Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Алеша |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Обухов |
сценарий: | Анатолий Шайкевич |
видеооператор: | Игорь Лукшин |
композитор: | Юрий Саульский |
художник: | Борис Добровольский |
монтаж: | Людмила Чузо |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 12 мин |
Что сказать мне о фильме? Что оказался коротким. Даже чересчур. Дело, конечно, не в хронометраже, а в том, что фильм на редкость вторичен по отношению к советской классике и вызывает постоянное недоумение из-за очевидной беспомощности режиссера. Оттолкнемся от постулата, что название как бы управляет всем произведением. «Алеша» должно подвести нас к мысли о герое, полном необычайных душевных качеств, светлом, как воспоминания шестидесятников о 1960-х годах. Только вот персонаж, подобный заглавному, действительно, еще хоть как бы смотрелся в ленте условного 1962 года, а в данном фильме он производит тягостное впечатление своей неуместностью. Ничего психологически правдоподобного тут нет в силу крайней редукции сюжета чуть ли не к синопсису какой-нибудь «Большой перемены»: все ситуации только намечены, но не развиты, от одной сцены мы сразу перескакиваем к ее абсолютной ситуативной завершенности. Любовь молодого учителя литературы к ученице ПТУ (отметим плагиатность этой линии по отношению не к конкретному фильму, а к целой традиции сюжетов о «школьной поре») представлена буквально через три-четыре эпизода, причем буквально через пересказ случившегося, а не показ на экране. То же касается и всех других сюжетных мотивов: режиссер лихо режет все, что могло хоть как-то подчеркнуть и углубить изображаемое, его монтажные «ножницы» без устали кромсают материал, оставляя лишь самые общие контуры узнаваемых типажей идеального учителя; трудной, но чувствительной девушки, расстающейся с ювенальным периодом своей жизни, строгого, но принципиального старого завуча; двуличного карьериста директора и пр., и др.
В общем, фильм смотрится с тягостным недоумением. Он явно вышел не в свое время, грешит откровенным стилизаторством в сторону предшествующих этапов советского кино и неубедителен во всех элементах. Конечно, надо учесть, что это первый фильм режиссера, но он так и остался последним, поэтому трудно сказать, что перед нами: первый блин или единственный пример стилистической глухоты.
5 из 10
9 ноября 2015