Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ехали в трамвае Ильф и Петров |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Титов |
сценаристы: | Виктор Титов, Илья Ильф, Евгений Петров |
продюсер: | Л. Золоева |
видеооператоры: | Григорий Беленький, Георгий Рерберг |
композитор: | Никита Богословский |
художники: | Петр Фоменко, Виктор Петров |
монтаж: | Антонина Зимина |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 августа 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 12 мин |
Очень неоднозначная картина по моему мнению. Почему-то россыпь прекрасных советских актеров, истории, основанные на фельетонах и рассказах Ильфа и Петрова совсем не смогли сделать фильм интересным и запоминающимся.
Нам будут показывать жизнь страны Советов тридцатых годов с помощью (если я правильно понял) реальной кинохроники и фельетонов Ильфа и Петрова.
К моему большому сожалению, интереса к фильму у меня хватило минут на двадцать. Начальная сцена с Леоновым, из-за которого я и смотрел эту ленту, действительно забавна, и этот величайший актер играет потрясающе. Далее сцена диалога Басова и Смокнутовского тоже достаточно смешная и её хочется смотреть, узнать, что же будет в конце этого диалога. А вот потом…
Потом фильм, лично для меня, скатывается в какой-то сумбур из перемешанных сатирических зарисовок и документальной кинохроники. Но, главное, что остальные сценки не показались мне смешными. Вообще. Более того, даже немного скучными.
Увы, но эта картина вызвала у меня совсем не те эмоции, которых я от неё ждал.
28 января 2023
Впервые я этот очень тёплый, интеллигентный, тонкий, умный фильм посмотрел ещё в детстве по ТВ (он чёрно-белый, потому что телевизионный, а цветных телеков тогда почти ни у кого не было). Он меня так впечатлил, что я его запомнил на всю жизнь. С тех пор пересматривал его только дважды, лет 10 назад и вот на днях. Картина явно недооценена и и недопонята и тогда, и сейчас, иначе на КиноПоиске о ней были бы другие рецензии. Вот я и взялся за восстановление справедливости. Но обо всём по порядку.
В 71-м году на киноэкраны (подчёркиваю!) страны вышел 'конгениальный' и потрясающе успешный фильм великого нашего комедиографа Гайдая '12 стульев' (по Ильфу/Петрову). В 72-м году на телеэкраны (подчёркиваю!) страны вышел наш скромный фильм 'Ехали в трамвае Ильф и Петров' (по Ильфу/Петрову). Влияние первого на второй очевидно, особенно в финале. Так же, как у Гайдая, у Титова совершается прыжок во времени и воспевается современная на тот момент Москва со стадионом 'Лужники' в центре (?). Гайдай наверняка был знаком с этой лентой и обратил внимание на её новелличность, поскольку сам строил фильмы из новелл ('Деловые люди', 'Операция 'Ы'...'). Далее события могли предположительно развиваться так. Гайдай, уже работавший над своим 'Иваном Васильевичем...', о нашей ленте не забыл, решив тряхнуть стариной и сделать 'ответный ход'. Но сколько же можно 'доить' 'сладкую парочку' И/П? Поэтому выбор мастера пал на её 'конкурента'- Зощенко. И вот в 75-м году на киноэкраны (подчёркиваю!) страны вышла состоящая из 4 новелл Зощенко комедия Гайдая 'Не может быть!'. Успех, классика, 'народный фильм', цитаты и песни, великие актёры, 'и всё такое'. Никто с этим и не спорит. Вот только на самом деле это не КИНО, а снятый на киноплёнку 'театр миниатюр' (точнее Театр Сатиры, откуда большинство актёров). Чисто ТЕАТРАЛЬНАЯ работа, как и все фильмы того же Марка Захарова. Зато весело, зато смешно!!!
...И вот тут-то о главном. Развеселённый Гайдаем до мокрых подмышек обыватель, уверенный в том, что Ильф с Петровым- прикольные пацаны, посмотрев наш фильм, начинает ныть: да разве это комедия, да тут смеяться негде, всё затянуто, нудно...
Отвечаю. Ильф и Петров- не клоуны и не Зощенко. Это очень умные и серьёзные писатели-сатирики, переживавшие за свою страну, за свой народ и стремившиеся сделать его жизнь лучше и светлее, 'бичуя' пороки посредством присущего им чувства юмора. Всё это и отражено в 'трамвайной' картине, снятой с доброй улыбкой и ностальгической 'грустинкой' по тем временам, когда в Москве ещё не было метро... (Кстати, с режиссурой всё в порядке: утром едут в трамвае, потом работают, потом снова в трамвае- домой.) А многочисленные фото- и кинодокументы помогают вдумчивому зрителю окунуться в атмосферу той поры. А лирики фильму добавляют 'сквозной персонаж'- девушка, ищущая настоящей, несуетной любви и музыка замечательного композитора Никиты Богословского. А актёрский ансамбль, который просто великолепен... А... Но хватит, пожалуй. Это вам не 'кумедь'! Тут думать надо, понимать, сопереживать... А кому поржать хочется, то вам не сюда!
8 из 10
19 февраля 2022
Фильм, как это видно из названия, снят по произведениям Ильфа и Петрова. Я, наверное, как и многие, кроме «12 стульев» и «Золотого телёнка» ничего больше у этих авторов не читал. Для таких фильм и создан — показать, что два выдающихся писателя написали ещё много чего помимо этих ваших Остапов Бендеров. Вот только то ли авторами фильма были выбраны намеренно такие скучные рассказы, то ли талант Ильфа и Петрова в большей степени проявился именно в приключениях сына турецкоподданного, но кинокартина «Ехали в трамвае Ильф и Петров» вышла наполовину скучной, наполовину «ничего так».
Я не могу сейчас сосчитать, сколько всего фельетонов было экранизировано, но, по-моему, интересными могут показаться ровно половина. Начальная сценка с Евгением Леоновым — отличная, смешная. Затем беседа Басова и Смоктуновского тоже смотрится весело. Ну и ещё дуэт Моргунова и Ролана Быкова смотрелся живенько, а также идея с характеристиками на сотрудников актуальна и по сей день. Всё остальное, увы, как-то и не смешно, и вообще не очень интересно. Нет, безусловно, в каждой сценке присутствует и своя сатира, и мысль, и вообще логичное ироничное завершение, но это всё не показатель и не гарант успеха.
После просмотра остальных сцен возникает ощущение, которое можно выразить двумя словами: «и что?». Эпизод с говорящей собакой, внештатный журналист Глузский, целая эпопея со скульптором, сошедший с ума Лев Дуров, соперничество двух газетных редакций — всё это хоть и подразумевало под собой цель что-то донести до зрителя, но цель и средства не оправдали друг друга. Отчего можно прийти к неутешительному выводу, что короткая проза Ильфа и Петрова — это вам не Аверченко, не Зощенко, не Жванецкий. А может дело в режиссёре? Может не клеится у него с краткой формой. Это же он потом снимет лютый трэш под названием «Анекдоты». Набивал руку может быть.
6 из 10
7 августа 2013
Казалось бы, сценарий по Ильфу и Петрову, россыпь замечательных артистов, известный режиссёр — фильм просто не может не получиться. Однако на деле получаем не лучший продукт.
Начинается фильм довольно бодро. Несколько сценок в переполненном трамвае. Думал я, что вокруг трамвая всё и дальше будет вертеться. Но тут нам, зачем-то, показывают кадры документальной кинохроники с завода, несколько фотографий Ильфа и Петрова. Не самое интересное зрелище. Благо, хоть голоса О. Табакова и З. Герта не дают окончательно заснуть.
Действие перемещается в цирк. Ага, вот оно, сейчас-то должно быть смешно. Но нет, минуты две мы наблюдаем собачку, танцующую вокруг З. Герта, и скучающую комиссию. Собачка, как выясняется, умеет говорить, но совсем не то, что надо. Просто скучный сюжетец
Так и дальше картина продолжается с переменным успехом. Смешная сценка чередуется с документальной хроникой, за которой следует сюжет весьма скучный.
В целом, можно сказать, что не лучшие произведения И. Ильфа и Е. Петрова были выбраны для фильма. Нет, это не полный провал. Смотреть можно, но ожидал я гораздо большего.
6 из 10
11 ноября 2012