Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мраморный дом |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Григорьев |
сценарий: | Василий Аксенов |
видеооператор: | Константин Арутюнов |
композитор: | Георгий Дмитриев |
художник: | Альфред Таланцев |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 декабря 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
«Если вы нашли клад, то одну четверть от него законно забирайте себе, а остальное закопайте! Потом зайдёте ещё…»
В сценарии, написанном Василием Павловичем Аксёновым, легко заметить автобиографические мотивы. Родился будущий писатель в Казани (фильм снимался в Тобольске, во многих кадрах присутствует местная достопримечательность — Тобольский кремль). Василий был младшим ребёнком в семье. В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем отец) были арестованы и осуждёны на 10 лет тюрьмы и лагерей. В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт (сестра героя фильма учится в медицинском институте, которого в настоящем Тобольске не было). Во всём остальном «Мраморный дом» — это яркая запоминающаяся история о детях войны. А дети всегда мечтают о приключениях, о кладах, о романтике.
Именно романтика, навеянная книгами, которые герои читают сидя на дереве (!), обязывает называть друг друга книжными прозвищами: Петька (Сергей Хорев) — «Мастер Пит», а Ильгаз (Рифат Мусин) — «Герцог Гиз». Фильм очень точно передаёт атмосферу тех лет. Город буквально переполнен людьми. Кого только не встретишь на его улицах: фронтовики, раненые из госпиталя, торгующие на рынке колхозники, интеллигенты, шпана, промышляющая мелким заработком, и жульё, которое в любой обстановке чувствует себя «как рыба в воде». По структуре и сюжетным ходам картина напоминает мини-сериалы «Кортик» и «Бронзовая птица», снятые несколько позже. В каких-то деталях работа Бориса Григорьева уступает известным сериалам, однако и у этого фильма имеется неоспоримое достоинство — прекрасно переданная атмосфера последних военных дней, и как апофеоз — сам Деть Победы.
Сняты эти сцены исключительно ярко, особенно в той части, где жители выносят столы со снедью на улицу, чтобы вместе отмечать долгожданный день. Ещё одной запоминающейся деталью являются «вторые имена» Петьки — «Песня Труда» и Эльмиры — «Электрификация мира». Это не выдумка сценариста, а реально существовавшие имена, правда, наиболее широко они были распространены в первые десятилетия Советской власти. В фильме отличный актёрский ансамбль. Николай Рыбников сыграл неожиданно неприятного Бориса по кличке «Седой» — бывший клоун, липовый фронтовик, довоенный артист или «штабная крыса»? Хорошая роль у Сергея Никоненко — просто, жёстко, эмоционально. Милая в роли студентки мединститута Ирина Шевчук. Запомнившийся отвратительным «гнусавым» голосом Александр Ковалёв, сыгравший «гопника» по кличке «Пилюля». И крайне неожиданная роль Валерия Носика, в финале перевоплотившегося в… Гитлера!
24 февраля 2020