| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Шторм на суше |
| год: | 1975 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Эдуард Бочаров |
| сценаристы: | Эдуард Бочаров, Анатолий Галиев |
| видеооператор: | Игорь Клебанов |
| композитор: | Евгений Крылатов |
| художник: | Михаил Фишгойт |
| жанр: | детский |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
5 февраля 1976 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 21 мин |
- он теперь знает: одно дело море, другое - матросская доля...
Авторы этого фильма сумели сделать нечто изысканное. Тут и мозаика мальчишеских воспоминаний, и быт дореволюционной приморской провинции, и приключения, и непростые отношения с отцом. Самое приятное, что всего в меру, каждая сюжетная линия развивает другую. Конфликт с отцом приводит к плаванию на судне, потом ночной шторм и морская катастрофа, потом - светская встреча с детьми 'правящего класса', потом неизбежный конфликт, поиск правды и погоня за приключениями. Стилистически это где-то рядом с лентой 'Совсем пропащий' Данелия, между 'Пятнадцатилетним капитаном' и 'Белеет парус одинокий'. За всеми этими нехитрыми событиями прекрасно раскрывается и тема эксплуатации предвосхищая неотвратимость грядущих исторических перемен. Все чинно, без обличения и пафоса. Авторы не изображают 'царский' уклад карикатурным, просто сложившийся конфликт, связанный с кораблекрушением, высвечивает все недостатки действующей системы. Здесь все подчинено неписанным догмам - ребенка могут отчислить из учебного заведения даже несмотря на успехи в обучении. Причины две: 'дерзок и глуп-с'.
Мне в этой ленте более всего понравилась линия с отцом парня. Кажется, что он понимает все недостатки тогдашней России и пытается использовать их. Резкий характер сына обостряет многие конфликты и отец осознает свою неспособность помочь парню. Жизненный путь его ребенка ставит его в тупик. Для Георгия Юматова эта актерская работа стоит особняком - слишком уж он отличается тут от галереи представленных им образов в семидесятых-восьмидесятых. Кроткий, интеллигентный, серьезный, думающий, тактичный - его персонаж оказывается неспособным что-либо противостоять складывающемуся социальному беспределу. Деловитость оборачивается полным крушением иллюзий. И что он может передать сыну как наставление? То, что Хряповы никогда не были в холуях. В этом порыве неистового честолюбия персонаж Юматова сближается с одной из самых его любимых ролей - Венькой Малышевым из 'Жестокости'. Юматов задумчиво и восторженно смотрит на собеседника, затем смотрит вниз и произносит, что: 'Мы, Хряповы в холуи не годимся'.
- Ну уж Вы то, уважаемый сами в своей беде виноваты. Честностью кичитесь. Ну что Вы право не понимаете? Ну пусть Ваш мальчик пойдет к гражданину Мавриди - так мол и так, ошибся, перепутал, наврал, наконец, и дело с концом.
- Нет уж сударь, мой Митька, хоть и мерзавец, но получше будет Ваших толстосумов, честнее. Мы, Хряповы, в холуи не годимся.
Этот возвышенный момент фильма расставляет все по своим местам. Гениальный Юматов показывает чудеса внутренней силы, мужской стержень. Позже он покажет и трогательную заботу и понимание того, что сына необходимо отпустить в свободное плавание, ради его же будущего... Потому и сцена последнего напутствия вышла неимоверно искренней, трогательной: 'Помни Дмитрий - мы Хряповы'. Истинный бенефис для Юматова.
7 из 10
8 сентября 2024