Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фока — на все руки дока |
год: | 1972 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Роман Давыдов |
сценарий: | Леонид Белокуров |
продюсер: | Любовь Бутырина |
видеооператор: | Елена Петрова |
композитор: | Юрий Буцко |
художники: | Александр Винокуров, Петр Репкин |
монтаж: | Любовь Георгиева |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 20 мин |
Миф о том, что все советские мультфильмы намного лучше западных, крепко прижился в нашем обществе. Я слышал это с детства от родителей, и слышу это сейчас от людей старшего да и своего поколений: мол, вот раньше - это было да, вот люди росли на советских мультиках и стали хорошие, добрые, честные и кругом замечательные, а все, кто росли на проклятых, значит, 'Аладдинах', 'Красавицах и чудовищах', 'Русалочках' и, прости господи, 'Шрэках', - стали тупые, злые, жестокие и кругом неприятные. При этом, говоря подобное, любители советской мультипликационной доброты проявляют немалую агрессию по отношению ко всем, кто думает иначе. Ну и так, если подумать, то все советские (и нынешние российские) маньяки, воры, убийцы и прочие маргиналы тоже выросли на тех самых советских мультфильмах, значит, влияние мультфильмов гораздо меньше, чем, например, семьи, школы, и вообще среды и условий обитания.
Так вот, будучи большим поклонником советской мультипликации, которая действительно была великолепна и абсолютно равноценна той же голливудской, я с уверенностью заявляю, что далеко не все советские мультфильмы ныне нужно показывать детям. Многие из них работали не на воспитание художественного вкуса в детях, а также разумного, доброго и вечного, а на идеологию, отрабатывая политическую повестку согласно целям и задачам очередного какого-то там съезда партии.
Вот пример: отлично нарисованный мультфильм 'Фока - на все руки дока' талантливейшего режиссера-мультипликатора Романа Давыдова, чей 'Маугли' - безусловно, один из главных шедевров мировой мультипликации. Но в 'Фоке' рука мастера заметна разве что в прекрасной прорисовке персонажей, в остальном же...
В остальном, из мультфильма мы узнаем, что русский царь (похожий на жирного Николая I с голосом Папанова) - глуп, невежественен и максимально бездарен. Он не только придумывает идиотские задания для женихов своей дочери, но даже читает по слогам. В сущности, припоминаете ли вы случай, чтобы русские самодержцы показывались в мультфильмах иначе чем полными идиотами? Я вот не припомню. Обязательное советское правило - любой представитель (досоветской) власти - глуп, жесток и безобразен. Я, в общем-то, не против, но почему так топорно? Задача - вырастить человека, считающего любого власть держащего - априори идиотом.
Далее мы узнаем, что все иностранцы - это какие-то уроды. Один (скорее всего, француз) - лысый тщедушный дрищ на трясущихся ногах, обливающийся потом. Второй - огромный тупой качок (скорее всего, немец), умеющий решать все только силой. Иностранцы в советской мультипликации - всегда отражение страхов советских людей, задача - создать максимальную дистанцию с ними и вырастить человека, ненавидящего всех чужаков и все 'иное'. При этом про то, что все российские монархи были родственниками европейских монархов именно благодаря бракам с иностранными принцами и принцессами, про это помнить не нужно.
Главный герой - Фока - деревенский Кулибин, который все вопросы решает 'технически' (царь даже слово такое не может произнести), но живет почему-то в разваленной халупе с десятком детей и красавицей-женой, свежей аки майская роза (видимо, дети не ее). Он неохотно берется помогать царю, предлагая решения хитрые и бессмысленные, чтоб от него поскорее отстали, не иначе. Если вы жили в деревне, то знаете, на какой день вороны перестают бояться пугала, и что волка обряженного в шутовской колпак, другие волки вряд ли испугаются - уж точно не до такой степени, чтобы навсегда покинуть место жительства. Конечно, кажется, что мастеровитый герой должен вызывать восхищение, но вызывает только раздражение. Если ты черт возьми, такой умный, что ж ты так плохо живешь? Про крепостное право, кстати, в мультфильме ни слова, как будто Фока сам решает - помогать ему царю или нет. Исподволь же считывается: русскому человеку не нужны никакие награды и хорошая жизнь, ему хорошо там, где он есть и из всех целей у него - тяжелый, неблагодарный труд (желательно ручной), а придумывать он может что-то только по приказу и из-под палки, потому что что-то я не заметил у Фоки каких-то приспособлений для облегчения труда. Его мозг начинает работать только когда приказывает царь. Кроме того, он никак не меняется по ходу действия, зачем ему вообще что-то делать, раз он сам по себе воплощенный идеал.
Есть еще принцесса Белёна, которую художники не побоялись сделать...сексуальной! Белёна хороша и очень близка Давыдову, умеющему как мы поняли по 'Маугли' показывать человеческое тело прекрасным.
Мультфильм полон лжи, передергиваний и идеологических истин, которые расходятся с истинами житейскими. Впрочем, снят он по сказке товарища Пермяка, до скрипа на зубах насквозь советского писателя, певца колхозов и социалистического образа жизни, который не только рассказывал, как хорошо в стране советской жить, но и давал показания на своих менее восторженных по отношению к власти коллег, в частности, по его показаниям был арестован и расстрелян поэт Иван Приблудный, друг Есенина.
Лучше ли этот мультфильм западных аналогов, где враг - есть враг, потому что он плохой и злой человек и у него есть цель, противоречащая обычным человеческим, а не потому, что он представитель определенного класса, где герои проходят определенный путь и меняются, где враги сильны и к ним, кроме ненависти, испытываешь некоторое уважение? Нет. Мультфильм талантливо сделан и хорошо нарисован, но сказка получилась с душком.
5 из 10
13 января 2024