Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ранняя ржавчина |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Гунар Цилинский |
сценаристы: | Лия Бридака, Элина Залите |
видеооператор: | Гвидо Скулте |
художники: | Андрис Меркманис, Иева Кундзиня |
монтаж: | Зигрида Гейстарте |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 ноября 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Мировой экономический кризис, сотрясавший Америку и Западную Европу в начале 30-х годов, затронул и маленькую независимую Латвию. Заводы и фабрики сокращали производство или закрывались совсем, увольняя рабочих сотнями. Повальная безработица заставляла людей сутками простаивать в очередях у биржи труда в тщетной надежде получить хоть какую — то работу. Газеты каждый день сообщали о банкротстве новых промышленников и банкиров, арестах биржевых спекулянтов, кризисе производства и сельского хозяйства, падении рождаемости. Этому тяжелому периоду в истории молодой республики посвящен, например, один из самых известных романов Вилиса Лациса «Бескрылые птицы», а так же роман «Ранняя ржавчина» Элины Залите, по мотивам которого Гунар Цилинский и снял этот фильм, сыграв в нем одну из главных ролей.
Чеканный профиль Цилинского, правильные черты его лица и холодная прибалтийская красота, вкупе с незаурядным актерским талантом, с одинаковым успехом позволяли ему играть в разное время и преступников, и следователей, и благородных героев, таких, как разведчик Николай Кузнецов в фильме «Сильные духом», и законченных мерзавцев и циников, как прокурор Страуюпс в данном фильме. Как режиссер он был известен в Латвии своим умением показать все нюансы женской души, раскрыть характер и саму суть героинь своих фильмов. Роль Элзы в «Ранней ржавчине» — дебют молодой литовской актрисы Риманте Крилавичуте, благодаря режиссерскому таланту Гунара Цилинского, стала самой яркой и запоминающейся работой в её актерской карьере. Две другие центральные мужские роли сыграли известный актер и режиссер Ольгерт Дункерс и совсем еще молодой тогда, но уже популярный Ивар Калниньш.
Кутаясь в старенькое и ветхое пальто, которое не брал уже ни один ломбард, Элза брела по брусчатой мостовой одной из узких улочек Старой Риги. Она приехала из провинции в столицу, надеясь найти работу, как и сотни других девушек. Но её диплом об окончании гимназии ничего тут не значил, как и законченные бухгалтерские курсы, а так же курсы машинисток. Чтобы получить место, нужен был хотя бы двухлетний опыт работы. Но где его взять, если на работу без стажа не берут?
А за стеклами витрин дорогих магазинов манили к себе красивые платья, меха, бриллианты, изящные шляпки и сумочки. Все это было у других. Разве вон у той дамы, за ресторанным столиком, под шляпкой мозгов больше, чем у неё? Нет, ведь Элза была лучшей в классе по математике! Считать она умела. И она тоже хотела быть богатой, ездить в дорогой машине, носить изящные украшения, путешествовать по всему миру, а не жить в нищете, уже в тридцать лет став высушенной старухой от тяжелой работы на хуторе, как её мать. Ну почему в этой жизни везет всегда кому — то другому?! Она молода, красива, у неё хорошая фигура, на ней замечательно сидит дорогое пальто, которое она может себе позволить лишь померять. Зависть маленьким ржавым пятнышком грызла её душу.
И вдруг судьба улыбнулась ей: одноклассник устроил машинисткой в контору самого влиятельного в Риге прокурора Страуюпса. Подрабатывая манекенщицей, она познакомилась с одним из самых богатых людей в Латвии — фабрикантом Киккулисом. Он говорил, что готов бросить весь мир к её ногам. И предложил стать его женой. Так начался её путь в высшее общество, к желанному богатству. Элзе много раз пришлось делать выбор на этом пути. И каждый раз ей приходилось что — то предавать в себе, в своих взглядах, чем — то платить за то, чтобы получить желаемое. Выбор больше походил на торг. Ведь не зря слова «предавать» и «продавать» так созвучны. Ржавчина все больше разъедала её душу, и выбирать становилось все легче.
Сначала между старым, но богатым Киккулисом и Янисом, парнем, с которым она училась вместе, и счастливая целовалась среди травы, но у которого не было ничего, кроме любви. Любовь против денег, какой банальный выбор. «Честью своей дыру в кармане на залатаешь» — говорила её мать. И вот она уже венчается с богатым стариком, а Янис, стоящий среди гостей, смотрит на неё мертвыми глазами. Теперь у неё есть наряды, машина, бриллианты. Но за все это нужно платить. А идти каждый вечер в постель, как на плаху, оказалось выше её сил.
Для того, чтобы сделать еще шаг наверх, в избранное общество, пришлось отказаться от многого в себе, стать другой. Ведь главное — это витрина, а что за ней — не имеет значения. И таких шагов — сделок с собой было еще много. И каждый шаг вверх, стоивший так дорого, на самом деле оказывался в конечном итоге шагом вниз, в бездну.
Бедная, наивная провинциалка, считающая, что красота и молодость дают ей возможность управлять мужчинами, самой решать, кому она улыбнется, а кому даст пощечину… Она была лучшей по математике и хорошо умела считать. Но мужчины считают ещё лучше. И лучше владеют стратегией. Этот мир создан мужчинами и для мужчин, и они далеко не так глупы, как иногда кажется женщинам. Разве иначе они владели бы этим миром, к которому женщина должна лишь приспосабливаться? А слова любви — лишь сладкая приманка. У каждого из мужчин была своя игра, в котором Элза была лишь пешкой, расходной фигурой.
Мужу нужна была простушка, которая обойдется недорого, но на неё можно переписать имущество и спастись от банкротства в это неспокойное время. Прокурор Страуюпс — он просто вольный охотник, ведь он дал Элзе работу, а значит, она должна заплатить, она — добыча. Итало, красавец, вскруживший голову окунувшейся в страстный и запретный роман Элзе, оказался сыном её мужа. Его письма, полные любви и грусти, с обязательной припиской послать ему денег. Такой красивый роман, нужный Итало лишь для того, чтоб не терять из виду скорое наследство, от которого папаша держал его подальше. Мужчины просто манипулировали ею, подталкивая к нужному им выбору, пока Элза считала, что все решает сама, ведь она молода, умна и красива. Она даже не заметила, как корысть ржавчиной съела её душу, её жизнь, её саму.
Одна из многих историй, которая никого и ничему не научит. Сколько еще бедных провинциалок, стоя перед сверкающими витринами модных бутиков и ювелирных магазинов, уверены в том, что их ум и красота сразят любого миллионера. И за одну только её улыбку он пойдет за ней на край света и бросит весь мир к её стройным ногам. Ведь мужчины настолько глупы, правда?
8 из 10
8 апреля 2013
Этот фильм — один из прекраснейших жемчужин латвийского кинематографа, в то время — советского. История бедной Элзы, которая вроде и по нужде, но всё же по собственному желанию, выходит замуж за престарелого, но богатого Кикулиса не нова, но местами трогает до глубины души…
В моей школе книга Элины Залите, по которой поставлен фильм, входит в обязательную литературу и думаю, что не зря. Хотя фильм и отличается от книги, в основном заключением и строением, это совсем его не портит. На протяжении всего фильма к Элзе испытываешь двоякие чувства, с одной стороны её искренне жаль — такая молодая и красивая девушка должна жертвовать собой ради того, чтобы выжить во время кризиса и безработицы, но с другой стороны — не особо она и страдает, у неё теперь есть всё, чего она только не пожелает, кроме любви…
Как обычно получается — Элза старого Кикулиса не любит, а любит ли он её — тоже вопрос, возможно она просто очередная красивая кукла, которой можно похвастаться и заставить завидовать своих таких же старых и похотливых друзей… Но всё меняется, когда Элза знакомится с прекрасным Итало (в исполнении Ивара Калниньша). Она попадает в омут страсти и любви вопреки такому замужеству, ведь Итало сын Кикулиса, хоть и не родной. С этого момента страсти начинают накаляться…
Это прекрасное кино, получившее несколько наград, в том числе и в Душанбе. Фильм, в котором вроде бы и нет ничего для того, чтобы считаться шедевром, но который несомненно можно назвать «маленьким прибалтийским янтарём».
10 из 10
6 мая 2009