Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Беги, официант, беги! |
английское название: |
Vrchní, prchni! |
год: | 1980 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Ладислав Смоляк |
сценарий: | Зденек Сверак |
продюсер: | Ян Бальзер |
видеооператор: | Иван Шлапета |
композитор: | Ярослав Углирж |
художники: | Ян Олива, Хелена Дубова, Карел Кочи |
монтаж: | Иржи Брожек |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 марта 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Лёгкая чешская комедия. Восточноевропейские фильмы зачастую несут в себе приятную нотку здоровой самоиронии, и этот — не исключение. За это их и люблю.
Мне показалось интересным, что основным мотивом для действий главного героя (Далибор Врана) выбрано социальное давление. Если посмотреть со стороны, то у него есть всё — семья, женщины, любимое дело. У Далибора Врана не так много денег, что начинает его беспокоить после встречи с одноклассниками и в постоянных взаимодействиях с соседом — это и служит завязкой сюжета. При этом кроме социального давления никаких других мотивов зарабатывать деньги не видно. По ходу фильма становится понятно, что суть не в деньгах — от них нет толка, если ты не можешь никому об этом рассказать. Поэтому Далибору Врана приходится завершить цикл преступления и наказания и найти своё занятие, которое приносит социально приемлемые деньги, но эта история уже вне рамок фильма.
Есть ещё два момента, на которые я обратил внимание:
Первый это отраженное в фильме социальное восприятие профессий — официант, инженер, музыкант и т. д.
А второй момент — это сцена погони. Коллектив преследует индивида, хотя индивид не отличается от коллектива и в конце концов индивид возглавляет и одурачивает коллектив. Что-то в этом есть любопытное.
6 сентября 2021
На этот фильм я наткнулся случайно, когда искал видеоролики про трицикл Velorex. Попался отрывок из фильма, ну и захотелось посмотреть сам фильм. Фильм оказался шикарен: развесёлая комедия с глубоким подтекстом.
Главный герой, Далибор Врана, очень беден. Он работает продавцом в книжном магазине. Он бабник, и это «бабничество» больно бьёт его по кошельку, и без того тощему. Он вынужден платить алименты всем бывшим жёнам, а на непредвиденные расходы денег уже не остаётся. Он ездит на стареньком «Велорексе», который заводится только с толкача. Из одежды у него единственный приличный костюм, сильно напоминающий костюм официанта, да старая потрёпанная охотничья куртка. Как-то раз одноклассники Далибора решили собраться вместе. На встрече каждый из них так и норовил похвастаться достатком и успехом. Глядя на них, несчастный Врана чувствовал себя неполноценным, и начал изображать из себя богатого и успешного. А вскоре два диалога о профессии официанта (с другом Руди и с подвыпившим посетителем кафе) натолкнули Врану на нехорошие мысли. А что если воспользоваться своим сходством с официантом, и брать деньги у посетителей? Это же неплохой шанс выбраться из долгов и нищеты. Новичкам везёт. Первые несколько «операций» прошли гладко. Но со временем о фальшивом официанте начинают говорить все городские СМИ, и Далибору приходится маскироваться: парики, усы, бороды разных цветов и кудрявости. Чтобы скрывать свои делишки от семьи, соседей, коллег, Врана вынужден врать, юлить, шифроваться. Обман рос, как снежный ком. Так появились «инженер Кралик» на новой машине, и «умение» играть на скрипке, которое, якобы, и стало источником внезапно свалившихся денег. Но соседи и коллега-продавщица начали догадываться кто такой этот фальшивый официант. Итог закономерен: тюрьма.
Антиподом Враны выступает сосед-скрипач. Интеллигентный, отличный семьянин, честным трудом заработал на новую машину. Сосед живёт спокойно, без вранья, нервотрёпки и перевоплощений. Он готов пойти на уступки непутёвому Вране, затопившему его квартиру. Но даже терпеливый сосед не выдерживает и сдаёт Далибора полиции с потрохами.
Концовка, как ни странно, счастливая. Далибору повезло с сокамерником: им оказался школьный друг Руди, севший за махинации в ресторанном деле. В тюрьме Врана научился играть на скрипке, и, выйдя на свободу, стал известным музыкантом.
Про музыкальное оформление не могу сказать ничего: я чешского не знаю. Но песня «Severni vitr» (Северный ветер) приятная.
А ещё социалистическая Чехословакия показана развитой европейской страной с совершенно западным уровнем жизни. Одноклассники Враны живут в шикарных виллах, ездят на дорогих машинах, в стране процветает малый бизнес. Личный автомобиль — далеко не роскошь. Официанты живут не сказать, чтобы бедно. Город и горожане выглядят по-западному, а не по-советски. Даже бедняк вроде Враны может себе позволить трицикл, в то время, как в СССР на мотоцикл «Урал» люди копили годами.
Мораль фильма такова: живи честно, и не будет нервотрёпки.
14 февраля 2021
Поражает глубина мысли сценариста этой замечательной комедии. Насколько тонко создателям фильма удалось передать все, с чем может столкнуться человек отягощённый слабостью своего внутреннего мира.
Далибор Врана (Йозеф Абргам) работает продавцом в книжной лавке. Из-за своего неконтролируемого постоянного влечения к женщинам, он должен платить алименты всем своим бывшим жёнам. И та копейка которая у него остается, заставляет его жить очень скромно. А тут как на зло, бывшие одноклассники устраивают встречу, где каждый так и норовит похвастаться успехами и достатком. Плюс ко всему на этой самой встрече наш герой познакомился с очередной симпатичной девушкой. Совершенно ясно, что в такой ситуации он начинает фантазировать на тему, какой он якобы успешный и состоятельный. А на самом деле он со своей очередной женой и ребёнком еле концы с концами сводит. Плюс ко всему у пана Враны лишь один приличный костюм, да притом такой, что его то и дело принимают за официанта. Тут ему приходит идея. Можно ходить в костюме официанта по ресторанам и собирать с людей оплату по счетам. Ну так вот, вместо того, чтобы пойти и устроится работать официантом и попробовать своим трудом или применением того же таланта заработать денег, он начинает ходить по ресторанам и кафе и собирать деньги с посетителей. Официанты, которые работали во всех этих «пострадавших ресторанах» и не подозревали, что кто-то может до этого додуматься. Просто заходить в ресторан в костюме официанта и собирать деньги с посетителей. В связи с отсутствием бдительности персонала, первое время у него проходило всё гладко. Но от раза к разу, ситуация становилась всё более напряженной, сначала между посетителями и официантами. Ведь одни требовали оплатить подлинный счёт, а посетители не хотят платить дважды, только из-за того, что заведение не может контролировать своих якобы сотрудников. Прошло время и по радио и телевидению дали ориентировку с описанием внешности оборотня-официанта. В это время пан Вран покупает парик и накладные усы, чтобы предстать перед посетителями в новом незнакомом ещё ни кому виде. Свою преступную жизнь он ведёт втайне от семьи, в принципе как свою сексуальную жизнь с различными посетительницами его книжной лавки.
На протяжении всего фильма, мы видим как талант, и творческое мышление главного героя позволяет ему балансировать на лезвие бритвы. Благодаря прекрасной работе оператора мы можем видеть мысли нашего героя. Они прямо противоположны тем словам, которые он говорит жене перед выходом.
Суть и зерно фильма в том, что любая латентная часть жизни человека рано или поздно всплывёт наружу. Так же следует отметить высокий уровень работы сценариста (Зденек Сверак). Благодаря его работе, мы смогли увидеть жизненные моменты, в которых как говориться новичкам везёт, а также как все «успехи» Врана рухнули. Произошло это потому, что он проиграл самому себе, своей алчности. Он просто не смог остановиться во время.
Вы только посмотрите, в каком заблуждении живет человек думающий, что нечестным путём легче заработать денег. Это ведь полный абсурд. Гораздо тяжелее быть лентяем и нечестным. Это ведь нужно всё время продумывать свои действия так, чтобы оставаться незамеченным, это постоянно нужно менять грим, постоянно нужно скрывать свой с неба свалившийся достаток. Всем вокруг надо врать и следить, чтобы не ляпнуть чего лишнего. А в ситуации героя, он от своей лени даже на скрипке научился играть.
Хотелось бы отметить очень грамотный ход, использования прямо противоположного героя. В этой роли выступал качественный персонаж интеллигентного, воспитанного правильного соседа (Зденек Сверак). То есть создатели фильма предложили нам за счёт контраста увидеть разницу между человеческими жизнями, образом их мышления, их ценностями и приоритетами. Сосед нашего главного героя живёт по закону и справедливости. Своим наивным любопытством он как бы ни нарочно разоблачает двуличного соседа. Во время всего фильма мы чётко можем видеть эту разницу, как живёт сосед, который всегда и со всеми является сам собой, и как проживает тот же самый день наш главный герой. С одной стороны, это семья, дети достаток, спокойная душа, а с другой стороны это постоянные нервы, страхи и навящивые идеи по поводу того, что его раскроют, это постоянное враньё своей жене и ребёнку и т. д.
В завершении следует упомянуть о музыкальном оформлении фильма. Главная песня, авторами которой являются Зденек Сверак и Ярослав Углир, совершенно точно передаёт нам всё то, что происходило в самом фильме. А именно, как главный герой желал золотых гор для себя и для своих детей, а символичный северный ветер (или веяние судьбы) не был к нему благосклонен, он был жесток с тем, кто жил не честно. И в итоге наш злодей с благими намерениями остался у разбитого корыта и под буквой закона.
В заключение фильма в титрах рассказывается, что же случилось дальше с нашим героем. Как мы знаем — счастливый конец. После того как он понёс наказание, он стал играть в оркестре, а один из его сыновей окончил институт ресторанного дела и стал официантом.
11 сентября 2010