Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Барьер |
английское название: |
Barierata |
год: | 1979 |
страна: |
Болгария
|
режиссер: | Христо Христов |
сценарий: | Павел Вежинов |
продюсер: | Кирилл С. Киров |
видеооператор: | Атанас Тасев |
композитор: | Кирил Цибулка |
художники: | Стефан Савов, Весела Кирчева |
монтаж: | Елена Димитрова |
жанры: | фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 ноября 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Барьер — замечательный болгарский фильм Христо Христова. Фильм снят по повести замечательного болгарского писателя Павла Вежинова. Эта картина, если вы ее посмотрите, ни как не должна оставить вас равнодушным. Это очень тонкий, лирический фильм который просто должен тронуть струнки вашей души.
Известный композитор Антон Манев потерял всякий интерес к жизни, отдалился от людей, стал закрытым, создал невидимый барьер, живя по своему и существуя в своем мире. Он давно уже ничему не удивляется. И вот в один из самых обычных дней возвращаясь в легком опьянении домой он обнаруживает в своем автомобиле прекрасную незнакомку — Доротею. Доротея простая и наивная, она воздушная и нравственно чистая. У нее свой барьер. Этот барьер между ней, такой не от мира сего и земными отношениями, которые сложны, противоречивы и не всегда добрые.
Эта встреча изменит привычный уклад их жизни. Режиссер разворачивает перед нами дивную историю полную драматизма и чувственности. Барьеры обоих столкнуться, это будет неизбежно. Х. Христов очень неспешно, правильно и подробно показал медленное сближение этих дух совершенно разных героев. Для того чтобы полюбить Доротея должна была изменится, она должна была стать земной. А это для нее было смерти подобно. Трагедия была лишь делом времени, стоило только переступить барьер.
Иннокентий Смоктуновский в роли Манева великолепен. Его образ устоявшегося эгоиста, не способного изменить своего уклада жизни, своих привычек передан очень точно. Сильная игра великого нашего актера. Ваня Цветкова в роли Доротеи божественна. Созданный ею образ просто потрясает, ее манера поведения, манера держаться и говорить чаруют. На ее Доротею хочется смотреть снова и снова. Очень сильный и запоминающийся девственный и такой чистый образ. Замечательная актриса и красивая женщина.
Этот фильм относится к числу тех которые затягивают тебя, ты полностью отдаешься своим героям, сопереживаешь за них, думаешь вместе с ними. Атмосфера созданная режиссером получилась я бы сказал очень интимная и чувственная. Во многом этому способствует лиричный музыкальный фон, очень подошедший картине, его написал известнейший болгарский композитор Кирил Цибулка.
Барьер — это тонкое и завораживающее кино, если вы любите необычные истории любви, с глубоким и философским подтекстом, то вам сюда. Посмотрите этот фильм и он обязательно тронет вас.
8 из 10
12 июня 2015
Как тяжело, наверное, было пробиваться в советское время, в конце 70-х, когда были созданы и рассказ, и фильм, сквозь толщу ненужных ситуаций, встреч, разговоров, чтобы всего лишь, как Александр Грин в «Блистающем Мире», сказать о телепатии и левитации… Сейчас эта девочка-индиго (героиня Павла Вежинова Доротея), более понятна людям. Как, впрочем, и другой персонаж — мальчик — герой «Белого Ящера» был бы назван «рептилоидом»… Но тогда… Труд писателя можно было бы называть революционным.
Но очень сложно даже самым тонким и «продвинутым людям» пробиваться из 1976—1979 гг. (первая дата — создание романа, вторая — фильма) к нам, в 21 век, когда никому «от левитации» уже не пропишут, как доктор Юрукова Антонию Маневу «таблетки, которые нужно принимать три раза в день», и никто не скажет тебе: «Не переступай барьера».
Да, вокруг нас много спекуляций и сектантства на темы индиго и других паранормальных явлений. Очень многие безумцы в прямом смысле этого слова, почувствовав безнаказанность, морочат людям голову. Но фильм и книга не об этом. Фильм о том, что старому и новому миру нужно научиться понимать и слышать друг друга: «переступить барьер».
Создатели фильма и книги пробились к нам с той истиной, которая тогда была совершенно очевидной и крайне необходимой нам сегодня: чудеса можно творить только чистыми руками! Как и роман Александра Грина «Блистающий Мир» о человеке, владеющем левитацией, правда этих авторов «эпохи порядочности» нужна нам именно сегодня, именно вследствие того, что всё чудесное сегодня становится обыденным, коммерческим и теряет чистоту, а ведь, как говорит Доротея Антонию: «Единственное счастье для человека — это летать!»
Доротея описывает обывательский мир своей семьи, который не мог ее понять и принять так: «Учебников и тетрадок они мне никогда не покупали. Да мне, по правде сказать, они были ни к чему. Память у меня потрясающая. Я ничего никогда не забываю. Наверное, это и есть, Антоний, нормальная человеческая память, а всё остальное — отклонение от нормы». «Мне даже кажется, что мама с Цецо счастливы. Вот уж не понимаю, как это может быть такое жалкое счастье. Или даже подленькое счастье. А я-то думала, что единственное счастье для человека — это летать!» «Очень я стыдилась, что я такая оборванная. Но сейчас я им благодарна, честное слово. Кем я только в жизни ни была! И Таис, и Зоей Космодемьянской, и даже Сонечкой Мармеладовой. А они как были, так и остались никем».
Её фразы перекликаются и с романом «Отверженные» Виктора Гюго: «Когда у молодого человека от бедности в карманах сюртука дыры — там сияют звёзды».
Антоний выбран ею не случайно: тонко чувствующий композитор, единственный, наверное, на всей Земле способный её понять. Но он поддаётся брезгливому общественному мнению о психически больных (куда под одну гребёнку в обществе «причесали» и людей со сверхспособностями): «Я испытывал к ней непонятное чувство враждебности. Разве не была она незваным гостем, совершившим грубое насилие над моей личностью и человеческой природой?» Хотя сам же отлично осознаёт: «Я погубил её своим ничтожеством и слабостью».
Писатель и сценарист Павел Вежинов аккуратно готовит мир к тому, что если в 70-х годах прошлого столетия это чудо было единичным, то что будет в 21 веке, что ждёт нас завтра? Как мы встретим это чудо?
Тонкое лирическое повествование Вежинова о Встрече старого и нового миров поражает тактичностью и милосердием к обеим сторонам… Это поистине гениальный ход! Мы все произошли от одного Адама и от одной Евы.
Научимся же слышать, чувствовать и принимать друг друга.
18 августа 2014
Этот фильм принадлежит к числу тех редких, которые создают чувство сопереживания и затягивают до такой степени, что это можно назвать «эффектом подглядывания». Причина этого — камерность, тонкая интимность фильма при блестящей игре актеров, прежде всего, конечно, великого Смоктуновского.
Прелесть сюжета, по-моему, заключается в том, что все вроде как понятно с самого начала — мужчина и женщина под одной крышей, значит, будет «про любовь», но как подробно, глубоко, небанально показано это медленное и неизбежное усиление притяжения… К друг другу — и к земле.
Потому что в конечном счете этот фильм оказывается историей грехопадения. Ведь главная героиня — слишком чистая, воздушная, слишком «не от мира сего» — неизбежно должна была бы изменится для земной любви, в какой-то степени — потерять себя, что для нее немыслимо… Так что финал — такой, какой он есть — закономерен и логичен. И тот барьер, что фигурирует в названии фильма — еще и барьер между героиней и обычными земными отношениями. А в главном герое, по-моему, ничего особенно плохого нет. Во всяком случае, подлецом его точно не назвать.
Резюмируя: «Барьер» — очень тонкий, лиричный и чувственный фильм, держащийся на прекрасной игре актеров, помноженной на не менее прекрасный сценарий (а тот, в свою очередь, основан на прекрасной литературной первооснове). Смотреть всем любителям оригинальных историй любви — хотя бы ради сцены на закате с самым сильным и запоминающимся в своей беспафосности признанием в любви из всех, что мне доводилось видеть в мелодрамах.
10 из 10
31 января 2012
Не знаю, существует ли такое понятие как «болгарский кинематограф». Смотреть фильмы, снятые в этой маленькой братской славянской стране, мне до сих пор не доводилось. За исключением одного, который уже 30 лет является одним из моих любимых и неизменно заставляет к себе то и дело возвращаться. Это фильм «Барьер» Христо Христова, снятый по одноимённой повести Павла Вежинова.
0чень тонкая и поэтичная картина, мудрая, прозрачная и простая. Впрочем, такая ли уж и простая эта история любви? Встретились однажды композитор Антоний Манев (Иннокентий Смоктуновский) и словно свалившаяся с луны девушка Доротея (Ваня Цветкова), о которой правильнее всего было бы сказать, что она не от мира сего, юродивая, но язык как-то не поворачивается. Потому что как назвать существо столь чистое, невинное и прекрасное, которое умеет летать, юродивой? Эта девушка настолько легка и невесома, что рядом с ней любой человек покажется тяжёлым и приземлённым. И прожжённый циник Манев тоже себя таким чувствует. Эгоист — это клеймо к нему приклеивают и бывшая жена, и доктор Юрукова, и он сам. И мы видим — да, эгоист, ещё какой… Но положа руку на сердце, кто из нас способен привести в дом незнакомую девушку, которой некуда податься — не для того, чтобы переспать с ней, а из жалости, хотя неисправимый Манев и кидает на неё похотливые взгляды, и спрашивает двусмысленно: «Чем теперь займёмся?» Но ведь не переспал, а накормил, пригрел, а когда утром исчезла, отправился к её доктору и, узнав, что больна шизофренией, не отвернулся, а оставил у себя, прописал в своей квартире, нашёл работу, многому научил, старался, как умел, помочь, оберегал… не уберёг. Не сумел перешагнуть барьер здравого смысла, не смог ко всей этой бездне добра добавить душевной чуткости. А если бы сумел, то что получилось бы?
Дуэт, исполняющий роли двух главных героев, великолепен. Иннокентий Смоктуновский — гениальный актёр, способный без слов, одной лишь мимикой, выразить всю гамму сложнейших человеческих чувств. На протяжении фильма он показывает, как меняется душа его героя под влиянием музы, ангела, пришельца нездешнего…
Адажио Альбинони замечательно вписывается в повествовательную ткань «Барьера», поднимая на недосягаемую высоту наиболее драматичные моменты.
И, конечно, диалоги, в которых немало вкусностей, типа: «Дорога к тюрьме не такая уж и светлая…» «Правда, лучше воображать, что ты кто-то, чем быть никем?» «Я одного не понимаю, как счастье может быть ничтожным или даже противным?»
Я считаю, что «Барьер» должен быть в фильмотеке каждого киномана и обязателен к просмотру.
10 из 11
13 октября 2011
Вопросом, кого считать нормальным в нашем мире задаются многие, да даже, наверное, почти все. Общество диктует свои правила и рамки, в которые люди должны втиснуть себя, а тех, кто остается за рамками все дружно признают ненормальным или даже сумасшедшим. Но иногда такие «сумасшедшие» живут полной жизнью, а всё потому, что не бояться выйти за те самые рамки.
Жизнь композитора Манева не отличалась от жизни других людей. Его брак распался, и он всё чаще начал чувствовать приступы одиночества. Однажды, пытаясь побороть очередной такой приступ, он едет в ресторан. С этого и начинается повесть Павла Вежина «Барьер». Судьба сталкивает одинокого и несчастного Манева с простой, естественной и гордой Доротеей.
В 1979 году в свет выходит экранизация этой повести, режиссером которой выступил Христо Христов. На роль Манева был приглашен Иннокентий Смоктуновский. А сценаристом выступил автор повести Павел Вежин. И всё бы ничего, но на протяжении всего фильма преобладает чувство нехватки чего-то.
Манев в повести и Манев в фильме это две совершенно разные личности. Не говоря уже о том, что в повести главным героем выступал сам Манев и показывалось, как он меняется с появлением в его жизни Доротеи. А в фильме их буквально поменяли местами. Доротея, вот кто оказался «у руля», а Манев, так, бесплатное приложение. В повести композитор по отношению к несчастной девушке был то ласков, то строг, то весел. А в фильме он показался предвзятым и напыщенным. Да и сама Доротея не показалась наивной девочкой добрую половину фильма складывалось впечатление, что она хочет соблазнить Манева, да и тот, судя по его взгляду и репликам был вроде бы не против, но по сценарию не положено.
В глаза бросались резкие переходы между сценами. Вот Манев только что проснулся и ходит по квартире в поисках Доротеи, а вот он уже в больнице разговаривает с врачом. Но ближе к концу фильма переходы то ли перестают быть такими резкими, то ли глаз привыкает к ним. Вопреки повести в фильме так же отсутствовали монологи Манева, точнее их было всего два в середине фильма и в конце. А жаль, в них столько смысла было, в них показывалось, как композитор относился к девушке и все его мысли по этому поводу отражались именно в этих монологах. Так же, хотелось бы отметить диалоги героев, на мой взгляд, в некоторых местах не выдержаны паузы и создается впечатление, что они так тараторят, чтобы не дай Бог, не забыть слова.
Христо Христов, взял на себя большую ответственность, экранизируя такое произведение. Но он подстраховался, т. к. автором сценария выступил автор повести. Экранизация это вообще дело трудное, потому что она ориентирована на определенную аудиторию — которой понравилось литературное произведение, и тут уже шаг вправо шаг влево — расстрел. Стоит допустить одну ошибку и тебя уже вспоминают в разговоре всеми возможными ругательствами. Не скажу, что это самая худшая экранизация, но, как и в большинстве случаев — книга показалась более глубокой, чем фильм.
10 мая 2011
Люди делятся на тех, кто рожден летать и без крыльев, и тех, кому не суждено подняться даже выше собственной террасы. Причем последние традиционно приписывают первых к разряду сумасшедших. Может быть это из зависти?
Вечная проблема непонимания этих типов объясняется просто. Здесь вспоминаются строки из повести Герцена «Доктор Крупов»: «С чего люди воображают, что они лучше, отчего считают вправе презирать, гнать существо тихое, доброе, никому никогда не сделавшее вреда? И какой-то таинственный голос шептал мне: «Оттого, что и все остальные — юродивые, только на свой лад, и сердятся, что он глуп по-своему, а не по их»». Таким «юродивым» в повести Павла Вежинова «Барьер» выступает Доротея, девушка, живущая в психиатрической клинике. С ее появления в жизни композитора Манева начинается развитие действия — автором проводится своеобразный эксперимент на совместимость разных типов.
Через три года после появления повести в свет (т. е. в 1979г.), ее экранизирует болгарский режиссер Христо Христов. Причем на роль Манева приглашают Иннокентия Смоктуновского, на счету которого уже насчитывалось около пятидесяти фильмов, а Доротею играет молодая начинающая актриса Ваня Цветкова. Акценты расставлены: даже актеры, кажется, разные полюса магнита. Что же происходит с самим фильмом?
Чем ближе к тексту снята картина, тем большей похвалы достойна съемочная группа. Но между данной книгой и ее экранизацией оказался барьер. Некоторые сцены напрямую противоречат первоисточнику, что достаточно сильно влияет на характеры героев. Читаем: уставший Антоний Манев, впервые приехав домой с Доротеей, не склонен к общению и старается поскорее избавиться от нее. Смоктуновский же в его роли бодро разглядывает незнакомку, и с хитрой улыбкой несколько раз спрашивает «Что будем делать, а?» А милая и наивная Доротея вопреки своему книжному прототипу в первой половине фильма явно хочет соблазнить Манева. Позже Доротея, рассказывая печальные страницы своего прошлого, заливается смехом. Не истерическим, а обычным, неуместным в данной ситуации, смехом, как будто бы рассказывает Антонию свежий анекдот.
Потом ситуация выравнивается, появляются именно книжные Манев и Доротея, и во время кульминации сидишь, как говорится, с открытым ртом. Тем более, что именно здесь таится главная интрига фильма: как будет изображена сцена полета? Ответ: достаточно просто. Ярких спецэффектов в этом фильме вы не увидите, но игра актеров и музыка помогает самому оторваться от земли. Стоит сказать, что музыка Альбинони на протяжении всего действия настраивает на нужный минорный лад, а работа декораторов и костюмеров переносит в нужный временной отрезок. Но очень жаль, что закадровый голос, озвучивавший мысли Манева, появляется всего дважды. Много интересных соображений композитора остались вне фильма. Это и рассуждения об одиночестве, и мысли, собственно, о нормальности и ненормальности людей, и прочее. Без них получается такое надкусанное яблоко: вроде бы вкусно, но не полно.
Наверное, каждый сталкивался с тем, что после прочтения книги, экранизация всегда кажется неправильной и разочаровывает. Не могу сказать, что «Барьер» стал для меня очередным таким произведением. Но вердикт прост: фильм — ничего, но книга лучше.
6 из 10
8 мая 2011
В 1976 году свет увидела удивительная повесть видного болгарского писателя Павла Вежинова «Барьер». Загадочная история отношений эгоистичного композитора Манева и душевно неспокойной девушки Доротеи пользовалась популярностью, была переведена на многие языки. Тремя годами позже малоизвестный режиссёр Христо Христов экранизировал повесть под чётким надзором самого Вежинова, который в этом проекте исполнял обязанности сценариста. Сюжет повести и фильма привлекает и манит своей загадочностью, философская изюминка произведений делает историю «вне времени».
Сравнивая два произведения — оригинальную повесть и одноимённый фильм, можно найти много неровностей и несостыковок. Возможно, где-то «вырезан» сюжетный эпизод, возможно, образ персонажа показан совершенно другим в фильме. «Барьер» — книга представляет нам историю так: одинокий и эгоистичный человек, который по сути-то лишён всего человечного учится этому человечному у уникальной, чистейшей Доротеи. Это история Манева, только его, Доротея играет роль путеводной звезды в чистый мир, без жестокости и пошлости. И это его барьер. Христов же показывает нам напротив фильм о Доротее, этой потерянной девочке, он представляет нам её барьер. Совершенно непонятно, какую роль играет здесь Манев. Его мог сыграть кто угодно — и слесарь, и пекарь, и принц Английский — итог был бы таким же. В повести Маневу нужна была Доротея, в фильме же Доротее не нужен никто. Режиссёр изменил всю смысловую линию истории, создал новое произведение. Повесть и фильм — две совершенно противоположные реальности. Судить режиссёра за это нельзя — это его видение этой истории, его творческое начало. К тому же «Барьер» — самый знаменитый и лучший фильм режиссёра.
Несомненно, бОльшую часть фильма создают актёры. Два таланта объединились в одной картине. Иннокентий Смоктуновский и Ваня Цветкова. Бесспорно, дуэт получился видный. И, опять же, актёры сами режиссировали свои образы, именно так, как они видели своих Антония и Доротею. И персонажи получились очень разительны с персонажами книжными. Цветкова вывела свою героиню на первый план, попутно сведя её с ума. В итоге мы получили не ту загадочную, странную, манящую Доротею, с которой мы познакомились в повести, но действительно сумасшедшую девушку, которая летает не так мягко и метафорично как её книжный аналог. Она ведёт себя как наивный ребёнок, совершенно не знающий жизнь, она делает всё, что хочет её новый «смотритель», она, можно сказать, и не летает, она придавлена к земле. Как большие прозрачные глаза, так и её «русский» голос Ольги Гобзевой дополняют общую картину.
Иннокентий Смоктуновский создал также абсолютно свой персонаж. Он гениальный актёр, но Манев — не самая удачная его роль. Здесь он отошёл на второй план. Композитор Антоний Манев, завсегдатай ресторанов, авторитетная личность в киномире Болгарии, он просто есть. Они ни хороший, ни плохой. И опять можно привлечь не самую образцовую режиссуру и адаптацию сценария — мы совершенно не увидели его характера — ни его истинного отношения к своей прежней семье, ни ко всему аристократическому обществу, в котором он вращается.
Хочется отметить работу оператора и композитора. Снят фильм, и представлен зрителю превосходно — плавные переходы, выделение эмоциональности крупным кадром. И прикосновение Доротеи к нотам как ко всей музыке мира.
А «Адажио» Альбинони, которое уже само по себе заставляет вздрогнуть, очень уместно звучит в картине, усиливая эмоционально восприятие, которое нам не смогли в полной мере дать режиссура и актёрская игра.
Фильм будет не понят людьми, не читавшими первоисточник. Слишком многое остаётся без ответа, и это не художественный приём, а действительно недоработка сценария и режиссуры. Как говорилось выше, фильм «Барьер» представляет собой совершенно другое произведение, не показывающее ни развитие отношений главных героев, ни тех терзающих Доротею переживаний по поводу её воспоминаний, составляющие главную мысль повести.
Интересная, загадочная история получилась довольно пресной, и, несмотря на её формат «вне времени», всё же будет не так востребована у зрителя сегодняшнего дня. Похожая картина Тиля Швайгера «Босиком по мостовой»(2005), обладающая целостностью сюжета, неповторимой палитрой характеров, показывающая и извечные проблемы всепобеждающей любви, и цепляет ту самую философскую изюминку, раскрывающую «чистую человеческую природу, без примеси, без пошлости», будет более интересная зрителю. Не «Барьер» Христо Христова.
4 из 10
7 мая 2011
Каждый человек носит в себе частичку тепла, но, когда, два человека сближаются, разгорается пламя. Так, до их первой встречи Доротея и Антоний были глубоко одиноки. И начинается их собственная история, наполненная противоречиями и прозрачной, еле заметной линией любви, которой до последнего момента не хотел открываться Антоний.
Выделить можно отступления от оригинала повести, которые точно показывают, что происходит между двумя героями и с каждым по отдельности. Если, читая повесть, читатель должен до всего домысливать сам, то при просмотре, все более понятно и открыто. Момент с пощечиной, указывает на любовную линию. И я считаю, фильм от этого не утратил своей напряженности. Красиво и воздушно показано сближение двух душ, полет любви. Безумие, охватившее обоих, заставило их взлететь в небо и наслаждаться друг другом.
Радует, что концовка выделена именно героине. Мы и так весь фильм видели эгоиста, не способного отойти от своих привычек и устоев. И могли наблюдать тонкую, почти невидимую душу Доротеи, которая от каждого резкого слова уходила в себя, улетала в небо, как птичка, которая вспорхнула от громкого звука. Побег Антония, стал третьим потрясением Доротеи. И момент, когда героиня останавливается и смотрит полными переживания глазами в камеру, на зрителя, я считаю самым сильным.
Музыкальное сопровождение меланхолично и гармонично вписывается в происходящие события на экране.
Актерская игра, на мой взгляд, хорошая. Другого и не ожидалось от талантливого актера Иннокентия Смоктуновского. Четко были выражены нервные всплески, которые время от времени выплескивал Антоний Манев. И то недоумение, и закрытость, которое явно представлялось при прочтении повести. Именно таким Антоний мне и представлялся, чуть резкий, не со зла, по натуре такой, немного суетливый в мыслях и действиях, хотя вроде и не отходит от своих привычек и устоев, как говорит он сам. Как в фильме, так и в повести, чувствуется, как он меняется внутри, как суетность и бурление мыслей вперемешку с новыми эмоциями закипают в нем. А он все закрывается и ставит себе новые препятствия и барьеры. Благодаря Смоктуновскому, можно наблюдать это чувство внутреннего переживания так четко и пронзительно.
Доротею играет актриса Ваня Цветкова, с таким же необычным именем, как и сама героиня Доротея. Больше всего потряс голос. Тонкий и пронзительный, с детскими нотками, который хочется внимательно слушать, не упуская ни одного слова. Именно такой она и представлялась. Юной особой, потерянной для этого мира, ребенок запертый во взрослом теле, и наверно застрявший в нем из-за боязни покидать его, но с глубокими переживаниями и тонкостью чувств. Взгляд у актрисы бесподобен. Прозрачные глаза, смотря в которые не поймешь здесь, с тобой она или далеко отсюда. Минимальное проявление чувств внешне и бурлящие эмоции внутри, которые буквально разрывают на части и выходят тихими потоками слез. Я считаю, Ваня Цветкова идеально подошла на роль Доротеи.
Не маловажным я считаю и роль бывшей жены Антония Манева. Резская, обиженная женщина. Она говорит малозаметные, но важные фразы, характеризующие Антония. Она как указатель, но до последнего момента, она может казаться озлобленной и ревнивой.
Образ Доротеи можно описать как свежий глоток воздуха, который вносит в жизнь Антония совершенно новые чувства и ощущения, к которым он не готов и старательно, сам может того не ведая, отгораживаясь от них, от Доротеи, чем причиняет ей боль.
Фильм несет в себе тонкую философскую мысль. И хоть он был снят в далеком 1979 году, до сих пор проблема эгоизма и «болезни» общества остается актуальной. Мы до такой степени боимся ощутить новые эмоции, впустить совершенно незнакомых людей, что не замечаем, как из-за нашей черствости и эгоизма рушится жизнь ближнего. А, когда приходит осознание, становится поздно. Мы боимся переступить черту, которую сами же и начертили. И если вы переступите через этот барьер, вы обязательно прочувствуете этот фильм и может быть, измените что-то в своей жизни.
7 из 10
6 мая 2011
Прочитанная аннотация на данный фильм надолго отбила охоту смотреть его вообще. Когда все-таки решимость ознакомиться с болгарской редкостью возобладала, и прошли первые десять минут экранного времени, то оторваться дальше от экрана до финальных кадров — бесполезное дело, не получится.
Даже трудно представить, что тридцать лет назад так чудесно болгары-славяне сняли превосходную, глубоко философично-социальную драму современного больного общества. И в том большая заслуга двух главных персонажей картины — Смоктуновского и Цветковой: известного композитора и Ангела (в миру же просто ненормальной девушки). Оба на момент встречи были глубоко одиноки. Композитор Манев — внешне успешен и благополучен, разведен, но общается с бывшей женой и сыном, основную часть времени посвящая своему творчеству. Хотя это можно рассматривать как попытку бегства от реальной действительности.
И когда ангелы приходят в нашу жизнь, то не для забавы ради, а с определенной целью — что-то изменить в нас. Так и здесь получилось. Герой постепенно стал возвращаться к естественной жизни, а главное — он стал чувствовать этот мир, видеть его красоту естественности и к нему вернулась любовь.
Ангелы приходят к нам, когда их не ждешь, а уходят — не попрощавшись…
Музыкальная дорожка красива и печальна. Арт хаус? Возможно. Но фильм великолепен. Как последний полет Ангела.
9 из 10
31 октября 2010
История о том, как мы бываем абсолютно не готовы к новым ощущениям и как с возрастом уничтожается способность удивляться, даже когда мы не разучились думать и чувствовать. И если в нашу жизнь врывается кто-то или что-то непривычное нашему обычному представлению и бесценному опыту, возникает нами же созданный барьер который мы не готовы перешагнуть, а если и решаемся это может быть уже слишком поздно… Слишком поздно, потому что наш мистический опыт и наша личная коллекция ощущений переплетена с иными судьбами и наш выбор уже повлиял на чью то жизнь, на чей то полет, и кто-то нарочно сложит крылья…
История незапланированных отношений. Отношений, которые могут изменить нас если быть готовым принять их, несмотря на барьеры, которые все мы создаем для себя…
4 марта 2009