Пена
6.2
6.4
1979, комедия
СССР, 1 ч 23 мин
16+

В ролях: Анатолий Папанов, Лидия Смирнова, Ролан Быков, Лариса Удовиченко, Леонид Куравлёв
и другие
Махонин покупает диссертацию у людей, продающих свои знания и интеллект, готовя кандидатские и докторские диссертации для лжеученых, так как, чтобы защититься самим, нужны связи, а у них таковых нет. Журналист Просов разоблачает группу авантюристов от науки.

Актеры

Создатели

Дополнительные данные
оригинальное название:

Пена

год: 1979
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Элизбар Караваев
композитор:
художники: Анатолий Брусиловский, Валентин Вырвич
монтаж:
жанр: комедия
Дата выхода
на DVD: 19 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «Пена», 1979

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Пена», 1979

Пена всё еще не ушла...

Бюрократ Махонин желает к своему статусу добавить гордое звание учёного и находит ловкачей, которые стряпают диссертации для таких как он. Но в дело вмешиваются семейные дела и журналист, 'набивающийся' в мужья к его дочери.

Вообще-то Александр Стефанович более всего прославился как муж Аллы Борисовны, которую мог бы снять в отдельном фильме (суперхите Женщина, которая поёт), но потом почти в отместку за развод, видимо, снял её конкурентку на эстраде Софию Ротару в душераздирающем клоне 'Женщины...'под названием 'Душа'. Был ещё и музыкальный пассаж с Андреем Макаревичем под названием Начни сначала. Так что ему ближе музыка и околомузыкальные интриги с концертными администраторами, борзописцами, худсоветчиками и т.д. Поэтому Пена пересекается с ними косвенно. Она все-таки не про музыкальную бюрократию, а про номенклатуру вообще.

Любопытно бы глянуть текст Михалкова, который к сатире хоть и имел отношение, но как детский поэт, делал её не столь уничтожающе. Даже трудно определить, а вызывает ли хоть кто-то в Пене сочувствие. Разве что герой Быкова, который как конь (в пене) бегает по Москве, доставая всё нужное своему патрону, и имеет вид угнетенного лакея.

В остальном этот мир вещизма, блата, своеобразных представлений о личном счастье, где форма (модное, престижное, положенное) заменила содержание, поглотивший застойную околоэлитарную тусовку, показан со всем отвращением и вызывает не смех, но злую усмешку пополам с отвращением. Особенно 'хорош' персонаж Солома (Леонид Куравлев), степень цинизма которого и описанию не поддаётся.

Вот только средь вороха типажей характеров и людей особо не обнаружено, а сюжетная конструкция уступает место калейдоскопу сцен. А нечто подобное уже пытался сделать Владимир Басов в недавно отсмотренной музыкальной комедии Нейлон 100 %. А позднее более колоритно и убедительно, хоть не без эксцентрики, доминирующей у Стефановича, это подал, например, Владимир Бортко в Блондинке за углом. Да и в целом тема не нова и мелькает фоном в фильмах почти всех жанров советского кино...

Парадокс ведь ещё и в том, что зритель вряд ли верил этим зарисовкам о пустоте зажравшейся номенклатуры, потому как позднее всё это не без желания бывшего советского человека поглотило всё наше общество - до сих пор не можем насытиться... Потому эта сатира и актуальна - решение деловых вопросов в банях и бассейнах, фейковый престиж научных степеней, рука руку моет вместо профессионализма, наивная доступность секретарш, хоть африканский принц племени мумба-юмба (простите, африканцы за невольный 'расизм'), лишь бы уехать за рубеж... Немного нелепо в таком ряду смотрится честность журналиста и (надо признать, неоднозначная) возможность напечатать компромат на высокое начальство.

Почему же все это слабо работало и уж тем паче сегодня не работает на зрителя?

Парадокс в оценке. Википедия приводит хвалебный отзыв аж из Нью-Йорк Таймс, который отмечает правдивость фильма в оценке советских руководителей, в отличие от штатных пропагандистов. Думается, что советский зритель видел всё иначе - наверное, происходящее на экране виделось чрезмерным очернением. Может, потому что многие втайне так и хотели жить, хоть и не буквально, конечно, но с тем же уровнем благосостояния... Наверное, это проблема и Михалкова, который примерял представления в лучшем случае 50-60-х к излёту 'застоя'.

Вот в итоге и получилось, что замах интересен и социально важен, но, как говорил один персонаж, 'правды характеров нету', хоть и с противоположным смыслом.

24 июля 2024

Сатирическая комедия «Пена» снята по мотивам одноимённой пьесы культового советского писателя, поэта и сценариста Сергея Михалкова. Крупный советский номенклатурщик, глава НИИ Павел Махонин из карьерных соображений решил организовать себе учёную степень, которой у него не было. Но по «злому року» его будущий зять-журналист Вадим провёл журналистское расследование как раз на тему изготовителей фальшивых диссертаций. Если скандальный фельетон будет опубликован, то Махонину грозит позорное разоблачение. Картина блистает великолепными остротами и перлами из-под пера Михалкова. Тема коррупции в среде советских чиновников была, конечно же, конъюнктурной для тех лет. Но позволительной лишь такому мощному авторитету, как Сергей Михалков.

Съёмки фильма пришлись на самый пик отношений режиссёра Александра Стефановича и стремительно набирающей сумасшедшую в СССР популярность певицы Аллы Пугачёвой. Так уж получилось, что они поженились за год до начала съёмок «Пены» и развелись спустя два года после выхода картины на экран. В июне 1978 года Пугачёва участвовала в кинопробах на роль Викторины Махониной — дочери главного героя. Несмотря на то, что художественный совет утвердил Аллу Пугачёву на роль, Стефанович намеренно снял её кандидатуру из-за риска разрушить образ «одинокой женщины с ребёнком», кропотливо создаваемый в течение двух лет в песнях и концертных программах. В итоге, роль Викторины досталась Марианне Вертинской. Но в фильме своего мужа Пугачёва всё же сыграла эпизодическую роль выступающей певицы на кинофестивале.

Отдельно стоит сказать про яркий саундтрек на музыку композитора Бориса Рычкова. Главной музыкальной темой фильма стали инструментальные вариации хита ВИА «Акварели» — «Наше лето». Слушать эти вариации сплошное удовольствие. В картину также вошли две песни в исполнении Аллы Пугачёвой — «Поднимись над суетой» и «Не обещай». Ещё один её знаменитый шлягер «Всё могут короли» постоянно в шутливой форме напевает себе под нос герой Анатолия Папанова.

Сам фильм «Пена» выдающимся, увы, не назовёшь. Режиссёр Александр Стефанович откровенно использует в своей картине приёмы Леонида Гайдая и Марка Захарова, однако из этого получается полная каша. Блистательный актёрский состав и замечательный саундтрек являются главным украшением достаточно заурядной и «скомканной» картины. Её просмотр вызывает острое ощущение недосказанности и недоделанности. Не в силу такого сценария, а в силу режиссёрского подхода. Поэтому, закончить хочу фразой из знаменитой новогодней комедии «Чародеи», которая, как нельзя кстати характеризует фильм «Пена»: Только что-то у них здесь недоработано…

2017, Василий Козлов.

12 января 2017

Комедия Пена появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Александр Стефанович. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Анатолий Папанов, Лидия Смирнова, Ролан Быков, Лариса Удовиченко, Леонид Куравлёв, Елена Санаева, Алла Пугачёва, Боб Цымба, Михаил Боярский, Вера Кузнецова, Наталья Крачковская, Марианна Вертинская, Владимир Басов, Евгений Стеблов.

Страна производства - СССР. Пена — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.