Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Молодильные яблоки |
год: | 1974 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Иван Аксенчук |
сценарий: | Альберт Сажин |
продюсер: | Федор Иванов |
видеооператор: | Борис Котов |
композитор: | Юрий Саульский |
художники: | Валентин Лалаянц, Станислав Соколов |
монтаж: | Маргарита Михеева |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 19 мин |
У этого мультфильма были все шансы стать шедевром, и он бы им стал, если бы вышел лет на десять раньше. Но в 1970-е гг режиссёры советских мультфильмов пустились в ненужные эксперименты со стилем, в результате чего «Молодильные яблоки» выглядят так, будто перед нами ожившие лубочные картинки или даже иконы. Безусловно, определённая категория зрителей найдёт такое решение интересным, но большинству всё-таки нравится классическая рисованная анимация, хотя бы как в вышедшем в 1970 году мультфильме «Сказка сказывается». У этих произведений, кстати, есть кое-что общее: оба опираются на русские сказки, в обоих присутствует Кощей Бессмертный с голосом Георгия Милляра, а также…
Нет, тут требуется небольшое отступление. Мнение, что клише захватили кинематограф уже в XXI веке, видимо, ошибочное, поскольку даже в советских фильмах и мультфильмах мы постоянно видим повторяющиеся элементы. А поскольку речь об экранизации сказок, то претензия к самим сказкам: почему главного героя обязательно зовут Иван? Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Русские сказочники не знали никаких других имён? Столь частое использование одного и того же имени создаёт ограниченный кругозор, и термин клише тут подходит как ничто другое. Но вот ещё один повторяющийся элемент, уже советского времени. Не то чтобы у меня он вызывал недовольство, но… «Хвосты», «Ну, погоди!», «Чужие следы», «Мешок яблок», «Дед Мороз и Серый волк». Догадываетесь, что общего у этих мультфильмов? В каждом из них присутствует волк с голосом Анатолия Папанова. И судя по всему, актёр настолько соединился в сознании режиссёров с Canis lupus, что и в «Молодильных яблоках» тоже озвучивает этого зверя. Вероятно, Папанова подкупили тем, что этот волк не похож на своих мультяшных сородичей, и это правда. В «Молодильных яблоках» волк предстаёт мудрым и даже сверхъестественным помощником главного героя, который путешествует по другим мирам. Эти миры являются главным достоинством мультфильма, позволяющим поставить положительную оценку.
Мерцающие звёзды и сюрреалистичные башни сопровождает специфическая музыка, непохожая на ту, которая обычно использовалась в советских мультфильмах. Жестокий воитель и алчный Кощей нарисованы с пристальным вниманием. У первого доспехи и шипы, у второго корона и мантия. Но ещё больший интерес вызывают монстры, которых нам быстро показывают на свадьбе. Уж не знаю, совпадение ли, но среди них присутствует красный дракон, в точности соответствующий описанию библейского апокалиптического чудовища. Вот это неожиданность, правда? Жаль, что всё это великолепие очень плохо анимировано. В мультфильме полно моментов, когда движения персонажей дёрганные, будто с пониженной частотой кадров. Зачем, спрашивается, такой стиль, когда намного приятнее смотреть на плавные движения? Ещё одним недостатком является внешность братьев Ивана. Они настолько гиперболизированы, что один из них напоминает из-за серой кожи ходячего мертвеца.
Мне не хочется ставить «Молодильным яблокам» отрицательную оценку, но стремление показать особенный визуал завело режиссёра слишком далеко.
6 из 10
28 июня 2022
Удивительно простая, даже угловатая эстетика данного мультфильма лишь усиливает первородный, глубинный смысл. Патологически сермяжная упакованная в 20 минут жизненная истина. Будто склеенное наспех краткое изложение Библии. Редуцированный сюжет, словно улица с односторонним движением без каких-либо философских переулков и ответвлений. Есть у отца три сына. Два подлеца (их имена, явки и пароли в фильме не указываются) как олицетворение идеологически слабой прослойки социума и предельный в своем градусе гражданской ответственности третий сын — Иван. Семья как минимум неполноценна и как максимум парадоксальна. Но почему у порядочного и мудрого отца семейства такое разнополярное потомство — никто не спрашивает, вихрь действа уносит нас от этих малодушных вопросов. Столовая соль земли русской — Иван, будто чекист в агентурном штабе, получает крайне опасное боевое задание. И сразу становится ясно — Иванушка не может его не выполнить. Ведь главный герой — социально-выверенный авторами эталон гражданина, образец чести и достоинства. Если в иных фольклорных произведениях Иванушка-дурачок, потому что всем верит. То здесь Иванушка-правда (Иванушка-стержень), потому что ему можно и нужно доверять.
Казалось бы, нет ничего лишнего, безупречная формула. Но всё это становится скучным на минус третьей секунде просмотра. Во-первых, добро не может уступить в сказке злу, потому что не может уступить ему никогда. Только не в советской мультипликации. А в «Молодильных яблоках» не уступает еще и в одну калитку. Зло здесь безобидно и безропотно, это даже и не зло, а его беспилотный симулякр. Но в подобного рода патетической положительности кроется как архе-предсказуемость для зрителя взрослого, так и секрет успеха среди детей, оплот воспитания маленького зрителя. В 8 лет ребенок, для которого создаются такие мультфильмы, верит в одну реальность — ту, что видит на экране. Совершенный смысловой механизм — дядям и тётям остаётся только зевнуть — он никогда не сломается. И ни грубая, обмокнутая в сурьму, лубочная анимация, ни линейные диалоги и персонажи, которые пестрят лишь своим заслуженно-артистическим дубляжом, не играют в «Молодильных яблоках» главенствующей роли.
Оставим выбор целевой аудитории, что же перед ней — лапидарная, беспримесная в своей идеальности притча, которая завершается разгромной, почти немецкой, победой трудового красного оптимизма над сюрреалистически наивным врагом или кристально чистый плод доброты и человечности родом из детства? Спустя сорок лет вопрос остается открытым.
6 из 10
22 июля 2014
Фантастически, невероятно, сказочно красивый фильм. Один из самых любимых в детстве. И не теряющий своей прелести и притягательности, когда его смотришь двадцать лет спустя после детства.
Для меня в нем нет недостатков. Графика, в стиле старинных лубочных картинок, отнюдь не делает персонажей схематично условными — они все живые, характерные и запоминаемые сразу и надолго. Нет ни одного кадра, который бы покоробил взгляд своей неуместностью, или незаконченностью.
Звуковое сопровождение, ну тут вообще трудно выразить свой восторг — любые хвалебные эпитеты, будут уместны. Роскошные голоса А. Папанова и Г. Миляра чего только стоят.
И старая сказка, превращается в шедевр, усладу для глаз, слуха и души.
И можно простить главному герою маленькие слабости, когда вопреки убеждениям не захочется ему выполнять условия договора — и это особенно делает эту историю такой живой, такой жизненной. Все мы люди, и всегда мы выбираем и нас выбирают, и голова, не токмо шапку носить…
10 из 10
8 мая 2014