| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.1 |
IMDb
|
7.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Короткий отпуск |
| английское название: |
Una breve vacanza |
| год: | 1973 |
| страны: |
Италия,
Испания
|
| слоган: | «For everyone who has had a private moment of love. Or wishes for one.» |
| режиссер: | Витторио Де Сика |
| сценаристы: | Рафаэль Х. Сальвиа, Родольфо Сонего, Чезаре Дзаваттини |
| продюсеры: | Марина Чиконья, Артур Кон |
| видеооператор: | Эннио Гуарньери |
| композитор: | Мануэль Де Сика |
| художники: | Надя Витали, Луиджи Скаччаноче, А. Д’Анджело |
| монтаж: | Франко Аркалли |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
21 июля 1973 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 52 мин |
Есть фильмы, которые не пытаются удивлять — они просто медленно и честно вглядываются в судьбу человека, оставляя после себя тихий шок и долгое послевкусие. «Короткий отпуск» (Una breve vacanza, 1973) — именно такой фильм.
Этот фильм можно считать феминистской драмой до того, как тема защиты прав женщин стала мейнстримом. На первый взгляд, это история о женщине, тяжело работающей на фабрике, которую болезнь на время вырывает из замкнутого круга труда и семейной повинности. Но внутри — мощное феминистское высказывание, сделанное в эпоху, когда об этом ещё не говорили в полный голос.
Клара — не активистка, не революционерка. Она — простая женщина, которой не позволено даже задуматься о том, что у нее могут быть собственные желания. Но ее внутренняя трансформация в противотуберкулезном санатории, куда ее послали врачи — это почти экзистенциальный подвиг. Она обретает новые мечты, возможность лежать днем на кровати, первый по-настоящему нежный взгляд других мужчин за долгие годы— все это становятся формой протеста. Протеста не кричащего, а выстраданного. Фильм даёт Кларе право быть собой, хотя бы на короткий миг. И в этом — его сила.
Связь фильма с итальянским неореализмом — глубинная. Де Сика возвращается к своим корням, к эстетике 'Похитителей велосипедов', но теперь он делает фокус на женском опыте. Здесь нет ни одного 'большого события' — но вся драма разыгрывается внутри маленьких бытовых сцен: унижений на работе, напряженной тишины за столом, взгляда в окно в палате.
Особенно хочется сказать об актёрской игре, без которой фильм не имел бы той душевной силы. Флоринда Болкан, сыгравшая Клару, — не просто исполнила роль: она прожила её. Её лицо — это целая биография женщины, измотанной, но не сломленной. Ее сдержанные эмоции, взгляд, полный вины и надежды, походка, которая со временем становится чуть свободнее — всё это превращает Клару в абсолютно живого человека.
Болкан получила премию Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков за эту работу, и это было заслуженно.
Рядом с ней — Ренато Сальватори, играющий её мужа: человек грубый, но не карикатурный. Его персонаж — не злодей, а продукт системы. А Даниэль Кенод в роли Луиджи — воплощение нежности, которой Клара была так долго лишена. Он не идеальный герой, но он слышит её, и этого достаточно.
Камера наблюдает за героиней, не вмешиваясь. Она позволяет нам почувствовать реальность без украшений: мокрую улицу Милана, сырые стены поликлиники, где Клара проходит обследование, холод внутри семейных разговоров. И в этой честности — огромная эмпатия.
Символикой фильма выступает болезнь как свобода, любовь к другому мужчине как пробуждение женщины. Сам фильм построен на метафоре болезни как освобождения. Болезнь — это единственное, что позволяет женщине отдохнуть, подумать о себе, выйти из роли вьючной лошади. Здесь звучит прямая цитата Гийома Аполлинера: «Болезнь — это единственный отпуск бедняков». И Клара принимает этот отпуск как может быть последний шанс в жизни быть живой и свободной.
Люди, которых она встречает в санатории становятся для нее зеркалами возможной жизни. Впервые Клара читает “Анну Каренину” Льва Толстого, плачет от классической музыки на концерте, смотрит в лицо другому человеку не как «мать» или «жена», а как женщина.
Но самое трогательное — она не бунтует. Она не уходит, не кричит, не разрушает семью. Она просто возвращается в прежнюю тяжелую жизнь, но уже не прежней. В этом — трагическая поэтичность финала. Отпуск заканчивается. Болезнь побеждена. А что дальше? Иллюзия открытого финала. На самом деле женщина возвращается в прежний мир и продолжит тянуть свою лямку до своей смерти.
Зачем смотреть сегодня фильм 1973 года? В эпоху, когда мы снова переосмысливаем границы тяжёлого и вредного труда, роли женщины, право на собственную жизнь, «Короткий отпуск» остаётся невероятно актуальным фильмом. Это не просто историческая драма — это зеркало, в которое и сегодня трудно смотреть без боли.
Клара — это не героиня и не бунтарка. Это — мы. Каждый, кто когда-то жил «на автомате», забывая себя ради долга, зарплаты, семьи или работы. Этот фильм — тихий манифест права человека быть живым, а не ломовой лошадью “Una breve vacanza” — это фильм о том, что даже самый короткий отпуск может открыть дверь в самую долгую и важную внутреннюю революцию.
9 из 10
Рекомендую к просмотру, если ты любишь кино, которое говорит шёпотом, но отзывается в сердце — этот фильм для тебя.
17 июля 2025
Валтеллина - это альпийский курорт в итальянской Ломбардии. Именно в это, заведомо дорогостоящее место направляют скромную работницу крупного завода - Клару Матаро, по направлению от профсоюза. Ей нужно поправить здоровье, так как существует серьезнейший риск для жизни.
Исполнительницу главной роли Флоринду Болкан не узнать. Она совсем лишена ухоженности, не следит за собой и выглядит откровенно плохо. Тяжелая работа стала частью всей ее жизни. И никаких перспектив. Муж и его семья даже не готовы допустить, что Клара будет распоряжаться своей зарплатой.
Так опытный Витторио де Сика вводит нас в многоаспектный конфликт. На первом плане - жизненный выбор главной героини. Болезнь и пребывание на курорте заставляют ее задуматься о себе и личных приоритетах. Куда она движется. Общение с людьми обреченными на смерть оказывается для Клары новой точкой отсчета. Чего только стоит ее серьезный взгляд в конце ленты. Кажется она для себя уже все решила.
На втором плане - столкновение итальянского просвещенного Севера с Югом. Нам показывают принципиально разное отношение к женщине, супруге, матери. Очевидно, что Клара захочет большего. Ренато Сальватори прекрасно показывает мужчину, который не может справиться со своей супругой. Отсутствие сил он старается компенсировать лишь физической силой. А это всегда путь к поражению...
Любовная интрига выглядит несколько скомкано. Зато истинной находкой ленты является линия с навязчивым доктором, который пытается добиться расположения дамы. И тут де Сика очень точен: несколько лишних прикосновений во время медицинского осмотра показывают нам ту грань, которая есть между симпатией и грубостью.
Но в целом, фильм показался мне несколько синтетическим. Показанный конфликт и складывающаяся динамика были чрезмерно искусственны. Герои скорее изображали страсть, нежели страстно жили в экспрессии. Любовный роман можно было куда точнее и детальнее описать, да и сама по себе заводская атмосфера - которой посвящено все начало ленты - получилась гротескно серой.
Де Сика старался сделать классику, но если бы лента была чуть менее академичной и более живой, то кто знает - возможно даже в те годы это был бы истинный шедевр. Да и для самой Болкан, кажется картина стала большим испытанием. Она снималась у большого режиссера и кажется пыталась 'играть в большую актрису'. И никаких явных претензий к игре нет и быть не может. Но в целом - не сложилось. Она выразительна, но не более. Видимо слишком много было ожиданий.
Так что, перед нами картина, про то, как замужняя героиня Флоринды Болкан оказавшись на альпийском курорте пытается переосмыслить свою жизнь, размышляя о важности политики
6 из 10
7 октября 2023
«Короткий отпуск» — предпоследний фильм великого режиссёра Витторио де Сики, и последний успешный (номинально последний фильм «Поездка» уже доделывался другими и вышел после смерти мастера). Когда-то Де Сика стоял у истоков итальянского неореализма, жанра принёсшего ему международную славу. И вполне понятно, почему он вернулся к нему на исходе жизни, создав «Короткий отпуск» — маленький шедевр, основанный на принципах и канонах неореализма, включавшего в первую очередь показ неприукрашенной жизни простых людей.
В этом фильме — обыкновенная история обыкновенной итальянской женщины Клары, измученной беспросветным существованием внутри своей многодетной семьи, вечной нехваткой денег и изматывающей работой на заводе, на котором вынуждена трудиться из-за отсутствия заработка у остальных членов эгоистичного родственного клана мужа. Ей некогда задумываться о том, что она Женщина, ведь её ежедневно приучали к тому, что она, прежде всего мать, жена, золовка, сноха, работница и знакомая попутчица по одному и тому же трамваю, каждое утро доставляющего к воротам завода. И никто больше. Ей некогда думать о себе как о Женщине в этих одинаково повторяющихся изо дня в день недособытиях, где даже покупка новых колгот исключение из правил, которое можно позволить себе только перед походом к врачу. Внезапно возникшая болезнь, казалось бы, готова нанести последний удар даже по такому безрадостному как у Клары миру, но случилось непредвиденное, и именно надвигающееся несчастье остановило этот бесконечный бег по кругу одного и того же, дав героине короткий отпуск, для того, чтобы она почувствовала себя счастливой.
Невероятно прочувственная мелодрама Витторио де Сики трогает бесконечно. Нет возможности описать, когда ты наблюдаешь за превращением угловатой и вечно замотанной героини из рабочей среды в пленяющую собой и жаждущую поклонения Женщину с большой буквы. Этот короткий отпуск подарит Кларе великую радость. Но он же даст Кларе и тихую грусть, ведь жизнь не сказка, и этот короткий передых в судьбе может оказаться первым и последним в её непростой жизни.
Роль Клары исполнила знаменитая Флоринда Болкан, исполнила тихо, без мешающих и отвлекающих дёрганных деталей, почти скромно (под стать характеру героини, не привыкшей к всеобщему вниманию). Но правы те, кто говорят, что «глаза — зеркало души». Именно через глаза и взгляд актриса смогла передать всю гамму чувств, овладевающих героиней и проходящих путь от полного отчаяния (я не хочу жить!) к внезапно нахлынувшей радости перемен (я так хочу жить!). Её взгляд поражает, оглушает, заставляет тебя переживать. Это так мощно, что буквально приковывает тебя к экрану, заставляя реагировать на каждый шелест ресниц актрисы. Никаких излишеств. Только глаза, эмоции и ты. Как бы банально это не звучало, но это именно так. Во всяком случае, для меня.
Безусловно, это лучшая роль бразильской актрисы Флоринды Болкан, сделавшей головокружительную карьеру от модной модели до большой и глубокой актрисы в Италии.
«Короткий отпуск» — незаслуженно обделённый вниманием шедевр о вечном желании изменений к лучшему и счастливом раскладе звёзд. Ну и о любви, конечно!
Этот фильмы нужно смотреть, хотя бы тогда, когда тебе кажется, что мир вокруг сгруппировался против тебя, и уникальная история твоей жизни сделала несправедливо горький поворот, самый несправедливый во всем мире. После его просмотра многое из личных переживаний может показаться мелочным и недостойным, и в этот момент луч надежды, сверкнувший над героиней фильма, обязательно осветит и тебя.
10 из 10
13 июля 2020
Флоринду Болкан многие запомнили по фильму «Спрут». Там она сыграла роковую женщину вамп Ольку Камастру.
А в фильме «Короткий отпуск» совсем другая история. Витторио де Сика показывает нам женщину с непростой судьбой. У неё большая семья, муж-паразит и ей приходится вкалывать, гнуть спину на заводе. В результате чего она зарабатывает себе болезнь. В Италии, как и в Советском Союзе 70-х годов, были не только экплуататоры человека. Порядочные люди тоже встречались. Одним из таких оказался врач, отправивший нашу героиню в санаторий. И красивая женщина потихоньку начинает оживать, расправлять крылья. Что не может не радовать. поскольку в жизни каждого человека не бывает без светлых полос. В санатории у неё появляются подруги и жизнь начинает налаживаться, тем паче, что на горизонте появляется симпатичный парень.
Почему-то поймал себя на том, что этот фильм, нам, русским, очень близок. В особенности женской аудитории. Не помню уж какие фильмы и книги про жестокую женскую долю, но если покопаться в различных справочниках, а люди постарше непременно найдут таковые в своей памяти. Флоринда Болкан отлично справилась с возложенной на неё задачей. Да и думаю всё на этом.
P.S. Один раз посмотреть стоит.
P.P.S. Молодым леди в первую очередь. Не всегда чувства к мужчине берут верх скажем над чувством долга, что само по себе спарведливо по определению.
7,5 из 10
30 сентября 2013
Это кино — из разряда «на разрыв души». Все полтора часа видишь и чувствуешь, как сюжет движется к своему концу, который был очевиден с самого начала. Все полтора часа надеешься, что конец будет другим. Но при этом знаешь, что другим он быть не может. Печальная и жизненная история, каких случается много. Маленькая трагедия, которую не заметит никто.
Интересные, хорошо прописанные образы, исполненные прекрасными актерами. Клара, которой не на кого надеяться и которую некому пожалеть. Ее грубый и побитый жизнью муж. Его семья. Немного наивный Луиджи, у которого — единственного — отчего-то сияют глаза. Сканцони, умирающая, но несдающаяся. Беспокойная Джина. И все другие. Ни один из героев, что называется, не висит в воздухе.
Красивые съемки и пронзительная музыка создают атмосферу, обволакивающую зрителя и погружающего его в эту историю. И не важно, что кино приходится смотреть субтитрами (зато, кстати, можно послушать итальянскую речь), оно того стоить.
И кстати, страна, где происходит действие фильма, — совсем не та, что представляется при слове «Италия»
25 мая 2010