Американские граффити
American Graffiti
7.2
7.4
1973, комедия, мелодрама, драма
США, 1 ч 50 мин
18+

В ролях: Ричард Дрейфусс, Рон Ховард, Синди Уильямс, Кэнди Кларк, Бо Хопкинс
и другие
Одна ночь 1962 года… Калифорнийские подростки Стив Боландер и Курт Хендерсон только что закончили школу и собрались уехать на восточное побережье поступать в колледж. Стив влюблён в сестру Курта Лори, и молодым трудно расстаться друг с другом. Курт ещё не нашёл свою любовь, но он увидел на улице шикарную блондинку, и теперь пытается её отыскать. Их приятель, непобедимый автогонщик Джон Милнер, оказывается в эту ночь наедине с несовершеннолетней девчонкой Кэрол, упорно не желающей покидать нового знакомого. Много весёлого и грустного случилось с ребятами.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Американские граффити

английское название:

American Graffiti

год: 1973
страна:
США
слоган: «Where were you in '62?»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , ,
видеооператоры: Жан Д’Алькен, Рон Эвесладж
художники: Эджи Джерард Роджерс, Дуглас Фриман, Paul Nickerson, Дэннис Линтон Кларк
монтаж: , ,
жанры: комедия, мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 777000
Сборы в США: $115 000 000
Мировые сборы: $115 000 000
Дата выхода
Мировая премьера: 27 июля 1973 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама, драма

Видео к фильму «Американские граффити», 1973

Видео: Русский ТВ-ролик (Американские граффити, 1973) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Русский ТВ-ролик

Постеры фильма «Американские граффити», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Американские граффити», 1973

Красота по-американски

Единственный фильм Лукаса, который заслуживает внимания - это Американские граффити, а не мюсли из роботов и неоновых лампочек. Описывая американскую провинцию такой, какая она есть, Лукас изображает в своей работе все традиционные американские портреты как людей, так и фасадов - от маленьких мальчиков с большой американской мечтой до величайших красот атмосферы города 60х.

Один вечер, одна ночь среди молодежи только что закончившей школу среди уютных забегаловок с колой и бургерами, среди улиц переполненных уникальными цветными хромированными машинами и среди людей с разношерстными характерами. Несколько историй, сплетенных в одну сеть, вряд ли ценны по драматургии, и это не требуется от молодежного кино, здесь выстраивается иная задача. Если рассматривать фильм в контексте своего времени, то мы понимаем к чему ведут беззаботные дни, и в эту свою последнюю ночь на грани взросления все дети проживают свои утраченные иллюзии, которые приводят их к неожиданным решениям.

Американские граффити - это поэма о 60х, о старом рок-н-ролле, который разбивается с приходом времени Бич Бойз, о модных молодежных танцах перед культом хиппи, об эпохе радио перед ажиотажем винила, о том времени, которое ускользнуло в небытие и стало едва ли заметным в 20ом веке на фоне событий между Второй Мировой и Вьетнамом. Последний миг беззаботности, последняя гонка. Не даром Лукас показывает в фильме легендарный желтый автомобиль, который завершает свою эпоху на последнем дыхании.

6 марта 2024

Звездные граффити

Калифорнийский провинциальный городок образца 1962 года. Четверо друзей-выпускников проводят последнюю ночь накануне вступления в полноценную взрослую жизнь. Самые жирные перспективы рисуются у двух приятелей Курта и Стива, которые утром должны улететь на Восточное побережье учиться в колледж.

Правда, если Стив для себя все уже решил – пора валить из глуши и расширять свои возможности, то Курт все еще сомневается, стоит ли ему валить в неизвестное колледжское далеко. А вот у брутального паренька Джона, лучшего в округе гонщика и нашедшего свою жизненную нишу на СТО, все уже определено – он здесь и останется, еще и до самого конца. И совсем непонятные перспективы у тщедушного «четырехглазого» Терри, для которого просто познакомиться с девчушкой – это уже свершение. И вот для всей этой компашки начинается незабываемая и очень яркая ночь.

«Американские граффити» - это такой себе перифраз «Последнего киносеанса» Питера Богдановича, только выполненного в принципиально иной атмосферной гамме. У Богдановича события происходят в 50-е и молодняк также прощается с детством, но прощается в заведомо черно-белых тонах, а сам режиссер ставит точку в черно-белом кинематографе. А вот 27-летний безвестный парнишка Джордж Лукас не столько прощается, сколько позволяет ностальгировать за своим совсем еще недалеким юношеским детством, в котором и деревья были большими, и машины красивее, и завтрашний день медом казался. И вышло у него на удивление все хорошо, а главное – очень тонко и душевно.

И ведь удача такого кино, как снял Лукас, возможна только через призму именно четко прощупанной атмосферы. Ведь формально в «Американских граффити» нет ни центрального сюжета, ни даже какой-то глобальной проблематики. Да, молодняк стоит перед «входом во взрослую жизнь». Да, в каждой сюжетной линии появляются курьезы. Герой Ричарда Дрейфусса попадает на дерзких бандюганов, с которыми становится своим. Будущий знаковый режиссер Рон Ховард переосмысливает свое место в мире и постепенно склоняется, что большего ему уже и не надо. Очкарик самореализуется на крутой тачке в компании развязной блондинки (персональная оскаровская номинация для Кэнди Кларк). А брутальному парню обломилось с девчушкой и на его голову и в его машину попала малолетка, от которой невозможно избавиться. Это все забавно, но заслуга Лукаса в том, что он сумел не только весь этот бессистемный разброд связать воедино, но еще и одухотворил картину романтической ностальгией о совсем недавнем времени. Вроде бы, такая Америка существовала всего-то 10 лет назад, а Лукас сумел провести красную черту между ТОГДА и СЕЙЧАС. И это в его-то возрасте вчерашнего пацаненка.

Отдельный ритм фильму задают автомобили, которые выделяются не только своей «крылатой» формой уже навсегда потерянных 50-60-х, но и образом жизни. Автомобиль у Лукаса это не средство передвижения, и даже не роскошь – это образ жизни. Не выходя из машины, молодняк знакомится и кадрит девчонок, трахается в салоне, уходит от погони и самоутверждается в гонках. А чтобы это все было не скучно, из радиоприемников звучат всегда заводные мелодии рок-н-ролла, перебиваемого разве что стебными комментариями культового радиоведущего Вулфмана, которого Лукас обожал в свои 17 лет, и которого он притащил специально для съемок в это кино.

Ну и, конечно же, «Американские граффити» - это еще и открытые двери для актерского молодняка. На постановку фильма Лукасу денег дал его дружбан и старший товарищ Фрэнсис Форд Коппола в рамках программы поддержки режиссерского молодняка. Дал не то, чтобы совсем ничего – бюджет фильма составил порядка 750 тыс. долларов – но это точно не те деньги, на которые можно было бы пригласить хотя бы отдаленно узнаваемых актеров. Но Лукас умудрился провести такой кастинг, что практически все актеры в недалеком будущем громко выстрелили. Ричард Дрейфусс, сыгравший самую интересную роль паренька Курта, все еще не решившего для себя – валить или не валить на «большую землю», в 70-е станет коронным актером Стивена Спилберга. Рон Ховард через пару десятилетий станет топ-режиссером Голливуда, у которого в загашнике будут такие картины, как «Игры разума», «Апполон-13» и прочие «Коды да Винчи». Безвестная блондинка Кэнди Кларк именно за этот фильм получит свою единственную оскаровскую номинацию, а такой же безвестный Пол Ле Мэт выиграет «Золотой глобус». Молодому Бо Хопкинсу удастся колоритная роль лидера хулиганской группировки. Здесь же смачно засветится будущая скандальная актриса из сериала «Однажды за один раз», 14-летняя МакКензи Филлипс. Наконец, пока еще совсем маленькую роль ковбоя-задиру, претендующего победить в гонке на шоссе, сыграет никому неизвестный Харрисон Форд. Можно было бы сказать, что это случайные совпадения… но случайно можно затащить в фильм 1-2 будущие звездочки, а Лукас притарабанил целый букет. И это уже говорит не о случайности, а о эстетских вкусах режиссера.

И последнее. Возможно, не принеси «Американские граффити» такие баснословные деньги в прокате, - а картина собрала 115 миллионов! – мы бы наблюдали за очень недурственным режиссером Джорджем Лукасом, который периодически балуется в разных жанрах и время от времени показывает очень неплохие результаты. Но Лукас, у которого зарплата была прописана в скромные 50 тысяч долларов, еще и пробил для себя 15% кассовых сборов и по итогу стал долларовым миллионером. А дальше этот очень ленивый человек снимет еще только один фильм (не считая реанимированную франшизу в самом конце 90-х), станет миллиардером – долларовым – и завяжет с активной режиссурой. Но это будет фильм, который перевернет представление о кинематографе. Речь, конечно же, о «Звездных войнах», которые выросли из шинели «Американских граффити».

Стильно, душевно и занимательно. Даже если бы никогда не появилось «Звездных войн», Джордж Лукас одним только этим фильмом оставил бы после себя очень качественное послевкусие.

7.5 из 10

11 января 2022

А Звездные войны точно он снимал?..

Второй Лукаса как режиссёра фильм вряд ли будет по душе поклонникам Звёздных войн.

Перед тем, как разъехаться по университетам в мегаполисах, выпускники местной школы гуляют «на полную». В фильме показана только одна ночь, за время которой пути ребят причудливо пересекаются.

Неисповедимы порой пути критиков и рецензентов. Полнейшая загадка, почему Американские граффити — комедия, потому что хотя бы забавные эпизоды насчитываются в пределах пяти. А больше это всё-таки экзистенциальная драма о несбывшемся. В ней угадывается автобиография режиссёра. Потому что из трёх героев «светлое» будущее оказалось всего у одного из них. У остальных будущее украла война… В известном смысле Лукас открыл в кино и тему вьетнамского синдрома. Только копнул чуток вглубь. Впрочем, кому как. В конце концов, Коппола предлагал ему снять что-то лёгкое, а зрители проголосовали за «лёгкость» долларом.

Пара источников граффити угадываются — есть что-то здесь от Сэлинджера и Бунтаря без причины, только осознанных через 10 лет и приобретших черты потерянного поколения и при этом со странным, но оптимизмом. Учитывая что Лукас ушёл в Звёздные войны и Индиану Джонса, поколение (не) совсем потерялось.

2 августа 2020

Последний день лета

Я вспоминаю себя школьником. Себя в последнем классе школы. Это лето. Лето когда ты понимаешь что это последний шанс отдохнуть, что теперь детство кончилось, а дальше впереди долгая взрослая жизнь. И она то теперь со мной навсегда, а это лето, этот день лета, когда ты ещё считаешься ребёнком, уже не вернуть. Зато какие горизонты, какие свершения предстоит мне открыть и преодолеть. И всё будущее видится исключительно положительным, но при этом остаётся грусть о прошлом. Ностальгия о буквально вчерашнем дне. И более того, растёт тревога о предстоящем выборе дороги в будущее. И о том, насколько правильным будет этот выбор, определяется твоя судьба до конца жизни.

Это те чувства которые испытывал лично я. И точно такие же чувства испытываешь когда смотришь этот удивительный фильм. Это ночные балагуры, это беготня от полиции, это осознание того, что ты вроде как уже не ребёнок, это первые тесные объятья мальчишек с девчонками, это модная музыка, это быстрые машины, это гулянки до утра. Фильм как калейдоскоп событий который выбрасывает на тебя кучу сцен связанных общими действующими лицами, общим местом, и буквально несколькими последними днями полной безответственности.

Ностальгия поддерживается ещё и постоянным напоминанием что сейчас идёт 1962 год, и кому есть что вспомнить о тех временах ощущают дополнительную грусть. Но показанные мальчишки и девчонки — не просто балагуры. Они живые. Они настоящие. И у всех их есть цель и мечта. И под конец фильма очень хочется узнать как же сложилась судьба этих персонажей. И как прекрасно, что уже в титрах авторы раскрывают нам секрет будущего.

Комедия и драма в одном флаконе. Очень тёплый, весёлый, но такой серьёзный фильм.

19 октября 2018

В большинстве рецензий на этот фильм упоминаются автомобили как герои фильма, как то, вокруг чего выстроен сюжет, как важная примета времени и так далее. Это всё так, но машинки мне в фильме Лукаса кажутся важными для раскрытия вот какого момента.

В одном из эпизодов герой идёт по свалке разбитых автомобилей и рассказывает, указывая пальцем, как вот на этой машине разбился один его знакомый, на этой другой, третий. Машины при этом выглядят совершенно целыми, максимум легкая помятость, нет стёкол, разбиты фары, а почему так? Кто в машинах разбирается, поймет — американская классика, шестидесятые, не пластик, а сталь, нулевая пассивная безопасность, при серьезной аварии машина цела, а внутри все всмятку, так было и у нас, известные истории о том, как иные «Москвичи» переживали двоих-троих владельцев, только кровь отмыть.

И я смотрю на героев фильма, на людей в машинках и понимаю, что машинки были сильно прочнее, а вот люди в машинках были такими же хрупкими, как и сейчас, во всех смыслах. И прочная стальная скорлупа вокруг них — ложная безопасность. Мне это показалось очень важным.

И еще: культура навязала нам стереотип о безусловной важности «случайной встречи», которая обязательно должна иметь продолжение, судьба. При этом, что нам делать с этим самым продолжением культура нам особо не поясняет, разбирайтесь сами. Сложно не повестись на этот стереотип и осознанно отказаться от продолжения, насладившись самим моментом, сиюминутностью, которая непременно разрушится, если вовремя не остановиться. Но у героя, кажется, получилось.

9 июня 2016

Америкаские граффити

«Американские граффити» — второй фильм Джорджа Лукаса до того, как он взялся за свой самый амбициозный, прославивший его проект «Звездные войны». «Американские граффити» овеяны ностальгической дымкой, тоской по 50-м годам, эпохой редких, причудливых машин, рок-н-ролла, школьных романов. Фильм Лукаса почти целиком снят, что называется «с колес»: действие происходит в машинах, четыре героя, мечтающие перещеголять друг друга, устраивают авантюры, дабы показать себя лучше чем они есть.

Любовные истории разворачиваются на беспроблемном, бесконфликтном поле: в фильме почти нет острых драматических столкновений, нет эмоциональных взрывов, нет трагических переживаний. В этом смысле он значительно уступает по драматизму шедевру П. Богдановича «Последний киносеанс», в котором любовные истории персонажей из 50-х годов становятся символом умирающей эпохи, разрушения городской среды, загнивания маленького захолустья.

В конечном итоге, в отличие от своего дебюта «ТНХ 1138», в котором оруэлловский антиутопизм свидетельствовал о неподдельном драматизме происходящего на экране, Лукас сделал из «Американских граффити» кино беспроблемное, легкое, хотя в некотором роде и технически виртуозное, сцены скреплены посредством весьма искусного монтажа. Но помимо анекдотических, забавных сценок, ничего чрезмерно эмоционального, открывающего новые горизонты драматизма в нем нет. Потому фильм трудно отнести к «новому Голливуду», это скорее первый шаг Лукаса в сторону коммерческого кино. Каким был второй шаг, все мы хорошо знаем.

31 декабря 2015

Этот фильм — гимн молодости, прощание с детством. Последний день детства полный безрассудства, легкомыслия, безудержности, опасностей и веселья. Автомобили, движущиеся по вечернему, ночному, а затем и рассветному городу в свете витрин и неона рекламы. Люди садятся в автомобили, едут, разговаривают, целуются, выясняют отношения, ругаются, угрюмо молчат, соревнуются на скорость, потешаются над неумелыми водителями, посмеиваются над шутками радиоведущего, выходят, снова садятся, а некоторых принудительно выставляют на обочину. Кому-то повезет меньше и его обдадут водой через боковое окно автомобиля. А кому-то придется доказывать свое право на существование, дабы избежать экзекуции у бампера. Это фильм наполненный юмором, иронией и ностальгией по моментам жизни, которые бывают у многих и… не повторяются. И более масштабно — это щемящее душу воспоминание о начале шестидесятых: кадилаки, рокнролл, придорожные закусочные и упоительные ночи, когда кажется вся жизнь впереди и весь мир у твоих ног.

Белый Ти-бёрд, лейтмотивом проходящий через всё повествование. Взгляд Курта сквозь иллюминатор самолета, уносящего его во взрослую жизнь. Бескрайняя дорога среди таких же бескрайних полей, и единственная белая машина, движущаяся по ней. Девушка или мираж. Недосягаемо. И это хорошо. Пусть таким и остаётся. Прекрасным воспоминанием о незнакомке в белом автомобиле в последний день детства.

10 из 10

2 ноября 2015

«У меня есть джип» Терри

Не скрою — фильм довольно примечательное зрелище не только ввиду своего содержания, но и из-за того факта, что в наше время, при просмотре, понимая, кто его снял, приходишь в некую уважительную оторопь: как-никак наблюдаешь одно из первых творений легендарного Джорджа Лукаса.

Но, к сожалению, кроме бесхитростного почтения во мне данная кинолента мало что возбудила.

Да, она непременно хороша. Это тот фильм, который отлично показывает молодежь 60-ых годов со всех их характерами, стремлениями и проблемами. Но есть один пункт, ввиду которого всё отнюдь не однозначно: здесь демонстрируется жизнь Западной молодёжи, и потому для Нас, жителей иного континента да приверженцев в большем иных правил и порядков, многое может казаться чуть наигранным, натянутым и словно «неживым» — совершенно иная идеология, вот и всё.

Но о чём же в синопсисе данный фильм? Все довольно обыденно, особенно для тех краёв, то бишь на экране мы наблюдаем ночь 1962-го года. Недавно окончившие школу подростки Стив и Курт на следующий день улетают в колледж, а посему Курт и находится всё время в моральной внутренней борьбе по данному поводу, вместе с тем пытаясь разузнать имя девушки ангельской красоты, которую он случайно заприметил. Стив же старается перед отъездом не разрушить свои отношения с девушкой. Их друзья, Джон и Терри, также заняты делом. Первый готовится к очередной гонке, вместе с тем пытаясь «отвязаться» от приставшей к нему несовершеннолетней девицы. А второй, заполучив в распоряжение прекрасный автомобиль, «подцепить» как-нибудь красотку, а так как с внешностью ему не свезло, то на авто он и надеется более чем рьяно.

В общем-то довольно простой контекст.

Но оно и притягательно в этой картине, особенно для жителей Америки, потому как картина просто неописуемо пропитана им всем знакомым да родным колоритом. А коль ещё учесть, что данная лента, собственно, одна из первых, что выдвинула в разряд «обыденных» подобные «разбитые» на составляющие истории в сэттинге ночи с подростками, то не остаётся больше никаких вопросов по поводу того факта, что «Американские граффити» входят в «Национальный реестр американских фильмов». Я не знаю, может создатели и для себе родных зрителей в чём-то реальность аппроксимируют, но сути это не меняет: фильм «входит» с столь уважаемый список, а значит и ценность представляет для тамошних критиков и народа в целом не малую.

Этот кинофильм безусловно можно и нужно считать классикой и одним из лучших показателей подкласса кинематографа «Road-movie». Но вряд ли он будет интересен нам, людям, которым не ясна цель этой напыщенной гордыни и стервозности многих американских девушек тех лет; не понятна эта нездоровая страсть и вожделенная любовь молодёжи к своим кумирам тех годов; людям, для которых остаётся загадкой прелесть той безнравственности, а вместе с ней и наигранной «крутости», многих парней того времени. Для Нас это довольно, так сказать, «далеко», также как и для тех людей «далека» Наша душа…

Потому я даже и не уверен, стоит ли Вам смотреть данное кино. Безоговорочно я снимаю шлюпу пред Джорджем Лукасом. Конечно же я был искренне рад, увидев в картине мною любимого Харрисона Форда. Я с радостью соглашусь, что эта картина культовая и по праву считается фильмом, повлиявшим на культуру американского социума. Но для Нашего человека она довольно «далека», как мне кажется, потому решайте сами: смотреть, аль нет.

От себя же я ещё только добавлю, что «Американские граффити» мне понравились. Но после себя почти ничего не оставили: опять же по Духу не пришлись. Однако коль с Вами выйдет нечто строго противоположное, прошу меня простить за то, что ввёл Вас в заблуждение — каждому присуще своё виденье мира, и вполне возможно Вы гораздо ближе к западной культуре, нежели я.

P.S. А вот раритетные автомобили меня, как большого любителя североамериканского автопрома тех лет, радовали прям до глубины души.. но это так, эстетика. А в общем: спасибо за внимание.

11 августа 2015

А я разочарована.

Как- то от фильма, чей саундтрек, попал в избранное ещё до просмотра, ожидаешь, не то что большего, скорее иного. Чего- то выходящего за рамки шоу для ностальгирующих автомобилистов.

«Граффити» — это кино про машины, под музыку, которая в этих машинах играла на стыке 50х-60х годов. Все остальное — каркас, фон и повод Школьники чтобы было кому ехать, дискотеки, чтобы было куда. Характеров нет, с сюжетом тоже не густо. Игра актеров такая растерянная, словно их поймали на улице и пообещали бесплатный обед, если они зачитают в камеру текст (надо же чем то связать эпизоды с машинами)

А самое главное, здесь нет духа времени. Нет атмосферы всеобщего «на публику» благоденствия и оптимизма, которая просто сочиться из всего, тогдашнего быта. Парни, музыка пылесосы — все что могло и что не могло — лучилось. Здесь, похоже, денег, хватило только на полироль для авто. Потому что все остальное, серо, уныло и кое- как. Может это так специально, чтобы, что то подчеркнуть.. По-моему, контраст просто дичайший. Как если бы в какую-нибудь «Аварию дочь мента» вдруг затесались сиреневые «Кадиллаки» и Бадди Холли. Я утрирую, разуметься, но картинка наталкивала, на подобные мысли.

Занятный коллаж, с отменным саундтреком, но не фильм. Во всяком случае, для меня.

4 из 10

16 июля 2014

Когда фанта была шипучее

Просторы интернета бороздят саморазмножающиеся летучие голландцы под девизом «Школоте не понять!» Их создатели, бородатые и не очень дяденьки преклонных годов (рожденные в СССР!) ностальгируют под картинки «Волк собирает яйца в лукошко», «Молочные тетраэдры» или «Постер Брюса Ли. Двухсотая итерация». Светлое чувство легкой печали о временах, когда деревья были зеленее, а Фанта шипучее, надевает шоры на разум, который на любой довод оппонента вроде «Неужели бы поменяли пасмурное сегодня на солнечное вчера?» достает неистребимый козырь про непонятливую школоту.

«Американские граффити» — ярко выраженная ностальгирующая картина. Про одну ночь уже не маленьких и ещё не больших выпускников — 1962. Секс уже трепал легким бризом бриолиновые шевелюры, рок-н-ролл разливался бездонным океаном, вот только с наркотиками был напряг. Да что там наркотики, пиво злые лавочники не продавали, блюли закон о несовершеннолетних. Поэтому этот краеугольный камень в фильме пришлось заменять автомобилями. Каждый уважающий себя американский шестнадцатилетка уверенно рассекает на крайслере или шевроле, кадиллаке или плимуте. Причем, взору грустящего о прошедшей молодости были представлены не какие-нибудь стобаксовые развалюхи, которые отцы выделили на отработки навыков увертывания от телеграфных столбов. Нет, молодой и, как оказалось далее, весьма перспективный режиссер Джордж Лукас организовал для съемок целый парк ретро-раритетов. А какой же коллекционер авто будет держать битый экземпляр, все как положено, сверкало «Снежкой» и хромом. А средняя скорость транспорта в кадре не превышала двадцати километров в час. Даже несмотря на аккуратный стритрейсинг.

Как только этот момент зафиксировался в сознании, так сразу начала растворяться атмосфера, принесшая картине любовь критиков и материальные средства тамошних зрителей (достаточно немаленькие, надо отметить, фильм до сих пор в районе двадцатки самых прибыльных). Больно далеки романтические идеалы янки шестидесятых от моих. Хоть лимузины нам были недоступны в ту пору по сто одной причине, то на двадцатилетних «Москвичах», не говоря про «Явы» и «Буковины», мы тоже рассекали, и скорость на колдобинах была обратно пропорциональна жизненному опыту. Чего греха таить, снимали и девиц, прыгающих на ура на заднее сиденье, и водку могли достать. А уж драки не ограничивались двумя каплями из носа на тенниску. Но вспоминаются походы и песни под гитару, ночное дежурство у подъезда без особых шансов на поцелуй, какая-нибудь глупость вроде прыжка с трехметрового моста. Уж точно девушке бы не сказали «Я тебя люблю, но чтобы проверить свои чувства, давай будем встречаться с другими» (хотя встречались и с другими, и с третьими, кхм).

Над чем предлагает повздыхать Лукас? Почти два часа стерильные автомобили ездят по стерильной мостовой. Ночь, фонарь, аптека (в смысле, забегаловка, где хавчик приносит прямо за руль официантка на роликах). Ты меня любишь? Ага. Ты меня хочешь? Ага. Романтично, прямо как гамбургер в Макдональдсе. А, чтобы всплакнулось, в конце бегущей строкой — тот погиб во Вьетнаме, то стал бюргером. Впрочем, надо отдать должное, музыкальное сопровождение было на порядок выше сюжетной составляющей — правда, его можно больше отнести к концу пятидесятых, чем к выделенному 1962, но это неважно. Ну и трюк с отрыванием заднего моста грех не отметить, хотя небезызвестные разрушители легенд доказали его невозможность.

А товарищ Джордж Лукас был, всё-таки не таким уж зелёным и неопытным. Не у каждого дебютанта под крылышком киностудия, названная собственным именем и страховочный пояс в лице суперпопулярного после «Крёстного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. «Американские граффити» открыли режиссеру дорогу в большое кино, без них, возможно, мы бы не узнали про световые мечи или археолога с шаловливым хлыстом. Вот только по-настоящему любимым для теперешнего отечественного зрителя фильму не стать. Школоте не понять, так сказать.

21 мая 2014

Курсирующие

После финансовой неудачи проекта «THX-1138» — истории фантастического и идеально функционирующего подземного города, Лукас был раздосадован и подавлен. Поэтому следующему творению предстояло определить судьбу постановщика: заниматься кино дальше или идти читать книжки. Однако сидеть на шее у жены амбициозному выпускнику киношколы было противно.

Второй картиной Лукаса стала история далёкая от фантастики. Он решил снять ретро-комедию о собственной юности, перенеся действие на 10 лет назад — в 1962-й год. Именно тогда с 18-летним Лукасом случилась беда: он попал в больницу с переломанными рёбрами и проломленным черепом. Дорожная авария стала итогом его страсти к автогонкам. Продюсером American graffiti вновь выступил Коппола, который выделил молодому режиссёру почти такие же средства, как и на дебют — 777 тысяч баксов.

Ранняя осень 1962-го. Маленький городок к северу от Сан-Франциско. Все события происходят в течение одной ночи накануне предполагаемого отъезда двух из четырех главных героев-подростков. Большей частью эта отчасти автобиографическая лента посвящена маниакальной любви американцев к автомобилям: почти половина действия проходит в кабинах машин. Именно поэтому, основные события представляют собой феерию кружащих по городу авто, сверкающих хромовыми покрытиями в неоне ночных улиц.

Курсирование становится для 17—18-летних подростков чем-то вроде главного жизненного ритуала. Он помогает хоть как-то отвлечься от провинциальной скуки и приблизить мечту рвануть куда-нибудь в большой мир из этого сонного царства. Хотя в итоге только один герой находит в себе силы покинуть родной городок: его не смогут удержать даже грёзы о белокурой незнакомке, которая, как фантом, поманит его ручкой. Другой, симпатичный староста класса, наоборот, предпочтёт остаться дома, поскольку в самый последний момент осознает, что не может оставить свою девушку.

Фильм посвящен вечно актуальной теме, особенно для юношей, обдумывающих житьё, — внутреннему конфликту между конформизмом и стремлением освободиться от «времени и места». Возникновению грустного ностальгического настроения и ощущения, что завершилась целая эпоха, способствуют музыкальные шлягеры (которыми плотно заливается фон), даже, несмотря на то, что большая их часть уже вышла к началу 1960-х из моды. Сегодня из полутора десятков использованных хитов середины прошлого века на слуху остались, пожалуй что, две вещи The Beach Boys.

Что интересно, на роли подростков 28-летний Лукас пригласил почти что своих ровесников: в момент съёмок Полу Ле Мату было уже 26 лет, а Ричарду Дрейфусу — 25. Самым младшим тут оказался 18-летний Рон Хауард, будущий голливудский мэтр, который всего через 5 лет дебютирует в большом кино как режиссёр. На фоне центрального квартета в тени оказался Харрисон Форд — самый удачливый исполнитель 1980-х. Здесь в 30-летнем актёре ещё невозможно распознать будущую суперзвезду.

Сняв картину о культурных сдвигах, которые начали происходить в Америке на пересечении 1950—60-х годов, Лукас попал с этим фильмом в эпицентр общественных ожиданий. Ощущение триумфа понравилось ему куда больше, нежели упадническое настроение, сопровождавшее провал дебютной работы. Теперь он даже пробился в номинанты на «Оскар» (помимо самого фильма, Лукас лично мог получить статуэтку как режиссёр и соавтор сценария), но всё же в итоге вынужден был уступить своему более удачливому тёзке — Джорджу Рою Хиллу, который сорвал банк ретро-комедией «Афера».

Зато финансовый успех ленты был воистину грандиозным — даже самые смелые ожидания были значительно превзойдены. На каждый вложенный доллар картина собирала более 50 у. е., что означало только одно — Лукас снял один из самых рентабельных фильмов в истории Голливуда. Так начинающий режиссёр превратился из лузера в миллионера, и больше у него уже никогда не было никаких финансовых проблем. Студийные боссы с готовностью предоставили ему неограниченные кредиты, поскольку сразу смекнули, что у этого парня чутьё на успех: он лучше всех знает, как приручить удачу.

То, что Лукас и в самом деле умел быстрее всех попадать в «узкую зону консенсуса» и лучше всех знал, какая именно ложка дорога к сегодняшнему обеду, подтвердилось уже через два года, когда пришло известие о появлении новейшей компьютерной технологии электронного контроля, позволяющей делать невероятное число кинематографических комбинаций. Лукас стал одним из первых, кто тут же прозорливо взял её на вооружение. Так началась уже совсем другая история — эра «Звёздных войн».

8 декабря 2013

«…And I wonder

I wah-wah-wah-wah-wonder…»

American Graffiti — последний фильм, который Джордж Лукас успел снять до начала эпических «Звёздных войн». Сюжет картины в общем-то не затейлив и повествует нам о жизни подростков начала 60ых годов, а точнее об одной ночи, которая волей случая и путем невероятного переплетения событий обещает быть для главных героев просто незабываемой. Особенно если учесть что ребята только что закончили школу и впереди их ждет путь во взрослую жизнь.

Несмотря на ограниченные временные рамки, в которые уложен сюжет фильма, у зрителя создается ощущение что это не просто события одной ночи, а прямо маленькая жизни — столько уж всего за это время успевает произойти, веселого и грустного, захватывающего и трогательного. Да и темы, затронутые в фильме в общем-то понятны — обычные проблемы взросления, вопросы которые задает себе любой молодой человек, предвкушение взрослой жизни и ностальгия по уходящим школьным временам. Вместе с тем, раскрываются и вполне себе взрослые темы, о настоящей дружбе и любви, верности и предательстве, доброте и бескорыстии…

Но, всё-таки, как трогательно и ярко поставлена эта история, и ведь даже без тени пошлости, без сальных шуточек на тему полового созревания (привет «Американским Пирогам» и им подобным), правда, справедливости ради, стоит заметить, что в 1973 году и сам жанр был еще весьма нов и не избит как сейчас, да и цензурные требования тех лет были несколько иными.

Кажется, что историю подобную этой могли бы рассказать собственные родители, например о том как они познакомились. Да и атмосфера тех самых времен передана весьма убедительно. Такое ощущение что авторы фильма воздали дань тому нежному возрасту, который так приятно вспомнить и который каждый бы прожил хоть чуть-чуть, но по другому, представься ему такой магический шанс. В общем, стоит смотреть как поколению тех лет, так и тем, кто просто интересуется давно отшумевшими и отгоревшими шестидесятыми годами прошлого века.

Отдельно стоит обратить внимание на саундтрек к фильму. Право, даже и не знаю, есть ли еще где-то столь мощная подборка хитов раннего рок-н-ролла. А чего стоит один только легендарный Вулфман Джек, играющий в этом фильме самого себя,?

9 из 10

28 мая 2013

Граффити на асфальте

К лентам, подобным «Американским граффити», сложно применять какие-то термины, обозначающие четко определенные жанры. Говорят, в XXI веке произошло глобальное смешение киножанров, и триллеры теперь вполне могут уживаться с комедиями, а кино для всей семьи — с боевиками или даже фильмами катастроф. Практика вдумчивого кинопросмотра показывает, что кинематографу как искусству изначально чуждо деление на жанры и возрастные категории. «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» было кинолентой для всех. Многометровый состав жанровости прибыл гораздо позже. Потому фильмы талантливых режиссеров, медленно и верно становящихся великими, ближе к оригинальным лентам начала XX века — их жанровую принадлежность определить трудно, а по большому счету и не нужно.

«Американские граффити» это наброски ночной жизни большого города, где жизнь во всех ее проявлениях немыслима без автомобиля. Машина это крепость, дом, постель и комната для свиданий для героев фильма. Даже любовь нельзя построить без машины — девушки в картине падки до моторов и, попадая в кожаные салоны великолепных эмалированных тазов на колесах, становятся удивительно сговорчивы и податливы. Лукас воплотил в «граффити» собственное юношеское представление о жизни и любви. Действительно, когда тебе семнадцать или восемнадцать, и у всех сверстников есть тачки, кататься на мотороллере стыдно. Давно канула в Лету романтика, описанная в The Leather Boys, и в фильме Лукаса нет ни одного мотобайка — не та эпоха!

Отдельный разговор о музыке. 1962 год это время рафинированного рок-н-ролла, это триумф групп, подобных The Shadows и The Ventures. Странно было слышать в фильме хиты Билла Хейли и других героев пятидесятых. Шестидесятые не знали непричесанного рока, и оставалось немало времени до «британского вторжения».

В «граффити» практически нет домашних интерьеров, небрежно мало внимания уделено моде, особенно прическам. А ведь в 60-е прически, особенно женские, были едва ли не произведениями искусства.

В данной ленте нет не только определенных жанровых границ, нет и общего сюжета. Это отдельные ночные байки, от которых наверняка был в восторге Джармуш, позже снявший свою «Ночь на Земле». Лукасу пришлось нелегко. Точнее, его технической команде — снимать практически все при искусственном освещении это операторский и осветительский подвиг.

И все-таки «Граффити» детализируют эпоху, местами. Здесь можно увидеть радиостудию, на которой звук с винила улетает прямо в эфир, диск-жокей кушает попсикл — такое американское мороженое на палочке, а питаются все исключительно в драйв-инах, так как поколение «авто» — ни больше, ни меньше!

Ценность раннего творения Лукаса — в историчности фильма. Это хорошее пособие для тех, кто рискнет воссоздать ту эпоху. Все-таки режиссер снимал времена, отсчет от которых не превысил десятилетия. Это придало фильму важное качество — аутентичность воспроизведения исторического периода. Поэтому фильм можно рекомендовать тем, кто любит смотреть про старую Америку. Добрую, старую Америку — после-рок-н-ролльную и до-хипповую.

8 из 10

14 февраля 2013

Перед тем как сильно увлечься кино, что потом поступив в киношколу, Лукас со школьных лет был очарован автомобилями и гонками, что даже сам принимал участие в них. Помимо этого увлечения, Лукас так же любил фотографию. И он совместил эти два увлечения. Он стал снимать документальные фильмы, а именно гоночные заезды.

Среди тех, кто так же сильно увлекался гонками, был один из лучших операторов кинематографа — Хэскелл Уэкслер. Уэкслер заметил паренька, который ходил с камерой и выискивает эффектные ракурсы для передачи атмосферы гонки. Молодой Лукас впечатлил именитого оператора. На этих двух интересах они сдружились. Уэкслер отмечал, что Джордж имеет очень хороший глаз и мыслит визуально. Уэкслер посоветовал Лукасу поступать в киношколу. Он стал наставником Лукаса. В киношколе Лукас был сильно впечатлен абстрактным кинематографом, где упор делается не на повествование истории, а на визуально-монтажно-звукововые образы. Там же Лукас познакомился со своей будущей женой монтажером Марсией, которая принимала участие в монтаже «Американских граффити» (номинация «лучший монтаж») «Звездных войн» (Оскар за «лучший монтаж»).

«Американские граффити» (1973) — фильм-ностальгия. Фильм-ощущение. Молодежная комедия-ностальгия. Фильм о 60-х. Это первый фильм такого рода. Это кино можно смотреть в независимости от эпохи. Каждый из нас переживал то ощущение, когда школьный или студенческий путь заканчивался и начинался новый. Это ощущение одновременно приятное и волнующе-пугающее. Не будет «старых посиделок на лавочке», друзья-знакомые разъедутся кто-куда. Ну или что-то в этом роде. Начнется другая жизнь и привычных моментов увы, уже не вернуть. В фильме идет повествование нескольких историй о друзьях, некоторые из которых, только что закончили обучение в школе и готовятся к переменам. С каждым из них случились разные события за это время. Курт случайно из окна автомобиля увидел девушку и которую стал искать. Стив переживает со своей девушкой Лори «романтический кризис». Невезучий Терри разъезжает на дорогом авто, доверенным Стивом для присмотра во время отъезда из города. Джон, непобедимый супер-гонщик города, ждет вызов, но пока вынужден кататься с привязчивой девчонкой, которая не уверенна в себе.

В фильме великолепно передана атмосфера 60-х. Одному из этого способствует визуальный стиль. Один из лучших в кинематографе. Темная картинка в глубине, но одновременно очень яркая. Визуал в чем-то схож со «Звездными войнами», которые выйдут через 4 года. Это была одна из фишек стиля Лукаса. Очень приятный визуал. Так же в фильме постоянно играют (на разном уровне громкости) хиты тех лет. Классика рок-н-ролла. Одной из оригинальных и интересных фишек фильма — это разговор прямо во время езды по дороге. Ну буквально «Привет, как дела? Привет, хорошо!». Мне очень нравится эта идея и как она реализована.

8 октября 2012

Стоит начать с того, что режиссером этой ленты выступил в то время молодой и неизвестный Джородж Лукас, продюсером стал богатый и культовый после «Крестного отца» Фрэнсис Форд Коппола. Сразу хочу добавить, что в этом и есть искусство кинематографа, не надо бояться открывать новые имена, новых режиссеров, а не снимать по сто раз туфту уже известных и маститых.

Сюжет фильма. Лихие шестидесятые, небольшой калифорнийский городок, несколько друзей после окончания школы проводят свою последнюю «детскую» ночь. Один парень (тогда только начинающий актер, а ныне широко известный режиссер Рон Говард) — хороший симпатичный мальчик из приличной семьи должен уехать в колледж, поэтому никак не может проститься со своей девушкой. Второй (знаменитый Ричард Дрейфус из «Челюсти» и т. д.) связался с шайкой бандитов, они катаются на машинах, балагурят и веселятся. Еще один мальчик, тихий и некрасивый, познакомился на улице с шикарной блондинкой. И последний, красавчик автогонщик оказывается в эту ночь наедине с малолеткой, упорно не желающей его оставлять.

Рок-н-ролл, стильные тачки, девчонки, кафешки, танцы — все это очень по-доброму, легко и стильно показал Лукас в «Американские граффити» — культовой молодежной комедии о шестидесятых. Всех их ждет взрослая жизнь, у кого-то счастливая, у кого-то не очень, кто-то пробьется и станет «большим человеком», кто-то умрет молодым. Вроде все как обычно, много мы видели подобных молодежных хитов, но эта лента показалась мне очень особенной и душевной. Грустно, когда все так красиво начинается в юности, а потом у всех все складывается по-разному, не всегда хорошо.

6 октября 2012

Зарисовка эпохи, где-то ироничная, где-то печальная.

Использован достаточно новаторский в то время прием — все действие фильма проходит в ночь выпускного бала главных героев.

За ночь надо принять решения, которые по сути определят их дальнейшую жизнь — остаться ли в городе или уехать в колледж, расстаться с девушкой или наооборот, сделать ей предложение.

Все это проходит на фоне уже постепенно затухающих пятидесятых с их сверкающей хромом автомобильной культурой, ночными гонками, подростковыми бандами.

При просмотре возникает впечатление, что весь город пересел в машины, на них знакомится, ссорится, целуется и просто существует.

Через пару лет Америка изменится, придут новые ритмы, стили одежды, хиппи, Никсон и Вьетнам.

Главные герои еще не знают про это, в отличие от Лукаса, который фильмом передает прощальный привет эпохе.

Смотрится фильм сейчас конечно не так ярко, как раньше. И сама идея, и многие сюжетные линии уже успели множество раз повториться в десятке фильмов позднейших режиссеров.

13 ноября 2011

Довольно сильно разочаровался в этом фильме. Так получилось, что сначала я ознакомился со второй частью, а теперь вот посмотрел первую. И могу сказать, что, несмотря на неписанный закон о том, что вторая часть всегда хуже первой, в этот раз все наоборот. Не знаю, может время про которое рассказывается во второй части мне ближе чисто хронологически. В первой же части нам рассказывают и показывают быт молодежи времен 60-х. И, признаться, мне этот быт совсем не понравился. Чего-то там все крутиться вокруг машин. Такое чувство, что только наличие машины может гарантировать веселье, друзей, девочек и т. п. А машинки то в те времена были как очень классные, так и откровенно забавные. Кстати, в моменте, когда один из героев фильма будучи несовершеннолетним пытается купить спиртное, вспомнил свои молодые годы. Помнится пользовался такими же способами как и он. Улыбнуло.

Вообще же, обратил внимание на это кино лишь потому, что режиссером является Джордж Лукас. Вообще интересно, на что способен этот режиссер помимо Звездных войн. Пока, увы, другие его работы меня не впечатляют.

3 из 10

27 ноября 2010

Where were you in 62?

Классическая молодёжная комедия, фактически родоначальник этого жанра. Первый большой успех знаменитого Джорджа Лукаса, и просто очень занятный и лёгкий фильм. Явление чисто американской культуры, прославленное, пожалуй, только у них. За пределами США вряд ли этот фильме особенно популярен, а уж у нас о нём знают наверное единицы.

Одна ночь и несколько историй из жизни молодёжи 60-ых. Им по 17—18 лет, они только что окончили школу, но прежде чем вступить во взрослую жизнь им предстоит пережить массу различных приключений. Девчонки, тачки и рок н ролл, много рок н ролла. Вот собственно и смысл фильма.

В титрах, кроме Джорджа Лукаса, вы найдёте много известных имен. Здесь и Харрисон Форд есть, совсем молодой. В их карьере это произведение сыграло не последнюю роль. Кино про их молодость, так и веет духом тех лет. Я обожаю ретро эстетику, и рок н ролл в частности (и плевать что он «мёртв»), поэтому получил массу удовольствия. Этим добром фильм буквально пропитан. Кроме того он великолепно снят, здесь масса классных персонажей и забавных ситуаций, непошлый юмор, чувство свободы, трогательная человечность и жизненность. Фильмы Джорджа Лукаса всегда отличались подобными теплыми качествами.

Если имена Элвиса Пресли и Чака Берри для вас не пустые слова, если интересуетесь творчеством Джорджа Лукаса и любите ретро, то не имеете права пропустить эту незамысловатую, но очень милую ленту.

8 из 10

19 декабря 2009

Давным-давно, еще до «Звездных войн»…

Великолепный фильм! Лучшее кино про шальные 60-е из тех что я видел!..

Этот фильм стал первым крупным кинематографическим успехом сразу для нескольких знаковых личностей в мире кино…

Это был первый серьезный успех для:

- Джорджа Лукаса как режиссера и сценариста (до старта эпопеи о Звездных войнах оставалось еще 4 года)

- Рона Ховарда, будущего выдающегося режиссера, обладателя премии Оскар, создателя нескольких мировых кинохитов (который в данном фильме прекрасно чувствовал себя в актерском амплуа)

- Ричарда Дрейфуса, в совсем недалеком будущем получившего признание Киноакадемии (премия Оскар в номинации лучший актер за фильм «До свидания, дорогая»).

Прекрасный, очень динамичный фильм, с очень умным, забавным, трогательным и порою комичным сценарием. Прекрасные актерские работы, очень яркие и колоритные перонажи, причем на тот момент в фильме не было ни одной звезды — и посему фильм стал еще и огромным комерческим успехом его создателей. При бюджете в менее чем 800 тыс. долларов картина собрала только на просторах США 115 (!) млн. долларов.

По прошествии стольких лет картина нисколько не утратила своего шарма и смотрится достаточно свежо. Поэтому думаю что каждый ценитель хорошего кино найдет для себя в данной картине что-то по душе…

10/10

17 июня 2009

Культовый, ставший классическим фильм Голливуда, созданный специально для той молодёжи. В то время в Америке все только и жили этими фильмами (я имею в виду молодёжь, ну и не только), этот фильм стоит наравне с такими же фильмами Френсиса Форда Копполы, тоже культовыми и ставшей уже классикой, как «Бойцовая рыбка» и «Изгои».

Все тогда только ходили и говорили о этом фильме и подражали своим кумирам. Все мечтали в то время о таких же авто, друзьях, знакомствах и времяпрепровождениях. Может, кому-то покажутся эти фильмы сейчас занудными, но тогда это было что-то. Одни только сборы чего говорят. Классика режиссёра Джорджа Лукаса, умел он делать фильмы раньше.

12 февраля 2007

Комедия Американские граффити появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Джордж Лукас. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ричард Дрейфусс, Рон Ховард, Синди Уильямс, Кэнди Кларк, Бо Хопкинс, Харрисон Форд, Теренс МакГоверн, Кэтлин Куинлэн, Кэй Ленц, Джо Спано, Рон Винсент, Сюзанн Сомерс, Линда Кристенсен, Ти Краули, Jan Wilson.

На фильм потрачено свыше 777000.В то время как во всем мире собрано 115,000,000 долларов. Страна производства - США. Американские граффити — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.