Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
George Lucas: Maker of Films |
год: | 1971 |
страна: |
США
|
режиссер: | Джерри Хьюз |
продюсер: | Марк Ваксман |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 апреля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Немногие молодые постановщики удостаиваются чести стать центральной фигурой документального фильма, повествующего об их творческих достижениях. Для того, чтобы подводить определенные итоги, необходимо добиться в выбранной сфере деятельности внушительных результатов, на которые, порой, уходит не одно десятилетие напряженного труда. Разбору первых шагов, долгожданного успеха и прочих свершений признанных мастеров можно посвятить по меньшей мере несколько часов плодовитого материала. Однако бывают и те редкие случаи, когда молодые гении, выпустившие всего несколько короткометражных фильмов, заслуживают не меньшего внимания, чем старшие коллеги, добившиеся умопомрачительных результатов на протяжении долгого пути. Выпускник Университета Южной Калифорнии Джордж Лукас как раз и стал одним из тех счастливчиков, чьим ранним годам был посвящен сольный документальный фильм, описывающий радости и муки творчества, пронизывающие учебный процесс. Лента «George Lucas: Maker of Films» была представлена общественности в эпохальном для Лукаса 1971-м году и стала своего рода промежуточным итогом, повествующем о том, как создавать фильмы не оглядываясь на субъективное мнение спорного окружения.
Стараниями Джерри Хьюза перед нами разыгрывается обаятельное ретро-зрелище, описывающее быт и рабочие моменты молодых кинематографистов, пытающихся изменить индустрию согласно своему уникальному видению, известному как «Новая волна». Поступив в Университет, бывший гонщик-любитель и по-совместительству талантливый рассказчик Джордж Лукас без лишнего промедления стал экспериментировать с документальным жанром, на долгое время поставив его в центр карьеры. Будучи не самым эмоциональным человеком, Лукасу было сложно описывать в своих работах откровенные чувства и переживания, в связи с чем он выбрал так называемый романтический стиль документалистики, отказавшись от слов и высказываний. Вместо этого молодой режиссер испытывал возможности камер, пытался отыскать необыкновенные ракурсы съемки, экспериментировал с монтажной склейкой и освещением. В начале 60-х годов прошлого века, когда в индустрии кино властвовали продюсеры старой закалки, требующие от подчиненных требовать давним правилам, Лукас и подобные ему энтузиасты пытались изменить застоявшиеся устои, раскрывать сложные, требующие детального рассмотрения проблемы языком нетрадиционного кино. Рассчитывать на широкое признание аудитории революционерам было сложно, и все же они смогли удостоится признания благодаря таким же прогрессивным людям, как и они сами, заседающим в жури скромных фестивалей и на скамье экзаменационных процессов. Первый же фильм Лукаса, «Взгляд на жизнь», в стремительной, динамичной форме пробежался по ключевым проблемам неустойчивого мира, делая акценты как на тревожных моментах, так и на простых радостях, способных спасти наш грешный мир. Продолжив успешные начинания в пронзительном манифесте «Фрейхейт», режиссер воспользовался помощью товарища-актера, с которым они создали напряженное, пугающее зрелище, заставляющее задуматься о катастрофических последствиях политических преступлений, имеющих место быть после окончания Второй Мировой Войны.
Посвятив достаточно внимания в действительности сложным, неоднозначным вопросам, Лукас посчитал, что настало время проявить себя в качестве увлеченного романтика, заигрывающего со своей давнишней страстью. Расквитавшись с ужасами, исходящими от ошибочных решений человека, молодой режиссер не мог отказать себе в небольшом пробеге по гоночной трассе на пару с талантливым гонщиком тех лет. «Человек и автомобиль» в сочных деталях описывает процесс подготовки гоночной машины к соревнованиям, а затем взрывается скоростью, не затихающей вплоть до финальных титров. В прошлом увлеченный автомобилист и многообещающий гонщик Джордж Лукас не мог отказать себе в удовольствии хотя бы ненадолго вернуться к любимому делу юных лет, буквально впитывая в себя каждую секунду пребывания около заветного «Лотуса». При этом режиссер отчетливо понимал, что его будущее связан не с опасными, непредсказуемыми гонками, а исключительно с созданием фильмов. Исследуя заманчивые очертания автомобильного двигателя и изгибов внешнего корпуса, Лукас продолжал вести неравный бой с камерой, стараясь отыскать ранее невиданные приемы ее использования. И стоит отметить, что во многом ему это удалось: заслуженные овации публики тому яркое доказательство. Вслед за «Человеком и его автомобилем» последовал медитативный «Херби», настраивающий зрителей на неспешный, вдумчивый лад. Черно-белая картина, обрамленная завораживающими джазовыми композициями, пришлась по вкусу преподавательскому составу Университета, который наградил короткометражку несколькими наградами. Набравшись опыта и признания коллег, в 1967 году Джордж Лукас режиссирует ленту «Электронный лабиринт ТНХ-1138», которая откликнется в его карьере спустя четыре года, когда Джерри Хьюз соберет все известные о молодом режиссере факты и ознакомит с ними прогрессивную аудиторию, заглядывающую в будущее без привязанности к застоявшемуся прошлому.
Итак, «Электронный лабиринт ТНХ-11438» стал дебютом Джорджа Лукаса в научной фантастике. Режиссер поставил во главе сюжета историю о бесстрашном мужчине, бросившем вызов деспотичной компьютерной системе, подчинившей себе волю человеческого общества. Использовав выгодные связи и поддержку сокурсников, Лукас добился права съемки в закрытых военных полигонах и прочих необходимых для повествования локациях, дабы добиться видимости правдоподобного будущего. Традиционно немногословный и драматически холодный фильм Джорджа Лукаса снискал славу одного из важнейших короткометражных открытий 60-х. Именно благодаря успеху «Электронного лабиринта ТНХ-1138» на режиссера обратили внимания Стивен Спилберг и Фрэнсис Форд Коппола, рассмотревшие в нем талант, коему суждено будет стать одним из величайших режиссеров Голливуда. Выпустив вслед удручающей анти-утопии несколько весьма занимательных короткометражек, включая «Император» и «Каждый жил в городе Претти Хау», Лукас окончательно распрощался с Университетом Южной Калифорнии, открыв себя миру полнометражного кино.
Дружеские отношения постановщика с основателем независимой студии «Американский зоотроп» Фрэнсисом Фордом Копполой позволили Лукасу добиться права на съемки полноценной художественной вариации «Электронного лабиринта ТНХ-1138», чья премьера состоялась в 1971 году. На момент выхода в прокат данная лента не шибко заинтересовала рядовую публику, однако вызывала ажиотаж у интеллектуалов и прозорливых критиков. Неудачные кассовые показатели первого громкого дебюта Джорджа Лукаса едва не стали причиной краха «Американского зоотропа», но Джерри Хьюз, Коппола и Спилберг понимали, что по одной неудаче нельзя судить ою истинном потенциале постановщика. Документальная лента «George Lucas: Maker of Films» напомнила обществу о том, кто такой на само деле Джордж Лукас: непримиримый боец, знаток мировой истории, увлеченный фантаст и гонщик, романтик от документалистики и непревзойденный визионер. Наблюдая за кадрами, тщательно скомпонованными Хьюзом в последовательную информационную хронику, ты словно переносишься в 60-е и становишься прямым участником становления Джорджа Лукаса. В 1971 году его творческий путь достиг очень важной точки, но вместе с тем, это был далеко не финал, а лишь начало свершений, коим будет суждено раз и навсегда изменить наше представление о развлекательном кинематографе.
В итоге хочу сказать, что «George Lucas: Maker of Films» являет собой уникальный документальный фильм, описывающий творческие открытия и стремления Джорджа Лукаса, исповедующего техническое превосходство съемки над живой эмоциональностью. Поклонникам режиссера и исследователям кино будет не лишним ознакомиться с лентой Джерри Хьюза дабы понять, каким образом зарождались тенденции и веяния современного кино, к которым непосредственное отношение имеет никто иной, как Джордж Лукас, автор «Электронного лабиринта ТНХ-1138».
10 из 10
12 сентября 2016