Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Малыш и Карлсон, который живет на крыше |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Маргарита Микаэлян, Валентин Плучек |
сценаристы: | Маргарита Микаэлян, Валентин Плучек, Софья Прокофьева, Астрид Линдгрен |
видеооператоры: | Владимир Ошеров, И. Гриднев |
композитор: | Андрей Эшпай |
художник: | Борис Мессерер |
жанры: | комедия, детский |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Конечно, в культовости даже спектакль уступает мультфильму. А телеверсия вообще малоизвестна. Часто это проблемы форматов - мультфильмы и показывать проще из-за хронометража и 'старость' их не так заметна. Впрочем, их, если брать наше ТВ, вытеснили на самое утро... Но телеспектакли и вовсе вытеснили исключительно на Культуру...
Наверное, увы. Потому что как ни странно, но телеверсия, в отличие от мультфильма нагромождена более весомыми смыслами, чем просто мультяшная сказка об обаятельном вечном детстве.
Поэтому и отступает на второй план вопрос, 'конкурируют' ли мастодонты актёрского цеха: Мишулин против Ливанова, а против Татьяны Пельтцер сама Фаина Раневская? Реплики Ливанова и Раневской, конечно, ушли в народ, и даже тема с перевоспитанием фрекен Бок тянет на сверхидею. Но... характеры вырисовываются именно в спектакле. В конце концов, фрекен Бок у Плучека - не просто тиран (даже не факт, что забавный) и даже тиран не от отсутствия любви к детям, а от ложного убеждения в правильности 'педагогики насилия', лишившей по итогу детства ее любимого племянника.
Карлсон же и вовсе не столько инфантил-переросток, сколько вполне сознательный эскапист, убегающий... пардон, улетающий от 'прелестей' общества потребления, оставшись чистым человеком, не искорёженным пылесосами и кофеварками, поэтому в одной этой фразе горит мудрость, не исчезающая из глаз Мишулина. Другое дело, что адресат у спектакля получается половинчатый - дурачества детям, социально-философские сентенции - взрослым. Ну и и Андрей Миронов, превращавший в перформанс любое свое появление - всем вместе, даже если для драматургии он не особо нужен.
12 сентября 2021
Не то чтобы я против режиссерской трактовки, и не то чтобы я люблю исходного Карлсона — наглого эгоиста и бахвала, но это — явный перебор.
Сначала Карлсон Мишулина производит впечатление умственно отсталого переростка (особенно невнятной речью), что несколько шокирует, ну а потом, конечно, создатели фильма понемногу дают понять, что он просто раним, нежен, трепетен и поэтичен, весь такой любитель звезд среди общества потребителей. Подразумевается, что он — этакий сферический ребенок в вакууме, вот, мол, пожалейте его, одинокого, непонятого взрослыми. Под конец фильма он так и прямо сознается в том, что он — детство (фи, какая нетонкая прямолинейность). Но если взглянуть без розовых очков, воплощенное детство — это нечто вроде именно Карлсона-из-книжки или Питера Пэна — эгоистичное, шебутное, доброе в душе, но ведущее себя часто по-свински, смелое, но безответственное. А не это аморфное существо, скорее являющееся ностальгией по детству сентиментальных и не вполне честных взрослых.
Кастинг очень сомнителен. Не вполне понятно, что делает в роли Пелле младший Райкин, актер для ролей куда более ярких. Зачем из Пельтцер пытаться сделать грымзу-домоучительницу (которой руки нужны, чтобы, цитирую, бить маленьких мальчиков, очень мило), тоже неясно. Мало, что ли, у нас было характерных актрис? Миронов тут, конечно, не «его обычное амплуа», но все-таки что-то вроде того. Типа обаятельный вор, связанный какими-то странными отношениями со своим подельником. Дети, мама и Бетан еще и играют «приблизительно».
Навевают скуку также постоянные панорамы крыш и «буржуйской жизни», а также мучительное подобие спецэффектов. Юмор тоже какой-то вымученный. Либо прямая калька из книги, вроде «какая честная коровка, заплатила пять эрэ», либо корченье рож и необъяснимые действия, типа Миронова, драгоценности запихивающего в карман, в рот и цепляющего себе на ухо.
Неудивительно, что фильм малоизвестен. На мой взгляд, заслуженно. Если в детстве не смотрели, то время можно уже не тратить.
9 октября 2011
Как?! Ни одной рецензии? Неужели никто не смотрел эту чудесную сказку?
Детство пролетело, словно птица —
Не поймаешь птицу за крыло.
Детство никогда не возвратится!
Ярко и стремительно прошло. (с)
Стихотворение из моего списка литературы, который каждому из нас вручила классная руководительница в конце девятого класса. На одном развороте был список — на другом — эти стихи. Врезались они мне в память тогда. А этот спектакль заставил вспомнить.
И правда, кто не знает истории про Карлсона и Малыша? Все смотрели мультик, уверена. Только мультик для детей. И признаться, я думала, что лучше него никакой телеверсии быть не может.
Постановка театра Сатиры настолько запала мне в душу, что теперь я не знаю, что гениальнее — сказка для детей, где Карлсона нам представил Василий Ливанов, или сказка для взрослых, где совершенно другой «такой умный, красивый, в меру упитанный и храбрый человечек», живущий на крыше — Спартак Мишулин.
- А зачем нужно звонить?
- А затем, что людям надо говорить хорошие, ободряющие слова каждые пять минут. А я не могу прилетать к тебе так часто.. Привет, Малыш!
Его Карлсон — обаятельный озорник, взрослый с душой ребенка. Трогают отношения, установившиеся между ним и этим маленьким ребенком, «глупым мальчишкой», который в него верит, который ему верит.
- Карлсон! Ты.. я уже не надеялся, что ты прилетишь!..
- А ты.. должен надеяться, ты всегда должен надеяться, что я прилечу!
- Как же ты.. без звонка?..
- Без.. звонка. Одними звонками сыт не будешь. Я и без звонка почувствовал, что я тебе необходим.
Честно говоря, спектакль села смотреть из-за Андрюши Миронова. Хоть здесь у него роль второстепенная, но это именно то, что нужно спектаклю — яркий вихрь, пара смешных моментов, гениальная искрометная игра и, конечно, музыкальная часть!
На крыше можно танцевать, а это главное!
Уж что-что, а для героев Миронова танцы и песни — это обязательный штрих, дополняющий образ героя. Его Рулле обаятельный, хоть вор и бандит. Но как не влюбиться в эти блестящие, горящие задором глаза, в эти потрясающе легкие движения. Кажется, он импровизирует, и сам не знает, что выкинут его ноги в следующий момент. Браво, Артист!
Мы так рано забываем все, что казалось важным и нужным — настоящим — в детстве. Нам нужны сказки, нам нужны Карлсоны, чтобы иногда остановиться и задуматься — жизнь летит, а люди забыли, каково это — гулять по крышам! Они «мечтают о всякой ерунде, они мечтают о квартирах, холодильниках, домашних туфлях… Они забыли про звезды… Бедняги.»
- Спокойствие, вот только спокойствие… — сам себя утешает Карлсон, когда становится грустно и горько. Он понимает, что Малыш скоро вырастет и тоже забудет его. И он снова останется «один-один-один». Пока не откроется еще какое-то окно на верхнем этаже, где его ждут, верят, что он есть и прилетит.
10 из 10, за прекрасный актерский состав и тропинку в детство.
8 апреля 2011