Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обыкновенная Арктика |
год: | 1976 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Симонов |
сценаристы: | Алексей Симонов, Борис Горбатов, Константин Симонов |
видеооператор: | Ростислав Давыдов |
композитор: | Вадим Биберган |
художники: | Алексей Рудяков, Елена Фомина |
монтаж: | Мария Амосова, Галина Танаева |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
можно отличить хорошее Советское кино от отличного. И тут начну сложно и издалека — со своего ощущения от материала лит. источника. Так и ощущается плотность страниц, их желтизна и непередаваемый запах книг 40х-60х годов, краски ли, клея ли или чего ещё. И чёрно-белые иллюстрации вставленные в текст или отдельными вкладками, но тогда обязательно с текстом из произведения под ними. И всё вышеописанное предвосхищало приключение, романтику, будоражило воображение стремящееся к непознанному. И книги соответствовали ожиданиям — т. е. были написаны максимально интересно и увлекательно для детей и подростков. Ибо они стали основной целевой аудиторией в стране Советов, ибо они получили обязательное школьное образование и вместе с отцами, матерями (а порой и дедами, бабками) — всеобщую грамотность. Так что отличие в восприятии печатного текста между поколениями, в период середины 30х годов был незначителен.
Чем же достигалось увлекательность в чтении? Сглаживании углов и широкой индивидуализацией героев чьи личностные характеристики и вызывали конфликт, двигающий саспенс, в фильме же происходит обратное — литературную основу компилируют во взрослое кино — с элементами соц. реализма — как его понимали в 70е годы прошлого века. И получается, что вопреки тексту надо налегать не на индивидуальности, а на нечто большее — идею и смыслы, а как это отобразить? Вот и избавившись от авторского текста много пояснявшего отношения, да и просто описывающего окружающий быт — отказались от интереса со стороны школьников. Но недоделали идейно, и попросту пересказали конфликты антагонистов. Как пример: становой хребет фильма — персонажей Анофриева с Далем, где начальник Даля — узколобый догматик коммунист, а Анофриев — более сложный десятник-прораб. Главное не показаны причины, социальные и культурные конфликта — народ, как всегда безмолвствует, а его участь, в данном случае работу, решают герои. И если за великолепно сыгранным Олегом Андреичем образом видна некая сложность, неоднозначность и «умение жить», то за персонажем Олега Ивановича — голая идея, формальным образам побеждающая оппонента и своей «правильностью» воодушевляющая массы.
Вот и получается положительный герой плоский и заскорузлый, а отрицательный живой и фактурный. Хотя на деле всё было, вероятно, несколько иначе, ведь по результатам народные массы пошли за коммунистами — и сдаётся мне пошли не за голой идеей, а как раз грамотно растолкованной. Но жизнь социума времён съёмок — 70е годы вполне оправдывало просто без-идейного «хозяина своей жизни» и отторгало голо-идейную пропаганду — может и в этом причина некоторого диссонанса в рассматриваемом произведении? Этакий сложный диссонанс между текстом для юной аудитории, его адаптацией для взрослой и изменения парадигмы общественных смыслов влияющих на авторов и через них на само тело фильма?
Вот, вроде простенькое отечественное кино, а опять размышлизмы затягивают…
6 из 10
16 декабря 2020
Книгу рассказов Бориса Леоньтевича Горбатова «Обыкновенная Арктика» не любить в детстве было просто невозможно. Прошло столько лет, а я до сих пор помню и год издания — 1959, и обложку — полярник, приложив ладонь ко лбу, следит за разворотом самолёта. В книге было 15 рассказов — целый мир, наполненный романтикой и приключениями.
Для 2-х серийного фильма «Обыкновенная Арктика» режиссёр и сценарист Алексей Симонов выбрал 4: «Суд над Степаном Грохотом», «Роды на Огуречной земле», «Торговец Лабас» и «Большая вода». Они очень гармонично соединились в одну киноисторию, которая выглядит несколько необычно для советского кинематографа, не жалевшего превосходных эпитетов для покорителей Севера.
Фильм рассказывает о строительстве порта в 1935 году. Вся страна ликует по поводу спасённых в марте-апреле 1933 года из ледового плена челюскинцев, за что 7 пилотов стали первыми Героями Советского Союза. Следующая героическая эпопея — дрейф И. Д. Папанина на льдине — осуществится только в 1937—38 годах. И вот на таком восторженно-героическом фоне режиссёр Алексей Симонов рассказывает о самых, что ни на есть «серых буднях» полярников.
Пурга. «Актированные дни». Скука. («Гой ты, тундра пробуждённая… Эх! Ты, дорожка бездорожная… Эх! Мои ноженьки промокшие…Э-эх!..») И над всем этим — «тихий саботаж» десятника стройки — Степена Грохота (Олег Анофриев). При кажущемся эмоциональном «провисании» середины, весь фильм целиком затягивает точно омут. Нужно лишь внимательно смотреть и наслаждаться — другого слова и не подберёшь! — безупречной актёрской игрой.
Сколько «сочных», колоритных персонажей, в исполнении любимых и давно признанных актёров: Олег Даль, Афанасий Кочетков, Ролан Быков, Виктор Павлов, Пётр Щербаков. О каждом персонаже можно говорить долго, но лично мне невероятно понарвился в роли доктора Ролан Антонович Быков.
Прекрасный актёр создал исключительно запоминающийся типаж. Его повторяющееся «батенька» — это своеобразный рефрен фильма, в котором основной музыкальный ряд — это не песни, а почти не прекращающийся вой пурги. Именно эта часть (рассказ«Роды на Огуречной земле») является эмоциональным пиком фильма, оттенившим и высветившим всех персонажей долгой и трудной зимовки.
Великолепный фильм, без пафоса показывающий ОБЫКНОВЕННУЮ Арктику.
20 февраля 2014