Рейтинг фильма | |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Война и люди. Часть 3: Окончание |
английское название: |
Sensô to ningen III: Kanketsuhen |
год: | 1973 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Сацуо Ямамото |
сценаристы: | Ацуси Такэда, Нобуо Ямада, Дзюмпэй Гомикава |
продюсеры: | Токуко Мияко, Ясуси Такэда, Кадзу Оцука |
видеооператор: | Синсаку Химэда |
композитор: | Масару Сато |
художники: | Ёсинага Ёокоо, Такэси Омура |
монтаж: | Акира Судзуки |
жанры: | мелодрама, драма, семейный, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 августа 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 4 мин |
Последняя часть из более чем 9,5 часовой киноэпопеи о хозяйственно-политической и военной деятельности Японской Империи на территориях северо-восточного Китая (преимущественно Маньчжурии) в период 1928—1939 г. г. Для российского зрителя эта часть особенно интересна тем, что добрая её половина посвящена боевым действиям в, так называемом, Номонганском (Номон-Ханском) инциденте или, что звучит более привычно, сражениям у реки Халхин-Гол.
В данной части наиболее выпукло и сильно проявились антимилитаристские убеждения как Дзюмпэя Гомикавы — автора оригинального романа, по которому снят фильм, так и самого режиссера, чутко следовавшего руслом сюжетных идей этого оригинала. Именно здесь нам «во всей красе» покажут суть японской императорской армии того временного периода, начиная от зубодробительной (в прямом смысле) «дедовщины», далее — обучение японских солдат штыковым атакам на живых гражданских пленных и, заканчивая чудовищными карательными акциями с тотальным и жестоким уничтожением мирного населения китайских деревень. Естественно, фанатизм военной верхушки также не останется без должного внимания.
Теперь посмотрим на другие особенности. Здесь следует отметить, что из трёх основных романтических линий эпопеи, последняя часть получила, на мой взгляд, самую пронзительную и чувственную историю о разлученной войной молодой семейной паре — полное раскрытие личностей двух ключевых персонажей, которые только в этой части выдвинулись на самый передний план всего повествования.
Позволю себе привести эпизодический пример. Получив «похоронку» на мужа, молодая женщина возвращается домой чтобы застать там представителей военной полиции бесцеремонно разоряющих дом в поисках компрометирующих материалов на «социалистские» взгляды мужа. Обнаружив письмо с фронта и попутно заехав кулаком женщине в лицо полицай начинает глумливо и громогласно его читать перед собравшимися соседями, но поникшая женщина перехватывает инициативу и продолжает сама «читать» письмо вслух наизусть, повернувшись спиной к умолкнувшему полицаю.
Вообще же, самым главным достоинством эпопеи (не только данной, но и всех её 3-х частей) я считаю превосходную актерскую игру, чётко раскрывающую разноплановый и многочисленный состав как основных так и эпизодических персонажей, следить за которыми интересно даже если их появление на экране обусловлено лишь непродолжительными отрезками времени.
Напоследок, прейдем непосредственно к военной части истории. В данном случае, режиссер и студия не постеснялись обратиться за содействием к советскому Мосфильму. Как результат, на съёмочной площадке оказались задействованы части советской армии и достаточно внушительное количество советских танков. Конечно, абсолютно аутентичных машин японским кинематографистам получить не удалось (вероятно, их просто не было), а по-сему, японскую армию в 1939 г. громили Т-34—85. Но, конечно, это было всё равно лучше, чем «задрапированные» американские «Шерманы», использовавшиеся на «советских» ролях в других военных японских кинокартинах.
Помимо всего прочего, Мосфильм разрешил использовать нарезки кадров из довольно свежего, по тем временам, кинофильма Озерова «Огненная дуга», что и было сделано режиссером для нескольких панорамных планов. Заимствований немного, но, внимательный российский зритель успевает заметить озеровские «тигры» и «пантеры» в степях Внешней Монголии. Также из «Огненной дуги» были использованы несколько эффектных эпизодов, например, падение самолёта на поле боя или знаменитый прыжок танка N13, правда, почему-то в «зеркальном» повороте.
Всё же, кошмар разгрома японской армии показан режиссером на весьма добротном кинематографическом уровне, возможно, любители военного жанра смогут открыть для себя достаточно интересные моменты, характеризующие развитие батального мирового кино в начале 70-х годов 20-го века.
«И летели наземь самураи под напором стали и огня…»
8 из 10
1 мая 2016