Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Американская ночь |
английское название: |
La nuit américaine |
год: | 1973 |
страны: |
Франция,
Италия
|
слоган: | «A movie for people who love movies.» |
режиссер: | Франсуа Трюффо |
сценаристы: | Франсуа Трюффо, Сюзанн Шиффман, Жан-Луи Ришар |
продюсер: | Марсель Бербер |
видеооператор: | Пьер-Вильям Гленн |
композитор: | Жорж Делерю |
художники: | Дэмиен Ланфранчи, Моник Дюри |
монтаж: | Ян Деде, Мартина Баррак |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $17 808 |
Мировые сборы: | $17 808 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 мая 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Буквально через два года после своей второй экранизации Роше Трюффо снимает «Американскую ночь» - вдохновенное описание кинематографического закулисья, режиссер делает все от себя возможное, чтобы суета и забавные истории на съемках выглядели интереснее самого снимаемого в кадре фильма. Множество актеров и других киноспециалистов работают в «Американской ночи» над явной халтурой – историей банального адюльтера, разрушающего молодую семью (как интересно она отзовется по ту сторону съемок). Однако, для Трюффо важно показать, как в забавной околокинематографической суете возникает магия кино: зрителю невероятно интересно следить за похождениями инфантильного актера (в этой роли, конечно же. Лео), возникающими и рассыпающимися в прах любовными романами, капризами возрастной кинодивы и холодной красотой британской звезды (Трюффо делает вроде бы необязательные крупные планы Жаклин Биссет для того, чтобы просто насладиться ее красотой).
Здесь вроде бы нечего анализировать: смысл фильма на поверхности, это не «8 1/2 », где муки творчества переплетаются с воспоминаниями и грезами героя. Трюффо ограничивается изображением исключительно съемочного процесса (он сам здесь играет режиссера, при чем весьма иронично: Ферро снятся сны, в которых властвует лишь кино), здесь девушка-ассистентка в невероятно легком исполнении Натали Бэй находит выходы из многих неприятных ситуаций, актеры капризничают, а рабочие на съемках (осветители, а также отвечающее за звук и реквизит) весьма изобретательно трудятся над общим делом. «Американская ночь» - о ночи голливудских клише, опускающейся на кинематограф, о системе звезд, которым все время нужно угождать, и режиссере, который стремительно глохнет, привыкнув к шуму съемочной площадки.
В одной из сцен Ферро разворачивает посылку с книгами, в ней оказываются труды о Брессоне и Бунюэле, Бергмане и Дрейере, Уэллсе и Годаре, режиссер будто тоскует о том времени, когда в кино безоговорочно властвовал авторский подход. Теперь же приходится перебиваться фильмами-однодневками, хотя закулисье съемок таких фильмов все равно интересно. В одной из сцен воспроизводится эпизод с котенком из «Нежной кожи», благодаря нему можно узнать, как трудно порой всем бывает на съемках. «Американская ночь» построена так, что в ней противопоставляется естественность поведения актеров и всей съемочной группы за пределами кадра, когда же надо жить в кадре, эти же актеры невероятно искусственны и фальшивы.
Что же перед нами? Комедия или драма? И то, и другое вместе. Ведь описывая съемочный процесс как суету и хаос, Трюффо показывает, что для определенного типа людей только в этом хаосе и суете и возможна жизнь. Вне кино, вне волшебного фонаря проза жизни душит этих людей, до конца преданных экрану. Таков сам Трюффо и его синефильский подход к профессии. «Американская ночь» вызывает ощущение рукотворного хаоса, полнейшей сумятицы на съемках, однако, зная Трюффо, зритель понимает, что все здесь просчитано до секунды. Порой эта картина напоминает сатирические мозаики Роберта Олтмена: здесь, как например в «Нэшвилле», постановщик не выстраивает единую нарративную структуру, привлекая зрительское внимание к мелочам и частностям. То, что объединяет эпизоды «Американской ночи» - исключительно съемочный процесс, место и время действия, в остальном это тот же олтменовский пазл.
Как всегда у Трюффо, фильм смонтирован и снят просто потрясающе и без малейшего налета элитарности: то, что зритель сидит, вперив глаза в экран, почти два часа наблюдая за реконструкцией съемочного процесса без выстрелов, погонь и эротики, - все это свидетельство невероятного постановочного мастерства. «Американская ночь» выгодно выделяется в ряду других фильмов о кино (так «Положение вещей» Вендерса или тем более «Предостережение святой блудницы» Фассбиндера смотрятся с видимым усилием, как нечто тягомотное). «8 1/2 », конечно, не берем в расчет, но фильм Трюффо не о творческом кризисе, он почти по-вудиалленовски утверждает, что спасение от депрессии и кризисов для любого кинематографиста (актера, оператора, постановщика) можно найти только в работе. Жорж Дельрю написал к этой ленте как всегда замечательную музыку, в которой угадываются отголоски его работы над «Презрением» Годара – тоже, кстати, метакинематографического произведения.
4 июля 2024
Лёгкая сумбурная и суетливая драмеди.
Фильм о съёмках фильма, где сам же Трюффо играет роль режиссёра. Вечная суматоха на площадке и куча забот. Актёры ведут себя как дети, деньги заканчиваются, сценарий пишется на коленках, а сроки поджимают. Режиссёр тут и строгий начальник, и психолог, и отец родной. С тонкими натурами всё очень сложно и часто не предсказуемо. Но из такого бедлама, возможно и рождается что-то интересное, особенно когда жизнь перемешивается со съёмками и уже не понятно, где игра, а где чувства. А жизнь чаще намного интереснее выдумки, по этому и в интересной выдумке столько много из жизни.
Приятное и не глупое кино для отдыха.
Оскар за Лучший фильм на иностранном языке. Эх, давали же Оскаров за такое, а не за социальные тренды и политику.
30 января 2023
Яхта, парус, Ницца, август. Снимается кино. Что-то непутево-мелодраматическое, но режиссер из всего этого намерен выжать качественный продукт. Другое дело, что всё на съемочной площадке идет ни к черту. Артисты забывают текст, у главного героя кризис в личной жизни, все друг с другом трахаются, а продюсеры требуют от режиссера жесткий временной дедлайн. Сценарий постоянном меняется, и куда выйдет по итогу весь этот балаган, не понимает уже никто. Но что всех в этом хаосе объединяет, так это безальтернативная любовь к самому съемочному процессу.
Франсуа Трюффо среди всех европейских признанных классиков-режиссеров всегда отличался легкостью и сюжетной насыщенностью своих постановок. Этим Трюффо выгодно отличался от того же Федерико Феллини, чьи «8 с половиной» - еще одно «кино о кино», снятое десятью годами ранее, вышло чертовски метафоричным, тяжеловесным и философским. В этом плане Трюффо, снявшийся сам в одной из главных ролей – режиссера (а кого же еще?) – предоставил на суд публики изнанку кинематографического процесса, которая подана без пафоса, масштабности и даже особой глубины.
Мы видим съемки вполне себе незатейливого кино, без больших декораций, массовки и даже трюкачество здесь ограничивается одной единственной пущенной под откос машиной. Но именно через эту обыденность Трюффо наглядно и достоверно демонстрирует подноготную кинопроцесса. И опять же, демонстрация эта не педагогическая, не нравоучительная и не сострадательная. Люди просто занимаются своим делом, несмотря на то, что у героини в это же время «в реальной жизни» умирает дочь от лейкемии, главного героя бросает невеста, а кто-то и вовсе умрет вдруг и неповторимо. Трюффо в этой внутренней обыденности обобщает весь кинопроцесс на планете, чем и вызвал такую теплую реакцию кинокритиков, которые дружно умудрились даже переоценить эту недурственную, но не более того, постановку.
Очень сюжетно многослойным получилось исполнение в фильме, где у каждого героя прописана своя небольшая, но очень колоритная история. Красавица Жаклин Биссет играет исполнительницу главной роли, которая ради сохранения съемочного процесса, готова пожертвовать многим, включая и разменом своего трепетного тела для успокоения дурака-неудачника. А главного инфантильного дурачка в фильме играет любимый актер Трюффо Жан-Пьер Лео, который чертовски похож внешне на самого режиссера. Признаюсь, я полфильма вообще разбирался, одно ли лицо Лео и Трюффо (первый играет актера, а второй режиссера). 50-летняя Валентина Кортезе, сыгравшая уже здорово постаревшую и стремительно спивающуюся актрису с ворохом своих внутренних проблем, и вовсе получила индивидуальную номинацию на «Оскар». Да и в целом у Трюффо практически все актеры, которые произносят в фильме реплики, самодостаточны в этой вполне живой и интересной истории.
Безапелляционным шедевром этот фильм все же назвать нельзя. Трюффо медленно погружает зрителя в процесс, а затем многие мизансцены у него перерастают в элементы предынфарктного фарса. Но все же кино имеет приятную способность погружения в свою проблематику. Да и лучше француза, как на 1973 год, никто в мире кино этот сам мир кино изнутри показать не смог.
P.S. Название фильма обыгрывает прием в немом кинематографе, когда из-за несовершенства аппаратуры «ночь» приходилось снимать в светлое время суток.
7 из 10
17 марта 2022
Признание в любви к кино. Легкое, игристое, кружевное. Как лучшие фильмы француза. Карусель интриг и тревеллингов, километров целлулоида и преодоленных расстояний, детских воспоминаний и глянцевых фотографий, бессонных ночей и бутафории, потраченных нервов и возведенных декораций, жизненных неурядиц и неудавшихся дублей, встреч и расставаний, радости и печалей, положенных на алтарь искусства. Обратная сторона экрана, кинематографическая кухня, возведенная в поэтику. По улице Виго, с полотенцем от Кокто, шел Трюффо.
Наполняя кино прекрасной витальностью жизни, а жизнь показывая как нескончаемое кино, француз создал одно из самых виртуозных по форме и жизнерадостных по настроению посвящений любимому делу, на наших глазах раскрывая и заново создавая мир, в котором, правда — 24 раза в секунду, день выдают за ночь, пену за снег, воду из душа за дождь, в котором можно умереть 24 раза за 80 фильмов, но погибнув в автокатастрофе снова ожить в кадре. Мир, который сам зачастую подменяет реальность, но чувства и переживания в котором — настоящие.
«Американская ночь» — это жизнь и кино, округленные, отшлифованные и ритмизированные друг другом.
Special thanks: Делерю и коту.
8,5 из 10
3 июня 2018
При создании фильма Богом является режиссер, следящий за каждой деталью, кропотливо выводящий качество каждой сцены в абсолют, коего часто достают всякими вопросами. Перед режиссером стоит нелёгкая задача, поставить действие таким образом, чтобы зритель не ждал конца фильма с вожделением, а наслаждался просмотром, при этом ему как любому другому творцу важно внедрить в сознание зрителя идею. Ничего не напоминает? Подумай хорошо, поймёшь, о чем я толкую.
Не обойти вниманием красивое оформление, заметный налёт старины, красивых некогда актрис Жаклин Биссет, Валентину Кортезе и саму красоту постановки. Здесь и открывается всё очарование того времени, которое на сегодня ни на секунду не провисает!
Так и в «Американской ночи», вроде думаешь ничего особенного, простой фильм про будни кинопроизводства, а на деле выходит совершенно гениальная поэзия, повествующая не только о любви к самой прекрасной музе искусства, но и о самой любви к жизни. Только главным её проводником является объектив камеры оператора, а голос режиссера, будто глас внутреннего сознания, старательно хочет заставить зрителя ценить кино, совершенно любое кино!
Ведь, за ширмой весёлых сцен о кинопроизводстве, капризах актёров, находится правда о реальном положении вещей во время творческого процесса. Мы зрители, с разными взглядами на кинематограф, всего лишь можем догадываться что там на самом деле происходит по ту сторону экрана. И за предоставленную возможность, реализованную душевным мастером Франсуа Трюффо, ещё в далёком 1973-ом году, именно за это, автора необходимо только благодарить. Как уже говорилось мною где-то ранее, кино можно любить и ненавидеть, но для этого права, его необходимо смотреть!
Кино подобного разряда, кино с большой буквы, как «Американскую Ночь» можно смотреть без боязни, ведь по своей сути, оно является чистым бриллиантом кинематографа, истинным шедевром для любовников кинематографа.
8 февраля 2016
«До того как Уэллс пришел в кино, он успел поработать и на радио, и в театре. Мы же родились в музее», — задумчиво произносит Жан-Люк Годар. Про основателей французской новой волны принято говорить, что они влюблены в кино, но куда правильнее будет сказать, что они им больны. Дело тут даже не в том, что мальчишкой режиссер «Американской ночи» Франсуа Трюффо сбегал с уроков, тайком пробираясь в кинозалы, пока, наконец, не бросил школу в возрасте 14 лет. Дело в решении одного из ключевых вопросов обозреваемого фильма: «что важнее, жизнь или кино» — не в пользу первой. Феллини снял «Восемь с половиной», Кесьлевский «Кинолюбителя», но, несмотря на знакомую конструкцию «фильм в фильме» и глубокий интроспективный подход, никто из них не подбирался к объекту так близко, ведь большинство авторов мысленно пребывают где-то в мире идей, кино для них — это «всего лишь» язык, средство, способ высказаться о чем-то далеком (история, политика, религия, что угодно), не имеющем отношения к монтажу, актерам или декорациям, способ наполнить имеющуюся форму абстрактным содержанием. Трюффо же изначально находится в вышеозначенном дискурсе, его лексика и синтаксис полностью «лежат внутри» этой каждодневной съемочной рутины, и если, к примеру, феллиневский Гвидо фактически был «занят» только подготовительной работой, то главный герой «Американской ночи», режиссер Ферран (которого, важно отметить, Трюффо сыграл самостоятельно) уже «в процессе» — фильм открывается подготовкой общего плана массовки. Несмотря на критику со стороны друга и коллеги Годара, несмотря на сюжетные упрощения, «Американская ночь» — возможно, самый честный и точный фильм о создании фильмов. Честный, благодаря одной только личности автора, он просто не мог снять по-другому.
«Ночь» представляет собой затейливое переплетение историй, происходящих с коллективом на съемочной площадке. Одна из актрис скрывает беременность, другую настиг экзистенциальный кризис, каскадер попался чересчур алчный, девушка-реквизитор мечтает о служебном романе, машина в кадре неправильного цвета, даже специально привезенный кот нахально убегает, вынуждая переснимать дубль за дублем. Первый мотив здесь, конечно, — соотношение чистого искусства и нашей реальности. Парадокс известен давно: наука, творчество или иная идеальная категория — все это формально «важнее», «больше», «значительнее» нас, простых смертных, однако без людей ничего бы не было, по крайней мере, некому было бы об этом говорить. Трюффо показывает как абстракция, идея, в самом что ни на есть платоновском смысле, посредством жизненных мелочей, стохастического мусора, обретает «реальные» очертания. «Американская ночь» — это своеобразный психологический конструктор, героев очень много, на каждого приходится минимум два сюжетных поворота, но автору удается соорудить настоящую метафору кино, показать чудо рождения — как живой организм складывается из группы белков, так из нарезки сцен и суетливой беготни по павильону возникает фильм. Мозаичный нарратив и быстрая смена эпизодов позволяют Трюффо создать мимолетное настроение, картина смотрится ностальгической зарисовкой с размытыми контурами, детали не запоминаются, запоминается ключевой переход от мелких ссор, бытовых неурядиц и маленьких трагедий к созданию чего-то великого общими усилиями.
Имеет место и некоторая игра в форму. Когда-то давно, еще будучи кинокритиком, Трюффо выпустил статью, где изложил свой взгляд на развитие индустрии. По его мнению, слишком большая роль отдавалась сценарию, в котором было расписано все, вплоть до операторских решений, постановщику же оставалось только механически воплотить написанное, что убивало авторское начало. «Ночь» в этом смысле выглядит своеобразным ироническим диалогом, игривой риторикой на основе изложенных тезисов. Трюффо будто бы специально использует как можно больше приемов: с равной вероятностью можно увидеть дальние, общие, средние, крупные планы, разные способы монтажа, множество ракурсов и видов движения внутри кадра — попытка стилизовать под тот самый «механицизм», деконструкция и намеренная атомизация творчества, его как будто разложили на составляющие. Отсылка к теории авторского кино довольно прозрачна: несмотря на внешнюю отчужденность и, казалось бы, излишнюю академичность стиля, невозможно скрыть индивидуальный почерк, есть что-то, не поддающееся разложению на детали — талант Автора, который отличает поделку от произведения искусства. И здесь как нельзя лучше подходит структура «фильм в фильме», двойное сопоставление только уточняет мысль, склеивая две реальности: когда на съемках Трюффо кричал: «Снято!», невозможно было различить исполнение роли «внутрифильмового» режиссера Феррана и всамделишную команду постановщика «Ночи». Аналогичным образом трудно сказать, что было более естественным: играть роль «актера в жизни» или играть роль «актера на сцене».
Для правильного понимания высказывания между автором и реципиентом должно быть как можно меньше посредников — едва ли не основное положение «новой волны» французских философов. Уникальность «Американской ночи» в том, что посредников здесь вообще нет, автор говорит на своем родном языке, изредка поигрывая металингвистикой. «Мужчину ради фильма я бросить могу, но фильм ради мужчины…», — задумчиво произносит девушка из съемочной группы. Франсуа Трюффо не бросал жизнь ради кино, он просто аккуратно перенес ее туда.
10 апреля 2014
Через десять лет после появления «Восьми с половиной» Феллини Франсуа Трюффо снял картину, которую часто ставят рядом с итальянским шедевром. Также как и феллиниевское творение, также как «Сансет-бульвар (1950) Билли Уайлдера, или, например, «Предупреждение от святой блудницы» (1971) Фассбиндера, «Американская ночь» это — a movie about filmmaking, то есть фильм о создании фильма.
Кино, по словам режиссёра, лишенное «всякого пиранделлизма»: здесь Трюффо таким образом отмежёвывается от сложной специфики переходов из одной реальности в другую, что было заявлено Пиранделло в его знаменитой пьесе «Шесть персонажей в поисках автора». Задавшись целью показать «только лишь» workin progress (рабочий процесс), избавленный от авторских самокопаний, Трюффо создал, тем не менее, одно из самых прихотливых произведений в истории кино, где совершенство формы искусно маскирует изощрённость сценарной конструкции.
Две основных линии «Американской ночи» (название обыгрывает профессиональное кинематографическое ухищрение снимать с помощью специальных светофильтров ночь днём) переплетают два сюжета: как бы документальное наблюдение за съёмочным процессом в одной киногруппе (в роли режиссёра Феррана выступает сам Трюффо) и историю под название «Знакомьтесь, Памела», которую эта киногруппа как раз и пытается снять.
Обнажая хаос, неувязки и интриги, царящие на и вокруг съёмочной площадки, Трюффо создает меж тем одно из самых поэтичных творений о кино, которое можно смело назвать гимном во славу профессии. Как и «Восьми с половиной» в своё время, американская Академия киноискусства присудила «Американской ночи» премию Oscar, а в России фильм впервые демонстрировался по ТВ 28 декабря 1995 года — в день столетия кино.
18 марта 2014
Франсуа Трюффо снимал картины в разных жанрах: комедии, драмы, трагедии, детективы. Он даже обращался в сторону научной фантастики, экранизировав антиутопию Рэя Бредбери «451? по Фаренгейту». И, подобно Феллини с его «8 с половиной», Трюффо заинтересовался идеей снять кино о том, как снимается кино. Он использовал декорации, оставленные другими киношниками после съемок, в создании одного из своих лучших фильмов «Американская ночь».
Это комедия, созданная в жанре «фильм в фильме». Действие происходит на съемках картины «Познакомьтесь, это Памела». Но не история Памелы интересует зрителя: в картине «Американская ночь» показан весь съемочный процесс: работа режиссера, оператора, реквизиторов, а в перерывах съемочная группа занимается выяснением отношений. Все происходящее комично: пьяная актриса три дубля подряд не может найти дверь и выходит в шкаф, помощница режиссера по-деловому решает свои интимные проблемы в кустах, нервозный и капризный исполнитель главной роли чуть не срывает съемки из-за измены его подруги с каскадером. Режиссер постоянно занимается решением проблем: то у исполнительницы главной роли нервный срыв, то пленку засветили, то урезали количество съемочных дней. В конце съемок погибает один из исполнителей главных ролей. Но, несмотря на все производственные трудности, режиссер не унывает и героическими усилиями ему удается все урегулировать.
Название фильма «Американская ночь» происходит от названия операторского приема, когда на пленке создается эффект ночи, а съемка происходит днем. Это название многозначно: это и шутка над зрителем, который, судя по названию, будет ждать совершенно иного сюжета, и режиссерский привет Антониони и его «Ночи», и символ перевернутости повседневной жизни. «Американская ночь» — добрая и ироничная исповедь режиссера, который смеется сам над собой и над всеми, кто снимает кино.
9 из 10
12 мая 2013
За что человек любит кино? Может за возможность перенестись в параллельные миры или прожить недостижимые эпохи прошлого или настоящего… А может, это единственная возможность заглянуть в индивидуальную авторскую вселенную, увидеть сон другого человека, «залезть» режиссёру в голову и даже в душу.
Анри Ланглуа называл Франсуа Трюффо лучшим кинокритиком 20 века. Ещё задолго до нашего современника Тарантино, француз снимал киноманские фильмы, нашпигованные под завязку отсылками к киноклассике прошлого от Ренуара и Хичкока до американского фильм-нуар и романных ретро-мелодрам.
Самая «титулованная» лента Трюффо — «Американская ночь», стала его нежным признанием в любви «десятой музе». Исповедальная и наивная зарисовка: «о том как создаётся кино», стала его наиболее личной работой позднего периода, где наряду с вопросами самому себе — что есть съёмки: хаос коллективного процесса или авторское наитие, ставится знак равно между миром экрана и закадровой жизнью. Неслучайно, в этой ленте, сюжет фильма, который снимают герои перетекает в реальную жизнь на съёмочной площадке.
Центральным эпизодом фильма становится бесконечно повторяющийся синефильский сон режиссёра (альтер-эго Трюффо — которого играет он сам), где маленький мальчик, раз за разом пытается своровать фото с кадрами уэллсовского «Гражданина Кейна», с загороженной забором кинотеатральной афиши. Трюффо, словно говорит зрителю — режиссёр это всегда ребёнок, а создание фильма и сам фильм есть «детская игра» (в жизнь).
«Американская ночь» — метафора кино, искусно препарированная французом, незримо двигающаяся от первого лица. Кадр то и дело рассекают выхваченные камерой имена великих, то автограф Кокто на постере на стене, то россыпь книг на столе по творчеству Брессона или Бергмана. С каждым эпизодом, реалии съёмок и становятся настоящим кино, в отличии от того, что происходит в кадре снимаемого фильма.
Безусловно, «Американская ночь» настоящий породистый авторский фильм, стоящий на недосягаемом уровне от современных французских «кинодворняжек». На самом деле, претензия к этой картине Трюффо может быть только одна, в отличии от рифмующейся с ней пронзительной сновидческой оды Феллини «Восемь с половиной», она слишком реалистична!
7 из 10
25 апреля 2013
Фильм начинается: Городская панорама увлекает взгляд, люди спешат по своим делам, дамы прогуливаются с своими собачками, мальчишки катаются на велосипедах, молодой человек выходит из подземного перехода, переходит дорогу и идет на встречу какому-то мужчине. Звонкая пощёчина и выкрик режиссера «Снято!». Оказывается, мы попадаем на съемочную площадку фильма.
Здесь большое количество персонажей, людей крайне чувствительных, вспыльчивых, депрессивных — целый букет характеров, с которыми нужно сработаться. Решить из какого пистолета будут стрелять в финале, найти замену актеру, заставить котенка бежать к подносу и пить молоко. — Не легка задача режиссера, все держать под контролем и своим руководством. Зритель с большим увлечением посвящается во все тонкости создания фильма, пытается вникнуть в события, связи, интриги, творящиеся на площадке. Но в этом сумасшедшем мире кинематографа способны разобраться только сами его деятели.
Тонкой гранью, сделанная с помощью звукозрительного монтажа, операторского приема «съемка с рук», имитирующая документальность, мы разделяем две иллюзорных реальности, но тем ни менее это не мешает воспринимать фильм как одно целое.
Многих режиссеров привлекает идея снять картину о том, как снимается фильм, потому что, порой, события, происходящие на съемочной площадке, бывают увлекательнее сюжета снимаемой картины. И у Трюффо, воплотить эту идею, прекрасно получилось. Тем более, что мы лице зреем режиссера в роли режиссера, что может нам рассказать о его настоящих методах работы.
9 октября 2012
Как и заявлено в рекламном слогане, «это кино для людей, которые влюблены в кино». Франсуа Трэффо пригласил зрителей на киношную кухню, показал, как и из чего готовятся блюда, которые затем подают на больших экранах кинотеатров. Получилось очень познавательно.
Перед нами — будни съемочной группы вымышленного фильма «Познакомьтесь, это Памела». В кадре снимается трагедия, за кадром разыгрывается драма. Звезды и не только выстраивают отношения друг с другом. Режиссер, роль которого исполнил сам Трюффо, старается довести дело до конца, сохранив хрупкий баланс сил на съемочной площадке. Но главная объединяющая всех сила, это, конечно, любовь к кино как таковому. Как сказала одна из героинь фильма: «Бросить мужчину ради фильма — это я понимаю. Но бросить фильм ради мужчины — это глупо».
Шикарна сцена с котом. Великолепна Жаклин Биссет. Трюффо откровенно иронизирует сам над собой. А еще у меня появилось огромное желание побывать на съемочной площадке. Ведь мне до сих пор кажется, что все снимается в реальных интерьерах.
И все же, из фильмов «кино о кино» мне больше всех понравился «Жизнь в забвении» Тома Ди Чилло. Из книг порекомендую «Фильм, книга, футболка» Мэтта Бомона.
7 из 10
10 сентября 2012
«Американская ночь» — само название фильма не имеет отношения к Америке, стране как таковой, интересно, что в Америке это кино идет под названием «Day for Night,». Само название относится к съемкам ночной сцены в дневное время с помощью специальных фильтров, для имитации.
Могу с уверенностью сказать, что это один из самых лучших фильмов о том, как снимается кино. Ничто не превзойдёт фильм по тому теплу и жизненной радости, которые дарит эта картина. В истории кинематографа к теме «Кино о кино» обращались многие режиссеры. Например, Федерико Фелини в своей картине «8 с половиной» или русский режиссер Дзига Вертов со своей работой «Человек с киноаппаратом». Фелини-же заостряет большее внимание на внутреннем творческом процессе режиссера, а Франсуа Трюффо — на физическом создании картины.
Нельзя не упомянуть то, что фильм в свое время получил «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке.
Пожалуй, стоит обратиться непосредственно к сюжету. Сам Франсуа Трюффо играет режиссера Феранна, который снимает фильм под названием «Познакомьтесь это Памела».
«Съемки фильма чем-то напоминают поездку в дилижансе на Диком Западе. Сначала надеешься на приятное путешествие, потом только и думаешь, как бы доехать до места назначения,» — так показывает свое мнение на съемочный процесс Феранн в самом начале фильма. С чем только ни сталкивается автор картины на своем съемочном пути. Беременность Стейси, мошенничество, технические трудности и даже смерть — все это служит барьерами для создания картины. Все происходит с ошеломительной скоростью. И изо всех сил Ферран пытается удержать фильм на плаву. Но на что только ни идут актеры для поддержания своей картины. Каждое произведение искусства требует максимальной самоотдачи, чтоб сделать все в совершенстве. Ну кто же мог подумать, что заставить кота отпить молоко из чашки настолько трудно?
Так же Франсуа Трюффо показывает, что жизнь за кадром бывает намного насыщеннее и интересней, чем происходящее на экране.
Нельзя не отметить актерский состав «Американской ночи». То, с каким юмором играют актеры, заслуживает наивысшей оценки.
Этот фильм идеально подойдет людям, которые реально заинтересованы процессом создания фильмов, кто хочет снимать кино, да и всем любителям классического кинематографа. Неспроста главный слоган картины «A movie for people who loves movies» звучит, как фильм для тех, кто любит фильмы.
29 февраля 2012
Один из лучших — наряду со вторым и третьим фильмом про Дюанеля — фильмов Трюффо, практически бессюжетный, импрессионистичный, легкий и необязательный. Фильм про съемки совершенно чудовищного кино снят с нежностью и доброй иронией к происходящему — очень редко присущими работам в подобном жанре, где, в основном, преобладают сатира и сарказм. Нельзя отдельно не отметить нетипичную для Деларю музыку, которая скорее предвосхищает знаменитое сопровождение Наймана к «Контракту рисовальщика» нежели напоминает другие работы композитора к фильмам Трюффо.
Сущим ангелом выглядит в фильме и Жаклин Биссе, находившаяся в расцвете красоты. Допускаю, что у Биссе есть актерские работы и получше (вообще актриса, конечно не великая, чего там), но ни в каком другом фильме она не снята с такой любовью и тактом. Прекрасный подбор второстепенных исполнителей, среди которых ряд вполне известных фигур, не тянущих одеяло на себя, а работающих на ансамбль.
8 из 10
24 января 2012
Если смотреть у Трюффо один-единственный фильм, то это будет «Американская ночь». Конечно есть фирменные «400 ударов», но они представляют интерес больше для киноманов, смотрящих кино ради «престижа» и потому что киноману это неудобно пропустить, а не для обычного зрителя, который просто хочет интересную историю. Есть «Жюль и Джим», который более смотрибелен, чем «400 ударов», но тоже может не совсем понравиться нашему «обычному зрителю». «Американская ночь» же понравится любому человеку, если он еще способен воспринимать что-то лучшее, чем сериалы по НТВ. Это совершенно прекрасный и легкий фильм, от которого получит удовольствие кто угодно. Смотрится он ничуть не хуже, чем какая-нибудь массовая мелодрама, а по качеству с ней не сопоставим. Очень интересен контраст между фильмом, который по сюжету снимает кинотруппа, и тем, что происходит на самой площадке во время съемок: насколько жизнь более интересна и нетривиальна, чем та туфта, которую нам предлагает кино. И самое удивительное то, что персонажам «Американской ночи», снимающим глупую картину, даже не приходит в голову позаимствовать в нее что-то из своей собственной жизни, хотя бы из самого процесса съемок, в котором происходит так много интересного. Это замечательно тонкое наблюдение режиссера. Если вы интересуетесь Трюффо, но почему-либо не видели этого фильма, я вас просто не понимаю. Сделайте себе подарок!
26 октября 2010
Частотный диапазон звуковых волн в виде титров задает ритм повествования. Зритель погружается в кино, легкая панорама увлекает взгляд, приковывает к экспозиции фильма, первые кадры важны для зрителя, по ним он определяет атмосферу, и тут слышится выкрик — «Снято!», оказывается, что это фильм о фильме, добро пожаловать к киноалтарю. С ироничным пиететом нам представляют тех, кто относится к созданию фильма как к зачатию гения.
На протяжении фильма зритель переносится от одной тайны к другой. Это уже начинает напоминать сюжет мелодрамы «Встречайте Памелу», которую снимают герои, но придает оригинальность ситуации проницательность Трюффо с разумной долей насмешки.
Сцены фильма профессионально связаны в одно целое с помощью звукозрительного монтажа, «съемка с рук» имитирует документальность, отделяя тонкой гранью две иллюзорности, но не мешает воспринимать их как единый фильм.
«Съемки фильма чем-то напоминают поездку в дилижансе на Диком Западе. Сначала надеяшься на приятное путешествие, потом только и думаешь, как бы доехать до места назначения» — мысли режиссера Феррана, героя Трюффо, мгновенно материализуются — продюссер заявляет о сокращении сроков съемок фильма «Встречайте Памелу»…
Ферран подобен прибрежной скале, выдерживающей безумный натиск волнового хаоса. В одной из сцен он старается переубедить Альфонса, героя Жан-Пьера Лео, которого необходимо отметить, в предназначении кино в их жизни: «Вы же прекрасный актер, личная жизнь ни у кого гладкой не бывает. Так происходит только в кино. Никаких спадов, никаких поражений, фильмы похожи на поезда, которые днем и ночью идут по намеченному маршруту. Такие как Вы и я находят успокоение только в работе».
Кино требует жертвоприношений от тех, кто его создает. Но даже вынужденная сексуальная измена ради спасения съемок показана Трюффо никак отвратительное и отталкивающее действие. Каждая деталь, любой поступок подчеркивает важность общего результата. Такую искреннюю самоотверженность, показанную вне кадра, зритель не способен воспринимать естественно.
Название фильма помимо отсылки к приему в кинематографе также подчеркивает связь отцов и детей в киноидустрии. И безусловно, «Американская ночь» — почитание тем режиссерам, на которых Трюффо сформировал свой взгляд на кино, перед которым не смог устоять миловидный Оскар.
10 из 10
1 мая 2009
Многие деятели кино пытались снять ленту о процессе создания кинофильма: начиная от Федерико Феллини «8 с половиной» и Валерия Рубинчика «Кино о кино», и заканчивая современными картинами для молодёжи. Франсуа Трюффо тоже решил снять картину о сумасшедшем мире кинематографа и делает это он по особому.
Во-первых, в отличие от героев других картин схожей тематики перед главным действующим лицом (играет его сам Трюффо) не стоят какие-то сложные ителлектуальные задачи и проблемы, как в отличие от героя Марчелло Мастрояни. Но данное обстоятельство нисколько не принижает картину, скорее это не главное. Для Трюффо главной задачей было иронично, и даже в какой-то степени поэтично, а порой и романтично, рассказать о суете и проблемах кинематографа. Кто мог подумать, что снять кошку настолько трудно? Или, что кинематографическая площадка — место, где люди влюбляются, спят друг с другом, идут на жертвы?
И именно то, как рассказывает Трюффо обо всё этом, отличает его повествование от повествования Рубинчика, Феллини и других.
Во-вторых, название. Оно ассоциируется с подменой настоящего чем-то другим (просьба читателя прочесть рецензию Сергея Кудрявцева на данную кинокартину для понимания сути названия). И одно это название полностью характеризует мир кино, выдаёт смысл картины. Всё работает на идею замены настоящего поддельным с точностью до кадра. И то, как происходит эта подмена, ярко показана в данной киноленте. И потому любопытно её посмотреть!
В-третьих, в чём мне помог Сергей Кудрявцев, что, как и «8 с половиной» и «Зеркало», которые были сняты Феллини и Тарковским, классиками мирового кино, в 42 года, картина Трюффо тоже была им создана в эти годы. А так, как я причисляю Трюффо к классикам, я думаю, что этот факт подвигнет любителей достойного кино на просмотр.
Данная картина, как и картины Феллини и других, намного глубже и интересней показывает кинематографическую жизнь, чем современные ленты. Например, картина «Я хочу конфетку», ни в какие ворота не лезет с данным творением. Похоже, что дни великих картин на данную тему проходят и нам достаются лишь огрызки. Это обидно.
К счастью, существуют старые фильмы, как кинокартина Франсуа Трюффо «Американская ночь»!
P.S. Смотреть всем, кто хочет заниматься кино.
9 ноября 2008