Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Следствие ведут знатоки: Подпасок с огурцом |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вячеслав Бровкин |
сценаристы: | Александр Лавров, Ольга Лаврова |
композитор: | Марк Минков |
жанр: | криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 3 ч 12 мин |
Самая 'гламурная' серия Знатоков. Ибо в роли преступников здесь выступают не работники свалок или овощебаз и даже не директора заведений общепита, а представители культурной интеллигенции. Которые промышляют незаконным сбытом ценностей, принадлежащих, между прочим, всем людям страны.
Но как говорил один из героев картины 'Искусство принадлежит народу, а картины - мне'. Потому трио Знатоков придется окунуться в море житейское в поисках крупной рыбы, занимающейся продажей шедевров зарубежным ценителям и подделкой творений великого мастера Фаберже.
При попытке вывоза за границу, задержано полотно художника Эль Греко, поверх которого кто-то быстренько намалевал картинку 'Подпасок с огурцом'. Знатоки начинают расследование, которое приводит их в дом видного коллекционера Боборыкина, провинциальный музей и даже заставляет вернуться в прошлое - в блокадный Ленинград и на фабрику Фаберже. Потянув за маленькую ниточку, следователям удается распутать клубок из лжи и хитросплетений и разоблачить настоящего злодея, прячущегося под маской добродетели.
Как и всегда, главное украшение фильма 'Подпасок с огурцом' - интереснейшие герои и блестящие актеры, которые их сыграли. Боборыкин - Борис Тенин, астроном и прохиндей Альберт - Никита Подгорный, парящая в облаках искусствовед Муза - Лилия Толмачева, 'мадам Стройматериалы' Людмила Хитяева - каждый жил в своей роли. На их фоне Знатоки снова немножечко потерялись, но это как будто так и задумано.
И серия получилась если не самая интересная, то одна из самых ярких.
29 сентября 2023
На советской таможне задерживают картину Подпасок с огурцом, которая под слоем мазни скрывает подлинный шедевр Эль Греко. Группа Знаменского начинает расследование хищений из провинциального музея и выходит на преступников, подделывающих произведения искусства, в том числе изделия знаменитого ювелирного дома Фаберже.
Один из лучших фильмов о знатоках. Уже потому, что взята неизбитая тема. Наконец-то почти не идеологизированный сюжет, в котором нет банальных расхитителей социалистической собственности, раскаявшихся воров, убийц, шпионов и прочих интересных, но где-то даже приевшихся персонажей. А здесь, не побоюсь выражения, новый социальный срез — мир коллекционерства, который и в литературе, и в кино не особо всплывал. Причем и в зарубежном варианте тоже — разве только на уровне какой-нибудь Аферы Томаса Крауна. Ну и, конечно, Как украсть миллион. Но это авантюрно-юмористический вариант. В Подпаске куда как более реалистичный вариант.
Думается, что для советского зрителя вообще случился шок — в нашем-то уравнительном обществе такие богатства? Да ещё и легальные? А почему искусство не принадлежит народу? Как даже Тициан может оказаться в частной коллекции? Мир искусства впервые и почти в последний раз показан как мир и коммерции, и бескорыстия, и прожигателей жизни, и истинных ценителей искусства. Правда, вновь на таком фоне затерялись собственно знатоки — их заслоняет блеск и нищета Боборыкиных и Кима Фалеева. Особенно хорош недооценённая звезда 60—70-х Никита Подгорный — весёлый звездочёт с блокадным детством. Лилия Толмачёва в роли советского пиарщика (по совместительству искусствовед и «голубиная душа») тоже хороша. А уж экспрессия и «бунтующий талант» Караченцова в комментариях совсем не нуждаются.
Наконец, это одна из немногих серий знатоков, которые могут быть интересны и понятны современной аудитории — коллекционный мир в сути своей не сильно изменился. Ведь по-прежнему легко потерять грань между ценностью художественной и коммерческой. Последняя легко уничтожает личность. В этот раз знатокам веришь больше, чем обычно.
31 декабря 2018
Благодаря бдительности таможни ЗнаТоКи осваивают специфику преступлений в новой для себя среде коллекционеров и музейных работников. Освоение успешно продвигается, но довольно быстро Знаменский от него отказывается по соображениям морально- этического порядка. И Томин выходит на первый план. Он делает всю основную работу, поскольку Кибрит даже и без Знаменского остаётся наименее существенной частью классического трио…
История, в которой Леонид Семёнович Каневский превосходно ведёт партию своего, наконец- то солирующего героя. Он обаятелен и артистичен.
Исчезновение Знаменского лишает сюжет привычной традиционности. Пал Палыч действительно уходит из фильма и не даёт коллегам ни одной консультации.
Эта новация не воспринимается как недостаток. Ибо главная опора всего цикла блестяще выдерживает увеличившуюся нагрузку.
А, как известно главной опорой в «ЗнаТоКах», всегда были отрицательные персонажи.
И в данном случае создатели прекрасно понимают, что легче обойтись без Знаменского и Кибрит, чем без их прекрасно сыгранных антагонистов.
В результате, как и положено, лучше всего в фильме показано финальное выяснение отношений крыс, которые не могут покинуть собственный заливаемый водой корабль. Оно сочетает мощь, патетику, драматизм, назидание зрителям, комизм. И всё это при минимуме художественных средств.
10 февраля 2017
На таможне задерживают картину. Из страны пытались вывезти подлинник Эль Греко, скрытый под посредственной мазнёй. Но из музея, где находился портрет, сообщают: картина спокойно висит на своём месте. Предварительное следствие выясняет, что двойник-подделка есть не только у Эль Греко, но и у «Подпаска с огурцом», под которого он был замаскирован, и ещё у нескольких картин…
Дело N 14 я считаю одним из лучших в «Знатоках». Хотя бы потому, что это увлекательное путешествие в мир произведений искусства и их коллекционеров. По ходу следствия зритель узнаёт, как происходит оценка картин и изделий, проверка их подлинности, какие существуют способы подделки и т. д. Томин, работая под легендой заезжего грузина с большими деньгами, внедряется в полулегальный рынок коллекционеров антиквариата. Постепенно выясняется, что «двойное дно» бывает не только у картин, но и у людей. Всплывают тёмные истории: кражи, подлоги, шантаж, мародёрство в блокадном Ленинграде… Некоторые «служители искусства» на деле оказываются циничными и хладнокровными дельцами.
Из звёздного актёрского состава отдельно отмечу Лилию Толмачёву, актрису театра «Современник». На экране она появлялась нечасто (около 10 ролей), но всегда запоминалась, как и в этой картине. Её героиня с романтическим именем Муза целиком погружена в мир искусства, она ныряет в него, отгораживаясь от реальности, в которой происходит что-то нечестное и нечистое. Но тем страшнее крах: правда открывается, идеалы рассыпаются в пыль, а её дом-галерея, дом-музей рушится на глазах. И это падение с небес на землю Толмачёва сыграла настолько ярко, что частично затмила своих талантливых партнёров — Тенина и Подгорного. В финале участники этой художественно-криминальной драмы делают каждый свой выбор, тем самым напоминая: даже для человека с отягощённой совестью есть шанс спрыгнуть с поезда, идущего под откос.
8 из 10
1 января 2012