Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лес, в который ты никогда не войдешь |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Конунов |
сценаристы: | Тамара Лихоталь, Маргарита Мосякова |
видеооператор: | Влад Чуря |
художник: | Антон Матер |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
В категоричности названия фильма присутствует некая скрытая печаль, потому что слово 'никогда' вызывает внутренний протест. Чувства бунтуют, но разум твердит: действительно, не войдёшь. Никогда. Ведь лес, который вы сажаете станет таким только через 100 лет! Как может юность, едва отметившая шестнадцатилетние, представить такую бездну времени! Оказывается - может. С первых минут картины зритель буквально погружается в атмосферу радости, счастья, гармонии. Камера оператора то замирает на крупных планах возбуждённых от предстоящей поездки девятиклассников, то, будто случайно, натыкается на прыгающую по вершинам белку, или гнездо с орущими тройняшками-птенцами.
Ветер едва колышет высокую траву, и если сильно захотеть, то можно даже уловить тонкий аромат медоносов. Благодать! Истомой дышит природа, весельем фонтанирует молодёжь, но замечательная музыка Эдуарда Артемьева тревожными нотками намекает, что визуальная идиллия не может длиться долго. И это так, потому что лента Бориса Конунова не столько о лесе, сколько о будущей взрослой жизни сегодняшних школьников. Невозможно стать взрослым за одну ночь. Взросление это категория не столько временнАя, сколько эмоциональная. Юность влюбляется в лицо, зрелость — в тело, а старость — в душу. Всё так. Но до чего же хочется, хоть на мгновение(!), вернуться в ту благодатную пору, тем более что советские фильмы невероятно щедры на подобные подарки.
Снимая свою картину в далёком 1978 году Борис Конунов даже подумать не мог, сколько радости и добрых воспоминаний подарит его работа полвека спустя. Большое видится на расстоянии. Кто бы спорил! И вот, сквозь полувековую призму, ты с внутренним трепетом наблюдаешь за школьниками, перед которыми, наверное первый раз в жизни, встала дилемма: плыть по течению и 'не высовываться' (как советует учитель труда Пётр Николаевич в исполнении Юрия Каморного), или отринуть холопскую позицию 'моя хата с краю' и попытаться что-то изменить. Заранее ты не можешь знать, кто поддержит тебя, а кто осудит. Но это неважно, потому что для себя ты уже всё решил.
Тем более рядом с тобой есть человек, которому стыдно будет смотреть в глаза, если ты 'прогнёшься' и наплюёшь на собственную жизненную позицию. Вопрос этического выбора часто поднимается в фильмах, но, лично на мой взгляд, только в советских картинах решается этот выбор наиболее гармонично. Благодаря честности, принципиальности, справедливости, воспитанности персонажей. Любое из этих прилагательных подойдёт к коллективу 9-го класса, потому что они не играли жизнь, они просто жили. Радовались, мечтали, спорили, и искренне, трогательно, проникновенно верили, что именно такой будет их дальнейшая судьба...
P.S. Особый восторг вызывает 'дискотека на траве' под суперхит группы Boney M. «Sunny», впервые исполненный диско-группой в 1976 году, а в 1978, несмотря ни на какие 'железные занавесы', песня звучала в СССР на каждой школьной дискотеке.
31 декабря 2022