Времена года
7.8
7.5
1975, документальный, короткометражка
СССР, 28 мин
Фильм повествует о кратком отрезке жизни армянского села величиною в один год. За этот год перед зрителем проносятся различные картины из жизни селян, их борьба со стихией и природой — борьба, в основе которой лежат созидание и бесконечная тяга к жизни.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Времена года

год: 1975
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Михаил Вартанов
композитор:
жанры: документальный, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 11 ноября 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 28 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, короткометражка

Отзывы критиков о фильме «Времена года», 1975

Данный фильм повествует об переменчивости жизни. Рождаясь, ты захлёбываешься. Умирая — тоже захлёбываешься. От и до — это маленький промежуток времени. Но бывает и большой, цельный, собранный.

Фильм был снят под впечатлением от музыки австрийского композитора Вивальди. Вивальди сочинил свой цикл, наблюдая за погодными условиями. Ему удалось прочувствовать ритм человеческой жизни так, как этого никто ранее не делал.

Режиссёр Артавазд Пелешян задумал снять свой фильм, наблюдая за горным народом, который косит траву, собирает сено, пасёт овец. Он показывает годовой цикл жизни человека, у которого в зависимости от погодных условий меняется хлеб за столом и мысль, как прокормить свою семью и себя.

Итогом всего годового цикла является наступление оттепели, в которой каждый человек ведёт себя по своему. Кто-то справляется с поставленными задачами, а кто-то утопает в изобилии и мотовстве.

Всё начинается показом воды — что есть вода? Вода есть и жизнь, и смерть. Поэтому она есть и в начале, и в конце. Один человек умирает — рождается новый. И так до бесконечности.

Труд закаляет человека, делает его духовно и материально богаче. Хлеб и воды — являются материей, без которых не может обойтись ни один человек.

Неуважительное отношение человека к труду приводит к тому, что член общества становится бесполезен, потому что не участвует в общественной жизни.

Этот документальный фильм о жизни, как таковой.

7 из 10

7 декабря 2020

Эссе-рецензия на «Времена года» (спойлеры)

Артавазд Ашотович Пелешян не только режиссер, изобретатель собственного приема — «Дистанционный монтаж», но и продолжатель теории монтажа, начатые еще Вертовым и Эйзенштейном.

Пелешян приехал из Армении и в 1963 году поступил во Всесоюзный Государственный Институт Кинематографии имени С. А. Герасимова. Уже в студенческие годы показывает свое мастерство режиссера, снимая такие фильмы, как «Земля людей»1966, «Начало» 1967.

Его фильмы нельзя назвать художественными, но и документальными будет неправильно назвать так, как сам Пелешян признается, что часто инсценирует и снимает постановочные кадры. Его творчество стоит где-то между художественным и документальным, он находит золотую середину и использует ее в полной мере.

Хотелось бы пояснить про метод «Дистанционного монтажа». Сам Пелешян говорит, что его прием отличается от метода Вертовского или Эйзенштейновского, которые используют ассоциативный монтаж и размещают кадры рядом друг с другом, тем самым, получая третий смысл-совмещенных кадров. Но Пелешян идет дальше и раскидывает ключевые кадры через множество звеньев, для того, чтобы глубже проникнуть и достичь идейного смысла. Отсюда и название монтажа «дистанционный», то есть «на дистанции». Пелешян неосознанно заставляет думать и выискивать смысл.

Одним из таких фильмов, используемый этот прием, считается картина «Времена года» 1972 года. Она рассказывает о жизни небольшой армянской деревушки в течение одного года. Как и в других картинах Пелешян не использует одного героя, а изображает в центре внимания тяжелый труд, быт и саму жизнь деревенских жителей.

«Времена года» начинается с кадров падающего человека по горной реке вместе с овечкой. Но вначале фильма нам не видно, что это за река, откуда и куда она протекает, какого размера, создавая эффект, что герой находится один в этом мире, как и овечка, которую он спасает. Он не справляется с потоком горной воды, каждый раз падая в воду, но, не сдаваясь и продолжая борьбу.

Повторяя кадр много раз с разных точек съемок, передается драматизм ситуации. Пелешян замедляет кадр, но продолжает повторять, подробно давая нам рассмотреть кадр. Поэтому зритель моментально сочувствует пастуху и погружается в атмосферу фильма. В конце Пелешян повторяет начальный кадр, но мы уже в курсе, что это тот самый жених, что он сам спрыгнул в воду за овцой. Такая обрамленная композиция закольцовывает фильм, чтобы наиболее точно показать цикличность действий в деревне. Каждый год у них происходит одно и тоже. Отсюда можно судить и о названии фильма. «Времена года» это не просто двенадцать месяцев для жителей. Это символ повторения событий из года в год.

Не зря Пелешян показывает свадьбу именно весной. В этот период всё расцветает, оживает и у героев есть время немного отдохнуть, но повеселиться и расслабиться в полной мере они не могут — работа не ждет!

Несмотря на то, что кинокартина снята в 1972 году, фильм сделан, как немой, используя всего три или четыре интертитра. Пелешян совсем не использует диалоги. Это и не нужно, все дополняется музыкой, которая не звучит, как фон, но и не является главной составляющей.

Поэтому музыкальное обрамление картины подобрано не случайно. Если у Вивальди «Времена года» — это сама природа, со своим характером и эмоциями, то в фильме — это тяжелое и сложное взаимодействие людей в природе, как они борются с жестокой стихией.

Музыка подчеркивает динамичность повторов. Аудио дорожка кинокартины не только во много раз приумножает эффект присутствия, но и передает весь пафос повествования. Не зря сам Пелешян говорил, что синтез звука и изображения должны дополнять друг друга. Такое дополнение придает фильму еще большую поэтичность.

Как и в поэзии в фильме Пелешяна повторение кадров это усиление образов и мотивов, чтобы каждая деталь осталась в памяти и не забылась даже после просмотра фильма. Он акцентирует внимание, чтобы зритель внимательно рассмотрел пастуха в бурлящей стихии, долгий сенокос и огромные стога, которые с трудом, но с улыбкой спускают фермеры вниз по горе. Им тяжело, но они находят в этом некую игру, радуясь жизни.

Крупные кадры лиц, рук людей усиливают напряжение картины. Пелешян использует повторяющиеся мотивы рабочих, облаков, природы, падения и скатывания пастухов. Образ облаков отрывает зрителя от физического мира и поднимает его до метафизического, чтобы они в полной мере почувствовали идею и смысл посыла самого автора.

Все составляющие элементы, описанные выше, работают на саму идею фильма — героизм обыкновенных крестьян и пастухов.

Пелешян восхищается этими людьми, поэтому и возносит их до небес. Не зря он использует образ облаков после того, как мы видим борьбу пастуха с водной стихией.

Еще одна особенность фильма в том, что это абсолютно оригинальные съемки. Пелешян не использует чужие архивные материалы, как в своих прошлых работах, заменяя их оригинальными съемками полей, гор, крестьян, пастухов своей Родины.

«Времена года» так же, как и другие ленты Пелешяна, это образец поэтического документального фильма, который бессловесно передает смысл и идею автора. Фильмы Пелешяна невозможно пересказать, их нужно только смотреть и желательно не один раз, чтобы в полной мере прочувствовать.

14 февраля 2020

Уже самый первый кадр этой неигровой короткометражной ленты заставляет зрителя сопереживать героям. Люди и животные, борясь с мощным течением горной реки, двигаются к берегу. Их фигуры то и дело скрываются от зрительского глаза в тёмно-серой фактуре бушующей стихии. Причем кинокадр построен так, что мы не видим берегов реки. Из-за этого создается впечатление, что бедные герои брошены на погибель безжалостной водной бездне.

Собственно этот эпизод как нельзя лучше иллюстрирует величественный стиль повествования Артавазда Пелешяна, который в своих произведениях стремится показать героизм и пороки не одного конкретного взятого человека, а всего человечества.

«Времена года» один из самых цельных по сюжету фильмом мастера дистанционного монтажа. В этой работе Пелешяна, в отличие от большинства других его кинолент, есть конкретное место действие — армянское село. А также конкретный временной период — один год. Надо сказать, что режиссер уже исследовал культуру и историю армянского народа в своей работе «Мы». Но этот фильм был гораздо более масштабной фреской, охватывающей огромный исторический период жизни этого края.

Картина «Времена года» во многом напоминает документальные фильмы-симфонии конца двадцатых начала тридцатых годов, которые были посвящены какому-либо городу или месту. На ум сразу приходят такие фильмы как «Берлин — симфония большого города» Вальтера Руттманна, «По поводу Ниццы» Жанна Виго и «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова.

Хотя, конечно лента Пелешяна имеет совершено иной монтажный темп, и если сравнивать данное произведение с классическими фильмами-симфониями, то было бы уместно провести параллель с картиной «Цыгане большого города» снятой венгерским художником Ласло Мохой-Надь, показывающей суровые будни цыганской диаспоры в Берлине. Обе эти работы, в отличии от произведений Руттманна, Ветрова и Виго, изображают прежде всего людей (народ), а не место. Однако фильм Пелешяна является более сложной аудиовизуальной структурой.

Огромное значения в фильмах режиссер играет звуковое сопровождение. Чаще всего именно музыка и шумы становятся главным связующим звеном в монтажных конструкциях Пелешяна. Во «Временах годах» аудио дорожка фильма не только в несколько раз приумножает эффект присутствия производимый изображением, но и помогает передать всю грандиозность и величественность повествования. Даже сам Пелешян говорил о том, что звук должен вступать в химическую реакцию с образами на пленке. Поэтому его фильмы это, прежде всего, синтез фонограммы и изображения.

Лента Пелешяна это образец поэтичного неигрового кино, направленного на невербальный способ передачи смыслов. Да, «Времена года» практически невозможно пересказать при помощи логоса, но в этом то и есть главная ценность работы мастера. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

7 декабря 2013

Документальный фильм Времена года появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Артавазд Пелешян.

Страна производства - СССР. Времена года — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.