрая история, которая учит любить, понимать, принимать, а главное надо суметь эти качества не только сохранить, но и поделиться ими с ближним.

Всем желаю приятного просмотра!!!

19 февраля 2019

После Олимпиады

Этот милый, чудный фильм является ответом на культовую в шестидесятых ленту «А если это любовь?». Тогда, в далеком 1962 году двум старшеклассникам общество попросту не позволило отстоять свои отношения. Грубая мать, резкие учителя, друзья — все воедино добились того, чтобы герои стали весьма холодно относиться друг к другу, равнодушие сменило жаркую влюбленность. Но в восьмидесятых кинематографисты отвечали на вопросы, так толком и не решенные двадцатилетием ранее.

В «Вам и не снилось» мы наблюдаем схожий роман. Только вот наши герои -уже совсем другие люди. Они готовы отстаивать себя, готовы бороться и принимать ответственность. Совсем другим выглядит и общество. Одноклассники совсем не оппонируют героям. Да и родители с учителями совсем не так однородны в своих оценках ситуации. И именно благодаря такому раскладу столь вопиющими выглядят ошибки некоторых «взрослых», тех кому дано было стать воспитателями.

А в остальном мы получаем весьма добротный актерский состав. Наверное, самую эмоциональную роль Лидии Федосеевой. Милое экранное противостояние Ленинграда и Москвы — то, на что ребята не решаются в понятной Москве, выходит само собой в городе Петра.

Ну и еще мне понравилось то, как тонко в этом фильме прописаны персонажи родителей. Авторы весьма недвусмысленно показывают, как дети оппонируют с самых ранних лет своим воспитателям в выборе жизненного пути. И пусть этот фильм может показаться чрезмерно слащавым, романтичным. Он выражал время надежд, надежд на нечто лучшее, другое. Искренний взгляд, добрые глаза Никиты Михайловского, его пластичность — все это лишь воплощало устремления людей в то время. После Олимпиады.

7 из 10

29 декабря 2018

Здесь слова излишне.

Трогательный и очень душевный фильм. В столь суетные и рутинные дни, когда порой забываешься и начинаешь деградировать в плане человечности, данный фильм просто лекарство для души. При просмотре и после просмотра, оставляет печальное и в то же время светлое чувство. Дает пищу для ума.

Смотрел данный фильм год назад, но в виду того, что не было еще тогда своего аккаунта на данном сайте, комментарий свой оставить не удалось. Сегодня, по чистой случайности, посмотрел клип на песню этого фильма длинною в 2,5 минуты, и это навело меня отыскать фильм и оставить свой отзыв. А в конце клипа даже прослезился. Настолько светлого и доброго фильма о любви, я, наверное, еще не видел.

«Вам и не снилось» нужно смотреть всем поколениям, как хорошо написанную гением поэму. Сюжетная линия довольно интересная. Качество фильма, для того периода, высочайшая. Актеры подобраны удачно. И все детали и город и квартиры в фильме весьма интересны. Фильм не для просмотра одного раза.

Перед просмотром не забудьте взять платочек.

22 сентября 2018

Ах, эта первая любовь

Советские картины про школьников вызывают больше приятных эмоций, чем современные боевики с тоннами современной графики. Искренне, без притворства актёры выдавали чувства, когда играли ради искусства и опыта, а не только ради денег. Фильм показывает невероятную иронию судьбы. Если у взрослых не получилось быть вместе, то следующая ступень поколений в качестве детей старается заполнить этот пробел в истории. Сюжет напоминает сиквел «Иронии судьбы», хоть его все ненавидят, схожие моменты на лицо.

Для заправки зрителей знакомят с разными семьями, показав их быт, жизнь, детей. Отец одной семьи был влюблён в мать другой семьи — этот эффект даёт понять, что даже через несколько лет чувства могут вспыхнуть вновь. Одни герои воспринимают в штыки такой поворот событий, другие радуются. Но ключевым элементом являются дети.

Школьные эпизоды радуют глаз. Новенькая девочка, которая только переехала в город, приковывала внимание всего класса. Фильм не выставляет сложную сюжетную линию с догадками, а просто сводит к случайному совпадению. На девочку обращает внимание именно тот мальчик, чей отец был влюблён в её мать. Это здорово, хоть и не ново. Но такой поворот событий не надоедает, а, напротив, выставляет отличное представление первой любви.

Пока дети радуются, родители стараются спасти положения своими методами. «Да как так? Почему именно он или почему именно она?» Такие возгласы возникают на протяжении всего дальнейшего осознания любовной линии подростков. Поражает, на что готовы пойти взрослые, чтобы избежать ошибок молодости. А мальчик и девочка ведут себя, как и подобает влюблённым. Все в школе уже свыклись с их романом, есть насмешки, восхищения, но и чувства ревности — без него никуда. Это увлечение действует на всех, поэтому нам открываются характеры других героев.

Под детской влюблённостью раскрывается судьба учительницы в школе, отдельные характеры родителей. Всё так просто, без фантастических приписок. Когда наступают печальные события, зрителю открываются более важные элементы, чем забота родителей. Тяжело, но вполне ясно.

На что готовы голубки, ради того, чтобы быть вместе? Да на всё. Главное в картине — лёгкость, тон, с которым подаются события. Одни строгие и жестокие, другие нежные и мягкие. А теперь ключевой элемент, который играет очень важную роль — финал. Так как картина снята по одноимённому роману Галины Щербаковой, режиссёр Илья Фрэз перенёс на экран почти все элементы, за исключением концовки. Даже не читая книгу, ты на последних минутах ждёшь именно написанного окончания, что так должно быть, это будет отличным, пусть и печальным, но отличным завершением этой истории. Но поразмыслив над реакцией детей, на которых и был направлен этот фильм, Илья Фрэз изменил концовку на более гуманную.

Кажется, что не дотянули, так как грустные события вот как на ладони. Но в то время (1980 год) школьники были бы сильно шокированы, поэтому в благих целях сюжет завершили на счастливой ноте. Это не заумная мелодрама про любовь, это не банальная современная картина о любви, это такая детская, а потому и легко восприимчивая история о советских детях, которые познали вкусы первой любви.

30 июля 2018

Если честно, удивляет, как легко некоторые комментаторы судят: «Да не было у Ромы и Юльки ничего сурьёзного!». А вам откуда знать, товарищи? В себе-то порой разобраться не можем, а уж, что у других — знаем.

В этой кинокартине показана достаточно светлая и чистая любовь. По-советски идеализированно. В этом весь шарм советского кино. Тут всё наивно, и это «наивно» пробуждает в людях что-то хорошее.

Не хочу как-либо обсуждать влюблённых школьников и их чувства. Пусть для кого-то это «детский лепет», но недаром говорят, что не стоит критиковать людей за их чувства, потому что ты никогда не был на их месте и даже в похожей ситуации ты оставался собой, а не им. Для кого-то эта любовь «детский лепет», для Романа и Юлии их чувства — целый мир и смысл жизнь. И что?

Единственный адекватный герой фильма (из взрослых) — учительница Таня. Но общество пытается ей навязать истину, которое придумало само: «деткибракмужужин». Не хочешь?! Дева старая! Смешно, честное слово. Вот именно из-за этих «ты должен», она и не ощущает себя счастливой. Ведь в этом фильме все женщины в рамках тупых клише: мать Романа ревнует и по-глупому истерит, а мать Юльки говорит, что ей не нравится учительница, ибо она «старая дева». Обе женщины отвратительны, примитивны в своём узком мышлении. Может, авторы и хотели показать их такими и высмеять саму суть попыток навязать «ты должен»? Тогда плюсую.

О бабке Романа помолчу. Увы и ах, без матов там никак.

Мне не особо понравился монтаж. Фильм склеен странно… мда. А ещё это нелепое «хорошо, что ты у меня не дылда», «она большая и нравится мне как слон». Фильм — ода маленькому росту и тонюсенькому голоску? А ничего, что с древности идеалами считались другие? Ничего не имею против личных вкусов, но опускать других людей этим «ты лучше, ибо крошечная» — тупо-с.

В целом, фильм вызывает добрые эмоции и один из тех лент, что повествуют о вечном и чистом. Его, конечно, стоит показывать и не стоит забывать. Своим любимым я его назвать не смогу.

14 июля 2018

Любовь все превозможет

В порыве спора с мамой о значимости Дня святого Валентина для людей, я пыталась ей доказать, что этот день значим больше для взрослых, т. е. тех, кто создал семью, обустроил домашний очаг, вырастил детей, а вместе с тем и забыл, что значит любить и быть любимым. И проще с ноткой осуждения укорять молодежь за их легкомысленную влюбленность и юношескую непринужденность, чем осознать насколько сами они погрязли в быту, забыв о том, с чего все начиналось у них.

Самые любимые мои евангельские строки: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… Любовь никогда не перестает».

Оно и понятно, почему родители Ромы и Кати были против их любви, это было им как укор, что они позабыли, что их история начиналась такой же искренней и настоящей любви.

Когда смотрю фильм, ощущаю себя цветком, который поставили к окошку, чтобы всеми листиками ловить солнечный свет.

10 из 10

8 марта 2018

Сила Любви

«Вам и не снилось», вне всяких сомнений, это самая популярная работа Ильи Фрэза. Мне кажется, этому в определённой мере способствует то, что, в отличие, к примеру, от «Это мы не проходили», который во многом тоже касается подростковых отношений между мальчиком и девочкой, данный фильм получился максимально живым, в нём гораздо меньше заметно постановочности. Актёрская игра здесь куда менее напоминает игру в хорошем школьном театре. Здесь Илья Фрэз развернулся на полную катушку. В каком доперестроечном фильме в кадр попадает реклама Пепси? В каком доперестроечном фильме, помимо вышеупомянутого, ещё и можно услышать слово «секс» из уст школьника? Правильно — в фильме «Вам и не снилось» 1980-го года. Так получилось, что перестройка грянула уже вскоре, и фильм своего рода получился про поколение тех, чья молодость на неё пришлась.

Илье Фрэзу можно отдать должное — он как раз из тех, кто явно не смотрит на молодое поколение свысока. Напротив, это взрослые обыватели в данной картине начинают вести себя, как «стадо баранов». В этом фильме очень явно прослежен конфликт отцов и детей. Такое чувство, что создатели фильма (и, возможно, создательница пьесы) — вдохновлялись непосредственно Тургеневым. Один из персонажей фильма, а именно Михаил Славин, очень сильно напоминает Базарова, начиная от «порядочный химик в 20 раз полезней всякого поэта» и заканчивая тем, что «хорошеньким женщинам» не нужно понимать мужские разговоры. Естественно, всё это звучит в других формулировках, но посыл его фраз такой же точно.

Это фильм о личностном прогрессе от любви и о регрессе от её обывательского понимания. Взять ту же Катю (которая поначалу должна быть Юлей, но бдительные люди сверху обратили внимание на то, что это форма имени Джульетта) — в начале фильма она много говорит глупых шуток, и даже несколько раздражает этим. Но, повстречав Романа, в ней пробуждается способность к сопереживанию, вдумчивость. И она из того образа, что мы видим в начале фильма, превращается в совершенно другого человека. У старшего поколения ситуация обратная, они потеряли способность сопереживать — они поглощены только лишь мыслями о том, что подумают окружающие, о том, что яблоко от яблони никак не может упасть далеко. О том, что обязательно нужно рожать детей, и уже неважно от кого, а потом страдать всю жизнь. Они от нехватки счастья в своей жизни пытаются сделать из детей своё «я идеальное», не задумываясь о том, насколько сильно это может их травмировать. Они в этом плане от своих аналогов в фильме-предшественники «А если это любовь?» ушли недалеко. Но мир уже ушёл далеко.

Фильм невероятно жизненный. Очень трогает игра Татьяны Аксюты. Берёт за живое и песня «Последняя поэма» на стихи Рабиндраната Тагора (в переводе Аделины Адалис). В общем, «Вам и не снилось» — это потрясающее кино, которое будет очень посмотреть каждому, особенно тем, кто по каким-то причинам не верит в подростковую любовь.

18 декабря 2017

Давно утраченные чувства.

Советские фильмы — это целый пласт киноискусства со своими минусами и плюсами, самобытный и неповторимый. В котором выделяется отдельная подгруппа фильмов про любовь. В частности, про школьную. Их действительно было много и все очень качественные. Просмотр таких фильмов погружает в ушедшую эпоху, расширяет восприятие, ведь таких взаимоотношений и любви не увидеть в сегодняшней реальности.

Подобным фильмом является «Вам и не снилось». Фильм о школьной любви выросший из повести. Любовная история давно уже рассказана, но всегда актуальна: Ромео и Джульетта и конфликт отцов и детей. Но здесь сценарий немного глубже, охватывает целых 4 любовных линии, которые создают своими взаимодействиями философию фильма.

Все персонажи связаны и влияют друг на друга, не смотря на разные цели и возраст, и при этом их объединяет лейтмотив любви. Взаимной и невзаимной, погасшей и только зарождающейся. Режиссер охватывает огромный спектр поколений и от этого интереснее смотреть фильм сегодня, сравнивая и анализируя.

Интересно идею картины подчеркивает поведение персонажей: любящие, пытаются спасти любовь главных героев, когда несчастные, забывшие или так и не испытавшие это чувство стараются разлучить главных героев. Противостояние любящих и давно утративших эту способность освещает со всех сторон ту самую любовь. При этом у каждой из сторон прописана интересная философия.

Проверку временем лента проходит, смотрится живо и даже стильно, учитывая интерес к ретро культуре. Соотношение сторон, тусклые цвета, ламповая музыка, антураж создают уют и помогают проникнуться атмосферой и даже своеобразная игра актеров этому способствует. Сейчас, глядя через призму того времени, вкупе с немного театральной игрой и диалогами, теплыми пастельными тонами удается увидеть искренние чувства. Чистые и наивные.

Персонажи, как и во многих советских фильмах, живые и вызывают сопереживание. История хоть и проста, но перечисленные факторы делают ее рекомендуемой к просмотру.

8 из 10

7 декабря 2017

Им как раз и снилось

1. Общее впечатление

Светлый и добрый фильм о первой любви. Советская «Ромео и Джульетта».

2. Режиссерское решение/ постановка

Режиссерское решение здесь заключается в том, чтобы передать первые и искренние чувства, которые бывают очень сильными.

3. Операторская работа (динамика/статика)

Операторская работа базируется на передних планах. Динамичная картина в отдельных сценах и статичная в других.

4. Цветокоррекция

Цветовая гамма выбрана в теплых, светлых тонах, чтобы передать при помощи них светлое чувство.

5. Декорации

Декорации играют свою роль — бытовую. Есть и символические декорации через которые передаются чувства, эмоции, но отсылок не так много.

6. Костюмы

Костюмы подобраны под советского человека. Передают дух того времени.

7. Сценарий

Сценарий проработанный, но любовная линия немного упущена. Ее развитие. Возможно, что так и подразумевалось, но это казалось провисанием.

8. Актерская игра

Хотелось бы отметить искренность главных персонажей и ребят, школьников, которые очень оживляли картину и придавали ей привкус юности и максимализма.

9. Саундтрек

Первая песня задает весь тон следующему действию. Ее хочется напевать и заслушивать до дыр после просмотра.

29 ноября 2017

«Танечка говорит, что жизнь больше любви. А глаза у самой тоскливые, как у больной собаки…»

Наконец посмотрела к/ф «Вам и не снилось». В трёх словах: пронзительный, животрепещущий, жизненный. Настоящий алмаз советского кинематографа.

- Мне иногда кажется, я могу вынести всё, даже умереть, если нужно.

- Тебе не нужно. Для такого случая есть я. Я же мужик всё-таки!

Не хочется делать акцент на том, что фильм о первой любви, фильм в целом о любви. О любви, о нравах, о порядочности, об одиночестве и твердолобости, о предубеждениях и неумении прощать.

Жизнь следует принимать такой, какая она есть, с её маленькими чудесами, такими, как Божья коровка на травинке, и большими подарками в виде столь искреннего и взаимного чувства.

Приятно видеть, что любовь в этом фильме отображена как светлое чувство, как привязанность, нежность, жесты, мимика, поддержка и восхищение.

Для меня этот фильм — открытие, самая удачная интерпретация «Ромео и Джульетты».

Актеры хороши, выделю Михайловского, Аксюту, Соловей и Мирошниченко. И хочу отметить прекрасное музыкальное сопровождение от Алексея Рыбникова, подобрано талантливо и уместно, чего стоит заглавная тема фильма — Последняя поэма.

Рекомендую к просмотру. Как и с хорошей книгой: и пересмотрев фильм, вы откроете что-то новое для себя.

10 из 10

28 октября 2017

Я не умею разговаривать с неживой природой

- Есть природа, есть, её не полагается обманывать. Она за это мстит, помни об этом.

К этому фильму у меня особое отношение. Я знаком с ним с детства, и помню свои первые впечатления от просмотра. А именно восхищение. История поразила меня куда больше, чем Шекспировские страсти. Но обо всем по порядку.

Катя с родными переезжает в новый район и в школе знакомится с одноклассником Романом. Постепенно между ними вспыхивает сильное чувство. Однако мама Ромы против их отношений, ведь в юности ее муж был влюблен в Катину маму…

Я не знаком с повестью по которой снят фильм, так что сравнивать мне не с чем. Поэтому буду отталкиваться при оценке от самого фильма. А фильм на самом деле шикарный. Наверное одна из лучших мелодрам о любви, снятых в Советском союзе.

Сюжет знакомит нас с главными действующими лицами, а потом, без долгих прелюдий, начинает развивать любовную линию двоих школьников. Попутно нам показывают еще одну второстепенную сюжетку об их учительнице, которая впоследствии также сыграет свою роль в истории влюбленных школьников.

Актерская игра находится на высшем уровне. Больше всего отличилась экранная пара Аксюта-Михайловский, выдав целую палитру эмоций. Также стоит отметить Елену Соловей. Тут все строго ситуация наоборот, и она отыграла практически весь фильм с бесстрастным лицом. Как ни странно, но это только усилило эффект ее образа.

Классика советского кинематографа. К просмотру рекомендуется.

9 из 10

12 апреля 2017

Смеpть побеждающий вечный закон — это любовь моя (с)

Фильм, доказывающий, что Шекспир не может устареть: главные герои влюблены и молоды, а против них — весь мир.

От этой картины исходит какое-то удивительное тепло, а ещё во время просмотра комок в горле и глаза на мокром месте, потому что она прекрасна, трогательна и трагична.

Вот старшеклассники Катя и Рома, у них настоящая любовь — пусть она и первая, но большинству персонажей фильма такая любовь «и не снилась». Гармония, свет и красота отношений Ромы и Кати противопоставляются пошлости, агрессивности, безобразности окружающего мира взрослых. Это и родители с их «у тебя ещё этих Кать столько будет!» и «ну почему из всех мальчиков ты выбрала именно его?», и директор с её убеждением, что романы в семнадцать лет ничем хорошим не заканчиваются, и учительница литературы, уверенная, что «жизнь больше любви». Теми, кто решает их разлучить, движет зависть, неудовлетворенность собственной жизнью, абсолютная уверенность в правильности своих суждений. Взрослые кричат об аморальности, а сами поступают низко и подло.

Шекспировский сюжет воистину вечен — и сегодня родители всё так же ломают судьбы своих детей, решая, что для них верно, а что нет, подвергая сомнению выбор своих чад. Мне достаточно бросить взгляд на окружающих меня людей, чтобы убедиться в том, что Ромео и Джульетты по-прежнему среди нас. Они не кончают жизнь самоубийством, они просто совершают судьбоносные ошибки, зачастую по указке родителей. Именно поэтому я очень благодарна своим маме и папе, которые никогда не ставили под сомнение мой выбор и всегда уважали все мои решения. Нельзя быть врагами своих детей.

Тут чудесные диалоги, юные актёры играют изумительно, а заглавная песня навсегда запала мне в душу, впрочем, как и сам фильм.

Спасибо!

10 из 10

11 января 2017

Топ 250 марафон. Фильм N197: «Я хочу всегда быть рядом, понимаешь?»

Меня фильм зацепил с первых же минут. Историй о любви видела бесчисленное множество, в том числе посмотрела совсем недавно классическую версию «Ромео и Джульетты» 1968 года. Любовью до гроба меня не удивить, а в последнее время даже как-то начали отталкивать трагические истории любви. Не знаю, перестало цеплять и всё. Но эта история точно мне надолго запомнится.

Что-то есть в этом фильме такое чистое, искреннее, так близкое душе каждого человека… Особенно тех, кто любил сильно и беззаветно. А какие глубокие дети! Да, именно глубокие! Вы только подумайте, как рассуждает Катя… Мне навсегда в душу запали её слова:

- Долгом человека только вяжут.

- Но ведь должно быть что-то, побуждающее человека ухаживать за больными, кормить стариков, беречь детей?

- Только любовь вправе побуждать

И это ведь истинная правда. Говорят, когда помогаешь кому-то, надо помогать искренне, от души. Если не можешь искренне, лучше вообще этим не заниматься. Ведь если помогаешь из чувства долга или, хуже того, чтобы замолить грехи, это само по себе грех.

Очень понравился главный герой Рома. Какой же заботливый, ответственный, как умеет любить. Одно слово — однолюб. Рядом с ним Катя смотрелась такой пушиночкой, такой малышкой. Так и должна смотреться женщина рядом со своим мужчиной.

Какое же это прекрасное прекрасное чувство «любовь», это так здорово знать, что рядом именно тот самый, и никто тебе больше не нужен!

Спасибо фильму за то, что показал, что любовь — это больше, чем жизнь. Без любви не живёшь, а существуешь. И именно с ней жизнь начинает играть всеми красками.

И как бы меня ни уверяли, что все чувства — только игра нужных гормонов, иногда бывает и по-другому. Как у этих деток.

Всем, кто не видел, рекомендую.

8 из 10

23 ноября 2016

Почему Ромео и Джульетта должны была закончить иначе

Один из лучших, если не лучший, советских школьных фильмов. Причём знаменитый детский режиссёр Илья Фрэз позволил себе выйти за рамки социального, противопоставив любовь не только традиции, но и долгу.

Правда, идея не нова и подсказана двумя классическими произведениями — «Ромео и Джульеттой», разумеется, и неочевидно тургеневским романом «Отцы и дети». Но на то и классика, чтобы поверять ее современностью.

Первое вытекает из первоисточника Щербаковой, где главные герои зовутся Роман и Юля. Чтобы аналогия не носила столь обобщающего и уничтожающего, как у Шекспира, смысла (не хотелось цензорам отождествлять советское общество со средневековьем), Юля стала Катей. Тем не менее…

Поколенческая линия прошла через отношения учительницы Татьяны Николаевны и врача-плейбоя Миши. Чудесным образом именно она проводит контраст между поколением любви и поколением разлуки. Но не только.

Парадокс и в том, что позиция детей в фильме показана хоть и не традиционалистски, но соответствующей советской, да и общечеловеческой морали. Позиция матери и бабушки явно ей противоречит — ложь и обман якобы во имя спасения, великолепная в своей абсурдности фраза «таких Кать у тебя будет миллион!», наконец, как апофеоз лицемерия: «Это порочная семья и порочная девчонка!». Фрэз тем самым показывает, что вопреки сложившемуся стереотипу, мораль и нравственная чистота больше свойственны именно молодым, а не старшим поколениям.

Фрэз продолжает и линию Райзмана из «А если это любовь?». Навряд ли под давлением цензоров, а больше с целью показать, что времена изменились, а прежние реакционные взгляды стали не открытыми, а именно реакционными, режиссёр иначе показывает и школу, и родителей. Учителей явлено всего двое — директор и помянутая Татьяна Николаевна. Но зато их психотип отработан идеально.

Именно директор воскрешает в памяти сталинский тип учителя по Райзману. Правда, советский классик и делал из них не характер, а довольно серую, но агрессивную массу, подавляющую личность ученика. Да и сами ученики были ему много интереснее. Но директор тем и интересен, что оказался не железобетонным, а впроне эластичным, сохранив свою «правду» как способ действия, мимикрирующий под новую реальность. Впрочем, лозунг «за умерщвление плоти до созревания души» может даже вызвать поддержку. Однако же больше в ее позиции не назидания и даже не насилия, а готовности отказаться от авторитета и давления в области воспитания. Как ни странно, эта пожилая женщина, внутренне не одобряя любовь даже в старших классах (вполне невинную, надо признать), способна ещё объективно оценить действительность. Она больше напоминает персонажа из вышедшей годом ранее картины Меньшова «Розыгрыш» — немолодой учительницы, способной сохранить принципиальность, но и понимать молодых тоже. Правда, здесь она стала гораздо менее обаятельной. И цель она декларирует не репрессивную («то, что мы с вами видели, никакого отношения к этому (переводу в другую школу) не имеет» — она вуалируется целью образовательной. И замечательный ответ на фразу: «А если это тот самый редкий случай (настоящего чувства)? — Тогда им ничего не страшно». В этот момент роль зла окончательно переходит к матери Романа.

Тем самым, Фрэз отходит от институциональной трактовки деспотизма как социального явления, переходя к сугубо поколенческой интерпретации в духе вечного противостояния отцов и детей.

Особенно хорошо это заметно на судьбе классного руководителя Татьяны Николаевны, сыгранной Еленой Соловей — воздушной, наивной и по-своему трагичной, как и прежде, но гораздо более земной и психологически объяснимой. Если продолжать линию «А если это любовь?», то это как будто бы выросшая героиня Жанны Прохоренко, разочаровавшаяся в первой любви, к тому же «отягощенной» идеалами русской литературы… Вечная внутренняя драма наследия комплекса матери-одиночки и приобретённого комплекса матери-учительницы. Правда, в ее семейной драме больше интеллигентности.

Именно интеллигентность мешает личному счастью Татьяны (литературное имя…) — Миша (Леонид Филатов) в нескольких фразах объяснил и игру Елены Соловей и суть ее персонажа «Как врач я раз во сто лучше Чехова, а в остальном избавь меня от этого сравнения», «Одно условие — ты будешь самой обыкновенной бабой…», «Не надо лепить из меня нечто прекрасное…» и т. п. Картину дополняет и история, как Татьяна Николаевна могла стать Рыженькой… Она вовсе пордталкивает к мысли, что дело не только в литературе, дающей образцы вроде пушкинской Татьяны Лариной, но и в личном опыте, когда-то «испорченном» взрослыми, кричавшими о безнравственности, в то время как безнравственность скорее свойственна им самим, почитающим свой опыт (с «миллионом Кать» и сотнями «поклонников», а не «однолюбием»», о котором заявляет Рома) за истину и отказывающимся оценивать его как негативный. «Старая дева с котёнком» остается со своим девичьим максимализмом и невозможностью принять мнение мамы… Удивительно, что её компенсация за собственную неудачу имеет позитивное начало — влюбленные должны воплотить то, что когда-то не удалось ей самой. Драма героини в том, что она не может отказаться от идеалов юности и литературы в пользу быта и несовершенства реальности… И вряд ли можно ее осуждать за это, ибо тогда нам придется отказаться от идеалов. А это, наверное, неправильно…

Разумеется, антиподами для классного руководителя становятся мама Вера (великолепная роль Лидии Федосеевой-Шукшиной) и бабушка (редкая отрицательная роль блистательной Татьяны Пельтцер). «Мир без любимого» — привычное состояние этих женщин (по выражению того же Миши — самых обыкновенных баб). В другом фильме и по другому поводу было сказано еще жёстче: «Озверелые мещане». Впрочем, карикатурой и пародией здесь и не пахнет. Наоборот, эти женские образы пугающе достоверны в своём стремлении… наверное, выместить свои комплексы и ущербность. Это даже можно понять — на фоне Ирины Мирошниченко любая женщина почувствует уколы ревности (даже если она безосновательна). Другое дело, что они ищут не любви, а превосходства, а потому их внутренняя психологическая неуверенность трансформируется в тактику подспудного (или прямого) подавления. В качестве иллюстрации хорош эпизод, где с заносчивым лицом мама Вера проходит мимо пытающейся сказать: «Здравствуйте» Кати. Инстинкт собственника как мотив движет женой-матерью и бабушкой-тёщей (причем как в отношении мужа-тестя, так и в отношении сына-внука). Недаром Катя, чувствующая «неблагородство» отправки Ромы в Ленинград, трагично восклицает: «Долгом человека только вяжут!» И тут же дополнение к своим словам: «Только любовь вправе побуждать!» Пытающаяся оспаривать эту истину Татьяна Николаевна побеждается обезоруживающим аргументом: «Как Вы можете жить без любви?» Пожалуй, в этом и есть главное противоречие фильма — любовь и долг.

Как бы то ни было, но старшее поколение отнюдь не выглядит оптимистично — ни в условно положительном варианте (Татьяна Николаевна), ни в безусловно отрицательном (семья Романа). Оптимизм создателей «Вам и не снилось» потому куда как более логичен, чем пессимизм Щербаковой, ведь любовь должна побеждать… хотя бы в кино. А счастье (по-прежнему) — это когда тебя понимают.

22 сентября 2016

Любви не существует!

Посмотрев фильм, ощутил странные чувства, даже задумался. У меня возник вопрос: зачем это нужно Роме и Кате?

Методы родителей, которыми они пыталсь огородить своего сына от Кати, были столь глупы, что не приносили никакого успеха. Необходимо было учесть их возраст, ведь в подростковый период у всех сносит голову от «любви». Мама, бабушка и даже директриса Ромы были правы, на тот счет, что в первую очередь необходимо получить хорошее образование. А «любовь» это дело приходящее и уходящее.

Я полностью соледарен с родителями, но их методы не эффективны. Стоило бы объянить, что от учебы зависит будущее, обозначив, что сначала нужно позаниматься, а потом он может уходить. Нужно было отнестись более толерантно к тому, что их сын встречается с Катей. Тогда бы и конфликта не было.

А Катя довольн странная девочка. Предлагала умереть, дабы никто не смог их разлучить. Я бы тоже огородил своего сына от таких отношений. Ведь любовь — это не что иное как гормон в крови, который как наркотик вызывает привыкание. И не известно на что способны подростки в этом состоянии, если учесть их эмоциональную буйность.

Смотреть было интересно, приятно, но я не согласен, что фильм приносит пользу.

6 из 10

только потому, что было интересно узнать концовку

5 декабря 2015

Нет ничего лишнего

Этот замечательный фильм впервые я увидел в одиннадцатилетнем возрасте. Картина содержит много психологических нюансов, которые тогда конечно мной небыли замечены. Почитав предыдущие лицензии, я понял, что многие зрители их тоже не заметили, также авторы посчитали лишними некоторые сюжетные линии. На самом деле в этом фильме нет ничего лишнего.

Персонаж учителя, со своей несчастливой личной жизнью, нужен, чтобы показать зрителю как могут повлиять на судьбу детей запреты на дружбу, детскую влюблённость. А еще большое значение имеет, в каком типе семей ставятся эти запреты. Если это полная семья, где умеют любить, это одно. А если, как в случае Татьяны Николаевны такой запрет сделала одинокая мама, которая сначала себе нарисовала образ идеального мужа и осталась из-за этого одинокой. Потом в подобном ключе воспитала и свою дочь. Это совсем другое дело. В этом случае запреты разрушительно действуют на судьбу детей. А еще помимо отсутствия запретов, любить нужно разрешить, то есть показать своим примером, что такое семейное счастье. Татьянина мама могла лишь предложить дочери родить ребенка, то есть только, то, что умела сама.

А вы когда-нибудь задумывались, что означает фраза: «Сколько еще будет у тебя этих Кать!»,- брошенная Верой, мамой Романа. Это обесценивание чувств. Другими словами в жизни нет ни чего хорошего, светлого, ни какой надежды на любовь кого-либо вообще. Немудрено, что рядом с такой женщиной Костя, отец Романа ни живет, а чахнет. Он даже не имеет приличного костюма. Уходит в призрачную болезнь.

У меня навсегда остались в памяти последние кадры картины: в сугробе обнимаются Катя и Роман, а на них смотрят маленькие мальчик и девочка, которые тоже дружат. В этом фильме нет лишних сцен. Даже таким малышам нельзя мешать общаться, в этом смысл этого кадра. Умение общается, дружить, любить — в этом заключается счастье в нашем мире. Именно об этом это замечательное кино.

28 ноября 2015

Несмотря на то что это любимый фильм моей мамы, и она каждый раз останавливается на кнопке пульта показывающей «Вам и не снилось» — я как то прошел мимо этой картины. И вот сейчас решил наконец ознакомиться.

Зная вкус своей матери, которая ничего кроме советских фильмов не приемлет, я не ожидал ничего хорошего. В принципе так и случилось. Ничего интересного для себя Я и не увидел, но… Ничего плохого я сказать тоже не могу. Фильм рассчитан на конкретную целевую аудиторию — советских «уже не школьников, но еще не взрослых». История про первую школьную любовь по стандартам того времени. Ромео и Джульетта по советски.

Для меня в этом фильме чересчур стремительно развиваются события. Сначала показывают завязку, объясняя натянутые отношения двух семей. Потом знакомство Кати и Ромы, любовь которых разгорается уже чуть ли уже не через пять минут. Диалоги, диалоги, диалоги… И вот уже пролетел год. И так весь фильм. Действие более-менее притормаживает только ближе к концу. Ну и развязка. Немного банальна, но мне понравилась.

7 из 10

5 августа 2015

Очень необычно было увидеть в этом фильме таких гармоничных подростков как Роман и Катя. Подобрать более подходящих детей на мой взгляд было бы просто невозможно.

На протяжении всего фильма всегда присутствует ощущение чистоты и искренности, свободы от шаблонов, хоть действия фильма и разворачиваются в разгар СССР.

И конечно же в фильме затронута тема добра и зла. Режиссёр как бы хочет показать эти две сути с разных сторон: для одних добро это добро, для других же это точно зло. И нет правильного ответа хорошо кто-то поступает в конкретной ситуации или плохо, потому как ответа и быть не может. Есть в НЛП такая пресуппозиция: «В основе любого поведения лежит позитивное намерение». И в этом фильме она отражена очень отчётливо. Все стороны «конфликта», который на самом деле и не конфликт действуют из положительного намерения: все хотят добра для пары детей.

Безусловно, частенько позитивные намерения загоняют некоторых из нас в непроглядную глушь. Через такие уроки приходится познавать чёрное и белое. У кого-то это понимание встроено с рождения, кто-то к этому приходит к 33, а кому-то и всей жизни не хватит.

На мой взгляд, уж сильно скрытой сути в этом фильме нет. Как поступать в этой ситуации правильно и как неправильно, — ответа точно не будет. Действовать в таких ситуациях исключительно нужно по велению своего сердца, но не эмоций. И к пониманию супермодели инь-янь как единое целое на мой взгляд стоит отнестись с особым вниманием.

8 из 10

14 июня 2015

Большим преимуществом всякого фильма является наличие хорошей музыки, которая запоминается после просмотра и в дальнейшем, при случайном прослушивании, вызывает приятные эмоции от того, что раньше уже где-то встречалась. «Вам и не снилось…» как раз начинается с душевной мелодии, которая присутствует в фильме на всём его притяжении.

Экранизированная повесть писательницы Галины Щербаковой, имевшая ошеломляющий успех на больших экранах Советского Союза, продолжает радовать любителей кино и сегодня. Сам сюжет с двумя недолюбливающими семействами, чьи дети влюбляются друг в друга до безумия, а также имена главных героев Роман и Юля (в сценарии имя девушки было заменено на Катю), явно отсылает к Шекспиру. Темы, которые подымались ещё несколько веков назад, актуальны и по сей день и, скорее всего, останутся таковыми всегда. Именно поэтому так интересно наблюдать за развитием всего происходящего в данной картине.

Режиссёр Илья Фрэз, в чьём творчестве уже есть такие хорошие детские фильмы как «Чудак из пятого Б», «Приключения желтого чемоданчика», умело интерпретировал оригинальное произведение, убрав из него некоторые сцены и заменив их своими. Хочется особо выделить его финальный кадр с двумя маленькими ребятами подле главных героев, который, пожалуй, является самой сильной стороной данной киноленты.

Подводя итог, хочется ещё раз отметить профессиональную работу авторов данного фильма, доставляющего положительные эмоции не только в течение 86 минут экранного времени, но и оставляющего очень приятное послевкусие.

9 из 10

19 ноября 2014

Любовь одна виновата

«Школьница, я все-таки в душе все та же школьница.

От обид все также под лопаткою болит.

Школьница, мне так тебе в любви признаться хочется,

Но молва, как мама в поговорке, не велит» (А. Дементьев)

Новостройки, новостройки… Москва конца семидесятых подарила своим детям чудные времена, которые нет-нет да и вспомнят добрым словом старожилы. Золотой период советской эпохи, когда в новые микрорайоны еще можно было въехать, получив квартиру, а не купив ее. И хоть Москва уже переставала верить слезам, но дворы еще не были запружены иностранными автомобилями, еще не было того сумасшедшего ритма жизни, который охватит москвичей через десяток лет, и сам город был гостеприимной столицей великой страны, а не центром кругооборота валютных капиталов. Именно в такой вот чудный столичный микрорайончик в квартиры, еще пахнущие краской, заезжают две равно уважаемые семьи. Правда, равно уважаемые они только по советским меркам. На деле же все иначе: он — мягкотелый неуверенный в себе человечек, жена которого выжигает пролетарским глаголом, нося высоченные шапки, она — красивая женщина, у которой жизнь только начинается, пусть это и произошло благодаря второму браку. Но она счастлива, потому что беременна и беременна, потому что счастлива. Он — помнит ее как свою первую любовь и влюблен в нее до сих пор, она — давно забыла детское увлечение, считая это глупостью и ошибкой. Однако не все в этом суетном мире зависит от нас самих: его шестнадцатилетний сын Рома пылко влюбляется в ее дочь Катю.

Ох, уж эти умудренные жизнью взрослые! Все они знают: как не наделать ошибок, кого любить, кем стать. И не всегда стоит обвинять волнующихся за своих чад родителей. Как ни крути, а есть у них основания для беспокойства: любовь — жестокая взрослая игра, которая может принести не только радость, но и печаль. А у писательницы Галины Щербаковой таких оснований для тревог не было — на то она и певец гимна всем юным влюбленным, подростковый поэт и романтический драматург. Как никто другой смогла женщина разрушить нелепости и предрассудки, обожествить дружбу непорочных сердец, написав светлую историю проникновенной любви мальчика и девочки, которую и перенес на экраны режиссер Илья Фрэз.

По ходу фильма мы понимаем, что родители юных героев и в своей жизни никак не разберутся. Может быть потому, что когда-то вот также их судьбы, их любовь были перечеркнуты бесчувственной рукой взрослых. Ну, а дети? Они любят — любят той чистой как слеза любовью. Венок из кленовых листьев на девичьей голове и прижатые друг к другу в молитве тонюсенькие ладони, пятки, вылезающие из босоножек, милое личико, которое еще сохранило детские черты, — режиссер направляет восхищенный взгляд мальчика невинно, без тени пошлости. Девочка растирает его грудь водкой после дождя и кажется, что сейчас что-то случится, что ворвутся без стука взрослые, обвиняя мальчика и девочку в чем-то нехорошем, постыдном, как они считают. Мы — зрители — боимся за них, следуя за влюбленными везде: будь-то новый универсам, где ребята пускают на воду надувных лебедей, или поход к учительнице — старой деве, упустившей когда-то вот такую юную непрактичную любовь. Ребята дружны, они дышат друг другом, наслаждаясь лишь одним присутствием любимого человека.

Отчасти благодаря цензуре, отчасти благодаря сценарию, режиссер избежал волнующих современных, да и не только современных подростков разговоров о сексе, наделив полотно особым очарованием: словно поэма о первой любви, написанная классиком, сцена за сценой лента очищает душу от скабрезности и бессердечия. Лишь некой тревогой, предчувствием того, что Ромео должен умереть, пропитан фильм: разговор в кафе, когда мальчик обязуется во чтобы-то ни стало защитить девочку даже ценой собственной жизнью. Схожесть с бессмертной трагедией великого английского драматурга чувствуется в этой истории. Даже в сюжете есть реверанс в сторону «Ромео и Джульетты»: в Москву с гастролями приезжает театральная труппа с постановкой «Вестсайдской истории».

Но все ж кинолента «Вам и не снилось» источает нашу родную русскую душевность. Сейчас, по прошествии времени, когда плеяда великих оставила солидную подборку фильмов о школе и школьниках, мы и впрямь ждем трагической развязки: ведь зачастую истории, рассказанные в этих лентах, были грустными. Ждем мы каких-то нападок на ребят со стороны сверстников: порой юным острословам, красавицам и активистам обязательно нужна новая жертва. Но нет — здесь зло воплощают лишь взрослые: слабохарактерный отец, идущий на поводу у своей мегеры-жены, которая дикую ненависть к сопернице переносит на невинную дочь, двуличная бабушка, которая, казалось бы, должна быть мудрой и доброй, а на деле оказывается лицемерной и жестокой.

Фильм дает бой черствости, прикрытой взрослой рассудительностью, и завуалированной под участливое отношение к своим отпрыскам. Во многом это заслуга блестящей — серьезной, мощной и внятной — режиссуры. Почерк режиссера крупный и размашистый: он наводит объектив без рывков, давая возможность рассмотреть проникновенный взгляд горящих глаз Ромы. Он и впрямь сгорит, как звезда на лету, только не в кино, а в жизни: через десять лет глаза актера Никиты Михайловского закроются навсегда. Возможно, тогда уже небеса присмотрели мальчишку: ведь так бывает, что уходят молодыми те, кто судьбою больше любим. Может быть, поэтому, паренек вложил в своего героя всю душу: финал настолько силен, что удержаться от слез смогут лишь самые стойкие и бесчувственные. Фильм, как проверка на вшивость, покажет наши внутренние качества и если циничный сорокалетний мужчина тайком утирает слезу, пряча ее от дочерей-подростков, то, наверное, простая история, разыгранная на экране, актуальна во все времена, даже если сменился и год, и век.

Посвящается моим дочерям Марте и Маргарите — самым ярким огонькам в ночи

27 октября 2014

Интересно, всё-таки воспринимаются бытовые фильмы конца 70-х — начала 80-х. Моё поколение родилось и выросло в таких вот панельных девятиэтажках, в которых живут герои, училось в таких же типовых школах. Этот мир для нас родной, знакомый, но уже далёкий: 30 лет прошло. Такое кино — билет в прошлое, которое было раньше собственного детства, и этим оно приятно.

Но в целом бытовое кино я недолюбливаю. Уж слишком легко обсуждение таких фильмов сводится к уровню «мудрая женщина должна была поступить так», «любой нормальный мужчина в подобной ситуации думает эдак». И можно долго разглагольствовать на тему, как подло поступили мать и бабушка Ромки (по-скотски они повели себя, кто ж спорит?) и как бы сложилась дальнейшая совместная жизнь героев, но меня почему-то главная сюжетная линия абсолютно не трогает. Умный хороший мальчишка, у которого есть все задатки, чтобы стать действительно интересным человеком влюбляется (гормоны плюс романтическая дурь) в абсолютно пустую и никчёмную девочку. Что он в ней нашёл — непонятно, разве что малый рост и беззащитность. Да и откуда ей набраться интересности? Не от мамы же, которая видит только 2 альтернативы: безмозглая ухоженная красавица, ничем, кроме бурной личной жизни не интересующаяся, или старая дева — ханжа: «не люблю бывших актрис и старых дев. Сильно нравственных тоже не люблю». Вот и нет у этой девочки за душой ничего, кроме этой любви нет, и она вцепляется в парня как клещ. Хоть убей не пойму, где здесь можно было обнаружить светлую и трагичную романтику первого чувства. Скорее неудачная попытка обозлённой на весь мир немолодой тётки-авторши повести изобразить подобное чувство. Да и таких страшных взрослых создать только поживший и разочаровавшийся в мире человек: мямля Костя, клуша Вера, пустышка Люся, стервозная манипуляторша бабушка. Выбирай на любой вкус! Поэтому из этой компании никому не сочувствую, жалко только Ромку: сожрут они его, задёргают, утащат в своё закомплексованное и озлобленное болото.

По-настоящему интересна здесь линия Танечка-Миша. Именно в этой паре есть и любовь, и драма. Режиссёр вслед за авторшей пытался перевести её в область бабских разговоров на кухне: надо выскакивать замуж как можно раньше, тогда не будешь старой девой с котёнком, а то после 30 ты уже никому не нужный перестарок, и зачем тебе твой ум и богатый внутренний мир, если нет у тебя простого женского счастья. А всё гораздо интереснее. Из всех героинь фильма только в Танечке и есть что любить, и Миша любит её, но не может вылезти из ловушки дурацких гендерных стереотипов: «ты будешь простой, покорной, глупой бабой», сам не понимая, что полюбил вовсе не глупую бабу, а женщину умную, сохранившую романтику в душе. А Танечка — молодец, выбирая между иллюзией счастья, социальным статусом, но потерей себя и одиночеством, но верностью себе, выбирает последнее. «Слишком много условий». Спорно, но заслуживает уважения. Если вспомнить историю Танечкиных родителей из первоисточника, то ей бы в отца своего, погибшего молодым, влюбиться. И невдомёк авторам, что Танечкины родители, никогда даже не бывшие вдвоём на море, не знавшие чрезмерной романтики, любили друг друга глубже и крепче, чем главные герои со всей их патетической борьбой за любовь и падениями из окна. «Жизнь больше любви, только любовь — это даже бедность». К любви должен прилагаться интересный лесоповал. И осознание того, что Миша лучший, но и Мишу любить нельзя, а жить без любви тоскливо — это лучшее, что есть в фильме. Хотя нет, ещё хороша песня. Только она не для этого фильма, не для бытовухи, а для действительно светлой романтики.

4 октября 2014

Светлой памяти режиссёра Ильи Фрэза!

Сегодня, первого сентября, дети пошли в школу. Кто в первый класс, а кто в десятый. И мне очень хочется пожелать и тем и другим, чтобы они не просто набрались знаний и умений, воспитания и такта, но и встретили в школе свою единственную и настоящую любовь, как встретили её Роман и Катя из фильма «Вам и не снилось…». Обратите внимание на режиссёра, который снял это трогательное и романтическое кино. Это не кто иной, как Илья Фрэз, всю свою жизнь снимавший кино для детей. Обратите внимание на День Рождения Ильи Фрэза. На КиноПоиске значится второе сентября. Символично не правда ли? Как будто сам Господь Бог уже заранее выбрал судьбу для этого человека — нести радость в детский мир!

«Вам и не снилось…» — это ода любви, любви между школьниками, чистой и светлой, той, которая для многих будет предметом зависти, предметом своих несбывшихся грёз и желаний. Есть ли в этой картине драматические моменты? Сколько угодно. Как пел Владимир Высоцкий, накал страстей, ох, ох, ох какой! Промелькнула искра между Романом и Катей, обволокли их нежные души и ранимые сердца те самые пресловутые флюиды и вот они практически уже и других не замечают, как настоящие влюблённые. Но это не страсть, это сильное чувство. Вы посмотрите с какой не по годам уверенностью и заботой, окружает Роман (Никита Михайловский) хрупкий Катин (Татьяна Аксюта) мир. Помните, как в одной из встреч он ей говорит, что должен всегда быть рядом. В это нельзя не поверить и не проникнуться. А как на магнитофон он надиктовывал ей таблицу умножения со своим комментарием ? До сих пор мурашки по коже!!!

Думаю, что многие видели это кино и у многих были сходные с моими ощущения. В этом наверно и заключается сила искусства. Нет смысла во всех подробностях расписывать тонкости и детали двух любящих сердец, лучше включить кино и пересмотреть. Ну, а я белой завистью завидую тем, кто только в первый раз погрузиться в этот фильм, погрузиться в чистоту, доброту и свет этих отношений. И хотелось бы мне закончить, вероятнее всего мой косноязычий отзыв четверостишием Сержа Гудмана. Думаю оно будет к месту и по делу.

Как приятно найти отражение,

Человека со схожими смыслами.

Где в поступках не ждешь искажения,

С кем живёшь и целуешься мыслями! Серж Гудман.

10 из 10

1 сентября 2014

Я не люблю мелодрамы.

Я не люблю мелодрамы. Я им не верю, мне скучно лицезреть зефирные нежности штампованных персонажей, мысленно заканчивать банальные фразы, меня не трогают их страдания, не помню, что бы пустила слезу в финале, типо «Ах, судьба свела их вместе, спустя столько лет!..» и т. г.

Но «Вам и не снилось…» — совсем другое. Это уникальный в своем роде фильм — ему не только веришь, в него погружаешься, жизнь персонажей такая… настоящая.

Когда на последних минутах фильма я заплакала — я испытала потрясение. Как, фильм вызвал у меня слезы, быть не может. Но, пересматривая его в четвертый раз, все равно трудно удержаться от слез.

В сегодняшнем мире так много фальши, особенно в кино, и «Вам и не снилось» поражает до глубины души своей чистотой, зрителю непривычной. Вспомните любой современный фильм о подростковой любви. Мне кажется, что после просмотра «Вам и не снилось…» некоторые люди просто не смогут смотреть современные пошлые мелодрамки (снятые в духе времени), главными героями которых являются безнравственные, тупые подростки, совсем нет души, одна плоть.

«Вам и не снилось…» — действительно тот фильм, который должен увидеть каждый.

10 из 10

16 августа 2014

Комментарий к просмотру и обсуждению фильма

Довелось поучаствовать в массовом просмотре данной картины. В силу специфики мероприятия, на котором состоялся просмотр, после него было оформлено некоторое обсуждение. Примечательным было то, что собравшиеся представляли из себя достаточно разношерстный контингент. И в довесок ко всему ведущий проекта был настроен на всяческие провокации на предмет скрытой психологии героев.

Не могу сказать, что фильмы о первой любви стоят выше или ниже в моём рейтинге, тем не менее, стоят они особняком. Снимать о любви сложно, а делать это реалистично и справедливо практически невозможно. Но пройдя не одно сито времени, эта крупица советского кино стала классикой. Я смотрел её уже неоднократно, и нет причин думать, что мир жаждет увидеть мою рецензию о нём. Поэтому напишу несколько своих мыслей в противовес услышанному в тот вечер.

Сразу признаюсь, мне никогда не были интересны рассуждения о том, как то или иное произведение советских времён обличает уродства системы. Это очень соблазнительная и, на мой взгляд, недалёкая мысль, которая увлекает мыслителя в исторические ретроспективы и делает из автора художественного произведения некоего вторичного сказателя и без того очевидной всем реальности. Процесс мышления в эту сторону настолько прост, что людей мгновенно подхватывает выразить своё согласие, и они сразу забывают, что возможно автор не был таким убогим конспирологом и написал от чистого сердца. Да, повсюду ложь. Да, герои ментально не здоровы. Да, решения их бывают мотивированы глупостью. Но без этого реализм останется недосягаем. Все просто соберутся вокруг идеального дерева и будут кружиться в никому не интересном хороводе.

В ходе обсуждения всплыла интересная, среди прочих, тема денег. Это классика антисоветской болтавни. Без углубления в достижения советской империи, ведь не так уж и трудно вспомнить, что любой социальный строй не является идеальным и после прохождения некоторой черты погибнет. Примечательно, что подавляющее число образованных людей считают капитализм, и деньги в частности чем-то данным богом. Кроме тотального равенства коммунизм предполагал отмену денег, и вопрос насколько была страшна попытка осуществить эту мечту выходит за рамки моей сегодняшней темы.

Согласитесь, люди с трудом хотят понимать, что деньги в конечном итоге это некий кирпич доверия, микро договор с обществом о том, что за свою работу ты получишь то, на что сможешь получить работу другого. В современном мире, люди создали из этого математический культ, и я не берусь обсуждать тему о том количестве деривативов, которые сейчас существуют для погружения человечество в долги перед самим собой. Поэтому разговоры о лицемерии в советском обществе в денежных вопросах вызывают у меня улыбку. Да, коммунизма у нас не получилось, социальный гибрид плановой экономики умер, однако, наше текущее положение не лучше.

И наконец, о фильме и любви. Часть старшего поколения зрителей взялась защищать светлые чувства главных героев, а кое-кто из школьников встал и честно заявил, что стоило наплевать на чувство ради счастья родителей. Ведущий проекта продолжал накладывать всё на матрицу, которая должна была вывести лживых героев на чистую воду. А для меня этот фильм симпатичен своей многогранностью в так близко сплетённых историях, где каждый когда-то кого-то любил. И никто не пришёл победителем, но и не был побеждён.

Фильм в доступном виде повествует, как это может начаться, и как заканчивается, оставляя правильное решение зрителю. «Слишком много условий», так сказала учительница литературы, ещё совсем недавно рассказывающая о сложности души. «Есть только одно условие — мы всегда должны быть рядом», произнёс юный Ромео, он же Роман, и уехал спасать жизнь больной бабушке, которая оказалась живее всех живых. Взаимность первой любви редкий дар, с которым мне встречаться не доводилось. И нет ничего странного в том, что весь мир этому сопротивляется, позволяя пройти ей испытания, без которых нет величия. И мой вам добрый совет, никогда не смейте считать влюблённого человека слабым. Он настолько силён, что может позволить себе какую угодно слабость. Концентрация чуда на кубический сантиметр его тела значительно выше ваших показателей. И едва ли его интересуют ваши иллюзии о планах на жизнь. И для него вы беспомощны. И он прав. Вы уповаете на микро договор с обществом таких же дураков.

Красота вещей совсем не в том, что видит конкретный человек. Каждый видит то, что способен видеть. Красота заставляет создавать красоту, это её единственный рецепт молодости. И жизнь без трудностей, как и любовь без дьявола. Пуста.

13 августа 2014

Милая кинокартина начала 1980-х о любви двух школьников не задевала никаких струн в моей душе до последних кадров.

Будучи большой поклонницей позднесоветской атмосферы, я не увидела здесь ничего, что могло бы заинтересовать и очаровать. Даже такие кипящие ностальгией кадры, как, например, прогулка учеников в парке с причудливыми танцами под магнитолу или отъезд мальчиков в колхоз, смотрелись на удивление совершенно безынтересно, хотя обычно я не упускаю ни одной детали, из которой можно извлечь представление хоть о каком-то своеобразии «той» жизни. Фильм, на мой взгляд, снят совершенно безыскусно и, учитывая, что сюжет не блещет оригинальностью, взгляду здесь зацепится не за что.

Кроме, пожалуй, финальных кадров. Действительно, ради одной из самых красивых и трогательных сцен, которые я видела, стоило вытерпеть вялотекущую любовную историю, перемежаемую кознями родителей и страданиями классной руководительницы на заднем плане.

Только за изображение красивой и чистой любви:

7 из 10

18 апреля 2014

Не побоюсь этих слов и скажу, что этот фильм — лучшее, что я видел на тему любви. Впрочем одной лишь любовью, которой, в общем-то достаточно для создания большого и объемного произведения, «Вам и не снилось…» не ограничивается. Здесь есть другая вечная и большая (а, может, больная?!) тема — отцов и детей.

Вообще в этой картине три смысловых или композиционных центра: Рома и Катя, родители, учительница. Подобное разделение, как говорят некоторые, создает эффект мешанины, излишне запутывает историю, отвлекает и мешает. Не соглашусь. По мне, это композиционное деление значительно углубляет и расширяет проблематику, вносит новые мотивы в повествование и, наконец, делает картину полнее, демонстрируя, что любовь никогда не бывает изолированной — всегда есть те, кто будет вмешиваться, помогать или мешать влюбленным. При всей интимности процесса любовь очень часто становится достоянием общественности.

Доводилось слышать/читать мнения о том, что 16-летний Рома говорит слишком взросло, слишком мудрено. Меня в какой-то момент это тоже смущало, но после просмотра фильма я стал интересоваться судьбой актеров, сыгравших главных героев, и все встало на свои места. Эта повесть, этот сценарий и этот фильм были суждены Никите Михайловскому, это не он родился для того, что бы исполнить эту роль — эта роль была рождена для него. Наверняка в его герое, Романе, было очень много и от него самого — он спешил жить и любить, зная (такие люди всегда знают или чувствуют это), что через 11 лет случится трагедия. Такие люди рано взрослеют, рано постигают то, на что у многих людей уходят десятилетия. Такие люди готовят себя к яркой, острой и эмоциональной жизни. Измененная концовка фильма может ввести в заблуждение, но оригинальный финал повести только подтверждает эту мою теорию. В Роме было много от Никиты и наоборот.

Меня здесь в очередной раз поразили взрослые. Я все никак не могу понять, почему они порой ведут себя так, словно сами никогда не были пылкими, трепещущими, тоненькими, живыми, словно вышли они в этот мир сразу вот такими — обозленными, разочаровавшимися, мрачными и тоскливыми. Почему им так сложно поверить в то, что и в 16 лет бывает вот ТАК — раз и навсегда. Почему? «Дай ответ. Не дает ответа»(с).

Любовь Ромы и Кати — это то, настоящее, неподдельное, чарующее, горячее, пульсирующее, нежное и ласковое, о чем мечтает всякий, но что удается пережить единицам. Режиссер Илья Фрез и актеры Татьяна Аксюта и Никита Михайловский дарят всем желающим уникальную возможность: если не самим пережить, то увидеть и понять, как это бывает, понять, что мир наш не совсем еще улетел в тартарары, если в нем случаются такие истории. Я уверен, что Ромы и Кати встречаются и сейчас.

«Вам и не снилось…» — это фильм, который делает лучше и чище всякого, кто к нему прикасается. Не понравиться он может только прожженным скептикам, покрывшим себя стальной броней. Мне, в моменты сильной тоски, иногда хочется стать таким же, но в основном я им сочувствую — как многого они себя лишают… Так не лишайте же вы!

10 из 10

6 марта 2014

Фильм-музыка чистой любви

Фильм так часто напоминает о себе, появляясь в сетке программы, что невольно зовет оставить мнение о себе. Я смотрела его в год создания или позднее… В то время — целомудренных плащей, в которые прячешь себя и свою стеснительность, под прикрытием осени, и бродишь-бродишь в городе, по единственному бульвару, что до школы… и где волшебством звучит музыка чистой и вечной любви, как в этом милом фильме.

В то время повести Г. Щербаковой и сценарии из журнала «Искусство кино», которые читались вперемешку с «Собачьим сердцем» и непонятыми «Мастером и Маргаритой», предвещали перемены и вольности взрослой жизни, а родители все еще по-старому притесняли запретами.

Так и в фильме прелестный цветок юной любви стремительно распустился и засиял, залучился всею своей счастливой красотой. Но, увы, чувств первых, сильных, настоящих не принято считать прочными и дальновидными, ах, здесь еще и ранняя «несоветская» близость… а потому взрослые, не зная радости такой, постарались затоптать, но — не вышло, какое счастье, да, не вышло — эти двое оказались сильнее всех злых обстоятельств, что так хотели оторвать их друг от друга. И правда, с такими чувствами, лучше уж спланировать как птица, чем ползти червем…

Сюжет простой, местами просто смущает по-детски откровенными «подчеркиваниями» момента. Но мы простим незатейливость «хода», потому что в этом кино еще есть, ох, какой козырь — это музыка, дивная, легкая, как сама нежность любви. И в прощальном музыкальном послании — та же большая любовь и обещание вечной верности. Чудесная музыка и прекрасное воспоминание о самой чистой любви.

7 из 10

11 февраля 2014

История о советских Ромео и Джульетте

Этот фильм мне очень нравится. Хотя мне, слава Богу, пришлось пережить настоящую первую любовь в более позднем возрасте, а в школе мне нравились в-основном герои фильмов. Почему слава Богу? Да потому, что среди моих родственников все, кто женился в раннем возрасте (18—19 лет), все разошлись и довольно скоро. А те, кто женился позднее, все нормально живут.

Фильм хорош, прежде всего, психологизмом и выверенностью характеров. Как Рома в своей первой любви взросл и серьёзен, так недальновидна и эгоистична Катя. Она не понимает, что чувство долга, за которое она упрекает Ромку, одна из важнейших составляющих черт характера настоящего мужчины. Не думаю, чтобы они могли в будущем создать хорошую, крепкую семью.

Хотелось бы коснуться характеров мам главных героев. Мать Ромки представляют такой монстрихой, но, на самом деле, это самая обычная клуша, которая печётся о сыне. У меня две дочери, сыновей нет, но я могу понять Ромкину маму. Она мечтает, чтобы сын пошёл в хороший вуз, учился. А если он женится в 18 лет? Чтобы прокормить семью, вынужден будет пойти на заочное, загремит в армию. А ей этого не хочется. Мама Кати словно из нашего нынешнего времени. Эффектная, высокомерная, ей удалось женить на себе молодого мужчину, поэтому к менее удачливым женщинам она относится свысока. И, вообще, это непедагогично, обсуждать с ребёнком, пусть даже и взрослым, его учительницу. Это сейчас учителям принято кости перемывать, а тогда учитель был царь и Бог. Мне кажется, что Катина мама поначалу даже не знает, чем живёт её дочь, это потом, когда она поняла, что девочка страдает, она стала её утешать, по головке гладить.

Таким образом, фильм-хорошее психологическое кино, а вот идея фильма мне не очень нравится.

7 из 10

13 декабря 2013

Мелодрама Вам и не снилось... появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Илья Фрэз. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вадим Захарченко, Елена Соловей, Любовь Соколова, Ирина Мирошниченко, Татьяна Пельтцер, Леонид Филатов, Валентин Голубенко, Альберт Филозов, Елена Майорова, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Герасимов, Наталья Мартинсон, Никита Михайловский, Екатерина Васильева, Александр Карин.

Страна производства - СССР. Вам и не снилось... — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.