Собственность больше не кража
La proprietà non è più un furto
6.3
7.1
1973, комедия, драма
Франция, Италия, 2 ч 6 мин
18+

В ролях: Флавио Буччи, Этторе Гарофоло, Жак Эрлен, Джино Милли, Дария Николоди
и другие
У банковского клерка не только выработалась аллергия на деньги, но он и не выносит воздействие, которое деньги производят на людей - и решает с этим бороться. Он начинает воровать у мелкого буржуа - мясника, что дает тому повод подавать в суд с требованием у государства гарантий против воров…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Собственность больше не кража

английское название:

La proprietà non è più un furto

год: 1973
страны:
Франция, Италия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Луиджи Кувейлер
композитор:
художники: Джанни Полидори, Массимо Тавацци
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 июля 1973 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Собственность больше не кража», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Собственность больше не кража», 1973

Социальная фантазия от Элио Петри

- Воры больше не преступники. Они — революционеры

Та линия, которую так уверенно повторял Элио Петри в своих прежних работах на этот раз оказалась совершенно невыразительной. Прежде всего не было свойственной для работ Петри того периода яркости, цветовой выразительности, не было и вкраплений из работ современного искусства. Мрачные тона и скучные декорации здорово ограничивают этот фильм.

Но главное, что нет в картине и присущего для работ Петри связного, логически многопланового, сюжета. Вполне себе понятная, немного абсурдистская, но предельно соответствующая своему периоду, притча о социалистических идеалах. Все линейно — богаты сосед-мясник и бедный сосед, зависть и попытки ограбить ближнего своего. И действительно, у ближнего все кажется есть, все комфортно и устроено: деньги, благополучие, любовница.

Петри замечательно подмечает, то с какой легкостью у людей происходит подмена понятий. Боясь признаться себе в том, что они хотят денег и секса, они пытаются скрыть эти желания идеалами альтруизма. Ответственность их тяготит. Но разве эта тема нова? Разве стилистически это эффектно обыграно? Даже дуэт Уго Тоньяцци и Дарии Николоди не вытягивает эти мрачные тона и прямолинейные беседы.

Увы, так уж получилось, что любая лента Паззолини, экранизации Булгакова и Ильфа (с Петровым) оказывались бы куда более соответствующими тому, чтобы изящно раскрыть эту тему. Будто Петри попробовал войти на территорию Марко Феррери и не получилось — скучно, мало интересно, заурядно. Это было похоже на стремительный закат яркой, но неимоверно короткой карьеры этого мэтра

- Я пачкаю руки, чтобы другие могли насытиться

4 из 10

19 января 2019

«Собственность уже больше не кража» в контексте стиля позднего Элио Петри

«Собственность — уже больше не кража» — гротескная социальная драма Элио Петри, сделанная в духе его поздних работ «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» и «Тодо Модо», то есть путем нанизывания фрейдомарксистских символов на нить сюжета. Иногда данная лента Петри напоминает картины Марко Феррери, но не дотягивает до них масштабом социальных и экзистенциальных обобщений.

Постановщик уже на стадии титров создает зловещую атмосферу психологической девиации, а используя брехтовский метод отстранения, путем монологов героев в камеру проясняет свои позиции. К сожалению, ему не хватает сдержанности в выборе выразительных средств, как в блестящей трагикомической притче «Рабочий класс идет в рай», в которой герой Волонте — молодой рабочий разрывался между профсоюзами, коммунистами и бунтующими студентами, не в силах понять, чего они все от него хотят.

В «Собственности…» герой Уго Тоньяцци блестяще воплощает типаж буржуа, нокаутированного наглостью некоего вора Тоталя, который не перестает кощунственно преступать право частной собственности: надругавшись над его вещами, женщиной, похищая предметы его гардероба, а также фаллический символ и орудие производства — кухонный нож, Тоталь устраивает этому незадачливому буржуа настоящую головную боль.

Герои намерено лишены психологического объема, они — плоские социальные маски, в которых режиссер выражает свою пессимистическую позицию. Лучшие сцены в фильме — в начале, в сцене ограбления банка, в которой собаки олицетворяют полицию, стоящую на страже частной собственности, а воры — левое движение, занимающиеся ее экспроприацией. Но Петри — довольно черной пессимист, его взгляды далеки от превознесения левого движения, он наоборот показывает, что банк — храм частной собственности, алтарь капитализма, в котором рядовой фрустрированный работник от денежного зуда сходит с ума, стремясь восстановить социальную справедливость, становится леваком.

Однако, не все так просто. Как всегда у позднего Петри, сексуальные фрустрации стоят за противоречиями капитализма, отчуждению подвергаются не только денежные суммы, но и половая жизнь, потому буржуа нарциссичен и удовлетворяется лишь когда его превозносят, а Тоталь, то есть левое движение изнывает от сексуального перевозбуждения, которое и является генератором его политической активности. Это довольно глубокий подход к проблеме, рассматриваемый еще Райхом и Маркузе, когда капитализм с его превознесением частной собственности становится генератором сексуальных фрустраций и даже порождает откровенные извращения в лице фашизма.

Однако, при таком серьезном замахе фильм не достигает своей цели широкомасштабной критики современного общества, хотя и старается это сделать, его вялый, вязкий ритм, отсутствие действия, абстрактность образов не позволяет Петри выразить необходимый мессидж так же блестяще, как в «Тодо Модо», посвященном левому террору и «Рабочий класс идет в рай», посвященный метаниям рабочего в дебрях разнообразных идеологий. В данном случае замах оказывается с довольно плачевным результатом — фильм скучен, провисает, бьет мимо цели, в нем не хватает остроты, хотя режиссер к ней и стремится.

Кончено, данную работу необходимо смотреть, если вы хотите составить себе представление о стиле позднего Петри, или если вы любите раннего Феррери, но от него не стоит ждать слишком многого, помятуя о том, что не все удается режиссеру, если образы излишен абстрактны, а ритм недостаточно остер.

7 февраля 2016

Бедность — порок?

Очень непростой фильм, в котором переплелись левые настроения, их критика, проблемы частной собственности и капитала, коррупции и зависти. Но, именно эти темы волновали режиссера Элио Петри — члена итальянской компарии, который не боялся обсуждать в своих фильмах острые политические темы.

Банковский клерк Тотал (Флавил Бучи) каждый день имеет дело с большими наличными денежными суммами, но чужими. Сам он ведет полуголодное существование, завидуя богачам. Возможно, именно от этой зависти у него развилась аллергия на купюры. Тотал отчаянно завидуем мяснику (Уго Тоньяцци), у которого есть и деньги, и доходное дело, и любовница… Обезумевший молодой человек хочет получить всё, чем владеет мясник, но оптом и сразу.

«Собственность — это кража», — провозгласил французский социалист Прудон, пытаясь объяснить причины бедственного положения трудящихся при капитализме. Классики марксизма с этим не согласились. И начался спор, который не закончился до сих пор. Существование в парадигме «богатые — воры, бедные — жертвы грабежа» порой оборачивается кровавой трагедией, и не только личной, но и всего общества.

Тотал ворует у мясника не деньги. Он пытается забрать у него то, что позволяют деньги иметь. Он охотится сразу за результатом. Ведь, как известно, счастье не в деньгах, а открывающихся с их помощью возможностях.

Очень непростой для просмотра и понимая фильм, в котором далеко не все разжевано.

6 из 10

22 июня 2015

Комедия Собственность больше не кража появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Элио Петри. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Флавио Буччи, Этторе Гарофоло, Жак Эрлен, Джино Милли, Дария Николоди, Орацио Орландо, Сесилия Полицци, Ада Пометти, Сальво Рандоне, Уго Тоньяцци, Елена Фабрици, Пьерлуиджи Д’Оразио, Альфонсо Джиганти, Пьер Луиджи Д’Оразио, Систо Брунетти.

Производство стран Франция и Италия. Собственность больше не кража — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.