Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Принцесса на горошине |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Рыцарев |
сценаристы: | Феликс Миронер, Ханс Кристиан Андерсен |
видеооператоры: | Александр Мачильский, Вячеслав Егоров |
композитор: | Антонио Вивальди |
художники: | Ольга Кравченя, Надежда Фадеева |
монтаж: | Нина Васильева |
жанры: | фэнтези, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 августа 1977 г. |
на DVD: | 4 декабря 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Где-то в 3-м классе я заболел воспалением лёгких и на долгих полтора месяца оставался дома взаперти.
Для разнообразия досуга мне купили ярко-красочную книжку «Огниво», раскраску «Принцесса на горошине» и набор открыток с иллюстрациями к произведениям Ганса Христиана Андерсена. В стопках старых книг я нарыл потрёпанных «Диких лебедей» (где что-то ткали из крапивы) и погрузился в мир великого датского сказочника.
Днём по телевизору показали мультфильм про «Гадкого утёнка» с такими важными персонами птичьего двора.
Но главный сюрприз меня ждал однажды вечером после очередного просмотра сказочного (что-то про Мумий-троллей с забавными большими носами) диафильма на простыне, пришпиленной к ковру.
С необъятной сочной зелени экрана полилась дивная музыка (его величества Антонио Вивальди) и целый спектр талантливых советских актёров (именитых, зрелых, молодых и совсем юных) раскрывали своей великолепной игрой смыслы большого ряда сказок Андерсена, по сценарию фильма переплетённых в единое целое.
А смыслов в «Принцессе на горошине» было так много! Осознал я их, естественно, намного позже, когда пересматривал сказку лет через 10 сурьёзным юношей с подпаленной душой (а в детстве, как до сих пор помню, до ужаса боялся вспоминать открывающееся лицо тролля с таким зловещим носом).
Точно помню, что в конце 1997 года я пересматривал фильм детства.
Передо мной снова оживали сюжеты, уже неоднократно виденные в жизни:
1) вся такая воздушно-неземная барышня, «играющая» с россыпью творческих мужчин лишь для того, чтобы потешить своё самолюбие и в конечном итоге «уйти», облокотившись на «железную руку» (о, сколько я перевидал таких скромниц-притворщиц – пересчитать не хватит даже пальцев на ногах!!!);
2) неугомонно-капризная принцесса, готовая за обладание чудным горшочком на… (эти встречались намного реже, но тоже распространённый вариант!).
Конечно, с героинями не всё так плохо:
1) неприступно-холодная дама всё-таки падает в обморок при виде куска сыра в мешке;
2) про нежно-трогательную девушку в исполнении моей любимицы Ирины Малышевой вообще молчу – выше всяких похвал!!!
И куда уж деться от главнейшего, почти библейского, посыла шедевра: «Не ищи в краях далёких счастья, ибо оно уже в доме твоём!!!»
P.S. Но жизненные реалии с методичностью дятла «долбили» мне о том, что счастья нет ни в дальних краях, ни в близких, ни даже дома…
Прямо слёзы (увы, горькие!) наворачиваются, когда вспоминаешь…
P.P.S. А новый 1998-й год встречался с каким-то логически необъяснимым воодушевлением и такой заманчивой надеждой на то, что самое горькое и тяжёлое уже позади.
Верхи искусно подпитывали иллюзии, громогласно протрубив об окончании эпохи дикой инфляции и предстоящей деноминации (в видеоролике незабываемая Клара Лучко с неподдельной теплотой в голосе извещала о возвращении копейки).
В августе, буквально за день до очередного экономического коллапса, главный сказочник страны в который раз божился о том, что «всё будет хорошо». А на следующий день…
А на следующий день все мы снова поняли, что всё это только сказки…
10 из 10
23 апреля 2024
Смотрела эту сказку в детстве и толком не запомнила. Только эпизод с состязанием «людей искусства» как-то всплывал в памяти, правда не отчётливо. Поэтому случайно наткнувшись на неё недавно, решила пересмотреть.
Начинается история с жизнерадостного объявления «требуется принцесса», что уже намекает — история будет с юмором. Вот только главный герой, принц, сидеть и ждать суженную не собирается, а отправляется на её поиски сам.
Вообще, как персонаж, принц интересен, хотя местами нелогичен. Особенно это видно в сюжете из «Свинопаса»: сначала сам требует поцелуи принцессы, а затем презирает её за продажность. Если это было испытание, то хватило бы и первого раза, а если нет, то он и сам проявил себя не самым высокоморальным типом. Хотя с воспитательной точки зрения сцена оправдана, ибо учит не быть легкодоступной и дешёвой девочку, которая хочет стать настоящей принцессой.
Собственно, принцессы — это самое слабое звено фильма, все какие-то недалёкие. Одна со свинопасом целуется, другая не может сама придумать слово, третья и вовсе ждёт форменного нахала, строя из себя духовно богатую деву. Но вторая хотя бы вызывает сочувствие, у неё есть своя драма — запретная любовь. Жених же её сначала вызвал мою неприязнь, поскольку помнится оригинальная история, но потом становится виден и его трагизм, ведь он действительно любит, да и хэппи энд вроде как оправдывает его жестокий метод сохранения избранницы. Кстати, второй король лично на мой взгляд, хоть и появляется недолго, но юмористической ноты вносит больше других.
Третья история оказалась самой абсурдной и натянутой, как по мне, без неё сказка только выиграла бы.
Финал закономерен и снова воспитательно-полезен. Нежная, весёлая, заботливая и хозяйственная принцесса признается самой что ни на есть настоящей. В итоге все счастливы и получается хорошая сказка, добрая, красивая, пусть и не без странностей.
7 из 10
1 ноября 2017
Сама идея сделать нечто вроде кино-фанфика сразу по четырем сказкам Андерсена довольно любопытна. В единый сюжет их сшили органично. Каждую сказку попытались переосмыслить. Но, увы, удалось это, пожалуй, только со со сказкой «Дорожный товарищ».
Тролль в черной маске сразу завораживает взгляд. Видны лишь его прекрасные глаза и слышен глубокий, полный печали, голос. Он напомнил мне короля гоблинов Джареда из «Лабиринта» — только повзрослевшего и познавшего горе и утраты. Его избранница-принцесса тоже прекрасна и печальна. Их диалог о любви так искренен и вместе с тем изыскан. И действительно боишься, что Принц, так жаждущий крови соперника, последует за оригиналом сказки и принесет невесте голову Тролля. Правда, финал истории несколько подпорчен ходом а-ля «Аленький цветочек». И эти восстающие из мертвых скелеты… ну да, все идеально, никто не пострадал. Впрочем, до желанного мне исхода в свое время додумаются создатели «Шрэка»… и, конечно, из чисто женской солидарности я рада за Вторую Принцессу, хотя истинный облик ее жениха далек до Аполлона — вылитый робот Вертер из «Гостьи из будущего», все лучше, чем тролль.
Переделка «Самого невероятного» по задумке тоже неплоха. Но по исполнению это какой-то дикий трэш. Приличного портрета принцессы не нарисовали (нет, это не выглядит задумкой авторов, что его так и не показали, это выглядит дефицитом хорошего художника в штате), мим — явно не Марсель Марсо (хотя из всех, пожалуй, лучший), балерун тур-то закрутить приличный не может, а комбинированная съемка с фуэте, которое заворачивает танцора в землю — просто позор, вместо поэта — бездарный декламатор хрестоматийного палиндрома. Что до изобретения Принца — ну, только карточный фокус с угадыванием карты примитивнее в исполнении. Но самое ужасное это Драчун. Такого неестественного смеха и натужной грубости в советском фильме как-то не ждешь, стыдно видеть эту бездарную «игру». Так что совершенно слито жизненное наблюдение о том, что, бывает, недалекие девы, сколь не корчат из себя возвышенных натур, отдаются первому попавшемуся «альфа-самцу», всех достоинств которого — наглость да сила…
С другими же сказками вышло куда хуже. Первую переделать переделали, но мораль вывели, на мой взгляд, отвратительную. В первой Принц, видите ли, запрезирал принцессу, готовую отдаться за подарки. А сам чем лучше, предлагая ей подарки за поцелуи? Не любишь торговлю телом — не ходи по борделям. Была бы Первая Принцесса действительно прожженной шалавой, еще ладно, но ведь она просто дурочка, безмозглая и не понимающая о жизни вообще ничего. Выглядит Принц тут просто лицемерным ханжой — целовался-то с удовольствием, а потом весь такой моралист. Мерзкий человек, одно слово. А тут подан как положительный герой. Двойные стандарты во весь рост.
В последней же истории фантазии на переделку не хватило у авторов. Все по оригиналу с горошиной… было бы куда лучше, чтобы принцесса сказала: «Вы знаете, я плохо провела ночь… потому что просто не смогла залезть на эту гору хлама». Да и — пардон, где тут любовь-то успела возникнуть? Принц видит ее второй раз в жизни. Она кроткая и хозяйственная, и матери нравится — просто удобная партия, а ему приспичило жениться. Наплачется она с ним еще…
Не исправляют ситуацию даже Смоктуновский и Фрейндлих, да и Калягин тут просто отрабатывает комедийную репризу — это семечки, а не роли для таких звезд.
Кстати, музыка Вивальди половине эпизодов в фильме совершенно не подходит. Попытка выехать на таланте признанного композитора — некрасивый ход создателей.
За историю Тролля я бы поставила восьмерку, за ханжескую переделку «Свинопаса» и халтуру в «Самом невероятном» — трояк, полбалла за саму идею, в общем, —
6 из 10
20 октября 2014
Проект явно был на приоритетном снабжении: чудесные декорации и натурные съемки, изумительные костюмы; легкая и крепкая актерская игра — Фрейндлих, Калягин, Кваша и Смоктуновский в лучшей своей форме.
Феликс Миронер (автор общепризнанного шедевра «Весна на Заречной улице») изящно и складно сшил из четырех сказок Андерсена одну, взяв за основу «Горошину». В итоге мы получаем консюмеристский ситком, который сменяется суггестивным еврохоррором и затем — блистательной анти-руссоистской сатирой с отчетливым привкусом Станислава Лема. Напоследок умелец сказочного мейнстрима (Борис Рыцарев — «На золотом крыльце сидели») убаюкивает зрителя моралью «лучше синица в руке». Через пару лет на экраны триумфально вышла «Москва слезам не верит» — и вот там такое же ощущение уютной обреченности, люди в кадре явно никуда не торопятся.
Фильм не избежал чисто советских визуальных фэйлов, над которыми обычно хихикают завсегдатаи imdb — Кваша сумел навести суггестию мефистофельскую, но уж не надо было снимать маску… Ну и прочие «комбинированные съемки».
И да — к сожалению, принц натурально неотличим от Веры Глаголевой. Весь фильм перед вашими глазами будет Вера Глаголева, что ни поделай.
Засим
7 из 10
13 июня 2011
Одна из моих любимых сказок.
Превосходный сюжет, великолепная музыка Вивальди, и отдельно хочется отметить подбор актёров. Потрясающий Кваша — Тролль, одним голосом играет так проникновенно, что невозможно не влюбиться в него немедленно. Калягин — Король — это просто праздник, какой-то! Прекрасные принцессы, каждая в своём образе: пустышка, тайна, муза. Романтичный и совсем ещё юнный принц. Мудрая Королева-мать — Алиса Фрейндлих, умна, многоопытна и очаровательна. На мой взгляд, этот фильм шедевр среди сказок, поскольку сделан с большим вкусом и юмором.
Понравится и детям и взрослым.
10 из 10
6 июля 2010