Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Журавль в небе... |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Самсон Самсонов, Аркадий Сиренко |
сценарий: | Виктор Мережко |
видеооператор: | Евгений Гуслинский |
композиторы: | Давид Тухманов, Александр Зацепин, Валентин Левашов |
художники: | Валерий Кострин, Сергей Воронков, Лев Збруев, С. Зунусова |
монтаж: | О. Рут |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 июня 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Да, жестокая, потому что о каком счастье здесь может идти речь? Сладкая картинка не предвещает ничего хорошего, потому что ни к чему хорошему в этом ключе фильм не ведёт! И потому мне совершенно непонятно, зачем режиссёр (или сценарист, я уж не знаю, кто) так поступил. Виктор Мережко, кстати, писал очень неплохие, жизненные сценарии, и «Журавль...», снятый по его зарисовкам, сначала обещал тоже быть достойным. Но всё перечеркнул финал…
Ладно, по порядку. Сюжет незамысловат: обычный деревенский сорокалетний шофёр (Александр Демьяненко) остался жить бобылём с тех пор, как три года назад от него в город сбежала жена. Он почти одичал, за первые полчаса фильма его герой Андрей произнёс слов десять, не больше. Он по-прежнему любит свою бывшую супругу, несмотря на то, что предприимчивый друг (Виктор Павлов) (ей-богу, Дуб и Шурик 20 лет спустя) то и дело «подсовывает» ему новых спутниц. Но все они оказываются напористыми, бестактными, нечуткими. Да и Андрей не готов жениться на ком попало, лишь бы не остаться одному. И в один из таких сватовских сеансов друган приводит даму необычной и для того времени, и для села профессии – киномеханика Розу (Лия Ахеджакова). Эта женщина сразу выбивается из ряда предыдущих незадачливых невест: внимательная, добрая, небезынтересная. И для меня, как зрителя, Ахеджакова в этом фильме была открытием – здесь она, как ни один другой артист, изобразила эмоциональную палитру – от смешливой и танцующей до буквально трагической фигуры. Она готова на всё ради понравившегося ей мужчины: и переступить через гордость, и пойти пешком под дождём к нему ночью, и даже полюбить всем сердцем маленького мальчика, который, в сущности, ни ей, ни ему не является родным. Вопрос только в том – за что же любить этого шофёра-пентюха? Демьяненко прекрасно справился с ролью, к нему претензий нет, я всегда был убеждён в том, что он выдающийся артист, способный не только на комедийный жанр. Вопросы все к его герою – а ведь такие, как он, были и есть, они сбегают от любого неудобства, сдают назад, прячутся. В этом главная обида бывшей жены Лизы (Людмила Зайцева), хотя и она хороша – с мужем ведь надо разговаривать, спасать отношения, а не вставать в позу. Впрочем, может, всё это и было, кто знает. Но сочувствия она не вызывает.
Не вызывает его и Андрей, хотя сюжетная линия с Васей очень трогательна. В заиндевевшей душе героя вновь загорается огонёк. Вот оно, спасение. В любви, конечно. И если её не может дать ушедшая супруга, то он сам её даст – маленькому человечку. И ради него даже пойдёт обратно по несостоявшимся невестам. Кто-то рассмеётся в лицо, кто-то уже окажется занят, но самое-то главное – их не примет Вася, потому что не его это мама. Мамой вдруг окажется Лиза – а почему? Ну, наверное, режиссёры и сценаристы захотели сделать счастливый финал. Но не сделали…
Пожалуй, серьёзное достоинство фильма в том, что равнодушным он не оставит. Актёры сыграли великолепно, даже эпизодники (Людмила Аринина, Иван Рыжов и др.). В каждом из персонажей можно увидеть знакомого, и в каждом поступке. Тоже и атмосфера того времени далеко от нас не ушла, хоть и прошло уже 45 лет. Но несправедливая и – главное – неправдивая развязка в покое не оставляет. Из-за неё такая оценка в общем хорошему фильму.
7 из 10
8 июля 2022
«Ой, табань, табань, табань, а то в берег врежемся! Не вставай в такую рань, давай ещё понежимся!»
Человек — существо коллективное. Одиночество ему категорически противопоказано. Андрей Заболотный одинок уже три года: с тех пор, как горячо любимая жена бросила его, подавшись в город с Гришкой-гармонистом. Днём Андрей целиком посвящает себя работе, и это немного глушит сердечную боль. Но вечером и ночью мужчина остаётся наедине со своими воспоминаниями. В деревне ничего от людей не скроешь. Все прекрасно осведомлены о «холостятсве» Андрея, и каждый по-своему сочувствует ему. А вот самый лучший друг Илья (Виктор Павлов) не просто сочувствует, но и проявляет недюжинную смекалку, «поставляя» невест. Явление это не эпизодическое, и даже односельчане запутались в нумерации, какая по счёту невеста в очередной раз заглянет в дом одинокого мужчины. На словах всё сказанное выглядит чистой комедией, а вот на деле… Александр Демьяненко безупречно справился со своей ролью. Закрепившееся на долгие годы комедийное амплуа нисколько не помешало создать ему образ человека, которому невозможно не сопереживать. И даже то, каким образом он избавляется от очередной невесты, не меняет зрительского к нему отношения. Не меняет, ведь сердцу не прикажешь.
Где-то в глубине души Андрей понимает всех этих женщин, потому что сам испытал на себе гнёт одиночества. Но он также понимает, что без взаимной симпатии семьи не может быть, а все его симпатии к слабому полу ушли вместе с бывшей женой… И, кажется, что из этого заколдованного круга нет выхода, если бы не случайная встреча с детдомовским мальчишкой Васькой (Серёжа Зиадитдинов). Васька ещё более одинок, чем Андрей. В свои шесть лет он не по годам рассудителен: «Маленьких детей теряют, а больших бросают…» Его детское воображение связало фотографию актрисы Софи Лорен с обликом его матери. Он носит фотокарточку с собой, в надежде встретить её. Два одиночества не могут оттолкнуть друг друга. Напротив, они крепко-накрепко притягиваются друг к другу, чтобы из двух ущербных половинок получилось гармоничное целое. Но для идиллии не хватает матери для Васьки и жены для Андрея. И вот здесь автор сценария Виктор Мережко показал «высший пилотаж» обретения долгожданной семейной гармонии.
На начальном этапе съёмок режиссёром значился один Аркадий Сиренко. Это был его первый фильм, но с дебютом что-то пошло не так, поэтому позднее к кинопроцессу подключился Самсон Самсонов. Сейчас трудно сказать, кто из двух режиссёров «подправил сценарий», изначально называвшийся «Кукушкино крещение». Напечатан он был в киноальманахе «Сценарии» в 1977 году, и содержит много не вошедших в фильм эпизодов. Хуже фильм от этого не стал, но довольно трудно согласиться с финальными кадрами героини Ахеджаковой. Лия Ахеджакова сыграла изумительно, вложив в Розу Козодоеву не только весь свой блестящий талант, но ещё и частичку женской души, тоскующей по семейному счастью: «Должно ж и мне когда-нибудь повезти!» Актёрский состав картины без всякого преувеличения — великолепный. Начиная от подбора актрис-«невест» и заканчивая короткими эпизодами с Николаем Граббе, Людмилой Арининой, Николаем Скоробогатовым, Иваном Рыжовым. Лиза в исполнении Людмилы Зайцевой — самый противоречивый персонаж. В какие-то моменты можно понять её поступок, хоть «червь сомнения» остаётся. Понятно, что второго шанса заслуживает каждый, вот только хватит ли душевного огня для ещё одной попытки?..
Замечательный, душевный, трогательный фильм.
5 апреля 2020