| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Семейный круг |
| год: | 1980 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Владимир Довгань |
| сценарий: | Михаил Лебедев |
| видеооператор: | Валерий Квас |
| композитор: | Владимир Золотухин |
| художник: | Петр Слабинский |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 23 мин |
Перед Вами вполне себе выразительная семейная драма из советской жизни. Скромный в техническом отношении фильм на многое не претендует, но поток эмоций и пучина страстей человеческих не могут не увлечь зрителя даже в наши дни. Другое дело, что авторы будто сдерживали себя и в полной мере не раскрыли всего психологического надрыва ситуации.
Несколько дней из жизни судьи. Активная сильная женщина, воспитывающая двоих повзрослевших детей сталкивается с серьезнейшим кризисом. Она даже не заметила как дети выросли. Не заметила и то, что муж с которым она развелась все еще трогательно любит и уважает ее. В таком контексте будущее оказывается предопределенным. Малейшие попытки детей наладить свою личную жизнь сталкиваются с жесточайшей домашней тиранией. Так, шаг за шагом мы подходим к настоящему водовороту.
Милая, корректная и выдержанная героиня Ады Роговцевой становится неистовым домашним тираном. Она может дать пощечину дочери, которая не ночевала дома. Может прийти в гости к невесте своего сына и начать с ней пространный разговор о целях будущего брака.
На протяжении всей ленты мы видим эскалацию. Женщина не может в полной мере уделять внимание как работе, так и своим детям. Не может, похоже, она ничего изменить и в своей личной жизни - ее бывший муж, инженер-испытатель автомобилей, показан Александром Пороховщиковым этаким совершенным мужчиной навсегда влюбленным в свой идеал женщины. Но наша героиня даже и не замечает эти тайники души. Привыкшая решать чужие судьбы судья оказывается жертвой своих же ошибок. Это кажется крушением, концом.
Так мы приходим к открытому финалу. Режиссер дает всем персонажам шанс на примирение. Вот наступит весна, все перемелется, появятся внуки... Впрочем, кажется это лишь желание скрасить картинку. Нервы слишком оголены, а устранением никто не собирается заниматься всерьез.
6 из 10
18 февраля 2025
На первый взгляд перед нами рутинная советская мелодрама о семейных заморочках судьи Татьяны Сомовой, депутата, члена партии, трудоголички забросившей взрослых детишек, да ещё и разведённой.
Режиссура Владимира Довганя крепкая и живенькая, но для него «Семейный круг» явно проходная работа. Фильм смотрится легко и если взглянуть непредвзято бросаются в глаза красивая картинка, гламурный киевский антураж, приятный саундтрек. Судья и её дети живут в необъятной квартире, передвигается по городу Сомова исключительно на такси, комфорт и достаток и есть даже маленький сюрреалистический закос с соседкой марсианкой.
Главная героиня просто монстр в юбке, то по ханжески строгая, то впадающая в истерику, любит поучать других, а сама отнюдь не образец, исполняющая эту роль женственная, голубоглазая Ада Роговцева скрашивает неприятное впечатление. Парадоксально, но именно решение Сомовой вновь сблизится с детьми окончательно разрушает их отношения. И депрессивные подопечные судьи — разводящиеся супруги (Владимир Заманский, Нина Ургант), и сын снулый хипстер (Сергей «Кузнечик» Иванов), потенциальный подкаблучник, и его наглая невеста получающая удовольствие в оскорблениях будущей свекрови — всё как-то печально, по выражению одного из героев фильма «скучно и неинтересно». И тут положение исправляет самый витальный персонаж фильма — Марина, мятежная дочурка старшеклассница, окончательно отбившаяся от рук. В этой роли блеснула трагически рано умершая актриса Надежда Смирнова. Марина, она же Маша, она же просто Мяу, капризная и кокетливая красавица, настоящая nekko-girl гуляющая сама по себе. Остра на язык, занимается карате, заядлая тусовщица. Как и положено кавайной девочке Маша-Марина облачена в моднейшие наряды и удивляет зрителей фильма не только необычными поступками, но и необычными прическами (чего стоит её косплейный причесон а ля Сейлор-Мун на дне рождения). Это полностью самодостаточная героиня, дерзко нарушающая запреты и на всё имеющая собственное суждение, да девочка-кошка потреплет маман нервишки, но именно её образ является изюминкой фильма и запоминается.
27 октября 2019
«Отцы и дети» — вечная больная тема родителей, и не важно в каком веке или в каком конкретном десятилетии 20-го или 21-го века взрослеют дети и не находят себе покоя их родители. В классическом представлении семьёй называют союз женщины и мужчины. Союз — это когда вместе. Союз — это когда рука об руку. Союз — это когда ты продолжаешься в своих детях. Но, как известно: «Маленькие детки — маленькие бедки», а как только они вырастают… приходят большие проблемы. Главная из них — непонимание. Так уж мы устроены, что собственную молодость склонны идеализировать, хотя для своих родителей мы были такими же бунтарями.
Что поделаешь — время! Оно не стоит на месте, оно галопом мчится вперёд, а вместе с ним устремляются к новым горизонтам наши дети. И ничего нельзя изменить. Пока дети маленькие — они остро нуждаются в нас, в нашей опеке, в нашей защите, в нашей любви. Но когда к ним приходит их собственная любовь — родительский ореол святости и непогрешимости постепенно бледнеет, потому что теперь они сами хотят с кем-то другим идти рука об руку, с кем-то другим делить радость и горе, с кем-то другим мечтать о своём будущем.
Совсем не случайно Владимир Довгань назвал свою картину «Семейный круг», потому что за круглым столом все равны, потому что круг помогает держаться за руки, потому что круг может спасти, если ты тонешь в море своих ошибок. К сожалению, без ошибок нельзя, ибо нет такого предмета, как «Основы современной семьи», а если бы и был, то никто бы не согласился «жить по шаблону». Молодые — они ведь авторитеты на дух не переносят. Только сам! Только через собственные ошибки и потери! В этом нет ничего плохого, ведь чужая боль — это вовсе не боль, а чужой опыт — просто знание. Личной болью и душевным опытом они станут, лишь пройдя через сердечные страдания.
Героиня Ады Роговцевой долгие годы занимавшаяся своей карьерой, вдруг сознаёт, что, решая чужие судьбы, она не заметила, как её собственная судьба пошла наперекосяк. Мир, ещё вчера казавшийся таким простым и понятным, вдруг утратил свою прежнюю ясность… Если уж человек с таким юридическим багажом и судейской практикой оказался не готов к «максимализму юности», то, что уж говорить об «обычных семьях»? Впрочем, слово «обычные» — не совсем верно, потому что каждая семья — уникальна. И именно поэтому ни у одного режиссёра, ни у одного сценариста не найдётся готового рецепта для героини Ады Роговцевой. Их просто нет. Зато есть материнская любовь. И бесконечное терпение…
27 января 2018