Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лето рядового Дедова |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георге Водэ |
сценарий: | Александр Усольцев-Гарф |
видеооператор: | Владимир Брусин |
композитор: | Евгений Дога |
художники: | Станислав Булгаков, Аурелия Роман |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 марта 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
«Как положено по штату, без похвал и без прикрас, про бывалого солдата поведём мы свой рассказ».
Интересно проследить развитие комедийного жанра в изображении Советской Армии в мирное время отечественным кинематографом. «Максим Перепелица» (1955) и «Солдат Иван Бровкин» (1955) сняты исключительно в духе воспитательного кино: был паренёк «шалопаем-раздолбаем», а стал «отличником боевой и политической подготовки». Особого веселья в них нет, зато имеется очень лёгкая атмосфера и целый шлейф забавных сцен. «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970) и «Лето рядового Дедова» (1971) — чисто комедийные фильмы с «музыкальным уклоном». На мой взгляд это самые «бесшабашные», но очень добрые комедии, потому что 70-е годы — наиболее спокойное время в вооружённых силах: до начала активной фазы Афганского конфликта (1979) ещё далеко; советская экономика ещё не вошла в период стагнации; жители СССР живут спокойной размеренной жизнью. Именно в таком ключе сняты два этих фильма. Чуть позже появятся картины «Между небом и землёй» (1975) и «Весенний призыв» (1976). В них уже меньше бесшабашности, меньше комедии, зато больше скрытого подтекста. Более поздние комедийные ленты о ВС РФ — это уже «птицы другого полёта»: «Здравия желаю! или Бешеный дембель» (1990), «ДМБ» (2000), «Солдатский Декамерон» (2005), «Танки грязи не боятся» (2008) и т. д.
Возвращаясь к фильму Георге Водэ, следует отметить, что режиссёр был прекрасно осведомлён о картине «Семь невест ефрейтора Збруева» (её премьера состоялась 17 мая 1971 года), и ни в коем случае не собирался её копировать. «Лето рядового Дедова» — фильм, прежде всего, музыкальный. Евгений Дога (как композитор) и Феликс Чуев (как поэт) буквально пропитали сюжет музыкой и поэзией. Закадровое чтение частушек (а может, и не частушек) выглядит не просто стихотворными комментариями действий главного персонажа (кстати, весьма и весьма остроумными!), а являются самостоятельной сюжетной линией, существенно дополняя и обогащая визуальный ряд. Для комедии не свойственен глубокий психологизм, поэтому режиссёр так вольно обращается с чувствами своих героев: «Я человек практичный, и мыслю реально!» (Мишка «Рыжий»), » — Любишь жениха?» (Александр Дедов) - Родителям нравится… (Настя Подберёзкина)' И хотя за кадром звучат весьма проникновенные строки «Я думала, гадала о том, что впереди, покуда не узнала, что милого не жди…» зритель не увидит глубин сердечных переживаний, потому что у фильма другая задача — увлечь зрителя светлой, душевной, лёгкой историей, которая очень похожа на сказку…
«Это было прошлым летом, а теперь итог иной: был наш Дедов просто дедом, — стал наш Дедов старшиной!»
17 января 2018